Методическая разработка Методика и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Одинцовская НОШ № 2




МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ































Выполнила: учитель начальных классов

Е.К.Сухорукова



г.Одинцово

2015 г.




Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не только от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать у них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах. В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной.

Исторические и психолого - педагогические основы темы «Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе».

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями в современной психологии и психолингвистики в области речевого развития ребенка и психологии речевой деятельности (А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.К. Маркова), во-вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких, казалось бы, уже отработанных учебных предметов, как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребенка, к развитию его творческих способностей и гармонии, привела к появлению на рынке образовательных услуг многих новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в-третьих, тем, что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммуникативному направлениям, как определяют эти направления японские методисты «языковым существованиям».

«Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В.Текучев.

Словарная работа - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

Начальное обучение - важное время жизни для тех, кого мы называем будущими членами общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. «Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма», - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему признанию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности. Об этом свидетельствуют многочисленные ошибки на безударных гласных, встречающиеся в письменных работах учащихся всех возрастов, вплоть до оканчивающих среднюю школу.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей.

Это объясняется самой природой гласных звуков. В отличие от согласных, которые, по образному выражению одного из грамматистов, являются берегами нашей речи, гласные звуки вливаются в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы.

В пределах одного и того же языка различные диалекты его отличаются преимущественно гласными звуками. Даже в корнях слов, являющихся основными элементами нашего языка, они произносятся вполне определенно и отчетливо только под ударением, а в безударном положении изменяют свое звучание. Поэтому в словах между гласными буквами и звуками, которые обозначаются этими буквами. часто не наблюдается соответствия.

Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов. В качестве отправной точки служит, с одной стороны, ударение, с другой - словоизменение и словообразование. Необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую «орфографическую зоркость», добиться определенной самостоятельности орфографического мышления.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Словарной работе в школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Опытная педагогическая работа

При проверке домашнего задания по учебнику непременно нужно спрашивать детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Нельзя оставлять без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике «Русский язык» или в «Книге для чтения».Необходимо учить видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение, записывать в индивидуальные словарики, из любого текста, прочитанного ими. В 1 классе и в первом полугодии 2 класса в словарики записывают коллективно. Например, слова: береги работу, поработали, работой, работает (слова берутся из упражнения). Когда дети «познакомились» со словами работа, рабочий, то в своих словариках нашли слова им «родные».

При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности: чтение слова с доски, таблицы, из индивидуального словарика (если это слово кто-то из учеников записал раньше), обозначение ударения, выделения корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговариваем слово вслух, письмо слова в тетрадях, разбор слова по составу, подбор родственных слов, этимологический анализ (если возможно и необходимо), составление с данными словами словосочетания, предложения (устно и письменно).

Работа по учебнику должна связываться с изучением трудного слова. Сначала ученики под руководством учителя, а потом сами находят в текстах упражнений трудные слова, подбирают к ним родственные, составляют предложения. Например, встретилось слово «облака». Дети проговаривают его, записывают в тетради, рядом пишут родственные слова. Запись выглядит так: облака - облако, облачко, облачное (небо). Затем составляют предложения: По небу плыли легкие облака. Облачное небо предвещает осадки. Тяжелое облако повисло над домом. Такая работа со словами, которых нет в Словаре учебника, создает возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию его речи, вырабатывает умение самостоятельно находить трудное слово, воспитывает уважение к учебнику как к главному источнику знаний и умений.

Как и другие учителя, можно использовать словарные диктанты, состоящие из отдельно взятых слов и словосочетаний. Можно диктовать слова и словосочетания по темам, охватывающим многие стороны жизни людей, животных: птицы, овощи, город, магазин, почта, столовая, сад, библиотека, завод, одежда, огород, мебель, комната и т.д. Например, по теме «Магазин»: молоко, творог, масло, макароны, мясо. сахар. компот. хлеб; по теме «Школа»: девочка, дежурный, завтрак, карандаш, класс, календарь, коллектив, ребята, тетрадь, товарищ, ученик, экскурсия.

