Статья о Паутовой Е. М. Поэтическое мастерство

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

-31

Статья о Паутовой Е.М. Поэтическое мастерство

Статья о Паутовой Е.М. Поэтическое мастерство

Статья о Паутовой Е.М. Поэтическое мастерство

Статья о Паутовой Е.М. Поэтическое мастерство

Статья о Паутовой Е.М. Поэтическое мастерство

Статья о Паутовой Е.М. Поэтическое мастерство

Статья о Паутовой Е.М. Поэтическое мастерство

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»












РЕФЕРАТ

по образовательной программе

дополнительного профессионального образования

«Современный образовательный менеджмент.

Государственно-общественный характер управления реализаций

ФГОС общего образования»





на тему: «Воспитательные результаты и эффекты урочной и внеурочной деятельности»






выполнила: Паутова Екатерина Михайловна

МБОУ «Ковардицкая средняя общеобразовательная школа»

учитель русского языка и литературы















Ковардицы ,

Муромского района , Владимирской области

2015г


Содержание

1.Ведение ------------------------------------------------------------------------- с2-6

2.Основная часть

2.1 Направленность уроков__________________________________ с 7

а) из сочинений учащихся________________________________ с7-8

2.2Внеурочная деятельность: исследование художественного текста

а) проблема счастья в произведении «Кому на Руси жить хорошо»_с 9-19

б) представление о счастье наших современников (ученические сочинения)______ с 20-23

2.3 Выводы по проблеме _______________________________________ с24

3.Заключение .______________________________________________ с25

4.Приложение_______________________________________________ 26-30

5.Библиографический список___________________________________ 31































Направленность урочной и внеурочной деятельности на достижение результатов и эффектов

в рамках ФГОС нового поколения

Воспитание в школе - это не специальные мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».


Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект - это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка - это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребёнок) достигли своих результатов.

Но может быть, гораздо более серьёзное последствие неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования. Например, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого хорошего ученика, в том числе и потому, что такой ученик гарантированно показывает высокие результаты обученности и воспитанности. Не вполне понимая результаты и эффекты своей работы, не умея внятно предъявить их социуму и при этом испытывая давление с его стороны, учителя таким непедагогичным образом страхуются от профессиональных неудач.

Становится ясным, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлечённость процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом, тендерном и других аспектах.

«Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком». «Современный урок - это урок без стрессов».

Урок - клеточка педагогического процесса.

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна.

Существует множество подходов к определению понятия урока. Несмотря на это, можно выделить общие признаки понятия «урок»: 1. Урок - основная форма организации учебно- воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности. 2. Урок - элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. 3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций.

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками: главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. На уроке реализуется личностно- ориентированный подход к обучению. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. Организация урока динамична и вариативна. На уроке используются современные педагогические технологии






Направленность уроков литературы

По словам Гончарова, «Язык есть образ всего внутреннего человека: его ума, сердца и воспитания». Преподавание литературы станет творческим тогда, когда из школьного обихода будет изгнан штампованный, стандартный жаргон, свидетельствующий об обескровленной мысли, оторванной от сознания. Уже никого не удивляют нелепые выражения «В принципе я согласна», «По идее, я не против этого» О каких принципах и идеях идёт речь?

Язык-это духовный двойник человека, его второе «Я».Неоценимый вклад вносят в развитие языка писатели, они заставляют «сиять заново» слово, придают ему особую силу и энергию. Размышляя над книгой, ученик думает о героях, о писателе и вместе с тем вообще о человеке в мире и о мире в себе, о жизни. «Познание книги сливается с познанием мира и самопознанием» Нашим детям не хватает нравственной рефлексии, самокопания, стремления разобраться в себе. Нравственная рефлексия способствует развитию совестливости, тревожной совести самосознания. Все мы знаем ,как велика роль исповеди в религии ,так и с точки зрения психоаналитика важно ,чтобы человек мог выговорить себя.

  • Словесность связана с душой человека. Образование. Корень «образ»--икона. Главное не передача суммы знаний, а восстановление в человеке образа Божия., ибо безобразие-потеря образа Божия.(Ирзабеков)

Уроки литературы приносят особую радость, если тема задела за душу, если есть результат- хорошее сочинение. Сочинения должны быть живыми, чтобы в них, как в зеркале, отражалась личность ученика, его ум и чувство. Каждую авторскую идею, далёкую и близкую, надо примерить на себе, на своём времени.

