Дифференциация уроков при обучении литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Реферат

Дифференциация уроков при обучении литературе





Выполнила: Елькина Н.В.,

учитель первой квалификационной категории



Филиал КОУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Специальная учебно-воспитательная школа №1" в г. Нижневартовске

2015 г

Оглавление

I Введение

3

II Дифференциация уроков при обучении литературе

4

Уроки нетрадиционной формы

4

Классификация уроков нетрадиционной формы

4

Тип урока: урок формирования знаний

4

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

5

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

6

Формы уроков

7

Урок - семинар

7

Урок-зачет

8

Урок-экскурсия

8

Урок-дискуссия

9

Интегрированный урок

10

Театрализованный урок

11

Урок - концерт

12

Урок-презентация

13

Урок-самоуправление

14

Урок-соревнование

14

Урок с дидактической игрой

15

Урок-деловая игра

16

Урок - ролевая игра

18

Урок - прогноз

21

Урок - испытание

21

Урок-игра

22

III Заключение

23

IV Используемая литература

23



I Введение

Урок - основная форма организации занятий. Это форма организации учебной деятельности в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы для достижения поставленных им целей и задач, исходя из требований учебной программы.

Современный качественный урок должен отвечать определённым требованиям, в том числе дидактическим, воспитательным и развивающим.

Уроки классифицируются по дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

  • комбинированные или смешанные;

  • изучение нового материала;

  • формирование новых умений;

  • закрепление знаний, умений;

  • обобщения и систематизации;

  • практического применения знаний, умений;

  • контроля знаний, умений.

Классификация уроков литературы, исходя из специфики самого предмета:

  • уроки изучения художественных произведений;

  • уроки изучения теории и истории литературы;

  • уроки развития речи.

Традиционные уроки - это то, что используется сейчас в преподавании литературы, но изменилось время, педагогические технологии, и на смену традиционным урокам пришли нетрадиционные, то есть пришла пора дифференциации уроков литературы, как и всех предметов в процессе обучения. Данное направление в преподавании литературы реализуются по двум направлениям: содержание образования и организация учебно-познавательного процесса. Для этого учитель должен овладеть новыми технологиями обучения: изменить у обучающихся психологический настрой к уроку, существенно расширить круг собственных интересов, всё это помогут реализовать нетрадиционные уроки как форма проявления дифференциации.

Сейчас время диктует, что основным элементом работы обучающихся будет решение задач - освоение деятельности, особенно новых ее видов (учебно - исследовательской, поисково - конструкторской, творческой и других). В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформулировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Нетрадиционный урок - это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах.

Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

II Дифференциация уроков при обучении литературе

Уроки нетрадиционной формы

Классификация уроков нетрадиционной формы.

Тип урока: урок формирования знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;

  • урок-путешествие;

  • урок-экспедиция;

  • урок-исследование;

  • урок-инсценировка;

  • урок-конференция;

  • урок-экскурсия;

  • мультимедиа-урок;

  • проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановка цели, актуализации знании, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

  • образовательные: познакомить; дать представление, научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты;

  • воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание;

  • развивающие: продолжить развитие умения сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работать с литературой, картами, таблицами, схемами.

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;

  • диспут;

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

  • театрализованный урок;

  • урок-суд;

  • обзорная конференция;

  • урок-концерт.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное.

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

  • урок-зачет;

  • викторина;

  • конкурсы;

  • смотр знаний.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Задачи:

Дифференцированная форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы, учитель определяет, как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.

Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.

Итак, для проведения нетрадиционного урока важно:

1. Позитивное начало урока. Если обучение ассоциируется с чем-то приятным - оно эффективно.

2. Форма урока литературы определяется и характером творчества писателя, например, если это произведение Достоевского, конечно же, это будет урок-дискуссия, урок-расследование.


Формы уроков

Урок - семинар

Семинары характеризуются, прежде всего, двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением учащимися программного материала и обсуждение на уроке результатов их познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию познавательных умений учащихся, повышению культуры общения.

Различают уроки - семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения и др. В практике обучения получили распространение семинары-развернутые беседы, семинары - доклады, рефераты, творческие письменные работы, комментированное чтение, семинар-диспут, семинар-конференция. Укажем основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:

  • при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной доработки учащимися;

  • после проведения вводных, установочных и текущих лекций;

  • после обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по изученной теме;

  • при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.

