Рабочая программа по литературе. 9 класс

Рабочая программа по литературе. 9 класс                                                                                                                                                                    
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

__________________________________________________________

(Муниципальное образование (городской округ, муниципальный район)


__________________________________________________________

(полное наименование образовательной организации)


ПРИНЯТО

решением педагогического совета

от ___ 20__ года протокол № ____


УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от ___ 20__ года № 1 ___



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по _____________________________________________________________

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)


Уровень образования (класс/классы) _______________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)


Количество часов _________


Программа разработана с учетом__________________________________________

(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)






















2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

Программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 года, на основании программы основного общего образования по литературе Г.И. Беленького (Литература. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.И. Беленький, О.М. Хренова. - М.: Мнемозина, 2009. - 120 с.), которая полностью соответствует образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом, и Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней предусмотрена преемственность с программой по литературному чтению для начальной школы.

В соответствии с положением стандарта по литературе авторы предлагают собственный подход к стуктурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, детализации содержания, выбору путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развитию, воспитанию и социализации учащихся.

В пояснительной записке дана общая характеристика курса литературы на ступени основного общего образования; охарактеризован вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования сформулированы цели и требования к основным результатам изучения литературы, определено место курса литературы в базисном учебном плане.

В основном содержании представлен перечень изучаемых произведений, объединенных в содержательные блоки; даны краткие аннотации к литературным произведениям; указаны литературоведческие понятия и историко-литературные сведения, определяющие основное направление разбора художественных текстов.

Примерное тематическое планирование по каждому классу включает перечень тем курса, объединенных в разделы по проблемно-тематическому, жанровому и историко-хронологическому принципам; указаны основные виды деятельности ученика на уроке учебных действий). Для каждого раздела и темы обозначено примерное количество часов, отводимое на их изучение.

Общая характеристика учебного предмета

Специфика литературы как образовательной области определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщает их к духовным исканиям художников слова, к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Особую роль в этом отношении играет русская литература с ее гуманистическим пафосом. Патриотизмом и всечеловечностью.

Основу курса литературы в школе составляет чтение, изучение и эстетическое освоение художественных произведений. Более глубокому и осмысленному их восприятию способствуют теоретико-литературные и историко-литературные знания.

Продолжая курс литературного чтения, освоение учащимися в начальной школе, литература в основной школе изучается на качественно ином уровне. Учебники в соответствии с программой включают:

тексты произведений (полные или в некоторых случаях сокращенные) с необходимыми словарными комментариями;

дидактические материалы: вопросы и задания, советы и рекомендации по самостоятельной работе, статьи историко- и теоретико-литературного характера, темы письменных работ, развернутые рекомендации по самостоятельному чтению, по внеклассной работе, проектные задания;

краткие экскурсы в отечественную историю, позволяющие лучше понять изучаемые литературные произведения, а также обращение к произведениям других видов искусства.

В каждом классе в качестве организующего начала выдвигается обобщающая проблема, не подавляющая специфики изучаемых произведений, а. наоборот, помогающая полнее и глубже освоить их содержание и особенности формы. Так, в 5 классе это начальное представление о специфике литературы как искусства слова; в 6 классе человек, его внутренний мир как главный объект изображения в литературе; в 7 классе специфика изображения пространства и времени в литературе; в 8 классе образность художественной литературы; а в 9 способы выражения авторского сознания в произведении (с учетом особенностей родов и жанров литературы эпических, драматических, лирических).

Учебники для 5-9 классов представляют собой постепенно усложняющуюся систему, способствующую общему духовно-нравственному и литературному развитию учащихся, их гражданскому воспитанию.

В 5-6-м классах учащиеся погружаются в мир литературы. Достижение определенного уровня начитанности позволяет им сделать начальные обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений. Расширяется и усложняется круг устных и письменных работ. Более разнообразными становятся формы выполнения творческих заданий. Каждое произведение разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возможностей учащихся. Объединяя произведения по жанровому принципу (что целесообразно при изучении устного народного творчества), хронологически и проблемно-тематически, программа привлекает внимание учащихся к актуальным нравственным и художественным проблемам.