Результативность уроков литературы в сочинениях учащихся, так как здесь и критическое мышление, и творческое воображение.

Из сочинений учащихся

Сейчас одиннадцатиклассники готовятся к сочинению. Написали сочинение «Духовная деградация личности» по рассказу Чехова «Ионыч». Из сочинения Сорокиной Виктории «Деградировать- ухудшаться, вырождаться, двигаться назад (словарь).Дмитрий Ионыч превратился в ничтожное ,бездушное существо, для которого в жизни одна ценность-деньги. Он всё больше полнел, страдал одышкой. Да, настоящий Старцев, потерявший молодость, мечту, смысл жизни. Ионыч ест, пьёт, ворчит, стучит палкой на больных. Болото пошлости полностью засосало его. Он не только не врач, но уже и не человек.

Чехов предупреждает нас, чтобы мы берегли в себе человека, не теряли высокий смысл жизни, не поддавались пошлому окружению. Для всех нас он служил великим примером.

«Он лечит бесплатно крестьян по утрам, занимается садом, школой ,библиотекой днём, а вечером пишет шедевр...

Перед нами была модель нового человека...Антон Чехов был только один» (Джон Пристли)

  • Готовясь к сочинениям с направлениями «Путь», «Дом»,взяла произведение американского писателя Джона Сэлинджера «Над пропастью во ржи»,Каверина «Шестнадцатилетние»,Лии Симоновой «Лабиринт»,Астафьева «Людочка». Почему? Да потому, что герои - это по возрасту ровесники учащихся. Ребятам интересны их судьбы , жизненные пути, как свои.

У Сэлинджера подросток- глаза страны. Холден видит страну с изнанки, как будто смотрит на неё через скрытую камеру.

Что пишут дети? «Подросток конфликтует со всеми, он мечтает спасать детей от «пропасти», от опасности взрослой жизни..Ласку учителя он принимает за страсть извращенца , слишком много он видел их в школах.

«Такого скопления подлецов я в жизни не встречал, все эти смазливые ублюдки одинаковы»,- говорит Холден о школе. Подросток никому не верит, слишком много грязи он видел за свои шестнадцать лет. Его охватывает отчаяние, он сам чуть не падает в « пропасть» . Брата спасает десятилетняя сестрёнка Фиби, возвращая его домой. Дом лечит блудного сына вниманием и любовью. Дом - крепость спасения! Как важно иметь свой дом! А наши русские замечательные девочки-героини: Соня из «Лабиринта», Людочка из повести Астафьева погибают от бездомной жизни и одиночества. Они потеряли опору в образе самого дорогого человека- собственной мамы. Мамы их родили , но не спасли их души от страдания и отчаяния.» (Антонова Юля)




Внеурочная деятельность. Исследование художественного текста.

Проблема счастья в произведении «Кому на Руси жить хорошо»




МБОУ « Ковардицкая средняя общеобразовательная школа»



«Составляющие счастья героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и наших современников».




Выполнила:

Ученица 11 класса

Баранова Юлия

Руководитель:

Паутова Екатерина

Михайловна.



2014г.




Оглавление







  1. Введение. 3

  2. Исследование текста «Кому на Руси жить хорошо 4-13

  3. О счастье наших современников. 14-16

  4. Заключение. 17-19

  5. Библиографический список 20













ВВЕДЕНИЕ

«Уроки литературы - это уроки души».

Цель художественного произведения , конечно, не приёмы, а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности.

В школе необходимо дать ребёнку такой образец, с которым он будет сравнивать своё поведение, от которого будет отсчитывать движение вперёд, от которого начнётся духовно-нравственное возрождение. Русская классическая литература всегда была гордостью, совестью народа. В художественных текстах рассматриваются вопросы этики, эстетики и политики. Но самое главное - рассматривается проблема души и духа отдельного человека и целого народа. Никакое богатство не сможет заменить доброту, порядочность, честность.

Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан, обесценивание многих жизненных идеалов привело к образованию идеологической пустоты.





