Разработка урока литературы Величие духа русского солдата (по рассказу Е. Носова Красное вино Победы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старый Маклауш

муниципального района Клявлинский Самарской области






Методическая разработка

урока литературы

в 8 классе

Тема: " Величие духа русского солдата» (По рассказу Е.И. Носова «Красное вино Победы "




Разработала: Осипова Н.А.

учитель русского

языка и литературы

ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш

муниципального района Клявлинский

Самарской области







2015 г.

Тема урока «Величие духа русского солдата» (По рассказу Е.И. Носова «Красное вино Победы»).

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Цели урока

Обучающие:

-углубить понятие о нравственном подвиге русского солдата в рассказе Е. Носова «Красное вино победы»;

-организовать деятельность учащихся по проникновению в художественный мир произведения, пониманию художественных образов;

-способствовать развитию у учащихся умений формулировать проблемы, задумываться над художественным значением произведения;

Развивающие:

-развивать у учащихся культуру речевого поведения, внимание к деталям;

-развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

-развивать образное мышление;

Воспитательные:

-вызвать у учащихся интерес к чтению;

-помочь ребятам сохранить память о солдатах в назидание живым - память, поднимающую и очищающую человеческую душу;

-учить стойкости в жизни на образе Копёшкина.

Оборудование к уроку: кадры о Великой Отечественной войне из электронного учебника «От Москвы до Рейхстага»; портрет Е.И. Носова; карта-схема г. Москвы; книги Е.И. Носова с рассказом «Красное вино Победы»; звукозапись песни Р.Гамзатова «Журавли» в исполнении М. Бернеса; горящая свеча; на доске эпиграфы к уроку.

Ход урока.

Эпиграфы:

«Так их остаётся мало,

Так им всем недолго жить…»

М.Матусовский.


«Он не дожил до всех побед…»

I. Организационный момент.

1. Вступительное слово учителя.

Учитель читает стихотворение М. Матусовского.:

Под прямым и косым прицелом,

Настигающим всех у дорог,

Пал под городом он под Белым,

Где и я бы остаться мог.

Но молчат о нём обелиски,

Все архивы о нём молчат.

От него, составляя списки,

Отступился военкомат.

Как свидетелям сохраниться,

Если дням потерялся счёт,

Снег заносит его глазницы,

Дождик кости его сечёт.

Где последний приют солдата?

Кто заплачет о нём навзрыд?

Ведь считали же мы когда-то

Что никто у нас не забыт.

Чтобы правду на солнце вынесть,

Тут нужны, почитай, года.

Но свершается справедливость

Лучше поздно, чем никогда.

Не погибшие в схватках бранных,

В душегубках или печах,

Лёгкий гроб его ветераны

На согбенных несут плечах.

Навзничь пав на земле ничейной,

Он не дожил до всех побед.

И грохочет салют ружейный

С опозданьем на много лет.

Звучат 2 куплета песни Р. Гамзатова «Журавли».

Слово учителя на фоне музыки:

-Наша память… она живая. Как вы много знаете о судьбах своих дедушек, прадедушек? Знаете, на каких фронтах они воевали, какие ранения получили, какие имеют награды? Тема Великой Отечественной войны - животрепещущая тема. Память о ней поднимает и очищает человеческую душу.

II. Мотивация целеполагание.

1.Слово учителя:

-Давайте представим себе огромный храм, тёмный и мрачный. И вот в этом храме зажгли свечу /учитель зажигает свечу/ - она тоненькая, маленькая, но её живой огонёк трепещет, не сдаётся. Он живой. Кто же зажёг свечу нашей памяти? Конечно, писатели, которых мы читаем и любим. Один из них - Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный рассказ «Красное вино победы». /Открывается портрет Е.Носова/. Так кто же он Евгений Носов?

Учащимся было дано задание прочитать рассказ Е.Носова «Красное вино Победы», найти и перечитать эпизоды «Ранбольные госпитальной палаты», «Рядовой Копёшкин», «Последние дни Копёшкина», «Незаметная смерть Копёшкина»; индивидуальное задание - подготовить сообщение «Биография Е.И. Носова».

