Планы по русскому языку обучение на дому 5-6 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9


Урок русского языка. (Обучение на дому)

Учитель Сугирбекова А.А.


Тема урока: «Состав слова. Основа и окончание ».


Цели: 1. Повторить и закрепить знания о словообразовании.

2. Уметь определять значимые части слова.

3. Развивать умение членение слова по составу, подбирать слова указанной

структуры.

4. Развивать логическое мышление, память.

5. Обогащать словарный запас слов у ученика.

Оборудование: картинки, текст, схема .

Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Проверка домашнего задания:

Чтение текста. Выделить в тексте имя существительное, глагол, местоимение.

  1. Объяснение нового материала:

Слово учителя: Словообразование раздел науки о языке , который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Слово состоит из основы и окончания. В основу входят : приставка, корень , суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание -части слова.


В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание (трав-а), а в неизменяемых - только основа (около, завтра, по-зимнему, двигаясь, кашне).

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Окончание выражает разные грамматические значения.

Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками.

Задание:

Луг, луга, лес, леса, мышь, мыши, корова, у коров, дед, у деда, старик, у старика, жил, жили, перестал, перестали, отвез, отвезу, принес, октябрь, в октябре..

(Выпиши слова с нулевым окончанием.)

  1. Закрепление.

Задание:

Родная природа , родной дом , родное село , теплая погода, теплый месяц, теплое время, холодная осень, холодный ветер, холодное молоко..

( Спиши, выдели в словах основу и окончание.)

Задание: (устно)

Я вольный ветер, я вечно вею ,

Волную волны , ласкаю ивы ,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею ,

Лелею травы , лелею нивы.

(К.Д. Бальмонт)

(Чтение, в каком значении употреблены глаголы обозначающие «действия» ветра.)


5. Домашнее задание:

Работа в рабочей тетради.


6. Итог урока:

Вспомним, что мы узнали о словообразовании.Что такое состав слова , основа , окончание.



Урок русского языка. (Обучение на дому)

Учитель Сугирбекова А.А.



Тема урока: «Корень слова ».


Цели: 1. Повторить и закрепить знания о словообразовании.

2. Умение определять основу и окончание.

3. Вспомнить о однокоренных словах, что их объединяет..

4. Развивать логическое мышление, память.

5. Обогащать словарный запас слов у ученика.

Оборудование: картинки, текст , схема опорная «состав слова».

Ход урока:

1. Орг момент

2. Проверка домашнего задания:

Чтение текста. Выделить в тексте имя существительное, синонимы .

3. Объяснение нового материала:

Слово учителя: Части основы - корень , приставка , суффикс.

Корень - это главная значимая часть слова , в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Их надо отличать от разных форм одного и того же слова.

Задание:


Лес , лесник , лесной. Дерево , деревцо, деревянный. Лечить , лечение , вылечить.

(Спиши , подчеркни корень .)


4.Закрепление.

Задание:

Растенье - з е м л и украшенье. Рощи да леса всему краю краса. Лес и в о д а - брат и сестра. Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади. Больше леса - больше с н е г а , больше снега - больше хлеба. Растенье - берегам спасенье. Зеленый наряд р а д у е т взгляд.

(Подбери однокоренные слова к выделенным. Укажи антонимы .)


Задание: (устно)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?


На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

(Спиши. Выдели корень существительных.)


5. Домашнее задание:

Работа в рабочей тетради.


6. Итог урока:

Вспомним, что мы узнали о корне слова . Что такое однокоренные слова ?




Урок русского языка. (Обучение на дому)

Учитель Сугирбекова А.А.


Тема урока: « Суффикс ».


Цели: 1. Повторить и закрепить знания о словообразовании.

2. .

3. Развивать логическое мышление, память.

4. Обогащать словарный запас слов у ученика.

Оборудование: картинки, текст.

Ход урока:

1. Орг момент

  1. Проверка домашнего задания:

Чтение текста. Выделить в тексте имя существительное, глагол, местоимение.

  1. Объяснение нового материала:

Слово учителя: Основной значимой единицей языка является- слово .Совокупность всех слов языка составляет его лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка называется лексикологией. В лексикологии изучают самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления и происхождения. Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков, действий, количества и т.д.

То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.

Прямое и переносное значения слов . Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количество выступают в п р я м о м значении.

