Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмоУрок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмоУрок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмоУрок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмоУрок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмоУрок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмоУрок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмоМБ ОУ Кочкуровская СШ

Починковского муниципального района

Нижегородской области
















Открытый урок в 5 классе

Сочинение

«Письмо»






Учитель русского языка и литературы

Низяева Ольга Владимировна















Кочкурово


Тема: «Развитие речи. Письмо»

Задача: 1. познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра;

2. подготовить учащихся для написания сочинения-письма.

Цели:

Образовательные:

  1. Познакомить с историей появления почтового ящика, почтового конверта, символикой российской почты, классификацией писем, алгоритмом написания писем.

  2. Выработать навыки правильного заполнения конверта.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных способностей учащихся.

  2. Развитие творческих навыков.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважения к ценностям родного языка, стремления передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность.

  2. Воспитание современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью.

Оборудование:

  1. Компьютер, экран, мультимедийная презентация.

  2. Выставка конвертов.

  3. Магнитная доска, магниты.

  4. Книга А. П. Чехова «Ванька Жуков».

  5. Раздаточный материал.

  6. Толковый словарь С. И. Ожегова

  7. Приложение.



Ход урока

  1. Оргмомент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуйте их.

  1. Слово учителя.

Как только на Земле появился человек, у него возникла необходимость в общении. С теми, кто находился рядом, можно было просто поговорить. А как быть, если тот, кому мы хотим о чём-то сообщить, далеко? В этом случае нам приходят на помощь письма.

Модуль 1


  1. Сообщение темы и цели урока.

Стук в дверь. Входит почтальон.

- Ребята, к нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать: адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте: «На деревню дедушке Константину Макарычу». (Показывает конверт)

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста.

-Мы с ребятами постараемся вам помочь, и приглашаем вас к нам на урок.

-Скажите, ребята, а знаете ли вы, как правильно писать письма, заполнять конверт, отправлять их?

Учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.

Письмо

Учитель сообщает тему и цели урока.


- Ребята, сегодня на уроке, как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о письме. Вы познакомитесь с историей появления почтового ящика, почтового конверта, символикой российской почты, разными видами писем, познакомитесь с правилами написания письма, научитесь заполнять конверт. А почтальон побудет у нас в гостях, а когда вы напишите письма, он вам поможет их доставить.

Слово учителя.

- Ребята, а любите ли вы получать письма?

Я думаю, что каждому человеку приятно получать письма.

Может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения - общения в письмах?

(Обращение к эпиграфу)

Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Н. Кузовлёва

- О чем пишет Н. Кузовлева?

Рассказывает о важности писем. Письма отражают характер человека, обнажают некоторые его черты, которые не видны в повседневном общении. В письмах, как в дневнике, человек сосредотачивается, сам себя как бы систематизирует, сам себя познаёт, объясняя себя другому.

III. «Экскурсия» в прошлое.

А сейчас, ребята, мы отправимся на экскурсию.

Словарная работа: экскурсия, экскурсовод.

Слайд 1

Встречайте экскурсовода музея почтовой связи, он расскажет нам о появлении почтового ящика.

Слайд 2

(Сообщение уч-ся)

Рассказывает первый экскурсовод.

Появление почтового ящика

Установить точную дату появления первого почтового ящика вряд ли возможно. Но можно сказать, что этому предмету не менее пяти веков.

1500 год... Бартоломеу Диаш, португальский мореплаватель, открывший за двенадцать лет до этого мыс Доброй Надежды, попал в жестокий шторм у берегов Южной Африки. В разбушевавшихся волнах погибло много моряков, в том числе и сам Диаш. Из всех кораблей уцелел только один. Когда буря утихла, участники экспедиции решили вернуться на родину. Перед отплытием один офицер описал случившееся, засунул письмо в башмак и повесил его на дерево, растущее на берегу. Теперь, если моряки не вернутся домой, люди все же смогут узнать о судьбе участников экспедиции.
Год спустя тем же самым путем в Индию отправился другой мореплаватель, Жуан да Нова. Он пристал к южноафриканскому берегу как раз в том месте, где на дереве висел башмак с письмом. Да Нова прочитал послание и воздвиг поблизости часовню. Около нее вскоре возникло поселение, а башмак еще долго служил местным жителям почтовым ящиком.