Глава I - исследование текста «Кому на Руси жить хорошо»


Для своей научной работы я выбрала тему: «Счастье». Данная тема, я считаю, актуальна всегда и везде. Люди во все времена задумывались о том, что же для них является счастьем. Для кого-то счастье - это дом, семья, для других - деньги. Я хотела бы показать, что люди выбирают для себя истинное счастье сами, и образующие счастья при этом не меняются. В своих рассуждениях я обратилась к литературе. А как же о счастье рассуждали в прошлом веке? Я решила рассмотреть тему счастья в произведениях Николая Некрасова. Произведения Николая Алексеевича Некрасова всегда отличаются социальной направленностью, он создавал свои стихотворения и поэмы «о народе и для народа», описывая его проблемы, мысли и интересы, быт и нравы. Не является исключением и «Кому на Руси жить хорошо?». Некрасов взял семь мужиков, символизирующих народ и пригласил нас, читателей, в путь по Руси, чтобы произвести генеральный смотр России с народной точки зрения. Ради чего это путешествие? Что такое генеральный смотр? Да, просто, увидеть всё своими глазами, поговорить о политике, экономике, особенно о нравственности. Мужики встречали людей, выслушивали их. Но только двое из народа были названы счастливыми самим народом. Это Матрёна Тимофеевна Корчагина и Ермил Гирин. За что же их так чествует, величает народ? За что считает их идеалом? Давайте исследуем эти образы на предмет счастья.

Итак, странники ищут счастливую среди баб.

В селе Наготине

Сказали, как отрезали:

"У нас такой не водится,

А есть в селе Клину:

Корова холмогорская,

Не баба! доброумнее

И глаже - бабы нет.

Спросите вы Корчагину

Матрену Тимофеевну,

Она же: губернаторша..."

Мы видим, что эта баба известна на всю округу как счастливая. Первое сравнение - корова холмогорская. Корова - священное животное среди славян, на ней держится семейный достаток, она опора крестьянской семьи. Нет глаже, попросту красивее, прославилась она в народе умом и добротой. В народе прозывается губернаторшей, вероятно, за силу характера.


Матрена Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.


Какие же составляющие счастья найдём мы в судьбе этой бабы?

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

За батюшкой, за матушкой,

Как у Христа за пазухой,

Жила я, молодцы.

На седьмом году крестьянская девочка приобщилась к посильному труду, который был в радость.

А на седьмом за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла.

Потом грибы да ягоды,

Потом: "Бери-ка грабельки

Да сено вороши!"

Так к делу приобвыкла я...

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Розанова Л. И. говорит: «Именно там, где любили и холили девочку, она приобщилась ко множеству занятий. В черновых записках поэта сохранился, к примеру, такой набросок:

Научилась я

Кроить и шить, коров доить,

Ткать, прясть и песни петь.

Когда пришла пора зрелости - нашёлся достойный жених. Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник». Очень интересно рассуждает Матрёна Тимофеевна о том, где высмотрел её жених.



О святках ли, как с горок я

С ребятами, с подругами

Каталась, смеючись?

Ошибся ты, отецкий сын!

С игры, с катанья, с беганья,

С морозу разгорелося

У девушки лицо!

На тихой ли беседушке?

Я там была нарядная,

Дородства и пригожества

Понакопила за зиму,

Цвела, как маков цвет!

А ты бы поглядел меня,

Как лен треплю, как снопики

На риге молочу...

Здесь невольно вспомнилась народная пословица: «Не ищи жену в хороводе, а ищи в огороде». Матрёна Тимофеевна знала, что главное её достоинство в труде, а не в игре. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь, навыки в труде - тоже. Привык к работе - и работа будет вечно доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, избегающего труда.

Тужила, горько плакала,

А дело девка делала:

На суженого искоса

Поглядывала втай.

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором -

Пал на сердце Филипп!

Хотя чужая семья сурово встретила невестку, но Матрёна была счастлива с таким мужем. Это её радость. Она любит и любима, а это многое значит!

Мы были однолеточки

Не трогай нас - нам весело,

Всегда у нас лады.

То правда, что и мужа-то

Такого, как Филиппушка,

Со свечкой поискать..."