В 5-м классе объединяющими центрами являются жанры мифа, устного народного творчества, литературной сказки, басни, а также некоторые темы и нравственные проблемы в разделах «Человек перед лицом жизненных испытаний», «Поэзия природы», «Идет война народная, священная война…», «Рассказы о твоих сверстниках».

6-й класс включает проблемно-тематические разделы: «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека», «О, смех - великое дело», «Человек в ситуациях нравственного выбора», «В детские годы». Но и там, где произведения сгруппированы по жанровому принципу акцентируется внимание на изображении человека: былинный герой, человек в древнерусской литературе, особенности литературного героя баллады. Чувство родины, тонкое восприятие картин природы, умение выразить вызванные ими чувства формируются при изучении разделов «О дом отеческий. О край, всегда любимый. Родные небеса…» и «Движение весны».

В соответствии с ведущей проблемой (изображение пространства и времени в литературе) материал 7-го класса объединен в разделы: «Минувшее проходит предо мной…», «Художник - голос своей эпохи», «В мире фантастики и приключений. Тема будущего», «Хочу, чтобы каждый из людей был человеком», «Перекличка эпох». Художественному времени в лирике посвящен раздел «Запечатленные мгновенья». Общее и особенное в искусстве слова, музыке и живописи рассматривается в разделе «Содружество искусств».

Основное понимание, как и в предыдущих классах. Уделяется чтению и осмыслению текстов художественных произведений - чтению медленному, выразительному, комментированному, по ролям. Школьники выявляют своеобразие сюжетов, композиции, изображения персонажей; речевые особенности произведений. Вопросы и задания, приведенные в конце глав, носят преимущественно проблемный характер: например обсуждается проблема служебного долга и естественных нравственных побуждений человека в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах». Кроме того, внимание семиклассников привлекается к изображению внутреннего мира персонажей, рассматриваются мотивы поступков и взаимоотношения подростков («Детство» и «Отрочество» Л.Н.Толстого, «Мальчики» Ф.М.Достоевского, «Детство» М.Горького).

Учебник 8-го класса построен по хронологическому принципу. Учащиеся, разбирая выдающиеся произведения отечественной классики, размышляют над сложными нравственными, социальными, психологическими проблемами, обобщают свои наблюдения над спецификой литературы как вида искусства, ее образностью, соотношением с другими видами искусства. С этой точки зрения рассматриваются характеры героев, конфликты произведений, сюжеты, композиция, особенности языка, жанров. Пониманию своеобразия произведения способствует сопоставление фактов действительности с их отражением в литературе («Капитанская дочка» А.С.Пушкин, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др.). Как и в предыдущем классе, в центре внимания учащихся - проблемные вопросы, касающиеся нравственности, поступков и поведения литературных героев (например, нравственный выбор героев «Капитанской дочки» А.С.Пушкина, «Аси» И.С.Тургенева, «После бала» Л.Н.Толстого). Курс 8-го класса завершают творческие задания теоретико-литературного раздела, выполняя которые учащиеся смогут повторить, обобщить и систематизировать ранее изученные теоретико-литературные понятия.

Курс литературы в 9-м классе основан на историко-литературном принципе. Произведения древнерусской литературы, литературы 18 и первой половины 19 веков рассматриваются в контексте эпохи, в них отраженной, биографии и творчества писателя. Учащиеся знакомятся с некоторыми литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом; в порядке пропедевтики обращаются к отдельным произведениям литературы второй половины 19 - начала 20 века.

Теоретико-литературная часть учебника становится более серьезной и основательной. Вместе с тем углубляется самостоятельная работа учащихся по вопросам и заданиям, требующим вчитывания в художественный текст, внимательной работы со словом. Учебник не предлагает готовых решений. Например, сопоставляются мнения В.Г.Белинского, И.А.Гончарова, В.И. Немировича-Данченко о комедии «Горе от ума»; высказывания В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, современных исследователей о романе «Евгений Онегин». Школьники должны оценить эти высказывания и определить собственную позицию. В результате такого столкновения мнений и взглядов возникает дискуссия, так необходимая на уроке литературы.