Для проведения такого вида урока требуется тщательная подготовительная работа. Возьмём урок по теме: Два полководца. Кутузов и Наполеон в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Учащиеся поделены на 3 группы, первая группа готовит ответы по описанию Кутузова, вторая - Наполеона, третья группа - эксперты, одновременно они консультанты. Изучение романа идёт к завершению, но всё равно учащиеся получают опережающие задания и консультации учителя литературы. Особенно тщательно должны подготовиться эксперты, потому что они будут оценивать ответы учащихся. Группы работают, эксперты тоже, они оценивают ответы учащихся, затем подводятся итоги урока, учитель даёт оценку экспертам, если они справились с работой. Уроки-семинары пробуждают интерес учащихся к предмету, к творчеству изучаемых произведений, развивают самостоятельность, ответственность обучающихся.


Урок-зачет

Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений учащимся на определенном этапе обучения.

Такой урок проводится как завершающая проверка в конце изучаемой темы. Приступая к се изложению, учитель сообщает о предстоящем зачете, его содержании, особенностях организации и сроках сдачи. Для проведения зачетов из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3-5 человек; готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение учениками каждого задания и итоговая оценка за зачет. Задания готовятся 2-х видов: основные, соответствующие обязательному уровню подготовки учащихся, и дополнительные.

Урок-экскурсия

На уроки-экскурсии переносится основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов. Такого вида уроки уместны при изучении биографии писателей. Например, Урок-экскурсия по теме: «Ясная Поляна в жизни творчестве Л.Н. Толстого». В настоящее время такого вида уроки проводятся в форме презентации. Здесь можно к подготовке и проведению урока подключить учащихся, они смогут быть экскурсоводами, предварительно подготовившись.

Урок-дискуссия

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий и т.д. Различают:

1. Дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух главных участников.

2. Групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы.

3. Массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса. На этапе подготовки урока-дискуссии учитель должен четко сформировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути решения.

Главный момент дискуссии - непосредственный спор её участников.

правила:

- вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора;

- в споре не допускать тона превосходства;

- грамотно и четко ставить вопросы;

- формулировать главные выводы.

На заключительном этапе урока можно не только систематизировать возможные пути решения обсуждаемой проблемы, но и поставить связанные с ней новые вопросы, дающие пищу для новых раздумий учащимся.

Следует отметить, что дискуссия является также одним из структурных основных компонентов урока-диспута, конференций, суда, заседания ученого совета и т.п. Урок - дискуссию можно провести по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» по теме: «Теория Раскольникова о праве сильной личности, в чём опасность этой теории для человечества?» При должной подготовке к уроку учащимся удаётся дать оценку герою, его поступкам, теории, высказать свою жизненную позицию представителя молодёжи XXI века. Учителю столько откроется в ребятах интересного и одновременно неожиданного.

Интегрированный урок

Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимся, подкрепление мотивации обучения.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук:

  • конструирование проведение уроков двумя и более учителями разных дисциплин;

  • конструирование и проведение интегрированного урока учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам.

Литература тесно связана с историей, поэтому возможна интеграция уроков по названным предметам. Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март-апрель» - интегрированное мероприятие литературы и истории. Основная тема рассказа - героизм разведчиков Жаворонкова и Михайловой в экстремальных условиях. Ребята получили опережающие задания по истории - СССР в 1942 году, когда наша армия терпела поражения, материалы по анализу рассказ «Март-апрель», ребята с интересом работали на занятии, спорили, с чем-то не соглашались, были восхищены тем, как герои рассказа выполняли свой долг, не думая о себе, затем была презентация по истории о советской разведке в годы Великой Отечественной войны


Театрализованный урок

Выделение такого типа урока связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.п.

Разумеется, предлагаемая структура применяется как один из вариантов при конструировании театрализованных уроков, многообразие которых определяется прежде всего содержанием используемого материала и выбором соответствующего сценария.

Пример театрализованного урока (эпизод) по теме: Проблема истины, добра, справедливости в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Действующие лица: две ученицы, которые говорят за автора, Понтий Пилат, Иешуа.

Первая ученица. Уже более двух тысяч лет идёт спор на земле спор о добре и зле, о вере безверии. Ершалаим в период правления римского императора Тиверия. Три истины: философская, христианская, человеческая. И утверждать это можно по-всякому, порой не громко, но, жертвуя собой, принося себя на плаху, но кровь твоя пролита, и жизнь отдана человечеству.