Однолеточки! Смешное одинаково смешно, грустное одинаково грустно. Мы видим, что Матрёна испытала счастье в любви с мужем.

Затем испытала она счастье материнства.


Филипп на Благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

Как писаный был Дёмушка!

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь чёрная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской,

Как солнышко весеннее

Сгоняет снег с полей…

Не стала я тревожиться,

Что ни велят - работаю,

Как ни бранят - молчу.


Мы видим, как счастье материнства затмило все невзгоды.


Велика была жертвенная материнская любовь Матрёны Тимофеевны. Детей своих она ласково называла Дёмушка, Федотушка, Лиодорушка. Когда подпаска, восьмилетнего Федота, хотели высечь на площади за то, что из стада волчица унесла овцу, Матрёна Тимофеевна вступилась за сына. Барин приказал за ребёнка высечь мать. Матрёна Тимофеевна с радостью приняла наказание.

Ах, барин! Я подпрыгнула:

Освободил Федотушку!

Сама же легла под розги и была публично высечена. Несмотря на боль и стыд, это был для неё момент счастья, спасение слабого подростка от побоев, защитила любимого сынка. Матрёна Тимофеевна была защитницей не только детей, но и рода своего.

Когда в рекруты взяли Филиппа, Матрёна Тимофеевна решилась идти к губернатору, искать правду. Здесь на память приходит протопоп Аввакум. Когда матушка решила его женить, он бросился перед иконой на колени с молитвой: «Дай мне, Господи, жену во спасение моё, а не на погибель». И дано было во спасение.

Матрёна Тимофевна, спасительница рода своего, пошла на подвиг во имя спасения семьи и мужа. Беременная, дохаживая последние дни, она пошла в ночь через леса в губернский город. Перед длинной дорогой за селом, на белоснежной равнине стала молиться. Велика сила молитвы под открытым небом.


Открой мне, матерь божия,

Чем бога прогневила я?

Всю силу богом данную,

В работу полагаю я,

Вся в деточек любовь!

Ты видишь всё, владычица!

Ты можешь всё, заступница!

Спаси рабу свою!

Матрёна Тимофеевна и нам даёт совет о спасительной молитве.

Беда пристигнет - вспомните

И жёнам посоветуйте:

Усердней не помолишься

Нигде и никогда.

подъезде губернаторского Дворца Матрёна Тимофеевна бросилась в ноги губернаторше.

Не знала я, что делала,

(Да, видно, надоумила

Владычица!)… Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!


Обманом, не по-божески

Кормильца и родителей

У деточек берут»

Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали,

Филиппушку спасли.


Когда Матрёна привела в дом своего мужа, за этот величественный подвиг ей поклонилась вся родня

…Поклонился мне

Свекор-батюшка,

Поклонилася

Мать-свекровушка,

Деверья, зятья

Поклонилися,

Поклонилися,

Повинилися!

Матрёна Тимофеевна за великий подвиг спасения получила прозвище губернаторша. Какой светлый образ русской женщины, пример удивительной стойкости, терпения и силы характера!Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить её. Она способна выстоять перед любым испытанием, и, несмотря ни на что, крестьянка не поддаётся отчаянию, озлоблению и безропотно несёт свой крест.

Красавица миру на диво

Румяна, стройна, высока!

Такой была Матрёна Тимофеевна. Красота во все времена была не только достоинством, но и большой бедой. На красоту всегда шла охота. Вспомните «Грозу» Островского. Барыня предупреждает Катерину: «Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь… Много, много народу в грех введёшь! Вертопрахи,… старики… соблазняются на красоту-то! А за всё тебе отвечать придётся». От красоты погибла Лариса Огудалова из «Бесприданницы» Островского. Её красоту разыгрывали в «орлянку», её красотой торговала собственная мать. Из-за красоты Алёны Дмитриевны из произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова» случилась страшная трагедия.

Не миновала греховная охота и Матрёну Тимофеевну.


Да тут беда подсунулась:

Абрам Гордеич Ситников,

Господский управляющий,

Стал крепко докучать:

"Ты писаная кралечка,

Ты наливная ягодка..."

-"Отстань, бесстыдник! ягодка,

Да бору не того!"

Укланялазоловушку,

Сама нейду на барщину,

Так в избу прикатит!

