- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематическое планирование по литературе (индивидуальное обучение) 11 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе (индивидуальное обучение) 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чалмаева В.А. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2006. Учебник: В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Русская литература XX века.11 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2005.
Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Всего - 70 часов; в неделю 2 часа
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея данной программы по литературе - помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ.
Календарно-тематическое планирование
Дата
№
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
1
Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков .Литературные направления и течения, их своеобразие, характерные черты
1
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы
Запись тезисов в тетрадях
2
Очерк жизни и творчества И.А.Бунина. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки» .Рассказы Бунина о любви.
1
Изучение нового материала.
Рассказ о жизни и творчестве Бунина, беседа по содержанию прочитанного рассказа
3-4
Смысл жизни героя рассказа «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе.
2
Совершенствование знаний, умений и навыков. Беседа.
Сообщение учащихся, аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа
5
Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Второе пришествие
1
Изучение нового материала. Лекционный метод с элементами беседы.
Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции.
6
Ранние романтические рассказы А.М.Горького. Композиция романтических рассказов
1
Совершенствование знаний, умений. Литературная беседа
Тест на восприятие прочитанного. Индивидуальная и коллективная работа
7
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне». Человек, его достоинство и смысл жизни
1
Изучение нового материала. Творческое чтение
Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы
8
«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в пьесе. Вопрос о правде в драме «На дне» .Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Горького
1
Комбинированный
Приёмы и методы истолкования художественного произведения
Участие в аналитической беседе, комментированное чтение, характеристика героя
9
Жизнь и творчество А.И.Куприна. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»
1
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы
Выступление с сообщением, презентацией; составление хронологической таблицы, запись лекции
10
Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Анализ письма Желткова Вере Николаевне
1
Совершенствование знаний, умений, навыков.
Сообщения учащихся, работа с текстом, заполнение таблицы, работа с текстом, беседа
11-12
Жизненный и творческий путь В.Г.Короленко. Размышления над повестью «Слепой музыкант»
2
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы
Выступление с сообщениями, ответы на вопросы учителя, рассказ о ранее прочитанных произведениях
13
Летопись жизни и творчества Л.Н.Андреева. Тема социального неравенства в творчестве Л.Н.Андреева
1
Изучение нового материала. Сообщение учителя
Беседа, реализация индивидуальных заданий, составление хронологической таблицы, фронтальный опрос, развитие речи
14
Повесть Л.Андреева «Иуда Искариот» - конфликт между одиночкой и толпой, героем и «другими»
1
Урок-исследование.
Участие в аналитической беседе, работа над мини-сочинением
15
Сочинение по творчеству Бунина, Куприна, Короленко, Андреева
1
Контрольный
Творческая самостоятельная работа
16
Общая характеристика поэзии «серебряного века»
1
Изучение нового материала
Доклады учащихся с последующим обобщением материала, составление таблицы «Основные черты и особенности поэзии серебряного века»
17
Символизм. «Старшие символисты». Поэзия «младосимволистов» Поэзия В.Я.Брюсова
1
Изучение нового материала. Лекция учителя, сообщения учащегося.
Чтение стихотворений наизусть, сообщения по теме урока, составление тезисов лекционного материала
18
«Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта
1
Изучение нового материала. Лекция, сообщения учащегося
Работа с текстом, аналитическая беседа, выступления с материалом домашнего задания, анализ лирического произведения
19
Смысл поэзии И.Ф.Анненского
1
Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение
Участие в эвристической беседе с элементами анализа лирического текста. Индивидуальная работа
20
Акмеизм. Мир образов Николая Гумилёва
1
Изучение нового материала. Лекция, аналитическое чтение
Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста.
21
Творческие индивидуальности «серебряного века»
1
Контрольный урок
Написание собственных текстов, составление хрестоматии, конструирование опорных схем
22
Личность и творчество А.А.Блока. Тема любви в лирике А.Блока. Стихотворение «Незнакомка»
1
Изучение нового материала. Лекция с включением выступления учащегося
Составление хронологической таблицы по материалам лекции. Сообщения по заданным темам.
