- Преподавателю
- Русский язык и литература
- В царстве русского языка
В царстве русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыданова Л.Н. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема занятия: «В царстве русского языка».
Цели занятия:
-
формировать интерес к русскому языку;
-
содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задачи:
Обучающие:
-
закрепить знания детей о частях речи (имя существительное, прилагательное, глагол;
-
познакомить с историей возникновения устаревших слов;
-
учить выполнять творческие задания (ребусы, головоломки).
Развивающие:
-
развивать познавательную активность учащихся;
-
развивать внимание, смекалку, память детей;
-
ориентировать на достижение положительного результата;
Воспитательные:
-
через игровую форму стимулировать интерес детей к изучению русского языка;
-
формировать чувство коллективизма, самоконтроля, взаимопомощи.
Место и время проведения:
30 ноября, 13.30, кабинет № 1
Возраст воспитанников, год обучения:
9-10 лет, 1 год обучения
Оборудование:
-
карточки с заданием;
-
подборка словарей русского языка;
-
ручки, карандаши.
Оформление кабинета:
На центральной стене красочная надпись «Царство русского языка».
Действующие лица:
Царица Грамматика, Знаки препинания(4 человека),Толковый словарь, Орфографический словарь, Аз, Буки, Имя существительное, Имя Прилагательное, Глагол.
Ход занятия.
Воспитанники сидят на стульях, расставленных полукругом. Входят Знаки препинания, Царица Грамматика.
Знаки препинания:
Здравствуйте, уважаемые третьеклассники! Мы пришли к вам по очень важному делу. И пришли мы не одни, а с Царицей грамматикой.
Царица Грамматика (педагог):
Ребята! В нашем царстве Русского языка случилась беда. Я сидела, разгадывала кроссворд. Вдруг налетел ветер, и одно очень важное слово разлетелось. У меня к вам просьба: помогите, пожалуйста, найти буквы и собрать его. Но для этого вам необходимо отправиться в путешествие. Вы готовы?
Дети: Да!
Царица Грамматика:
Вам придётся побывать на трёх станциях. С вами будут мои помощники. Угадайте, что это за помощники?
Дети: Знаки препинания.
Царица грамматика:
Правильно. Они помогут вам в трудную минуту. В добрый путь!
1-я станция.
Город Словаринск.
На станции ребят встречают два словаря - Толковый и Орфографический.
Толковый словарь:
Вы попали в город Словаринск. В этом волшебном городе живут разные словари. Посмотрите на представителей нашего города. (Показ выставки).
Орфографический словарь:
К нам в город залетели какие-то буквы. Наверное, вы пришли за ними? Но просто так мы вам эти буквы отдать не можем.
Толковый словарь:
Чтобы буквы получить, нужно выполнить наши задания. Согласны? (ответы детей). А озвучит вам эти задания наша многоуважаемая Грамматика.
Царица Грамматика:
Задание первое: на карточках написаны слова, в каждом из которых спряталось ещё одно слово. Ваша задача найти эти слова. (Карточки со словами: хлев, уточка, столб, щель, полк, укол, зубр, коса, мрак, удочка)
Задание второе: отгадайте ребусы (словарные слова: народ, столица, , ананас, родина).
А
НАС
ОД
Р
100
Р 1 а
Задание третье: из 2-х данных слов составьте новые слова:
Чан+рог = (гончар), кот+сор=(росток),
сор+рак = (корсар), зоб + лик =(лобзик),
бор+сук= (брусок), коса+бал=(колбаса),
кора+бал=(коробка), тема+сан=(сметана).
Задание четвёртое: а теперь внимательно слушайте фразу и ответьте на вопросы. Все ответы содержатся в самих вопросах.
-
Кто принёс куклу из магаЗина?
-
Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и КаранДаша?
-
Где растёт ежеВика, кто подскажет?
-
Кто прячется под дИван, когда видит паука?
Толковый словарь:
Вы молодцы, быстро и правильно выполнили все задания.
Орфографический словарь:
И теперь мы можем отдать вам волшебные буквы. Держите.
Царица Грамматика:
В городе Словаринске вы показали себя настоящими молодцами. А теперь наш путь лежит в Царство частей речи. Знаки препинания, укажите нам путь.
Царство частей речи.