В сарае, в риге спрячуся -

Свекровь оттуда вытащит:

"Эй, не шути с огнем!"

-"Гони его, родимая,

По шее!" - "А не хочешь ты

Солдаткой быть?"

Даже свекровь, глубоко верующая христианка, готова ценой позора снохи купить покой, благополучие семьи, ввести в неискупимый грех верную жену собственного сына. Понимая, что власть всесильна, свекровь готова была пожертвовать чистотой и верностью своей снохи. Но Матрёна Тимофеевна спасла свою красоту от поругания, свою честь от срама людского. «Я только не отведала стыда неискупимого, последнего стыда. Жена я мужу честная!»- гордо воскликнула Матрёна Тимофеевна.

Песня! Через неё крестьяне передавали состояние души. Беседуя с ходоками, Матрёна Тимофеевна несколько раз запевает песни и мужики хором подхватывают. Песня в труде, на посиделках… Песня-плач по Дёмушке помогала выплеснуть из души тяжесть беды.


Ой, плотнички-работнички!

Какой вы дом построили

Сыночку моему?

Окошки не прорублены,

Стеколышки не вставлены,

Ни печи, ни скамьи!

Пуховой нет перинушки…


Ой, жёстко будет Дёмушке,

Ой, страшно будет спать!..

Песня и в горе, и в радости сопровождала крестьянку; скрашивала тяжелую серую жизнь, была её утехой и радостью.



Что же составило счастье Матрёны Тимофеевны? За что же прославил народ Матрёну Тимофеевну? Во всех испытаниях жизни сохранила она человеческое достоинство, доказала миру, что надеяться можно только на себя, счастье искать в себе. Всё в ней полно особого значения: и её девичья целомудренность, и открытость для добра, прямота нрава, не допускающая никакой лжи, праведность, жизненная чистота, безгрешность, высокая миссия материнства, безграничная любовь к детям, приобщение к большому труду.


Ермила Гирин близок к «идеалу». У него есть две составляющие счастья: уважение окружающих и богатство. Своей честностью, порядочностью, благородством и высокой моралью он заслужил доверие всех людей, которые его окружают. В чем же его авторитет? Ермил наделён острым чувством христианской справедливости, совестливости и чести. Что такое честь? По словарю В. И. Даля - это ёмкое понятие. Честь - это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. За это народ любит его, доверяет ему, величает его. «Не колдовством, а правдою» взял такую силу над народом Ермил. Поистине берёг честь смолоду. Когда он «писарем в конторе состоял, лет двадцать было малому… а он и посоветует, и справку наведёт; где силы хватит - выручит, не спросит благодарности, и дашь, так не возьмёт! Худую совесть надобно - крестьянину с крестьянина копейку вымогать… таким путём вся вотчина в пять лет Ермилу Гирина узнала хорошо». Когда князь велел избрать бурмистра, вся вотчина предложила Ермилу.

Шесть тысяч душ, всей вотчиной
Кричим: - ЕрмилуГирина! -
Как человек един!

Пошел Ермило царствовать
Над всей княжою вотчиной,
И царствовал же он!
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному.
Душой не покривил...

Какая современная тема! Выборы на высокую должность. Оказывается, были они и во времена Некрасова. Власть - это доверие человеку и проверка его

одновременно. Оступился и Ермил: выгородил «из рекрутчины меньшого брата Дмитрия» Этот поступок чуть не стоил ему жизни.

Не пьет, не ест: тем кончилось,
Что в деннике с веревкою
Застал его отец.
Тут сын отцу покаялся:
«С тех пор, как сына Власьевны
Поставил я не в очередь,
Постыл мне белый свет!»
А сам к веревке тянется.
Пытали уговаривать
Отец его и брат,
Он все одно: «Преступник я!
Злодей! вяжите руки мне,
Ведите в суд меня!

Мир порешил «вернуть парнишку Власьевне, не то Ермил повесится, за ним не углядишь».

Пришел и сам Ермил Ильич,
Босой, худой, с колодками,
С веревкой на руках,
Пришел, сказал: «Была пора,
Судил я вас по совести,
Теперь я сам грешнее вас:
Судите вы меня!»
И в ноги поклонился нам.
Ни дать ни взять юродивый,

Стоит, вздыхает, крестится,
Жаль было нам глядеть,
Как он перед старухою,
Перед Ненилой Власьевой,
Вдруг на колени пал!

