- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок «Синонимы»
Урок «Синонимы»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Окмянская А.В. |
Дата | 08.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
Тема: «Синонимы»
Учитель: Окмянская Анна Викторовна
Класс: 5
Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - 38 -е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 317с.
Учебно-наглядный комплекс:
-
Персональный компьютер (1 шт.);
-
Операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point;
-
Медиапроектор, экран.
Словари:
Словарь синонимов
Время реализации занятия: 45 минут (1 урок)
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы:
-
Словесный метод: (беседа, терминология).
-
Наглядный метод: (объяснение, показ наглядности).
-
Практический метод (работа в группах).
-
Метод самостоятельные работы (ответы на вопросы, написание творческого диктанта).
-
Метод стимулирования: (одобрение, похвала).
-
Контроль и самоконтроль (обратная связь).
Ход урока
-
Организационный момент СЛАЙД 1
Микроцель: мотивация учащихся на успех в усвоении и углублении знаний по русскому языку.
Начинаем наш урок. Мы друг к другу повернемся. И, конечно, улыбнемся. Чтобы нам не заскучать, будем знанья получать!
Все любят смотреть мультфильмы и взрослые и дети, предлагаю начать сегодняшний урок с просмотра эпизода из мультфильма «Фиксики» (просмотр эпизода 30 секунд)
-
Изучение новых знаний
Микроцель: организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала.
Какое слово не знал Дим-Димыч? (работа по мультфильму)
Как ещё можно назвать шкатулку? (ларчик, баульчик, ящичек, сундучок, несессер) СЛАЙД 2
Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи) СЛАЙД 3
А вы знаете, что в переводе с греческого син означает один, одинаковый. СЛАЙД 4
Ребята, образуйте по аналогии то слово, которое обозначает открытое нами явление.
СИНОНИМЫ это и будет темой нашего урока.
Сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность и для чего они нужны.
Попробуйте сами дать определение слову синонимы.
Сравните его с правилом в учебнике на стр.145 СЛАЙД 5
слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.
Скажите, всё ли мы назвали, когда составляли своё определение?
На прошлых уроках мы познакомились с толковым словарём, а сегодня - со словарём синонимов. (Демонстрация словаря)
Давайте откроем словарь и посмотрим, как он устроен.
А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)
Вот представьте только, что для обозначения действия предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы. (текст на слайде) СЛАЙД 6
Я просыпаюсь и подхожу к окну. Серебром блестят в синеве неба стволы берез, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Блестят снежной белизной стены домов, блестят железные крыши…
Понравился ли вам текст?
Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.) СЛАЙД 7
Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как?
-
Закрепление полученных знаний
Микроцель: Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления и глубины понимания изученного материала
СЛАЙД 8 Задание «Редактор»: заменить повторяющиеся слова синонимами, используя словарь.
Задание выполняется в группах и проверяется. СЛАЙД 9
Блестят - светиться, сиять, сверкать
Ребята, мы все выполнили задание хорошо, давайте наградим друг друга улыбками! А теперь задание. СЛАЙД 10
Задание «Художники»: нарисуйте смайлики!
1 ряд - рисует улыбку
2 - смех
3 - хохот
Какие замечательные смайлики у вас получились. Все вместе эти три слова образуют синонимический ряд. СЛАЙД 11
Синонимы отличаются значениями так же, как и улыбка на этих лицах. Если же мы расположим их по возрастанию или убыванию, получим художественный приём, который называется - градацией. СЛАЙД 12
Физкультминутка
Микроцель: предупредить утомление и параллельно закрепить изученную тему.
Теперь я предлагаю вам самим построить синонимический ряд.
Большой - крупный, огромный, громадный, гигантский, титанический, исполинский. 7
Плакать - рыдать, реветь, хныкать, выть, вопить, голосить. 7
Шептать - сказать, кричать, восклицать 4
Холод - мороз - стужа - холодина - стынь 5
Изумительный - хороший, превосходный, прекрасный,
-
Проверка полученных знаний
Микроцель: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания новой темы.
Творческий диктант
Теперь проверим, как вы усвоили полученные знания. Напишем творческий диктант. Я называю вам слово, вы подбираете к нему синоним и записываете свой вариант ответа в тетрадь. Болтать, глазеть, скинуть (пальто), сообразить, стибрить, тащиться.
-
Подведение итогов. Рефлексия
Микроцель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Выстраивание «лестницы успеха» СЛАЙД 13
Оценки за урок.
Покажите смайлик вашего настроения.
-
Домашнее задание
Микроцель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Ребята, вы знаете, что у слова «бежать» больше двадцати синонимов. Интересно!? Составить синонимический ряд со словом «бежать» СЛАЙД 14
Сообщает нам звонок, что закончился урок. Мы к друг другу повернемся и, конечно, улыбнемся, и пожмем друг другу руки, больше знаем - меньше скуки!!! СЛАЙД 15