Знаки препинания показывают путь в Царство частей речи. Детей встречают Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол.
Имя существительное:
Ты слова эти в природе
Пи любой найдёшь погоде.
«Кто?» и «Что?» - вопрос задай
И спокойно отвечай:
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы «Кто?» и «Что?»
Отвечать оно должно.
Что это за часть речи?
Дети: Имя существительное.
Имя прилагательное:
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот жёлтый шар,
Вот сокрушительный удар.
Вот звонкий колокольчик,
Вот ароматный пончик.
Как называется эта весёлая часть речи?
Дети: Имя прилагательное.
Глагол:
Ну, а мы всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишем, моем, убираем,
Шьём, рисуем и читаем.
Варим, жарим, мастерим,
Режем, пилим, говорим.
Нас всегда легко узнать -
Стоит лишь вопрос задать.
На вопрос «Что делать?»
Есть у нас ответ.
Даже если отдыхаем,
Тоже дело выполняем.
О какой части речи говорится?
Дети: О глаголах.
Имя существительное:
Мы знаем, зачем вы к нам пожаловали. Если выполните все наши задания, то получите свои буквы.
Задание первое: сейчас я дам вам текст стихотворения. Вам нужно определить в нём все части речи
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Имя прилагательное:
Задание второе: в следующем стихотворении все слова перепутались. Верните их на свои места (раздаёт текст стихотворения).
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетёры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Раки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Всё расставить по местам!
Глагол:
Задание третье: части речи умеют превращаться. Например: крик - крикливый - кричать. Попробуйте и вы перевести нас из одной части речи в другую (раздаёт таблицы с заданиями).
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
крик
крикливый
кричать
зелёный
веселиться
дружный
смех
беговая
испечь
Царица Грамматика:
С заданием Частей речи вы отлично справились. (Части речи вручают буквы).
А нас ждёт путешествие на полуостров Исторический. Знаки препинания, укажите нам дорогу!
Полуостров Исторический.
Знаки препинания указывают дорогу к полуострову Историческому, детей встречают Аз и Буки.
Аз: Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы! Перед вами дорожка не проста лежит, дорожка через полуостров наш Исторический.
Буки: Живут на нашем полуострове герои былинные, слова древние. Устаревшими считаются, фразеологизмами называются.
Аз: Ни конному, ни пешему пропуска нет, коли не послушаете вы да не запомните, слов тех старинное происхождение и значение.
Буки: Площадь у колокольни Ивана Великого была очень большой, и, чтобы человека услышали на другом конце площади, приходилось громко кричать. Отсюда произошло выражение «Кричать во всю Ивановскую».
Аз: Когда отливали колокола, нужно было рассказать много небылиц. Чем больше небылиц расскажешь, тем звучнее голос у колокола. Поэтому, когда человек говорит неправду, ему отвечают «Это ты, брат, заливаешь!»
Буки: В старые времена в Москве были очень низкие дома и много церквей. Когда люди подъезжали к Москве, на горизонте виднелись золотые купола, отражающие солнце. Отсюда пошло выражение «Москва златоглавая».
Аз: Во времена стародавние соль была достаточно дорогим продуктом. Её ставили на стол только перед особо дорогим гостем. Если хозяин не поставил соль, значит человека не хотят видеть в этом доме или он пришёл не вовремя. Отсюда пошло выражение «Ушёл не солоно хлебавши».
Буки: Внимательно ли вы прослушали наши речи? (Ответы детей).
Аз: Тогда получите свои буквы странные, добрым ветром занесённые. Может быть сослужат они вам службу добрую.
Дети возвращаются к Царице Грамматике.
Царица Грамматика:
Удалось ли вам собрать все буквы из разлетевшегося слова.
Дети: Да!
Царица Грамматика:
Тогда вам предстоит последнее задание - собрать из них слово.
Дети собирают слово «ОРФОГРАММА».
Знаки препинания:
В дорогу, девчонки!
В дорогу, мальчишки!
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точный маршрут,
Чтоб нас подружить с удивительным чудом,
Которое ЗНАНЬЕМ зовут!
Царица Грамматика:
Молодцы, ребята! Здорово мне помогли. За это я хочу вас отблагодарить и подарить книги, которые помогут вам в изучении русского языка.
Царица Грамматика вручает каждому ребёнку словари.