Женская тема в рассказах Габита Мусрепова

Объект исследования - рассказы, женские образы, созданные Мусреповым. Актуальность исследования. Проблема материнства, роли женщины в судьбе семьи, детей никогда не теряет своего значения. Как она рассматривается мастером казахской литературы – для нашего общества небезразлично. Целью данной работы является              - исследование приемов, способов в обрисовке характеров героинь рассказов писателя,              - умение автора увидеть внутреннюю сущность женских образов,             - понять...       - попытаться проанализировать языковые средства, работающие на раскрытие основной темы произведения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЖЕНСКАЯ ТЕМА
В РАССКАЗАХ ГАБИТА МУСРЕПОВА

Габит Мусрепов - выходец и Северного Казахстана из семьи бедняка. Первым учителем будущего писателя был аульный мулла, Потом мальчика определят в двухклассную школу. Положительную роль в судьбе Габита сыграл известный поэт - просветитель Беккет Отетлеуов , который помог ему поступить в Пресногорьковское высшее начальное училище. Учащийся Габит зачитывается произведениями А.С. Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В. Гоголя, В.Г. Короленко, Дж. Лондона. Сильное впечатление производит на него свободный и «вольный» слог Н.В. Гоголя, «лаконичная манера» Чехова. Этот автор заставит Мусрепова увидеть рассказ как одно из произведений короткого, но очень вместительного жанра. После училища Мусрепов учится на рабфаке в Оренбурге и начинает писать. Его творческий путь начинается с 1925 года.

В творчестве Мусрепова, в его становлении как большого писателя - реалиста можно наметить три этапа. Первый относится к концу двадцатых - началу тридцатых годов. Второй - 1932-1938 гг. Заметное место в творчестве Мусрепова этого периода занимает цикл рассказов о матери: «Месть матери», «Мать матерей», «Мужество матери», «Аклима», «Заступничество матери». Писатель создал сильные, романтические образы, воспел всепобеждающую силу материнской любви, высокие моральные и нравственные качества женщины - матери.

И объектом исследования стали эти рассказы, женские образы, созданные Мусреповым.

Актуальность исследования. Проблема материнства, роли женщины в судьбе семьи, детей никогда не теряет своего значения. Как она рассматривается мастером казахской литературы - для нашего общества небезразлично.

Целью данной работы является

- исследование приемов, способов в обрисовке характеров героинь рассказов писателя,

- умение автора увидеть внутреннюю сущность женских образов,

- понять те поступки, которые они совершали.

Цель работы определяет и решение конкретных задач, главными из них являются следующие:

- рассмотреть разные жизненные ситуации, в которых оказывается героини рассказов Мусрепова, и увидеть: ситуации разные - сущность женщины неизменна;

- попытаться проанализировать языковые средства, работающие на раскрытие основной темы произведения.

Габит Мусрепов - тонкий мастер художественного слова. По крупицам собирал писатель алмазы родной речи, и они по-новому свежо и ярко заискрились в его новеллах и рассказах, драмах и романах. Остановимся на лирико-философских рассказах о женщине, страдающей, ждущей, борющейся, надежной, настоящей, верной. Сам Г. Мусрепов так говорил об этом: «Со стороны кажется, что я всегда возвышенно, взволновано и охотно пишу о женщинах. Может быть… Издревле казахская женщина играла особую роль в кочевой жизни. Именно они среди восточных женщин не носили чадру или паранджу, смотрели смело открытыми лицами в будущее… Есть масса примеров о доблести, мужестве казашек.»

Габит Мусрепов - мастер в создании различных жизненных ситуаций. Они драматические, лирические, остросюжетные, заставляющие читателя сопереживать с героинями рассказов те тупики, в которых они оказываются. И радоваться, если выход найден. В основе рассказов - события, связанные с историей страны. В рассказе «Материнский гнев» («Ашынған ана» ) - время мобилизации на тыловые работы. В «Мужестве матери» («Ер ана») - события гражданской войны. Великое бедствие народное - Великая Отечественная война - на страницах рассказах «Аклима» («Ақлима») и «Месть» («Кек»). Ситуации драматичны. Участниками их стали и женщины. В самих названиях произведений уже чувствуются жизненные противоречия, жизненные проблемы. А рассказ «Месть» ( «Кек») - это и трагическая борьба разумного и животного в человеке, потому что месть - понятие , содержащее в себе и противоправные действия. Но может ли она быть разумной? Об этом и размышляет Габит Мусрепов. В трактате «О жизни» Л.Н. Толстой говорил: «Сорная трава разросшихся пороков задавила ростки истинной жизни». О какой сорной траве идет речь? Не о той ли, что начинает войны, убивает людей, уничтожает все человеческое в человеке? Так вот, Мусрепов в своих произведениях утверждает, что если ты человек, то не дай убить его в себе.