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений ( на уроках и дома), выразительному чтению (вслух) и тихому ( про себя). Именно чтение и связанная с ним интерпретация художественного текста - основа изучения литературы в школе. Компьютерные технологии, которые широко применяются в учебном процессе, открывают большие возможности для привлечения к работе аудиовизуальных средств обучения. однако при всей важности этих дополнительных материалов ведущей деятельностью на уроках литературы должно оставаться живое обращение учащихся с книгой, с учителем, с одноклассниками. Именно общение способствует эмоциональному восприятию и осмыслению слова писателя, непосредственному выражению своих мыслей и чувств по поводу прочитанного.

Теоретико-литературные знания, которыми учащиеся овладевают в соответствии с программой, не имеют самодовлеющего значения. Они только способствуют более глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Не только ограниченность учебного времени, но и необходимость расширять круг чтения, прививать любовь к чтению, развивать читательскую самостоятельность учащихся, когда умения, приобретенные на уроке, переносятся на внешкольное чтение и постепенно перерастают в читательскую компетентность, обусловливают наличие в программе трех списков (трех кругов) чтения.

Произведения для чтения и изучения читаются и анализируются обстоятельно. Многие вопросы с целью овладения искусством анализа текста разбираются под руководством учителя.

Произведения для чтения и бесед осваиваются в большей мере самостоятельно. На уроке они рассматриваются менее детально, чем произведения первого круга чтения. Учащиеся демонстрируют и развивают умения творчески использовать полученные знания в самостоятельном анализе, интерпретации и оценке литературных текстов. Возможны беседы о персонажах, идейно-художественных особенностях произведения, сопоставление литературного текста с экранизацией, театральной постановкой и т.д.

Произведения для самостоятельного чтения примыкают к изученным по тематике, проблематике, жанрам, героям и т.д. Они рекомендуются для свободного чтения по выбору учащихся. К ним можно обращаться на внеклассных занятиях, на специальных уроках по руководству внеклассным чтением или сопоставлять эти произведения с изучаемыми на основе общей темы, жанра, поднятых проблем, стилистике текста и т.д.

Учителю предоставляется право определять последовательность изучения тем или отдельных произведений; переносить некоторые произведения из разделов «Для чтения и изучения» в раздел «Для чтения и бесед» и наоборот; выбирать методы и приемы работы, формы проведения занятий; распределять время на освоение программного материала; определять виды и систему устных и письменных работ.

Ориентиры в изучении произведений намечены в аннотациях, которые раскрывают те стороны содержания (проблематика, герои, события) и формы (композиция, жанр, язык), на которые следует обратить наибольшее внимание при анализе. Подобные аннотации не предопределяют единственно возможной трактовки. Учитель может, исходя изданных науки и критики, самостоятельно избирать аспекты разбора произведений литературы. Однако выбор преподавателя должен быть методически оправдан и соотноситься с образовательным эффектом, предусмотренным Федеральным государственным стандартом общего образования. В рубрике «Для чтения и бесед» аннотации предлагаются только в сложных случаях.

Вклад предмета «Литература» в достижение целей

основного общего образования


Являясь частью общественно-гуманитарного цикла, литература взаимодействует с другими дисциплинами: во взаимодействии с МХК, ИЗО и музыкой формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как обществознание и история, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

Литература как искусство слова опирается на все богатство национального языка: в единстве с русским языком развивает речевую культуру учащихся. Изучение русской литературы требует внимания к художественной речи.

Перечисленные особенности литературы как учебного предмета определяют цель его изучения в основной общеобразовательной школе.

Цель литературного образования в основной общеобразовательной школе - приобщение учащихся к богатству, нравственно-эстетическим ценностям русской и мировой литературы; овладение эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений, способом формирования собственного ценностного сознания; привитие потребности в такой деятельности.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Достижение этой цели предполагает:

-чтение, изучение, обретение опыта эстетического освоения выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

-формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

-развитие умения школьников осмысливать художественное своеобразие произведения, его языка в свете авторского замысла;

-формирование теоретико-литературных и историко-литературных знаний, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

-развитие художественно-творческих способностей, воображения школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

-развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью, умения устно и письменно выражать свои мысли и чувства, вызванные произведениями искусства слова;

-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, прогнозировать результат деятельности, осуществлять самоконтроль и самокоррекцию в ходе ее выполнения; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать в соответствии с поставленной целью необходимую информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет).