Как ни просила вотчина, от должности уволился… Интересный эксперимент провёл Некрасов с честнейшим человеком из народа - эксперимент искушения властью. Помните, в трагедии Гёте Мефистофель даёт Фаусту последнее испытание, по мнению чёрта, безотказное, он приближает учёного к императору и даёт ему власть. Нечистая сила убеждена в том, что обладание властью непоправимо портит даже очень хороших людей. Государственная деятельность не влечёт Фауста, он отказывается от неё. Отказался от власти и Ермил Гирин. Власть принесла ему грех, жестокие мучения, терзания совести. Всенародное покаяние ещё больше укрепило авторитет мужика. Справедливость, совестливость, честность, способность к покаянию составляли величие человека во времена Некрасова. Некрасов показал, что и политика, и экономика страны зависят от «нравственного оплота» человека.













Глава II- О счастье наших современников


Рассмотрев героев Некрасова, мы можем вернуться в наше время. В своих рассуждениях о счастье я обратилась к учащимся нашей школы.

Послушайте отрывки из сочинений учащихся нашей школы.

Ратников Александр, 9 класс. «Счастье, когда нет никаких проблем».

Иванушкин Дмитрий, 9 класс. «Счастье, когда человек достигает всех поставленных целей. Счастлив, что могу помочь своим родным. Счастлив, что у меня есть семья, которая всегда поддержит и поможет во всём».

Для одних счастье - богатство, для других - благополучная семья.

Андреева Ольга, 9 класс. «Счастье, когда в семье нет ссор. Счастье - это то, что для тебя ценно, и чего ты боишься потерять».

Коровушкина Анастасия, 9 класс. «Доброта и взаимопонимание в семье. Счастье - хорошие друзья».

Викторов Илья, 9 класс. «Счастье - это материальное благополучие и когда человек доволен своими поступками».

Белякова Валерия, 9 класс. «Счастье удачно выбрать профессию, стать образованной, завести семью».

Федотова Алёна, 9 класс. «Для кого-то счастье - деньги, машины, квартиры, а для меня - семья! Счастье, когда ты в себя веришь и в тебя верят, понимают.»

Москвина Анжелика, 9 класс. «Для меня счастье - это друзья и семья. Я выбираю друзей не по материальному состоянию, а по состоянию души».

Романова Татьяна, 9 класс. «Счастье - чувствовать себя любимой своей семьёй и друзьями. Видеть и понимать тех, кто рядом, доверять им и помогать, вникая в их проблемы. Счастье - это вера в себя. Счастье иметь работу, семью и жизнь».

Чеповская Юлия, 10 класс. «Атмосфера в моей семье пропитана теплом, доверием и любовью. Домой я всегда иду с радостью, потому


что я знаю: мой дом - моя крепость. Мне скажут, что семья есть у всех, а счастьем является то, чего нужно добиваться, искать. Я думаю, что, если всю жизнь идти куда-то, не останавливаясь, можно пропустить то самое важное, главное и значимое… счастье».

Никитина Наталья, 11 класс. « Действительно, сейчас, в суете будних дней, в бешеном ритме жизни, люди забыли, что есть счастье. Они думают, что будут счастливы, если продвинутся по карьерной лестнице или купят новую машину, всё больше погружаясь в суету, заботы, проблемы, не замечая, что жизнь проходит мимо. Не понимают, что порой для счастья нужно просто остановиться… забыть хоть на миг о проблемах… обрести душевное спокойствие, равновесие. Не может быть счастливым человек, который всё время за чем-то гонится. Счастье подобно бабочке: когда её ловишь- она улетает, а когда ты её не ждёшь, она сама садится на плечо. Я считаю, что невозможно вечно гнаться за счастьем. Нужно дать счастью шанс самому найти тебя».

Усова Света, 11 класс. Для меня понятие «счастье» складывается из нескольких составляющих - это умение найти своё место в жизни, заниматься любимым и интересным делом, жить насыщенной жизнью и осознавать себя частичкой нашего мира.