2. Сообщение учащегося «Биография Е.И. Носова.

3. Слово учителя.

-Итак, жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок - у нас Урок-память, Урок-благодарность, преклонение перед подвигом, Урок-размышление. Что такое подвиг? Является ли солдат Копёшкин героем? Вот на эти вопросы мы с вами на сегодняшнем уроке будем искать ответы.

III. Изучение нового материала.

Анализ рассказа.

1. Беседа

-Давайте мысленно перенесёмся далеко-далеко и во времени и в пространстве.

-Когда происходит действие в рассказе? (Весна 1945 года)

Просмотр кадров «Май 1945 года» из электронного учебника «От Кремля до Рейхстага» на фоне песни «Весна сорок пятого года».

-Где происходит действие? (В военном госпитале небольшого городка Серпухов, что под Москвой.

Показ на карте-схеме г. Москвы.

-Носов ведёт нас не к Рейхстагу, не в Потсдам, а в военный госпиталь. Попробуем почувствовать те события, которые происходят в рассказе, и ощутить при этом волнение памяти.

1.Анализ I эпизода « Ранбольные госпитальной палаты»

-Мы уже знаем, что рассказчику 21 год, мы вместе с ним видим солдатские лица раненых, или ранбольных. Какие это лица? /Бледные, худые, жёлтые, с запавшими глазами, под глазами синие круги, заострившиеся носы - всё это свидетельство страданий/.

-Назовите ранбольных. /Саша Селиванов, правый сосед Бородухов, слева - солдат Копёшкин, Михай, молодой рассказчик/.

-Весна 1945 года - когда мы читаем эти слова, сразу в памяти возникает Победа, праздник, народное ликование после страшной войны. Но ничего этого нет. А что есть? /Выборочное зачитывание эпизодов: «нас выносили прямо в нижнем белье», «мы заново приучались есть из тарелок», «гипсы, в которые мы закованы всяк на свой манер», «медленно заживающие раны зудели. И это было пыткой» и др./.

-В чём чувствовалась близость конца войны? /на освободившиеся места не клали новеньких, но страшная мясорубка крутилась на предельных оборотах/.

-«Это была самая томительная военная весна». Почему томительная? /Со дня на день, с часу на час ждали Победы .И страшная мясорубка!»

2. Анализ II эпизода «Солдат Копёшкин».

-«Слева от меня солдат Копёшкин». Чем отличался раненый Копёшкин от остальных солдат в палате? /Самый тяжело раненный, перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, другие увечья».

-Кем он был на войне? /Рядовой, ездовой, числился в обозе/.

Чтение по ролям диалога Копёшкина с Самоходкой.

-Ребята, писатель сказал всего несколько слов, а перед нами вся военная судьба и характер солдата. Считает ли Копёшкин себя героем? /Нет, он говорит, что « дак и стрелял, куда денешься…»/. Убил кого? / «А шут его разберёт»/.

-Как Копёшкин отвечает на вопросы Саши Самоходки? /Просто, как о чём-то обыденном/.

-О чём сожалеет Копёшкин в конце разговора? /О прибитых лошадях «от самого Сталинграда берёг»/.

-О чём это говорит? /добрая русская душа, заботливый, много переживший человек, солдат/.

3. Анализ III эпизода «Последние дни Копёшкина».

Чтение эпизода учащимися вслух.

-Как вы понимаете выражение «последние дни»?

-Как он их прожил?

-Как помогают ему их прожить рядовые солдаты, которых судьба забросила в эту палату? /Выборочное чтение эпизодов/.

-В чём она русская душевность, доброта?

-Почему он так долго читает письмо?

-«С ним он спал ночью. А может, и не спал». А если не спал, то о чём он думал? /О доме, о детях, о жене, о деревне, т. е. о том, ради чего так хотел выжить/.