Цель литературного образования определяет его задачи:

Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Место курса «Литература»

в базисном учебном (образовательном) плане


Программа составлена в соответствии с федеральным базисным планом для образовательных учреждений Российской Федерации (варианты 1 и 2) и предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе в объеме 102 часа.

Программа по литературе для основного общего образования отражает его инвариантную часть, дополненную вариативной частью.

Содержание предмета «Литература»

9 класс

102 часа

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.


  1. Из литературы Древней Руси

Возникновение литературы на Руси. Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения.

«Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. Проблема авторства. Историческая основа памятника. Его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Эпичность и лиризм поэмы. Связь с народной поэзией. Переводы «Слова…».

II. Из литературы XVIII века

«Столетье безумно и мудро…»


Общая характеристика литературы XVIII века. Творцы русской литературы. Классицизм.

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор).

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода на день восшествия…» и другие произведения. Прославление мира, мира, науки, просвещения. Ломоносов - реформатор языка и стихотворной речи.

Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Недоросль». Сатирическое обличие невежества, злонравия, деспотизма. Проблемы воспитания. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии. Речевые характеристики как средство создания образов, «говорящие» фамилии.

Для чтения бесед

Д.И.Фонвизин. «Всеобщая придворная грамматика».

А.Н.Радищев. Жизнь писателя.

Для чтения и изучения

«Путешествие из Петербурга в Москву». Общая характеристика.

Г.Р.Державин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в стихах элементов сатиры и философских раздумий. Тема поэта и поэзии.

Н.М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

III. Из литературы XIX века

«Золотой век» русской литературы

О двух способах изображения жизни в литературе. Романтизм и реализм.

В.А. Жуковский. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед

«Море», «Я музу юную, бывало…». В.А. Жуковский - автор оригинальных баллад и стихотворений. Романтизм поэта. Стремление «найти связь земного с небесным». Взгляд на поэзию.

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Афористичность, богатство языка комедии. Внесценические образы.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи с повторением изученного).

Для чтения и изучения

Лирика: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «И.И. Пущину», «К морю», «19 октября» (1825), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», «Бесы», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Свобода, творчество, любовь - три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Её биографичность и обобщающее значение, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В.Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Картины природы в лирике Пушкина. Вдохновение как особое состояние души поэта. Взгляд на роль и значение поэтического творчества.

«Евгений Онегин». История создания романа. Его лиро-эпический характер. Образ автора. Широта охвата действительности: жизнь российских столиц, деревни, разных социальных слоёв, их быт, идеалы, интересы. Картины родной природы. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. Роль снов, эпиграфов, посвящений, писем героев. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Два взгляда на искусство. Злая сила зависти. Жанр пьесы.

Для самостоятельного чтения

«Пиковая дама»

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи с повторением изученного).

Для чтения и изучения

Лирика. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Дума», «И скучно и грустно…», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Прощай, немытая Россия…» , «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..» (перевод из Байрона).

Основные мотивы лирики Лермонтова: свобода, борьба, поиск родной души, странничество, изгнание, родина. Рефлексия, чувство одиночества поэта и человека в бездуховном мире. Трагическое и возвышенное в поэзии Лермонтова. Любовь как страсть, приносящая страдания. Романтическое миросозерцание поэта. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». Первый психологический роман в русской литературе. Жанровое своеобразие романа, особенности композиции (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования), её роль в раскрытии характера Печорина. Особое внимание к внутренней жизни человека, самоанализу, рефлексии. Портрет и пейзаж как средства психологической характеристики героя. Роль второстепенных персонажей. Черты романтизма и реализма в романе. Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад».

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи; повторение изученного).

Для чтения и изучения

«Шинель». Тема «маленького человека». Петербург как символ бездушия, отчуждённости от человека. Роль фантастики в повести. Гуманистический характер произведения.

«Мёртвые души». Своеобразие жанра. Смысл названия поэмы. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы России: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Особенности авторского повествования: единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мёртвые души» в оценке русской критики.

Для самостоятельного чтения

«Портрет», «Нос».

Н.А. Некрасов. Сведения о жизни и творчестве (с повторением изученного).