Героини новелл (а его рассказы очень напоминают новеллы) не поддались жестокости времени и обстоятельств, не утратили высокого имя женщины. Почему новеллы? Потому что в новелле - «четче фабула, отчетливей поворот сюжета, приводящий к развязке». У Мусрепова, действительно, развитие действия какое - то непредсказуемое, необычное что ли, спрятанное где - то глубоко в душе персонажей. Читаешь и не знаешь, какой выход из создавшейся ситуации предпримет та или иная героиня.

Давайте проследим это по самим новеллам Мусрепова. Айна - көз из «Материнского гнева» («Ашынған ана») просила волостного управителя, чтобы ее единственного сына не отправляли на тыловые работы. Но тот только издевался над ее сыном. Мать не вытерпела этих смертельных издательств, в помутнении рассудка схватила ножи и воткнула в бессердечного волостного: «Схватила я нож, метнулась назад, в юрту прямо к волостному отправителю, лежавшему на подушках. Ударила его в глотку ножом, потом под сердце». Эту историю она рассказывала хозяину дома, в котором просила разрешить ей переночевать. А хозяин, слушая ее рассказ, не отрывал взгляда от гостьи, «уши его малахая были приподняты, он боялся проронить хоть одно ее слово». «Перед ним сидела женщина необыкновенная , сильная и бесстрашная. Она прошла через все муки своей беспросветной жизни», сохранила в себе человека, все выдержала, не сломалась, не согнулась под ударами судьбы: «Меня приковали… Били плетью… Сколько били, не знаю. И что они еще творили надо мной, тоже не знаю… «Эге, ожила сука! - сказал кто-то рядом со мной. Посыпались на меня новые удары плетью». Во все глаза смотрели на нее хозяева юрты и видели, что «перед ними сидела мать, знающая, как надо бороться за свое право быть счастливой» самой и сберечь будущее своих детей.

«Темные инстинкты» одних и глубина любви у других - вот что стало объектом изучения автора в другом произведении. События гражданской войны легли в основу следующей новеллы Г. Мусрепова. Они втягивали в свой водоворот всех, в том числе и женщин. Нагима, из новеллы «Мужество матери» ( «Ер ана») - гордая женщина и очень добрая. Она привыкла к грубости, к оскорблениям, она «из гордости никогда не входила сюда (в юрту кулака Жумана), предпочитала мерзнуть на холодном ветру». Да и что могла ожидать подневольная? Она бедна, и этим сказано все. Но когда к ним в дом заглянули красноармейцы, Нагима впервые услышала вежливые слова, обращенные к ней. Женщина умела на добро отвечать добром. Поэтому, когда ранили одного из побывавших у нее бойцов, она сказала сыну, чтобы он поспешил помочь раненому спрятаться. Узнав о том, что Нагима знает, где раненый, Антонов, командир вражеского отряда, приказал солдатам плеткой бить Нагиму, женщину, мать. Она попыталась вразумить : «Вы посмеете поднять руку на мать?». И это подействовало: ни один не взял плетку. Случилось обратное: солдаты расправились со своим атаманом: «Нагима не умерла, не ее голова покатилась по земле, не ее тело оттащили в сторону солдаты. В эту темную ночь они расправились со своим атаманом». Так мать предотвратила появление еще одной жестокости - жестокости , слепой, ничего не соображающей, вероломной, жестокости убийства матери, жестокости, которая рождается войной. Женщина - мать может Все. И писатель Мусрепов убеждает нас в этом. Он сумел изобразить многослойность человеческого сознания, сам процесс его протекания. В идейных столкновениях персонажей автор на стороне тех, чья логика чище, честнее, гуманнее. Те герои, которые сохранили в себе человеческие качества, вызывают большую симпатию автора. И мы видим: писатель гордится Нагимой, ее стойкостью, несломленностью, умением в нужный момент принять верное решение, не идти на сделку со своей совестью. Жизнеутверждающим пафосом веет от этого рассказа : «А над миром над степью и лесом, потонувшими в голубой предутренней дымке, поднималось багрово - красное солнце… Его ответы падали на лицо матери. Женщины из бедных лачуг окружили Нагиму. Все долго, не утирая слез, стояли молча, прислушиваясь к далекому грому канонады».

Автор не искал легкости в судьбе женщины. Он усложнял и обострял те преграды, которые надо было ей преодолеть. Великое народное бедствие - Великая Отечественная война - стало темой для рассказов «Аклима» ( «Ақлима») и «Месть» ( «Кек»). Аклима (из рассказа «Аклима») получила ошибочно письмо от солдата. Эта история с письмом стала судьбоносной и в жизни Аклимы, и в жизни солдата, написавшего его. Как бы сложилась судьба Аклимы, потерявшей сына (ее сын погиб на войне), и судьба солдата - инвалида, потерявшего мать? Страшно даже подумать. Кому нужен калека? Но мусреповская героиня поднимается выше всех понятий человечности и гуманности: она протягивает свое сердце и душу солдату, отдает ему всю нерастраченную на своего сына теплоту: «Она не могла скрыть радости: эти нечеловеческие страдания не коснулись ее сына; другой, чужой, совсем незнакомый ей остался калекой, но не Касым, нет!». И она, мать, пишет короткое, но лаконичное письмо неизвестному ей бойцу: «Приезжай, сынок, жду. Мама». Просто, но как высоко и красиво. Так может поступить только прекрасная душа. Теперь «каждый самолет, пролетавший над ее домом, заставлял сильнее биться материнское сердце. Может быть, это он летит - ее сын - солдат, ее Сапар?»