23
«Это всё о России». Тема Родины в творчестве А.Блока.
1
Совершенствование знаний и умений. Творческое чтение лирических произведений.
Сопоставительный анализ стихотворений Блока и Некрасова. Чтение стихотворений.
24-25
Поэма А.Блока «Двенадцать». Творческая история поэмы. Угрожающие силы стихии в поэме «Двенадцать»
2
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы.
26
Кудрявый гений русской поэзии. Сергей Есенин в стихах и в жизни. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина.
1
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество.
27
«Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина. Образ времени в поэме «Анна Снегина»
1
Изучение нового материала. Лекция в сочетании с беседой
Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников, анализ стихотворений.
28
Трагедия мятежной души в поэме С.Есенина «Пугачёв». Образ Пугачёва в русской литературе XIX века. Сочинение по творчеству Сергея Есенина
1
Комбинированный.
Индивидуальная и творческая работа при подготовке к семинару. Индивидуальная самостоятельная работа. Комментированное чтение.
29
В.В.Маяковский. Творческая биография. Сатира Маяковского
1
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
Доклад ученика, творческое чтение, составление хронологической таблицы.
30
Патриотическая лирика Маяковского
1
Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Маяковского.
Отзыв о прочитанных стихотворениях. Выразительное чтение стихотворений, их анализ.
31
Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
1
Изучение нового материала урок-лекция. Выразительное чтение стихотворений Маяковского
Работа по содержанию прочитанных стихотворений
32
Громада-любовь в творчестве В.Маяковского. Подготовка к сочинению по творчеству Маяковского
1
Комбинированный. Частично поисковый
Комментированное чтение стихотворений, их интерпретация. Исследование вопроса о новаторстве поэта в раскрытии данной темы.
33
А.А.Фадеев. Страницы жизни писателя. Роман «Разгром». Особенности жанра и композиции.
1
Урок изучения нового материала. Работа с книгой.
Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств.
34
Левинсон как руководитель и просто человек. Проблема гуманизма в романе. Перерождение Морозки. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе.
1
Комбинированный урок. Проблемное изложение (литературная беседа)
Работа с текстом (письменный опрос)
35
«И судим был каждый по делам своим». Жизнь и творчество М.А.Булгакова.
1
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы.
Сообщения, подготовленные учащимися. Составление хронологической таблицы по материалу лекции.
36
«Стать бесстрастно над красными и белыми». Роман М.Булгакова «Белая гвардия».
1
Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы
Индивидуальные сообщения учащихся. Участие в беседа по содержанию произведения.
37
История создания романа «Мастер и Маргарита». Жанр и особенности композиции. Философско-этические проблемы в романе.
1
Урок изучения нового материала. Исследовательский.
Составление тезисов по материалам лекции. Аналитическая беседа.
38
Сатирико-бытовой пласт романа. Разоблачение московского обывателя.
1
Комбинированный урок
Работа с текстом, беседа по содержанию.
39-40
Романтический пласт произведения. Сюжетная линия Мастера и Маргариты. Мастер и его ученик. Истории духовного взросления Ивана Бездомного. Тема преемственности в романе. Проверочная работа. Тест.
2
Комбинированный урок
Работа с текстом произведения, аналитическая беседа., выступления учащихся.
41
А.н.Толстой. Тема русской истории в творчестве писателя.
1
Изучение нового материала. Лекция учителя. Беседа.
Выступления учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции.
42
Панорама русской жизни в романе «Пётр Первый». Образ Петра первого в романе.
1
Изучение нового материала. Работа с текстом.
Анализ эпизодов, задания по группам. Создание киноверсии эпизода. Характеристика героя произведения.
43
Оставаться человеком!.. Жизненный и творческий путь А.Платонова. Осмысление революционной действительности в повести «Сокровенный человек»
1
Изучение нового материала. Демонстрация презентации. Сообщение учащегося. Беседа.