Для чтения и изучения

«Размышления у парадного подъезда». Сатирический образ «владельца роскошных палат». Осуждение долготерпения народа, призыв проснуться от духовного сна. Ораторские интонации в стихотворении.

Для чтения и бесед

«Тройка», «Давно отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики у Некрасова (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

А.Н. Островский. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Снегурочка» (фрагменты). «Снегурочка» как трагическая феерия. Своеобразие формы и содержания. Тесная связь с народным творчеством, единство реалистических и романтико-фантастических сцен, белый стих. Идея всепокоряющей и вместе с тем трагической силы любви. «Снегурочка» в музыке и на сцене.

IV. Из литературы XX века

Литература великих и трагических лет.

А.А. Блок. Сведения о жизни и творчестве. Блок и символизм.

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты - как отзвук забытого гимна…».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Богатство ритмики, лексики, музыкальность стиха.

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический пафос стихотворения.

«Необычайное приключение…» Звуковая инструментовка стиха. Взгляд на поэзию. Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения.

Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед

«Разговор на одесском рейде десантных судов», «Гимн обеду», «Подлиза», и другие стихотворения (по выбору учащихся и учителя). Широта диапазона лирики поэта. Сатира Маяковского.

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Листья падают», «Гой ты, Русь моя родная…», «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Собаке Качалова».

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для чтения и бесед

«Каждый труд благослови, удача…», «Клён ты мой опавший…» и другие стихотворения (по выбору учителя и учащихся).

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина», её истоки. Значение образа Швондера. Его типичность. Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикли «Записки юного врача».

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матрёнин двор». Правдивое изображение народной жизни. Смысл «праведничества» героини. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщённость). Принцип «жить не по лжи».

V. Из зарубежной литературы

А. Данте. Сведения о жизни и творчестве.

«Божественная комедия» (обзор с разбором фрагментов). Данте и его время. Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Изображение пороков человечества в первой части поэмы. Смысл названия.

У. Шекспир. Сведения о жизни и творчестве.

«Гамлет» (в сокращении). Гамлет - рефлексирующий герой. Трагическое мировосприятие Гамлета, его нравственные искания, поиски путей установления истины и справедливости. Роль монолога «Быть или не быть…» в идейно-композиционной структуре произведения. Понятие «гамлетизм». Конфликт между гуманистом Гамлетом и аморальным миром своекорыстных устремлений. Образы Гертруды и Офелии. Понятие катарсиса.

И.Гёте. Сведения о жизни и творчестве.

«Фауст» (избранные сцены). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. История сделки человека с дьяволом как «бродячий сюжет». «Вечные образы» Фауста и Мефистотеля. Фауст в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья.

Основные результаты обучения. 9 класс.


К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

-осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения. Обращаться к пословицам, поговоркам, песням, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

-выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о русском национальном характере;

-видеть черты русского национального характера в героях русских народных сказок и былин;

-учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

-целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

-определять с помощью пословицы жизненную/ вымышленную ситуацию;

-выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

-пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

-выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

-устанавливать связи между предметами, явлениями, отгадывая или сочиняя загадку;

-сравнивая сказки, пословицы, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение общечеловеческого нравственного идеала;

-понимать эстетическую, образную природу литературы как искусства слова;

-воспринимать художественную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей;

-осознать значимость чтения и испытывать потребность в нем для личного развития;

-осознанно выбирать произведения для самостоятельного чтения; пользоваться чтением разных видов (изучающим, поисковым, выборочным); работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

-выразительно читать художественные тексты, заученные наизусть;

-пересказывать прозаические произведения или их фрагменты с использованием изобразительно-выразительных средств художественной речи, цитат из текста;

-отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-писать изложения и сочинения, связанные с тематикой, проблематикой изученных и самостоятельно прочитанных произведений, а также на публицистические темы;

-понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы, русской литературы 18, 19 и 20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

-устанавливать связи литературных произведений с эпохой их написания, фактами жизни и творчества писателей; раскрывать вневременную, общечеловеческую значимость произведений и их современное звучание;

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-формулировать тему, идею, раскрывать пафос, идейно-нравственное содержание произведения;

-характеризовать литературных героев (индивидуальная, сравнительная, и групповая характеристики);

-определять конфликт, прослеживать развитие сюжета, мотивов, характеризовать композицию, раскрывать функциональную роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;

-владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе художественного текста;

-выявлять и интерпретировать авторскую позицию. Определяя свое отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

-сопоставлять тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- анализировать и истолковывать произведения с учетом их жанровой природы, аргументировать свое отношение к прочитанному;

-сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств.