Да, тема материнства у Габита Мусрепова - вещь непростая. Автор умело роется в тайниках человеческого сознания и находит в них то, что скрыто от людей, но умеет вырваться наружу в момент напряжения души. Можно увидеть прямую связь раздумий писателя о смысле и назначении человеческой жизни, которые остро волновали его, с проблемами смерти, людских взаимоотношений и одиночества. И в своих новеллах о женщине он наметил новые пути в художественном решении этих «вечных тем».

Габит Мусрепов, работая с малым жанром рассказа, все глубже и глубже выявлял большие возможности этого вида художественного произведения в постановке новых проблем, в умении их раскрыть и донести до своего читателя. У Мусрепова или совсем нет предыстории героев, или она сведена к минимуму. Нет у автора в новеллах о женщине развернутых бытовых обрисовок, мы не слышим объемных внутренних монологов. Но это не уменьшает достоинства произведений, читательского интереса к нему. Главное для Мусрепова - его собственный авторский монолог, всеведущий голос писателя, идущий из глубины его души, вбирающий в себя все тонкости психологического движения переживаний главных героев рассказов.

Следующая новелла Г. Мусрепова, поднимающая тему женщины, - «Месть» ( «Кек» ). Опять Великая Отечественная война. Опять непростая жизненная ситуация. Опять главная героиня - женщина Наталья. Этот рассказ так же, как предыдущие, нисколько не исключает того гуманного чувства, каким дышало каждое произведение писателя из этого цикла. И эта героиня верила в гуманность: «И, хотя нашествие немцев своей слепой беспощадностью напоминало эпидемию тифа, она все же надеялась, что если останется в городе, то, может быть, немцы не тронут больного ребенка. Люди же они все - таки». Но человеческая гуманность может уступить место другим поступкам, как это и случилось в новелле «Месть» ( «Кек»): «Наталья поняла, что просить и ждать милости от таких, как этот белобровый, бесполезно… Куда бы ни посмотрела Наталья, отовсюду глядела на нее смерть, какой бы звук ни долетал до нее, ей чудился в нем чей-то предсмертный вздох». Гуманность и жестокость. Жестокость и гуманность. Все смешалось, исчезли границы, исчезла способность осмысленно разобраться, задуматься, когда вдруг как бы из пустоты всплывает эпиграф к роману Л. Толстого «Анна Каренина»: «Мне отмщение и аз воздам». Воздам - по заслугам : «… она прислонялась разводить свой костер в двух шагах от ямы, где была закопана взрывчатка. Сухое дерево с треском разгоралось.

-Только близко не подходите, особо с огнем! - отчетливо прозвучали в ее памяти слова партизан, и она подтолкнула пылающие доски к яме, собрала кругом щепки и подбросила костер… Наталья стояла в глубине школьного сада и смотрела на освещенные окна школы, на костры, вокруг которых маячили силуэты немецких солдат. Надо было исправить свою ошибку, и Наталья сделала было первый шаг, намериваясь вернуться, как страшный грохот взрыва оглушил ее. Полыхнуло ослепительное пламя, и бесформенные обломки камня, дерева и металла взметнулись к небу. Прижав к груди горячую, как огонь, внучку, Наталья окунулась в ночную темь и утонула в ней».

Отточенная художественная форма, владение острыми сюжетами, умение создавать портретные галереи делают Мусрепова настоящим университетом литературного мастерства. Его творчество, вспоенное и вскормленное духовным и культурным живыми родниками казахского народа, благотворным источником казахской культуры, всегда живыми родниками мировой классики всегда будет служить своему народу.

Литература

1. Г.Мусрепов. Мужество матери. Казахстанское государственное издательство художественной литературы. Алма - Ата. 1958 - 110стр.

2. О.М. Бушко. Школьный словарь литературоведческих терминов М., Материк-Альфа, 2006 - 128стр.

3. М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М., Айрис-Пресс. 2004г. - 224с.

4. Краткая Литературная энциклопедия. Главный редактор

А. А. Сурков.

М., «Современная Энциклопедия». 1968г. (Энциклопедии. Словари. Справочники.) Т. 5. Мурари-Припев 1968. -976 стр.

5. Словарь иностранных слов. 16-е издание исправленное.

М: Русский язык, с. 48 1988 - 624с. «Портрет».

Пыстина Лидия Митрофановна

школа - гимназия № 9

г. Павлодар

6

© 2010-2022