Смолова Диана, 11 класс. Сейчас для меня составляющими счастья являются деньги, семья, друзья, спокойствие, здоровье, понимание.

Большинство учащихся, рассуждая о счастье, отдают предпочтение абстрактному счастью: деньгам, богатству, но одна из выпускниц нашей школы Филиппова Елена писала пять лет назад в своём сочинении: «На деньги можно купить кровать, но не сон, книгу, но не знания, лекарства, но не здоровье, положение в обществе, но не уважение, лесть, но не любовь».

Отдельно я хотела бы рассмотреть сочинение Барановой Анны. Только она считает, что счастье заключается в продолжении рода.

«Что такое счастье? Каждый волен отвечать по-своему - в меру своих знаний, личных качеств, воспитания. Для одних людей счастье заключается, прежде всего, в материальном благополучии. Но часто, обзаведясь всем, что только душе угодно, они не находят желаемого счастья. Сегодня мы видим много людей, которые подобно сказочному Кощею «над златом чахнут», но разве это счастье? Эти люди живут в


постоянном страхе за своё богатство, вокруг их домов высокие заборы, на окнах решётки… Разве в этом счастье??? У таких людей мало друзей, да и друзья эти только из-за материального достатка человека. Разве счастье в том, чтобы постоянно жить в страхе за своё богатство, чтобы видеть лицемерие друзей? Нет… не в этом счастье. Но и если человек живёт в бедности, голодает… это тоже не счастье, так как человек постоянно думает о том, что он будет завтра есть… человек становится злым. И злится он на несправедливость жизни, на богатых, которые живут в роскоши… Можно ли сделать вывод, что счастье человека зависит не от материального достатка, а от удовлетворения духовных потребностей… Если рядом с человеком близкие и любимые люди, то он уже счастлив. Ведь самое главное любить и быть любимым., а потом всё будет, главное стремиться и упорно стараться добиться желаемого результата. Для каждого человека счастье - это семья, если любимый человек рядом; здоровые и жизнерадостные родители и любимый человек всегда поддержат и подскажут. И будет ещё большее стремление добиться своей цели и оправдать надежды родителей. Ещё большее счастье - это создать семью и оставить после себя следующее поколение. Не менее важно воспитание, именно от этого зависит поведение, поступки, желания. Кто-то может не согласиться со мной, ведь для каждого человека счастье - это что-то особенное… Но я думаю, что духовные желания - это основа счастья!»

Сочинение Ани я хотела бы подкрепить притчей.

Три представления о счастье

Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своём счастье. Но счастье представлялось им по-разному. Первый думал, что счастье - это богатство, второму счастьем казался талант, а третий считал, что счастье - семья.

Долго ли, коротко ли, но все они достигли своего счастья. Однако у всего есть конец. Перед смертным часом собрались друзья, чтобы подвести итоги. Первый сказал:
- Богатым я был, а счастья не испытал. Умираю скрягой и человеконенавистником.

Второй сказал:
- Талантливым я был, а счастья не испытал. Ухожу из жизни,истерзанный одиночеством.

Третий сказал:
- А я познал, что такое счастье. Ухожу обласканный близкими и оставляю земле самое ценное - новых людей.



Заключение


Народ назвал героев Николая Некрасова счастливыми, но сами они так не считали. Для всеобщего счастья им не хватало вольной волюшки и справедливости. Этого же не хватает и нам. В нашей стране экономическое рабство, полная зависимость от обстоятельств, нет гарантий достойного труда, бесполезно высшее образование, нигде нет справедливости. Служат, конечно, не двадцать пять лет, но и один год службы уносит жизни молодых ребят. А сколько погибло в вооружённых конфликтах? Итак, в далёкие Некрасовские времена для счастья были необходимы трудолюбие, любовь к близким, жертвенность, честь, чистая совесть, добрая слава о человеке. Сейчас мы живём без идеалов и высокой морали. Каждый хочет по-хлестаковски «срывать цветы удовольствия», не сажая этих цветов. Но «мы не имеем права потреблять счастье, не производя его» - утверждает Б. Шоу.