Состав УМК


  • Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 3 ч. / под ред. Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина.

  • Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) к учебнику «Литература. 9 класс» размещён в Интернете на сайте schoolcollection.edu.ru (каталог для ученика).

  • Беленький Г. И., Красновский Э.А., Леонов С.А. и др. Методические советы к учебнику для 9 класса. Литература: пособие для учителя / под ред. Г.И. Беленького. - М.: Мнемозина.

  • Поурочное планирование к учебнику «Литература. 9 класс». Размещено в Интернете на сайте schoolcollection.edu.ru (каталог для учителя).

  • Методические рекомендации по использованию набора ЦОР к учебнику «Литература. 9 класс» размещены в Интернете на сайте schoolcollection.edu.ru (каталог для учителя).










Календарно-тематическое планирование

9 класс

Тема урока

Количество часов

Дата

1

Вводный урок. Автор и рассказчик в произведении

1

Литература Древней Руси

2

Самобытный характер древнерусской литературы

1

3

«Слово о полку Игореве». История открытия и изучения памятника. Композиция «Слова о полку Игореве». Часть первая: поход Игорева войска

1

4

Часть вторая. Сон и «золотое слово» Святослава. Жанровые особенности второй части

1

5

Часть третья. Плач Ярославны. Бегство Игоря. Концовка и «слава»

1

6

Особенности композиции. Роль рефренов. Подготовка к домашнему сочинению

1

Литература ХVIII века

7

Характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм

1

М.В. Ломоносов (3ч)

8

М.В. Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха

1

9

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

10

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». М.В. Ломоносов о русском языке. Басни Ломоносова

1

Д.И. Фонвизин (4ч)

11

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. Комедия «Недоросль»

1

12

Положительные образы в комедии

1

13

Отрицательные персонажи комедии

1

14

Конфликт и особенности композиции комедии. Взаимосвязи сюжетных линий

1

А.Н. Радищев (1ч)

15

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» - важный этап развития общественной мысли в России

1

Г.Р. Державин (2ч)

16

Г.Р. Державин. Общая характеристика творчества поэта

1

17

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям». Сопоставительный анализ стихотворения с псалмом 81

1

Н.М. Карамзин (2ч)

1

18

Н.М. Карамзин - писатель и историограф. Сентиментализм. «Бедная Лиза»

1

19

«Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Роль пейзажа. Влияние сентиментальных повестей Н.М. Карамзина на произведения русской литературы

1

20

Литература ХIХ века

О двух способах изображения жизни в литературе

1

В.А. Жуковский (2ч)

1

21

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. Отношение романтика к слову. Баллады

1

22

Символика элегии «Море»

1

А.С. Грибоедов (6ч)

23

А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга

1

24

«Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

25

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

26

Чацкий в системе образов комедии «Горе от ума».

1

27

Преодоление канонов классицизма в комедии «Горе от ума». Язык комедии Грибоедова. Обучение анализу эпизода драматического произведения

1

28

Автор и герой комедии. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

А.С. Пушкин (19ч)

29

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина

1

30

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине.

1

31

Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю».

1

32

Стихотворения, посвященные «лицейскому братству». «19 октября»

1

33

Пушкин и друзья-декабристы. «Во глубине сибирских руд»

1

34

А.С. Пушкин «Анчар»

1

35

Любовная лирика Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». «Я вас любил: любовь еще, быть может…». «Сожженное письмо». Адресаты любовной лирики поэта

1

36-37

Тема природы в лирике А.С. Пушкина. «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Бесы», «Осень»

2

38

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

1

39

Чтение стихотворений наизусть

1

40

«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция. Жанр романа в стихах. Сюжет. Система образов. Онегинская строфа

1

41

Типическое и индивидуальное Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

42

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

43

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

44

Образ автора в романе. Роль лирических отступлений

1

45

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа

46

«Евгений Онегин» в русской критике: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Ф.М. Достоевский, философская и литературная критика XX века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И. Чайковского.

