Урок «Синонимы»

Данный урок является программным в 5 классе, но его отличает то, что он ориентирован на современного школьника. Урок начинается с просмотра фрагмента известного всем детского мультфильма «Фиксики». Такое начало способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра видеофрагмента в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, творческое письмо. Закрепление нового материала проходит в форме творческого задания. Необычной является и физкультминутка (выстраивание синонимических рядов в соответствии с градацией), её цель: закрепить полученные знания и параллельно снять усталость.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка

Тема: «Синонимы»

Учитель: Окмянская Анна Викторовна

Класс: 5

Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 38 -е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 317с.

Учебно-наглядный комплекс:

  • Персональный компьютер (1 шт.);

  • Операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point;

  • Медиапроектор, экран.

Словари:

Словарь синонимов

Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы:

  • Словесный метод: (беседа, терминология).

  • Наглядный метод: (объяснение, показ наглядности).

  • Практический метод (работа в группах).

  • Метод самостоятельные работы (ответы на вопросы, написание творческого диктанта).

  • Метод стимулирования: (одобрение, похвала).

  • Контроль и самоконтроль (обратная связь).

Ход урока

  1. Организационный момент СЛАЙД 1

Микроцель: мотивация учащихся на успех в усвоении и углублении знаний по русскому языку.

Начинаем наш урок. Мы друг к другу повернемся. И, конечно, улыбнемся. Чтобы нам не заскучать, будем знанья получать!

Все любят смотреть мультфильмы и взрослые и дети, предлагаю начать сегодняшний урок с просмотра эпизода из мультфильма «Фиксики» (просмотр эпизода 30 секунд)

  1. Изучение новых знаний

Микроцель: организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала.

Какое слово не знал Дим-Димыч? (работа по мультфильму)

Как ещё можно назвать шкатулку? (ларчик, баульчик, ящичек, сундучок, несессер) СЛАЙД 2

Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи) СЛАЙД 3

А вы знаете, что в переводе с греческого син означает один, одинаковый. СЛАЙД 4

Ребята, образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.

СИНОНИМЫ это и будет темой нашего урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность и для чего они нужны.

Попробуйте сами дать определение слову синонимы.

Сравните его с правилом в учебнике на стр.145 СЛАЙД 5

слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.

Скажите, всё ли мы назвали, когда составляли своё определение?

На прошлых уроках мы познакомились с толковым словарём, а сегодня - со словарём синонимов. (Демонстрация словаря)

Давайте откроем словарь и посмотрим, как он устроен.

А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Вот представьте только, что для обозначения действия предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы. (текст на слайде) СЛАЙД 6

Я просыпаюсь и подхожу к окну. Серебром блестят в синеве неба стволы берез, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов, блестят железные крыши…

Понравился ли вам текст?

Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.) СЛАЙД 7

Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?

  1. Закрепление полученных знаний

Микроцель: Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления и глубины понимания изученного материала

СЛАЙД 8 Задание «Редактор»: заменить повторяющиеся слова синонимами, используя словарь.

Задание выполняется в группах и проверяется. СЛАЙД 9

Блестят - светиться, сиять, сверкать

Ребята, мы все выполнили задание хорошо, давайте наградим друг друга улыбками! А теперь задание. СЛАЙД 10

Задание «Художники»: нарисуйте смайлики!

1 ряд - рисует улыбку

2 - смех

3 - хохот

Урок «Синонимы»Урок «Синонимы»Урок «Синонимы»

Какие замечательные смайлики у вас получились. Все вместе эти три слова образуют синонимический ряд. СЛАЙД 11

Синонимы отличаются значениями так же, как и улыбка на этих лицах. Если же мы расположим их по возрастанию или убыванию, получим художественный приём, который называется - градацией. СЛАЙД 12

Физкультминутка

Микроцель: предупредить утомление и параллельно закрепить изученную тему.

Теперь я предлагаю вам самим построить синонимический ряд.

Большой - крупный, огромный, громадный, гигантский, титанический, исполинский. 7

Плакать - рыдать, реветь, хныкать, выть, вопить, голосить. 7

Шептать - сказать, кричать, восклицать 4

Холод - мороз - стужа - холодина - стынь 5

Изумительный - хороший, превосходный, прекрасный,

  1. Проверка полученных знаний

Микроцель: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания новой темы.

Творческий диктант

Теперь проверим, как вы усвоили полученные знания. Напишем творческий диктант. Я называю вам слово, вы подбираете к нему синоним и записываете свой вариант ответа в тетрадь. Болтать, глазеть, скинуть (пальто), сообразить, стибрить, тащиться.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Микроцель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Выстраивание «лестницы успеха» СЛАЙД 13

Оценки за урок.

Покажите смайлик вашего настроения.

  1. Домашнее задание

Микроцель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Ребята, вы знаете, что у слова «бежать» больше двадцати синонимов. Интересно!? Составить синонимический ряд со словом «бежать» СЛАЙД 14

Сообщает нам звонок, что закончился урок. Мы к друг другу повернемся и, конечно, улыбнемся, и пожмем друг другу руки, больше знаем - меньше скуки!!! СЛАЙД 15


© 2010-2022