- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка. Собирательные числительные
Урок русского языка. Собирательные числительные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Губкина М.И. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА «СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ».
Цель: обучение нормам употребления собирательных числительных.
Задачи:
-
Повторить разряды количественных числительных, научить правильно употреблять собирательные числительные в речи;
-
Развивать творческие способности, повышать культуру речи;
-
Воспитывать бережное отношение к языку.
Оформление доски:
Тема урока, ряд чисел (от 2 до 10), материалы для разминки.
Оборудование: мягкие игрушки-зверята, карточка «четвертое лишнее».
Ход урока:
-
Круг-игра «Я знаю».
-
Разминка.
-
Объяснение нового материала методом эвристической беседы и игровых приемов.
-
Закрепление материала.
-
Объяснение домашнего задания.
-
Круг-игра «Я знаю»
-
«Я знаю, что обозначают количественные числительные. Я знаю, на какие разряды делятся числительные. Я знаю, как отличить числительное от других частей речи».
Спасибо, ребята, приятно, что вы многое уже знаете о числительных, значит можно начинать урок. Присядьте на места, откройте тетради и запишите число, «классная работа».
-
Итак, на доске написаны числительные. Подумайте, на какие группы по значению можно их разделить.
Пять, одна четвертая, тринадцать, сто двадцать один, две целые три пятые, семьдесят четыре, с двумя шестыми, семнадцать, три девятые.
1 вариант - найдите целые числа, 2 вариант - дробные числа.
Молодцы, хорошо знаете разряды количественных числительных. Числительных какого разряда не было в задании?
Собирательных числительных. Как вы уже догадались, тема урока - «Собирательные числительные». Запишите тему в тетрадь.
-
Что мы уже знаем о собирательных числительных?
А сегодня предстоит узнать особенности употребления. Мы научимся правильно использовать собирательные числительные в речи.
А). Игра «Четвертое лишнее»:
Попробуйте догадаться, какое слово в этом ряду лишнее и объяснить, почему.
(Собирательные числительные записываются в тетради и на доске)
-
Один, двое, трое, четверо.
-
Пятеро, шестеро, тройка, семеро.
-
Восьмеро, удвоить, девятеро, десятеро.
Итак, мы записали ряд собирательных числительных. Все ли числительные мы записали?
Вас, наверно удивляет, что собирательных числительных немного. Действительно, это самая малочисленная группа. К тому же, собирательные числительные ограничены в употреблении, не имеют числа и рода (за исключением слов оба и обе).
Давайте поближе познакомимся с этими удивительными числительными.
Б) Внимание на доску. Прочитаем выразительно текст.
Если хотите сообщить, что сани, ножницы, ворота, сутки одни, берите соответствующее числительное. А если этих предметов больше, чем один, - можно взять собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, или количественные - семь, десять, сто, или слово несколько.
Заметьте только, что про два, три, четыре предмета можно сообщить только с помощью собирательных числительных, а про другое количество - с помощью количественных.
О какой норме употребления числительных говорится в тексте? Составьте словосочетания существительных, употребляющихся только во множественном числе, с числительными, как об этом сказано в тексте.
Отработка навыка на круге-паутинке.
Запишите полученные словосочетания.
В) В газетной заметке спортивный репортаж заканчивался следующей фразой: «Особенно удачно выступили Шевченко, Седых, Жук. Все трое включены в состав сборной республики». Кто эти люди - мужчины или женщины?
Действительно, в этом случае легко ошибиться. Оказывается, в употреблении собирательных числительных с существительными тоже существуют нормы. Я попрошу выйти к доске Колю, Артема, Иру, Машу. Сколько перед нами мальчиков и сколько - девочек?
А как еще можно сказать, сколько мальчиков? Двое. Словосочетания записываются на доске и в тетради.
А как сказать про девочек? Возможная ошибка исправляется, словосочетание записывается.
Сколько мальчиков сегодня в классе?
Сколько девочек?
А как к вам еще обращаются взрослые? Они называют вас ребята, дети. С этими слова собирательные числительные тоже употребляются.
Кто сможет сформулировать правило: с какими существительными употребляются собирательные числительные?
Так о ком же говорилось в заметке? О мужчинах или женщинах? Какое слово вам подскажет?
Г) Ребята, я знаю, что вы очень любите животных, и на урок принесли свои любимые игрушки. Наверно, узнали их. Но сегодня это живые зверюшки, и я приглашаю вас посетить необычный зоосад. Посмотрите, кто здесь живет?
Сколько котят…..?
Три, а как еще?
Итак, с какой еще группой существительных могут сочетаться собирательные числительные?
Мы вернулись из зоосада с хорошим настроением. И конечно же, хотим поделиться впечатлениями с мамой, папой, с друзьями. Вам придется в своем рассказе собирательные числительные употреблять в разных падежах. Чтобы не ошибиться, давайте обратимся к учебнику. Какие окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах? Найдите ответ в учебнике.
Составьте несколько предложений о том, что вы видели в зоосаде.
Д) Упр. 346. Устная проверка.
Е) Обратите внимание на доску.
ОБ А друга, озера.
ОБ Е подруги
С существительными какого рода сочетается числительное «обе»? С существительным женского рода. Открывается карточка, ребята прочитывают окончания косвенных падежей, делают выводы.
Закрепление.
Вместо точек вставьте числительные оба, обе в нужной форме.
1) По ... сторонам дороги тянулись поля. 2) Город раскинулся на ... берегах реки. 3) Ребенок держал игрушку . . . руками. 4) ... братьев приняли в секцию. 5) У ... сестер разряды но гимнастике3. 6) Склоны . . . оврагов размыты дождями. 7) Русла . . . рек - песчаные6. 8) С ... странами подписан договор о сотрудничестве.
Д/з: § 62, № 348.
Круг «Я знаю» Я знаю собирательные числительные. Я знаю, с какими существительными они сочетаются. Я знаю, как они склоняются. Я знаю, с какими существительными употребляются числительные оба, обе.