Почтовый ящик был придуман моряками в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В других столицах Европы почтовые ящики стали использовать еще позднее.

В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Он сделан из дюймовых досок и обшит снаружи листовым железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года.

Конструкция его оказалась неудобной: без особого труда ящик можно было открыть. К тому же злоумышленники часто уносили почтовые ящики вместе с письмами. На смену пришел ящик из чугуна весом более 40 кг. Затем в обиход вошли железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов. В 1910 году конструктор П. Н. Шабаров разработал ящик с донной дверцей: она открывалась механически, когда к ней прикладывали специальный мешок. Эта система сохранилась до сегодняшнего дня.

Вывод: Как появился почтовый ящик?

- Ребята, экскурсовод Денис расскажет нам о том, как был придуман почтовый конверт.

Рассказывает второй экскурсовод.

Как был придуман почтовый конверт

Слайд 5

В 1820 году владелец магазина в английском городе Брайтоне г-н Бревер решил для привлечения покупателей устроить в витрине магазина оригинальную выставку. Всю ночь он трудился над сооружением грандиозной пирамиды из бесчисленных бумажных листов самых разных размеров.

Основанием пирамиды служили листы бумаги, предназначенные для печатания газет, а вершиной - листок бумаги величиной с визитную карточку.

Бумажная пирамида в витрине магазина привлекла внимание всего города. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стали писать письма на бумаге формата визитной карточки.

Вскоре выяснилось, что это неудобно: чтобы отправить письмо по почте, требовалось написать адрес получателя, а так как о конвертах никто не имел тогда ни малейшего представления, то адрес писался на том же листе бумаги, что и само письмо. Для этого письмо складывалось с таким расчетом, чтобы оставалось свободное место для адреса. На маленьком листке этого свободного места не оставалось.

Владелец магазина стал получать от своих покупателей многочисленные жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочков для вкладывания в них писем.

Бревер, продумав форму и размеры, изготовил небольшую партию таких мешочков и стал вручать их своим покупателям. Мешочки имели громадный успех и получили название «конверт». Успех конвертов был столь велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12 специальным предприятиям.

Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти двести лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остается прежней - нести по почте вести людям.

(Вставка конвертов. Магнитная доска)

Вывод: Как появился почтовый конверт?

Рассказывает третий экскурсовод.

Историю о символе российской почты

Слайд «Почтовый рожок»

В XVI-XVII веках в России, чтобы не было задержек при смене лошадей, ямщики, подъезжая к селению, громко свистели. Свистом ямщики погоняли лошадей и давали сигнал всем встречным освободить дорогу.

Петр I решил сломать эту традицию и сделать все как в Европе. При нем для подачи сигналов стал вводиться почтовый рожок.. Но среди ямщиков это новшество не находило поддержки.

В XIX веке рожок все же стал символом российской почты, его изображения появились на почтовом флаге, вывесках, печатях, но по своему прямому назначению он практически не использовался.

Почтовый рожок и лихая почтовая тройка на бескрайних российских просторах так и не смогли соединиться. Но выход был найден. С 70-х годов XVIII века для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

С развитием железных дорог стали постепенно исчезать почтовые дилижансы в Европе и почтовые тройки в России. Рожок остался как почтовый символ, а колокольчику с этим не повезло.

- Спасибо экскурсоводам. Прошло много времени, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют все чаще по электронной почте.

Вывод: Что является символом российской почты?

Вывод делает учитель по сообщениям учащихся.

IV. Объяснение нового материала.

Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)

Записать в тетрадь:

Слайд «Для чего мы пишем письма»

  • Сообщить;

  • оповестить;

  • Поздравить;

  • Извиниться;

  • Поделиться чувствами, впечатлениями;

  • Поблагодарить и т. д.

Ребята, сегодня мы узнаем, какие виды писем существуют.