Целесообразно выпустить стенд по русскому языку под рубрикой, например, «Запомни эти слова». На нем помещать только те слова, которых нет в словаре учебника, и которые ученики нашли в другом тексте, книге, статье. Вот примерный список этих слов: аквариум, аккуратно, апельсин, аппарат, аппетит, асфальт, велосипед, витрина, бетон, ворота, гардероб, гостиница, демонстрация, диван, еще, железо, женщина, забота, здание, здешний, здоровье, иней, исчез, канава, капитан, карман, километр, коллекция, корабль, корзина, кровать, лимон, лучше, математика, матрас, мотоцикл, мужество, мужчина, облако, огромный, опять, офицер, палатка, памятник, пенсионер, плакат, планета, праздник, прибор, приветствие, прилагательное, природа, приставка, программа, профессия, равнина, ромашка, рябина, салат, санаторий, сирень. скамейка, смородина, соревнование, Сочинение, старание, таблица, тайга, телевизор, ураган, фиолетовый, флакон, фонтан, фонарь, халат, характер, хоккей, цемент, чувство, шеренга, шиповник, юный и т.д.

Крайне важно определить работу над словом из Словаря от работы над усвоением тех или иных внепрограммных понятий. Работа над внепрограммным словом обычно проводится следующим образом. Обращаясь к второклассникам: «В упражнении вам встретилось слово каникулы. В Словаре учебника это слово отсутствует, но вы будете употреблять его как в устной, так и в письменной речи. Сейчас поработаем с ним». Показываем карточку со словом каникулы, где обозначено ударение, красным цветом выделена гласная «а». Учащиеся хором и индивидуально произносят его, записывают на доске ив тетрадях, рядом пишут родственное слово каникулярное (время), устно составляем предложения. Можно работу над трудными словами проводить в минуты, отведенные на чистописание.

Хорошо зарекомендовал себя такой вид работы, как вариативный диктант, обеспечивающий большую самостоятельность. Проверку лучше проводить по Словарю учебника, по индивидуальному словарику; ученики меняются тетрадями, поверяя друг друга, подчеркивают карандашом неверную орфограмму.

Положительный эффект дает сочетание видов заданий и приемов работы со словом, давно уже нашедших место в методике преподавания русского языка, с усвоением той или иной темы. Вот несколько примеров. Тема «Предложение» 1 класс.

Москва - столица России. Москва - самый главный город страны. В Москве работает правительство. Машина помогает человеку в работе. Все работы хороши. Мой старший брат шагает на работу. Тетрадь, карандаш, пенал - учебные вещи ученика. Мы любим русский язык.

Тема «Правописание слов с двойными согласными» 2 класс.

Суббота - выходной день моих родителей. В апреле в стране проходит субботник. Интересный пассажир ехал с нами в одном вагоне. Витя собрал двенадцать килограммов макулатуры. Колхоз - коллективное хозяйство.

Подобные диктанты проводятся по окончании изучения темы. Всем известно, что при изучении той или иной темы по русскому языку на страницах учебника в рамках встречаются слова с непроверяемым написанием.

Существует еще одна интересная работа, дающая также положительный результат при усвоении слов с непроверяемым написанием и являющаяся важной для лингвистического развития учащихся. в последнее время в средних классах учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно употреблять. Школьный этимологический анализ применяется для того, чтобы пробудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным, «упрощенным». Составляется список слов, которые объясняются путем этимологического анализа. Так, в 3 классе эти слова: телефон, телеграф, телевизор, телескоп. Учащиеся узнают, что первая часть слов -теле - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает «далеко». Ребята легче и осознаннее запомнят графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка -кон-. Также можно знакомить учащихся с написанием таких трудных слов, как конфета; -ко- команда, командир; коллекция, коллективный; -ком- комиссия, компот. Третьеклассники хорошо усваивают слова с латинской приставкой -де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, - словарей. Так проходила работа со словом рябина, которое учащиеся часто пишут неверно. Сначала дети отгадали загадку: «Под ярусом-ярусом висит зипун с красным гарузом». Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем 2 раза вслух и, наконец, проговаривают его хором. После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает цветной рисунок с изображением ветки рябины и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слова -ряб-, что означало рябой, пестрый; ведь сочетание мелких ярко-зеленых листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение, что в глазах «рябит». С использованием разборных таблиц составляются и записываются слова с корнем -рябин-. Разборные таблицы используются учителем на уроке так: необходимые части слова пишутся на кусочках белой плотной бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема пишется чернилами одного цвета (например, приставки - зелеными, корни - красными, суффиксы - коричневыми, окончания - черными).