Муромский писатель Юрий Фанкин в своей статье «Камо грядеши» пишет: «Недавно ЮНЕСКО рассмотрело 200 стран на предмет «счастья». Учитывалось многое: материальная обеспеченность, безопасность, доступность здравоохранения, образование, отдыха, культуры. Самыми «счастливыми» оказались датчане. Россия заняла только 168-е место. Китай вышел на 78-е место, а Белоруссия - на 54-е. Лесные пожары приутихли, но огонь либеральной политики и перманентных «реформ» продолжает пожирать Россию, идёт масштабное уничтожение Российской самобытности, основ культуры и нравственности. В любой стране национальная музыка на телевидении составляет 70%, 20% отводится классической музыке, и только 10% - попса. У нас же с точностью до наоборот.

В. Аникин поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Десятилетия и десятилетия отделяют нас от печальных и горестных времён, когда поэт делился со своим читателем болью за судьбы и участь народа. Прошумели над Россией социальные бури - революции, войны. Великая стройка новой жизни сильно изменила облик нашей земли, её людей. Стоящая на бугре деревянная церковь да заброшенное кладбище, резной наличник на окнах старого дома, потемневший от времени сруб столетнего амбара, перенятые от родителей песни которые ещё помнят старики, - вот то немногое, что ещё напоминает о давних временах. Русь Некрасова стала преданием, далёким прошлым, историей. Так или почти так думает сегодня человек, весь захваченный стремлениями современной жизни, но едва ли он прав. Связей у сегодняшнего времени с тем, которое дивилось чуду железной дороги, больше, чем кажется. То же солнце встаёт над нашей землёй, те же рассветы и вечерние зори полыхают на небе, те же реки текут и подмывают берега, а люди хотя и стали другими, но не забывают, что они потомки тех, о ком писал Некрасов, что у нас с ними одна родина и что та же русская речь звучит среди нас. И это, как и многое другое, - залог бессмертия поэта и его поэмы. Написанное им всегда будет много говорить нашему сердцу. Некрасовская Русь во всей яви живёт в строках поэмы: люди, давно умершие, говорят, двигаются, делятся печалями, радуются, сердятся. Явственно слышим мы далёкие голоса, угадываем душевные движения людей, узнаём из поэмы об их помыслах и надеждах.

Русь Некрасова исчезла, но картины жизни, воссозданные им, его чувства и мысли близки современному человеку. В некрасовской поэме, как в энциклопедии, выразился народный исторический опыт, о котором полезно помнить.

Народный исторический опыт никогда не стареет, он необходим потомкам во все века.


Каждый государственный муж должен взять с собой в жизнь образ ЕрмилыГирина, чтобы достойно служить народу, чтобы с честью пройти испытание властью, чтобы заслужить доверие и почёт. Каждая женщина и девочка должна знать главнейшую и величайшую миссию на земле - миссию материнства. Пусть в трудные для неё моменты, помолится она вместе с героиней Некрасова, уверует в свою силу и любовь. Как сказал профессор богословия А. Осипов: «Бог не может спасти человека без ведома самого человека».

«Самоотверженность крестьян в любви и семье, их желания не столько испытать счастье самим, сколько принести его близким, безусловно, были одной из форм выражения народного миропонимания» - утверждает Л. А. Розанова.


Из книги афоризмов я выписала следующие высказывания: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное».

(Платон)

«Всех счастливее тот, кто довольствуется малым. Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий»

(Б. Паскаль)









































Заключение



Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Современный урок литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Продуктивные задания - главное средство достижения результата образования: проблемы, с которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

















Приложение























































Библиографический список.

  1. Аникин В. «Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»».- М.: Просвещение. 1969

  2. Борохов Э. «Энциклопедия афоризмов».- М.: Правда. 1999

  3. Некрасов Н. «Кому на Руси жить хорошо».- М.: Просвещение, 1989.

  4. Розанова Л. А. «О творчестве Некрасова».- М.: Просвещение. 1988

  5. Статья Ю. Фанкина под рубрикой «Точка зрения» Камо грядеши?. // Голос писателя 2010

  6. Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»( электронная книга.)

  7. Л.Симонова «Лабиринт» интернет-источник.

  8. Астафьев «Людочка» интернет-источник.

  9. Каверин «Шестнадцатилетние» интернет-источник.









































































































© 2010-2022