Письмо


личное деловое

Личная переписка (дружеская)

Мы пишем письма родным и друзьям, чтобы рассказать о своих делах, поделиться с ними мыслями, чувствами. Нам важно знать, как живет человек, с которым мы переписываемся, что он думает, рассказать ему о том, что волнует нас самих. В письмах мы делимся впечатлениями, убеждаем, советуем.

VI. Работа с книгой.

Откройте учебник на странице 88, зачитайте примеры писем личного характера.

Упражнение 213, 214.

Деловая переписка

Деловые письма являются официальными. Их пишут от имени какой-либо организации или официального лица, используются специальные бланки. Стиль таких писем строг, не допускается двоякое толкование слова, выражения эмоции. При деловой переписке используются специальные устойчивые выражения.

Пример писем зачитывает учитель.

Пример делового письма.

Уважаемая Любовь Михайловна.

Мы очень надеемся, что у Вас все хорошо. Уже долгое время мы не получали от Вас известий и заказов. Это нас очень огорчает, ведь Вы - один из наших давних клиентов, и нам не достает Вас. Конечно, Вы заняты работой и семейными делами. Но мы верим, что у Вас остается время для заботы о себе, общения с близкими и чтения.

С большим удовольствием представляем Вам новый журнал «Мир книги».

Над его созданием активно трудились несколько тысяч наших сотрудников: выбирали лучшие книги и товары, проверяли их качество, создавали и печатали журнал. Мы с радостью делали нашу работу, чтобы Вы могли насладиться чтением новых интересных книг или приобрести необходимые товары.

Спешим сообщить Вам, что делать покупки в «Мире книги» стало выгоднее, мы значительно снизили цены, увеличили количество страниц в журнале, благодаря этому расширили ассортимент книг и товаров. Теперь наши клиенты могут хорошо сэкономить.

Возвращайтесь, пожалуйста, мы ждем Вас.

С надеждой на новую встречу,

Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-письмо

Зобнин Дмитрий Юрьевич, Генеральный директор ООО «Мир книги»

Пример благодарственного письма. (Благодарность зачитать)

Вывод: Назовите виды переписок.

Слайд «Виды писем»

Письмо


личное деловое

письмо-рассказ письмо поздравление

письмо-просьба

благодарственное письмо

Определить форму прочитанных писем.

Учитель раздает Памятку уч-ся «Виды писем»

VI. Словарная работа.

- А сейчас я проверю, знаете ли вы слова, связанные с жанром письма. (Учащиеся записывают слова в тетрадь)

Слайд «Запомни!»

Адресант - тот, кто пишет письмо. (отправитель)

Адресат - тот, кому адресовано письмо. (получатель)

Мы забыли еще два слова, без которых не обходится ни одно письмо.

- Что это за слова?

Здравствуйте - живите и будьте здоровы.

До свидания - до скорого свидания.

Вывод делает учитель: мы познакомились с видами писем.

VII. Подготовительная работа для написания письма.

Слайд Алгоритм написания письма: (Уч-ся план письма записывают в тетрадь)

  • Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

  • Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  • Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.

  • Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

  • Подпись. Дата.

1. Начинать письмо следует с приветствия и обращения.

- Вспомните, что такое обращение, как на письме выделяется обращение.

"Здравствуй!" или "Здравствуйте!" - так в начале письма можно поприветствовать и своего ровесника, и взрослого человека.

А вот слово "Привет!" подходит не для всякого случая. Так вы можете поздороваться со своими друзьями. Но если письмо адресовано кому-то из взрослых, это приветствие будет невежливым.

Обращение называет по имени того, кому адресовано письмо. Нередко к имени прибавляется какое-нибудь прилагательное, выражающее наше отношение к человеку, которому мы пишем (дорогой, любимый, родной, уважаемый и др.).

- Вспомните, что такое обращение, как выделяется обращение на письме?

2. В основной части заключено содержание письма: рассказ о последних событиях нашей жизни, о различных впечатлениях, переживаниях - обо всём, чем мы хотели бы поделиться.