При переносе наименования одного предмета (признака, действия) в качестве наименования для другого предмета (признака, действия) у слова образуется новое лексическое значение, которое называется п е р е н о с н ы м.

Переносное значение является одним из значений многозначного слова. Переносное значение слова может закрепиться за предметом и стать прямым значением.

Задание:

Золотой браслет - золотая пшеница. Ученик идет - дождь идет.

Ребенок спит - природа спит. Волк воет - ветер воет.

(Спиши. Укажи слова переносного значения, прямого значения .)


4.Закрепление.

Задание:

Теплый вечер, теплая улыбка, теплая шаль ; Воздушное платье, воздушное пространство ; Прохладный ветер, прохладная встреча, прохладное отношение ;

Чистое озеро, чистые мысли, чистые руки .

(Выпиши словосочетания со словами в переносном значении. Обоснуй свой выбор.)


Задание: (устно)

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая ?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

(Какие значения у слова золотой?)


5. Домашнее задание:

Работа по карточке .


6. Итог урока:

Вспомним, что мы узнали о прямом и переносном значении слов. Для чего мы используем их в своей речи?



Урок русского языка.

Учитель Сугирбекова А.А.

Тема урока: «Морфология. Самостоятельные части речи ».

Цели: 1. Формировать понятие часть речи.

2. Умение определять части речи по совокупности признаков.

3. Развивать логическое мышление, память.

4. Обогащать словарный запас слов у ученика.

Оборудование: картинки, текст, схема .

Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Проверка домашнего задания:

Работа по карточкам .(20 мин.) № 2 Закрепление знаний учащихся по теме: Фонетика. Лексика.

  1. Объяснение нового материала:

Слово учителя:

Морфология - раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. В русском языке 10 частей речи. Они делятся на самостоятельные , служебные и междометие. Части речи ( группа слов) характеризуют :

1) общее значение,

2) морфологические признаки ( или грамматические значения),

3) синтаксическая роль.

Морфологические признаки делятся на

Постоянные и непостоянные.

Самостоятельные части речи:

Имя существительное ( кто? что?)

Имя прилагательное ( какой? какие? чей? )

Имя числительное ( сколько? который?)

Местоимение ( кто? что? чей? какой? сколько? )

Глагол ( причастие, деепричастие) ( что делать? что сделать?)

Наречие (как? каким образом?)

Служебные

Предлог (в, на, под, впереди, близ, против, прежде, вследствие, кроме, несмотря)

Союз (и, а, да, зато, или, однако же, либо, не только, но, не то)

Частицы (б, бы, вот, ни, только)

Междометие (ах, ох, эй, ай, увы, ура, тьфу, ну-ну, брысь, прочь, цыц )

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия, количество и являются в предложении его членами.

Служебные части речи не имеют предметного, лексического значения и не являются членами предложения; имеют грамматические значения.

Задание:

Я люблю подмосковные рощи. Он увидел первые лучи солнца. Раз , два руки шире.

-Ах, ох ,- сказал Пузырь. ( Спеши .Определи части речи .)

4.Закрепление.

Задание

Спорт , спортсмен, клоун , тренер , волейбол , футбол , цирк , дрессировщик , стадион, фокус, фокусник. ( выпишите существительные к теме «спорт», затем к теме « цирк». Поставьте вопрос.)

Задание: (устно)

Я вольный ветер, я вечно вею ,

Волную волны , ласкаю ивы ,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею ,

Лелею травы , лелею нивы.

(К.Д. Бальмонт) (Чтение, в каком значении употреблены глаголы обозначающие «действия» ветра.)

5. Домашнее задание:



Урок русского языка.

Учитель Сугирбекова А.А.

Тема урока: «Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные ».

Цели: 1. Повторить и закрепить знания о частях речи.

2. Умение определять части речи .

3. Знакомство с имя существительным.

4. Развивать логическое мышление, память.

5. Обогащать словарный запас слов у ученика.

Оборудование: картинки, текст , схема опорная .

Ход урока: 1. Орг момент

2. Проверка домашнего задания:

Работа по карточкам ( 20 мин.) № 1 Закрепление знаний учащихся по теме : Фонетика. Лексика.

3. Объяснение нового материала:

Слово учителя:

Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Морфологические признаки:

Постоянные: род , склонение

Непостоянные : изменяется по числам и падежам

Синтаксическая роль:

В предложении бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.