Составление хронологической таблицы по материалам лекции и выступления одноклассника.
44
Мир утраченных иллюзий в повести «Котлован». Характерные черты времени.
1
Урок совершенствования ЗУН. Беседа.
Ответы на вопросы учителя. Выборочная проверка на проблемный вопрос.
45-46
«Мне дали имя при крещении - Анна». Тема Родины в лирике Ахматовой. Тема народного страдания в поэме Ахматовой «Реквием»
2
Урок изучения нового материала. Лекция
Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. Сообщение учащегося. Анализ поэтического текста.
47
Основные мотивы и темы лирики марины Цветаевой.
1
Урок совершенствования и углубления знаний.
Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений
48
М.Шолохов. штрихи к биографии. М.А.Шолохов «Донские рассказы»
1
Изучение нового материала. Лекция.
Составление хронологической таблицы и плана лекции.
49
Картины жизни донского казачества в романе «Тихий Дон». События революции и гражданской войны в романе «Тихий Дон»
1
Урок совершенствования ЗУН.
Работа с текстом произведения, работа по карточкам. Беседа о жизни семей. Сопоставление с романом Толстого «Война и мир»
50
Гуманизм Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора. Путь Григория Мелехова в романе
1
Урок совершенствование ЗУН
Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Пересказ эпизодов.
комментированное чтение, работа по карточкам
51-52
Григорий и Аксинья .Сочинение по творчеству М.А.Шолохова
2
Урок совершенствование ЗУН
Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев.
53
А.Т.Твардовский. Жизненный и творческий путь. Поэма «Василий Тёркин». Жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти»
1
Изучение нового материала
Заслушивание сообщения, составление хронологической таблицы.
54
Литература 50-90-х годов.
Судьба А.Солженицына. Конфликт временного и вечного в рассказе «Один день Ивана Денисовича»
1
Изучение нового материала. Лекция.
Выступления подготовленных учащихся. Запись лекции, составление хронологической таблицы.
55
Невероятная явь войны. Повести В.Быкова. «Момент истины» Тема нравственного выбора в повести В.Быкова «Сотников»
1
Урок совершенствования ЗУН. Урок-семинар
Знакомство с биографией писателя, составление плана, выступления по прочитанным произведениям.
56
Там, на войне. Повесть, «написанная кровью сердца». К.Воробьёв «Это мы, Господи»
1
Урок совершенствования ЗУН
Аналитическая беседа, работа с текстом повести.
57
«Тихая лирика» Николая Рубцова
1
Изучение нового материала.
Запись основных положений лекции, знакомство со стихотворениями Н.Рубцова, их анализ. Сообщения подготовленных учеников
58
Тема родины в лирике Н.Рубцова
1
Комбинированный урок
Работа над содержанием стихотворений, аналитическая беседа
59
В.Распутин. Страницы жизни. Живое слово В.Распутина. «Женский разговор»
1
Комбинированный урок
Выступления учащихся, беседа по ранее прочитанным произведениям, запись основных положений биографии. Комментированное чтение
60
Апокалипсис, сотворённый людьми. Повесть «Прощание с Матёрой»
1
Комбинированный урок
Комментированное чтение отдельных эпизодов, аналитическая беседа, характеристика героев.
61
Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок»
1
Совершенствование ЗУН. Конференция. Поисковый.
Выступления с подготовленными заданиями.
62
Сопричастный всему живому. Штрихи к портрету В.П.Астафьева.
1
Изучение нового материала. Лекция.
Запись основных положений лекций.
63-64
Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»
2
Урок обобщения и систематизации, полученных ЗУН.
Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение.
65
Авторская песня.
1
Изучение нового материала. Литературный салон.
Сообщения учащихся, чтение стихов, слушание музыки
66
Обобщающий урок по русской литературе XX века.
1
Контрольный
Тест
67-68
Современная литературная ситуация.
2
Изучение нового материала. Обзорная лекция
Запись основных положений лекции
69-70
Резервные уроки.
2