3. Если адресат интересен и дорог автору письма, то последний не только расскажет другу о себе, но и обязательно поинтересуется его делами, его мнением о том, что сообщил.

4. Завершается письмо прощанием. В зависимости от того, кому мы пишем письмо, каково его содержание и тон (дружественный, приветливый, неодобрительный, строгий и т.д.), выбираются слова прощания.

Слова прощания

Особенности их употребления

До свидания!

Употребляется в любой ситуации.

Всего хорошего!

Всего доброго!

Используется в любой ситуации, имеет оттенок значения - пожелание.

Прощайте!

Говорят при прощании на длительный срок или навсегда.

Счастливо!

Непринуждённое, дружеское прощание.

Пока!

Употребляется хорошо знакомыми, близкими людьми, чаще всего - среди молодёжи.

5. Попрощавшись, автор подписывает письмо. При этом можно просто написать своё имя, а можно подписаться так, чтобы выразить своё отношение к получателю, указать, кем вы ему приходитесь, например:

- Твой друг Петя.

- Ваша любящая дочь Катя.

- Навеки твой Роланд.

- Уважающий Вас Константин.

- С уважением, Иванова Таня.

- С любовью, Михаил К.

(Учитель раздает Памятку для уч-ся «Как писать письмо?»)

VIII. Правила заполнения конверта.

А теперь достаньте конверты, мы попробуем их правильно заполнить .

Слайд «Образец заполнения конверта»

  • От кого Низяевой О. В.

  • Откуда ул. Улыбина, д. 71

  • Починковский район, Нижегородская область

  • Индекс 607936

  • Кому Сидоровой А. П.

  • Куда ул. Космонавтов, д.1, г. Тюмень.

  • Индекс 612205

IX. Заключительная часть урока.

- Сегодня на уроке вы многое узнали об истории письма: познакомить с историей появления почтового ящика, почтового конверта, символикой российской почты, классификацией писем, алгоритмом написания писем, выработали навыки правильного заполнения конверта.

Наконец пришло время открыть вам небольшой секрет: письмо, которое пришло к нам по ошибке, написал герой рассказа А. П. Чехова - Ванька Жуков. И пока мы изучали тему урока, мои помощники разыскали Ваню Жукова. Вот он, встречайте (входит переодетый ученик). Расскажите Ване, что ему нужно знать, чтобы его письмо дошло до дедушки.

(Дети рассказывают правила заполнения конверта, дарят Ване образец заполнения.)

К сожалению, Ване пора возвращаться на страницы рассказа. Конечно, вам интересно будет узнать, о чем написал Ваня дедушке Константину Макарычу. Прочитайте дома рассказ Чехова «Ванька Жуков» и определите вид письма.

(Учитель показывает книгу А. П. Чехова «Ванька Жуков»)

X. Вывод.

Вот и подошел к концу наш урок.

Что нового вы сегодня узнали?

На ваших столах лежат лепестки-листочки. Если вам все понятно по теме «Письмо» и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов. (Магнитная доска)

XI. Выставление оценок за урок.

Домашнее задание.

Собрать материал для написания письма.

Написать интересное письмо - настоящее искусство.

(Для каждой группы учитель раздает задание)



Задание для 1 группы

Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости на новогодние каникулы.

Слова - подсказки:

  • У меня к тебе большая просьба...

  • Очень прошу тебя…

  • С приветом…

  • Заранее благодарен…

Задание для 2 группы

Напишите классному руководителю письмо-поздравление с Новым годом.

Слова-подсказки:

Поздравляю

Разрешите поздравить…

Позвольте пожелать…

Дорогая…

Уважаемая…

От всей души, от всего сердца…

Сердечно благодарю…

Задание для 3 группы



Напишите предновогоднее письмо президенту

Слова-подсказки:

Уважаемый…

Хочу спросить Вас о…

Хотелось бы знать ваше мнение о…

У меня к Вам большая просьба…

Ваше мнение о проблеме…

Я обращаюсь к Вам…

Я не могу сказать…

Я прошу… Согласен с вами…

Разделяю Вашу точку зрения…





© 2010-2022