-Что произошло в палате в его последние дни? /Перед маем трое ушли домой. Это означало конец войны. Все, кто остался, перебрались на койки у окон, невообразимо хорошо за окном - и, наконец, Победа!/.

-И вот красота весенней природы за окном, выпитое вино, разбередившее души, спор о достоинствах Родины заставили Копёшкина зашевелить пальцами и сказать: «Хорошо тоже». «…слабый, будто из-под земли, голос Копёшкина, он пытался ещё что-то сказать и не смог, и вот…».

-«В палате воцарилась тишина».

4. Анализ IV эпизода «Незаметная смерть Копёшкина».

-Какими же словами можно описать эту тишину? /Страшная, мрачная, гробовая, грустная, раздумчивая, суровая, печальная/.

Чтение эпизода со слов: «Копёшкина уже не было…».

-Почему рассказчик не может примириться со смертью Копёшкина?

-Для чего человек рождается? /Для жизни, а страшная война убивает самое ценное - жизнь. А можно ли с этим согласиться?/

-Итак, Копёшкин умирает так, как жил и воевал - скромно и достойно.

5. Словарная работа.

-Кто такой герой? (Работа с Толковым словарём Ожегова).

-Что такое подвиг? (Работа с Толковым словарём Ожегова).

6. Работа в группах.

Учащиеся делятся на две группы (желательно с разным мнением) и каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос:

- Как вы считаете, можно ли назвать героем солдата Копёшкина? Почему? Докажите свою точку зрения.

Выступление каждой группы (один выступает, остальные дополняют).

Вывод: (делают учащиеся, учитель дополняет)

-Если бы не было таких солдат, кто бы воевал, кто бы одержал Победу? Именно каждодневные, пусть и незаметные подвиги приблизили Великую Победу. Небольшой по объёму рассказ талантливого писателя ставит на пьедестал русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования.

-Не кажется ли вам значительным имя солдата - Копёшкин Иван? В чём его значение? (Иван - символ русского человека, русского солдата).

7. Заключительная беседа по рассказу.

-Как вы понимаете выражение: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить он долго будет. Уж больно раскочегарено…»

-Что же будет чадить? /человеческая память, которая вечно жива, никогда не иссякнет/.

-«Вино густо окрасило белую накрахмаленную наволочку. - Вечная тебе память, русский солдат!»

-Ребята, на цвет вино Победы красное, как кровь, а на вкус? Наверно, горькое-горькое…от горечи невосполнимых человеческих утрат. Пригубляют красное вино Победы, словно причащаются…

-О войне написано много, и писатель Евгений Носов бесконечно углубляет эту тему. Что же он показывает в своём рассказе? /нравственные корни солдатского подвига, глубину русского национального характера/.

-Прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете?

-Чем дальше от нас та страшная война, тем более мы осознаём цену великого народного подвига и страшную цену Победы. Всё меньше и меньше убелённых сединами людей приходят в Дни Победы к памятникам погибших. Сейчас называют 27 миллионов погибших в годы войны и более 3 миллионов неопознанных солдат. Но они живут… где? /В нашей памяти, в сердцах людей/.

-Человеческая благодарность погибшим - это память живых.

-Евгений Носов - один из талантливейших и самобытнейших наших писателей, гуманист и романтик, воевавший, тяжело раненный, с полным правом может сказать о себе:

Уже меня не исключить

Из этих лет, из той войны…

Уже меня не излечить

От той зимы…

И с той землёй, и с той зимой

Уже меня не разлучить

До тех снегов, где вам уже

Моих следов не различить…


IV. Рефлексия.

На экране слайд с изображением Вечного Огня.

Звучит звукозапись песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса.

1. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет нас задуматься рассказ Е.Носова «Красное вино Победы»?»

2. Чтение учащимися своих высказываний.

Учитель подводит итоги урока, говорит о достигнутых целях, благодарит учащихся за плодотворное сотрудничество.

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Что значит «причаститься памятью?»



10

© 2010-2022