Входит Понтий Пилат, вторая ученица говорит о нём:

- В белом плаще с кровавым подбоем шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром 14 числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат

- Приведите обвиняемого. Так это подговорил народ разрушить ершалаимский храм?

Иешуа. Добрый человек!

Понтий Пилат. Нет добрых людей.

Иешуа. Злых людей нет на свете.

Понтий Пилат. А ты знаешь, что я могу твою жизнь оборвать.

Иешуа. Нет, не можешь, её оборвёт тот, кто ее дал, всевышний.

Понтий Пилат. Ты призывал людей, чтобы они не признавали власть кесаря?

Иешуа. Нет, я говорил, что наступит царство добра и справедливости, когда не нужна будет власть кесарей.

Понтий Пилат. За эти слова надо тебя казнить, потому что никогда не будет жизни без власти кесаря, императора Тиверия.

Иешуа. А ты бы меня отпустил, игемон, я вижу, что меня хотят убить.

Понтий Пилат. О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твоё место?

Театрализованный урок, кроме уже названного, помогает легче воспринять цель урока: через образы Иешуа и Понтия Пилата донести до читателя извечные проблемы истины, справедливости, добра.



Урок - концерт

Приведем пример урока-концерта по теме: Любовная лирика Маяковского. К этому уроку учащиеся подходят уже подготовленными на предыдущих уроках. Выступление каждой группы сопровождается музыкой, видеороликами.

Учащиеся первой группы анализируют стихи о любви, написанные в раннем периоде творчества (стихи «Послушайте»), затем читается стихотворение А.С. Пушкина «Признание», ученик говорит о продолжении Маяковским славных традиций русской классической поэзии.

Учащиеся второй группы анализируют поэмы «Люблю», «Про это». Третья группа (сильные ученики) обсуждает стихи о любви, написанные в двадцатые годы, затем проводится анализ стихотворения «Письмо товарищу Кострову о сущности любви».

Учащийся четвёртой группы читает стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой», а другой делает сообщение об истории любви поэта и Татьяны Яковлевой, далее ученик читает «Красные гвоздики» Светланы Сомовой.

Пятая группа говорит о направленности лирики Маяковского, о продолжении традиций его поэзии в лирике Р. Рождественского. Ребята читают «Всё начинается с любви». В конце урока учащиеся делают выводы, учитель подводит итоги.

Урок-презентация

Активная руководящая роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. Например, совместно с учащимися подготовлена презентация к уроку по теме: Проблема творческой судьбы художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

По опыту работы известно, что не все программные произведения одинаково воспринимаются учащимися при чтении и анализе. Здесь на помощь приходит презентация. Во время просмотра подготовленного иллюстративного материала учащимся не только ярко представляется само произведение, его проблематика и герои, а также пробуждается искренний интерес и желание прочитать роман.



Урок-самоуправление

Этот вид урока разрабатывается и готовится вместе с учениками, учитывается всё: материал для урока, методика, ведение его, кто и что будет делать, как это всё осуществить. Урок ведут «учителя - ученики», они привлекают к работе весь класс. Тема: «Крестьяне - борцы, Ермил Гирин в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Урок ведут «учителя - ученики», они включают в работу весь класс. К проведению урока были привлечены: Скептик (ученик), Оптимист (ученик), Пессимист (ученик), который не верит в позитив, Оптимист надеется на лучшее.

Такие уроки требуют длительной и тщательной подготовки, но зато какой результат! Обучающиеся (учителя) во время подготовки и проведения урока побудут на месте учителя, узнают, что собой представляет эта профессия, почувствуют радость, когда всё получается, огорчение, когда что - то не получилось осуществить.

Урок-соревнование

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая различная. Это: КВН, "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Звездный час" и др.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.

В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд по учебному предмету на уроке.

Для участия в соревновании класс разбирается на 2-3 команды. Каждой команде даются одни и те же задания, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания.

Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и учащихся не вошедших в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний.

Открывается бой конкурсов капитанов, который не приносит баллов, но дает той команде, капитан, который победит, право осуществить вызов или передать эту возможность соперникам.

В дальнейшем команды вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда указывает каждый раз, на какое задание она вызывает противника. Если вызов принимается, то вызываемая команда выставляет участника, рассказывающего решение, а её противники - оппонента, ищуще! В этом решении ошибки и недочеты. Если вызов не будет принят, то уже, наоборот, кто-то из членов вызывающей команды рассказывает, а оппонирует его член вызванной команды.