Имена существительные делятся на разряды:

  1. Нарицательные, которые бывают :

А) конкретные: сад, школа

Б) вещественные: молоко, бензин

В) отвлеченные : добро, радость

Г) собирательные : детвора, листва

2. Собственные

3. Одушевленные

4. Неодушевленные

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственное число.

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто? (комсомолец, наставник , мастер, сверстница , конферансье)

Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что? ( президиум, конференция, пейзаж, планетарий, гавань, орнамент, рябина)

К неодушевленным также относятся имена существительные типа : группа, народ, стая, крестьянство, молодежь, детвора

Задание:


Арман Нурлан Алеша Сережа

Миша Саша Рая Алеша

Людмила Ваня Света Боря

Коля Маша Костя Аида

(Образуйте имя и отчество взрослого человека .)

4.Закрепление.

Задание: Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый










Урок русского языка.

Учитель Сугирбекова А.А.

Тема урока: « Собственные и нарицательные имена существительные ».


Цели: 1. Повторить и закрепить знания о части речи.

2. .Уметь давать анализ по части речи имя существительное.

3. Развивать логическое мышление, память.

4. Обогащать словарный запас слов у ученика.

Оборудование: картинки, текст.

Ход урока: 1. Орг момент

  1. Проверка домашнего задания:

Чтение текста. Выделить в тексте имя существительное, глагол, местоимение.

  1. Объяснение нового материала:

Слово учителя:

Собственные имена существительные - это названия отдельных лиц, единичных предметов, пишутся с большой буквы .

К собственным именам существительным относятся :

1) фамилии , имена, отчества людей , а также клички животных ;

2) географические названия ;

3) астрономические названия ;

4) названия газет , журналов , произведений литературы и искусства, заводов, колхозов, кораблей и др.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные ( французский ученый Ампер- ампер единица силы электрического тока , немецкий ученый Ом - ом единица электрического сопротивления, город во Франции Пломбир - пломбир вид мороженого и т.д.)

Нарицательные имена существительные - это общее название для всех однородных предметов и явлений.

Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные ( земля - суша, почва и Земля - планета Солнечной системы.)

Задание:

Ученик , Арсен , ковер, дерево, печь, Астана, дверь, Аида , Шымкент, Мурка.

(Спиши. Распредели по группам.)


4.Закрепление.

Задание: Республика , город , село , улица , памятник , река , озеро , гора .

(К данным нарицательным существительным подберите имена собственные. Составь предложения.)

Задание: (устно)

Ветерок спросил, пролетая:

- Отчего ты, рожь, золотая ?

А в ответ колоски шелестят:

- Золотые руки растят.

(Какие значения у слова золотой? Найдите в тексте имена существительные )


5. Домашнее задание:


6. Итог урока: Вспомним, что мы узнали о существительном. Какие разряды существительных вы знаете.

Класс________ Ф.И. ученика_______________________________________


1. Задание

Обозначь количество слогов в каждом слове.


Морковь- , лук - , картофель - , свекла - , капуста - , перец - ,

помидор - , огурец - , баклажан - , дыня - , арбуз - .


2. Задание

Поставь ударение в каждом слове.


Космос , замок, рыжий, лететь, юла, сюрприз, магазин, малина, капитан.


3. Задание

Вставь пропущенные слоги.


Жи - ши : ……вотное , …… раф , …… повник , ма ……на, пру……на,

каранда……, стри…… , ……лище , ……знь , ……живот ,

но……, лу……, ……на.


4.Задание

Измени слова так,чтобы они имели форму единств.числа.


Глаза- _________ , брови-________ , гаражи- _________, этажи- _________,

Ландыши- __________, флаги- __________, острова- _________,

Голуби - ___________, отряды - ___________, лебеди - ____________.


5.Задание

Выбери и вставь пропущенные буквы.


Ч__сы (а,я) , рощ___(а,я) , ч___до (у,ю) , щ___ка (у,ю) , ж___вотное (и,ы) ,

Маш___на (и,ы) , ц___фра (и,ы) , ц___рк (и,ы) .


6.Задание

Подбери антонимы


Грустный - вверх -

молодой - громко -

вежливый- мало-

добрый- назад-

мокрый- день-


7.Задание

Укажи прямое, переносное значение слова.


Золотой браслет - золотая пшеница , ученик идет - дождь идет , ребенок спит - природа спит , волк воет - ветер воет.




9

© 2010-2022