В ходе объяснения образования слова, нужные морфемы выбираются из всего "строительного материала", лежащего на столе, и прикладываются к магнитной доске. Слово как бы строится на глазах учащихся. Учащиеся лучше его запоминают.

  • Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово рябинка? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы образовать слово рябинник? Сколько "н" надо писать в слове рябинник? Почему? Как мы называем куст рябины?(Рябинный). Что надо для строительства этого слова? Сколько "н" надо писать в этом прилагательном? Почему? Как мы назовем варенье из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется запись:

рябина ряб - пестрый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующих уроках дети используют данные слова в предложениях: Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет целый рябинник.

Рассмотрим еще работу, которая прошла со cловом иностранного происхождения - ветеран.

- Ребята, вам уже говорили, что наш язык изменялся, слова исчезали, появлялись новые, старые слова вдруг становились новыми. Как вы думаете, мы пользуемся только русскими словами ? Приведите примеры слов иностранного происхождения (шоссе, метро, кофе, автомобиль, агроном, библиотека и т.д.) Теперь познакомимся со словом ветеран. Вспомните странички букваря, объясните значение слова. (Ветеран - человек, который прошел войну, много проработал на заводе, фабрике…)

  • Слово ветеран пришло к нам из французского языка, но родилось оно от латинского слова ветус, что значит старый. Записываем предложение: "Не стареют душой ветераны".

Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, -учащиеся получают задания типа "Ответить письменно одним словом: комната для занятий в школе; человек, который едет в поезде; перечень номеров, с которыми выступают на концерте; дорога с рядами деревьев по обеим сторонам; площадка, с которой производится посадка на поезд. Или другое задание:


  1. Ответить на вопросы, ответы записать:

Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов? Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как называется рисунок в книге?

  1. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова:

-сообщение по телеграфу -… (телеграмма)

-килограмм - это тысяча … (граммов)

-смотр готовности войск -… (парад)

-рисунок в книге - …(иллюстрация)

-специалист в области земледелия и сельского хозяйства - …(агроном)

-огородное растение, растущее кочаном -…(капуста)

-старый воин или человек, который долго где-либо работал -… (ветеран)

- книга, в которой перечислены в последовательном порядке все дни года и события -…

На помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими шутливыми стихами.

После того, как дети выписали названия дней недели на доске и в тетрадях, провели орфографическую работу с ними, они отвечают на вопрос: "В каких падежах стоят существительные с предлогами, называющие дни недели?"

Методика запоминания словарных слов:


1. Записать словарное слово и поставить ударение (берёза)

2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании (бе-рё-за).

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму (бЕ, бе).

4.Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарнго слова.

Требования к ассоциативному образу:

  • АО должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель: Словарное слово Ассоциативный образ

признак признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету; - месту расположения; - форме; - звучанию; - действию; - вкусу; - материалу;

- назначению; - количеству и т.д.

- АО должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Сл. слово Ас. образ

берёза - по цвету - БЕлая

5. Изобразить словарное слово, объединенное с АО (рисунок и /или пересечение слов через сомнительную орфограмму)

6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный АО, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

Нельзя навязывать ученику свои ассоциации.

Ценность - наличие у каждого своего АО при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Эта методика - не догма, а источник творчества.

Примеры слов и АО:

гАзета - бумАга, дИректОр - крИк, рОт, зАвод - трубА, инЕй - бЕлый, снЕг, кАпуста - зАяц, кАрандаш - грАнь, бумАга, кАрман - дырА, кОнцерт - нОта, дО, хОр, кОрабль - вОлны, бОцман, кОк, лАдонь - лАпа, мАшина - шинА, сОбака - хвОст.

© 2010-2022