Жюри распределяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель или члены жюри. В конце урока проводится командные и индивидуальные итоги.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.

Урок с дидактической игрой

В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке. Поэтому их разработка ведется с учетом цели урока и возможностей учащихся. В свою очередь, правила игры создают условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правила игровых действий способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.

Учитель, руководя игрой, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход, поддерживает интерес к ней.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При условии новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании. Этим обусловлена необходимость их накопления и классификации по содержанию, с использованием материалов соответствующих методических журналов и пособий.

Урок-деловая игра

В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делят на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются:

  • моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

  • поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

  • наличие конфликтных ситуаций;

  • обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

  • использование описания объекта, игрового имитационного моделирования;

  • контроль игрового времени;

  • Элементы состязательности;

  • правила, системы оценок хода и результатов игр;

Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:

1. Обоснование требований к проведению игры.

2. Составления плана ее разработки.

3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры.

4. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.

5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов.

6. Разработка способов оценки результатов игры в целом и ее отдельных участков.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

  • знакомство с реальной ситуацией;

  • построение ее имитационной модели;

  • постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

  • создание игровой проблемной ситуации;

  • вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

  • разрешение проблемы;

  • обсуждение и проверка полученных результатов;

  • коррекция;

  • реализация принятого решения;

  • анализ итогов работы;

  • оценка результатов работы.

Урок - ролевая игра

Специфика ролевой игры в отличие от деловой характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации, в соответствии с сюжетом игры и расположенными ролями.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере их возрастания их сложности на три группы.

1. Имитационные игры, направленные на имитацию определенного профессионального действия.

2. Ситуационные игры, связанные с решением какой-либо узкой, конкретной проблемы - игровой ситуации.

3. Условные игры, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения игр могут быть самыми разными это и воображаемые путешествия, и дискуссии, на основе распределения ролей, и пресс - конференции, и уроки - суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов подготовительного, игрового, заключительного и этапа анализа результатов игры.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры. Организационные вопросы распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями. Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовление наглядности; консультации.

Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в нее в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней должны иметь всегда место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку, в случае излишней регламентации и отсутствия, импровизации, или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.

Режиссура урока:

Роль учителя на уроке - обозреватель, который комментирует, оценивает. Как правило, на таком уроке идет полемика.

При знакомстве с поэмой Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно провести урок-вернисаж, где в качестве экспонатов выставки выступают персонажи поэмы, которые располагаются полукругом перед классом (за неделю до

этого роли распределяются), а учитель-экскурсовод рассказывает о каждом из них. Выставленный персонаж имеет право возражать против фактов экскурсовода. Приводя аргументы в пользу своего героя. Спорить и доказывать невозможно, не зная текста. И это - стимул и к чтению текста, и к пониманию героев поэмы.

Иногда остро необходимо вызвать восприятие классического произведения с позиции современного читателя. Этому помогает урок - «круглый стол» - это беседа специалистов, где принимают участие психологи, социалисты, философы, юристы, журналисты и т.д. «Круглый стол» проводится по одной из ключевых проблем произведения.

Какой эпизод является ключевым в драме А. Островского «Гроза»? Может быть, выкрики барыни: «Что, девка, красива?! В омут! С красотой-то в омут!», то есть в обществе Диких и Кабановых нельзя быть красивым, умным, ярким: или гнись, как Борис, или изворачивайся, как Варвара, или в омут, тем более, если ты - Катерина.

Как показать школьникам, ни жившим в домостроевских порядках, трагическую остроту конфликта?

«Круглый стол» по проблеме «Брак и семья, положение женщины 150 лет назад и сегодня».

Каждая группа специалистов получат задание подготовиться к беседе по вопросам: «Эмансипация женщин - благо или зло?», «Утрачиваем ли мы сейчас нравственные традиции?», «Кого сейчас больше: Варвар или Катерин?», «Какая в этом роль семьи?» и т.д.

Итог такого занятия - глубокая проработка текста в поисках связей классики с современностью. Такой урок раскрепощает творческую активность.

Книга любого большого писателя дает возможность найти параллели с днем сегодняшним.

Главное в этой форме занятий - формирование культуры вести дискуссию, коллективный поиск истины.