1

47

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Евгений Онегин»

1

М.Ю. Лермонтов (18)

48

М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. «Смерть поэта»

1

49

М.Ю. Лермонтов. «Смерть поэта»

1

50

В/Чт. Стихотворения, посвященные гибели А.С. Пушкина

1

51

М.Ю. Лермонтов «Поэт»

1

52

М.Ю. Лермонтов «Пророк»

1

53

Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Дума», «И скучно и грустно»

1

54

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нищий». «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Расстались мы, но твой портрет…»

1

55

Тема России в лирике М.Ю. Лермонтова и ее своеобразие. «Родина», «Прощай, немытая Россия…»

1

56

Лермонтов-переводчик. Стихотворение «Еврейская мелодия»

1

57

Чтение стихотворений наизусть

1

58

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Век Лермонтова в романе. Сложность композиции. Обзор содержания

1

59

Образ Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». Печорин как представитель поколения

1

60

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань».

1

61

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Княжна Мери».

1

62

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Фаталист»

1

63

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

64

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

65

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Роман в оценке В.Г. Белинского и в современном литературоведении. Подготовка к сочинению

1

Н.В. Гоголь (9ч)

66

Н.В. Гоголь. «Шинель». Жизненные источники повести. Отношение автора к своему герою

1

67

Н.В. Гоголь «Шинель». Изменения в характере Башмачкина. «Значительное лицо». Фантастическое окончание

1

68

История создания поэмы «Мертвые души». Особенности жанра и композиции

1

69

Поэма «Мертвые души». Манилов

1

70

Поэма «Мертвые души». Коробочка и Ноздрёв

1

71

Поэма «Мертвые души». Собакевич и Плюшкин

1

72

Галерея образов помещиков в поэме

1

73

Образ Чичикова

1

74

Души живые и мертвые. Подготовка к домашнему сочинению

1

Н.А. Некрасов (3ч)

75

Н.А. Некрасов. Страницы жизни и творчества.

1

76

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Давно - отвергнутый тобою…»

1

77

Чтение стихотворений наизусть

1

А.Н. Островский (2ч)

78

А.Н. Островский - великий русский драматург. Пьеса «Снегурочка»

1

79

Фольклорные мотивы в пьесе «Снегурочка»

1

Литература ХХ века

80

Литература великих и трагических лет

1

А.А. Блок (4ч)

81

А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения о родине

1

82

Стихотворения А.А. Блока о трагедии поэта в «страшном мире» и о долге поэта перед отчизной

1

83

А.А. Блок Любовная лирика

1

84

Чтение стихотворений наизусть

1

В.В. Маяковский (4ч)

85

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Хорошее отношение к лошадям»

1

86

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение…»

1

87

Маяковский-сатирик. «Гимн обеду», «Подлиза»

1

88

Чтение стихотворений наизусть

1

С.А. Есенин (6ч)

89

С.А. Есенин. «Жизнь его - пророческий духовный подвиг»

1

90

Особенности поэтики С.А. Есенина. Образность стиха

1

91

Стихотворения С.А. Есенина. «Красивое, как и вся жизнь, скоротечно, непрочно»

1

92

Стихотворения С.А. Есенина. «Нераздельный образ родины, природы и человека»

1

93

Стихотворения С.А. Есенина. «Песня звериных прав»

1

94

Чтение стихотворений наизусть

1

М.А. Булгаков (3ч)

95

М.А. Булгаков. Страницы биографии. Повесть «Собачье сердце»

1

96

Полиграф Полиграфович действует. Шариков и Швондер. Шариков и «шариковщина»

1

97

Сущность «шариковщины». Подготовка к домашнему сочинению

1

А.И. Солженицын (3ч)

98

А.И. Солженицын. Страницы биографии. Рассказ «Матрёнин двор»

1

99

Рассказ «Матрёнин двор». Образ Матрены

1

100-101

В/Чт. Ф. Абрамов «Деревянные кони», В. Распутин «Последний срок», «Такая война» В. Белов

2

102

Заключительный урок. Список книг для летнего чтения

1



© 2010-2022