Урок - прогноз

В системе уроков урок-прогноз занимает особое место, т.к. позволяет глубоко осмыслить текст книги вплоть до выстраивания дальнейшей предположительной судьбы героя: куда может привести героя логика развития его характера.

За неделю до обобщающего урока-прогноза ребятам предлагается ролевое распределение и задание: продумать и воссоздать дальнейшую судьбу персонажа.

Роль учителя на уроке - критик.

Это нужно сделать аргументировано, доказательно. Цель - перейти к дискуссии, где идет углубленный анализ качеств персонажа.

Сверхзадача этой формы - прочтение текста с акцентом на личную трактовку.


Урок - испытание

Более сложная форма занятий - урок-испытание. По сути, поиск истины. Это пытка интеллектуальная и нравственная. Такой, например, которой подвергает своих героев и читателей Достоевский. Испытуемые - ученики, испытатель - учитель и автор.

Попытка докопаться до глубинного смысла звучащих в романе слов Раскольникова: «А, впрочем, как это подло все...». Что - все? Почему подло? Всегда было подло? Или стало? И с каких пор?

Постоянный мотив романа «Подлец-человек». Чьи это слова? Героя? Автора? Чье мировоззрение? О чем эта мысль? Только ли констатация факта, что человек может быть подлым? А если глубже копнуть? А если переставить местами: человек-подлец. Какая разница? Что впереди - подлежащее или сказуемое? Сказуемое обозначает состояние субъекта. Значит у Достоевского страшнее? У него человек изначально - подлец, от рождения? И надо человеку доказать, что он не подлец, что он может быть человеком. Как доказать? Страданием или жертвами. А Соня?

И так весь урок. Накал нравственной атмосферы. По несколько раз разрушать самые логические построения, метаться в поисках выхода. Это Достоевский. И прочтение его должно быть таким. Нравственное утомление учеников после урока - это не апатия, скорее - просветление.

Непредсказуем в своем развитии урок-диспут. Обсуждение проблемы может пойти по неожиданному направлению. Здесь выявляется оценка ребятами книги. При изучении творчества И.Тургенева несколько уроков посвящается анализу текста «Отцы и дети», с поиском деталей, а потом - два урока - диспут «Нужны ли Базаровы России?» - общефилософская постановка вопроса - и «Нужны ли Базаровы сегодня?» - актуальный злободневный взгляд. Вопросы обсуждаются серьезные: можно ли найти общие черты во времена Базарова и в дне нынешнем, каких людей требуют времена перемен: можно ли сегодня добиться чего-либо отрицанием, - в этом контексте углубляется анализ образа.


Урок-игра

Очень эффективен урок - игра. Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, один из уроков по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первыми впечатлениями друг о друге.

На уроке русского языка по теме «Изучение обособленных членов предложения используется материал повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Для обобщения и систематизации знаний, отработки навыков пунктуации используется игровая форма, где используются карточки с портретами литературных героев и учащиеся определяют, каким персонажам принадлежат следующие портреты. Ученики расставляют знаки препинания в предложении, в скобках указывают причину обособления. Также можно организовать «Литературную почту», где учащиеся вставляют пропущенные слова, расставляют знаки препинания в предложении, находят фразеологизмы и объясняют их значения.

Интересна и познавательна такая форма групповой работы, как работа с интерактивными (разрезными) карточками. Например, в «Клубе знатоков» нужно найти ответы на вопросы типа: «Как начиналась любимая песня Емельяна Пугачева?», «В каком чине был записан Петруша Гринев в Семеновский полк еще до своего рождения?»



III Заключение

Опыт школьных преподавателей исследования педагогов - новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения и развивают творческую самостоятельность, обучают работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. Практика применения нестандартных видов уроков показала, что в классах, где использовалась новые технологии, вырос интерес к предмету, познавательная активность на уроке, повысилось качество знаний.

Результаты деятельности показали, что необходимо на данном этапе продолжить использовать новые технологии на уроках литературы как форму организации учебной деятельности. Перспективы деятельности видятся в разработке и апробации новых творческих проектов, в определении на практике наиболее интересных и результативных.

IV Используемая литература

  1. Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации, Москва 1978г.

  2. Р. Альбетнова. Активные формы преподавания, Москва 1991г.

  3. Е.Н. Ильин Рождение урока. Москва 1986г.

  4. М. Качурин Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. Книга для учителя, Москва 1988г.

  5. Н. Громцева. Поиск новых путей. Из опыта работы, Москва 1990г.


© 2010-2022