В царстве русского языка

Данное мероприятие проводится в целях формирования интереса к русскому языку, рассчитано для учащихся 3-х классов. Царица Грамматика предлагает ребятам путешествие по 3 -м станциям: город Словаринск, полуостров Исторический и Царство частей речи. В результате ребята выполняют творческие задания (ребусы, головоломки), через игровую форму стимулируется интерес детей к русскому языку. Происходит закрепление знаний по темам глагол, прилагательное, существительное, знакомство с историей устаревших сл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: «В царстве русского языка».

Цели занятия:

  • формировать интерес к русскому языку;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить знания детей о частях речи (имя существительное, прилагательное, глагол;

  • познакомить с историей возникновения устаревших слов;

  • учить выполнять творческие задания (ребусы, головоломки).

Развивающие:

  • развивать познавательную активность учащихся;

  • развивать внимание, смекалку, память детей;

  • ориентировать на достижение положительного результата;

Воспитательные:

  • через игровую форму стимулировать интерес детей к изучению русского языка;

  • формировать чувство коллективизма, самоконтроля, взаимопомощи.

Место и время проведения:

30 ноября, 13.30, кабинет № 1

Возраст воспитанников, год обучения:

9-10 лет, 1 год обучения

Оборудование:

  • карточки с заданием;

  • подборка словарей русского языка;

  • ручки, карандаши.

Оформление кабинета:

На центральной стене красочная надпись «Царство русского языка».

Действующие лица:

Царица Грамматика, Знаки препинания(4 человека),Толковый словарь, Орфографический словарь, Аз, Буки, Имя существительное, Имя Прилагательное, Глагол.








Ход занятия.


Воспитанники сидят на стульях, расставленных полукругом. Входят Знаки препинания, Царица Грамматика.


Знаки препинания:

Здравствуйте, уважаемые третьеклассники! Мы пришли к вам по очень важному делу. И пришли мы не одни, а с Царицей грамматикой.

Царица Грамматика (педагог):

Ребята! В нашем царстве Русского языка случилась беда. Я сидела, разгадывала кроссворд. Вдруг налетел ветер, и одно очень важное слово разлетелось. У меня к вам просьба: помогите, пожалуйста, найти буквы и собрать его. Но для этого вам необходимо отправиться в путешествие. Вы готовы?

Дети: Да!

Царица Грамматика:

Вам придётся побывать на трёх станциях. С вами будут мои помощники. Угадайте, что это за помощники?

Дети: Знаки препинания.

Царица грамматика:

Правильно. Они помогут вам в трудную минуту. В добрый путь!

1-я станция.

Город Словаринск.

На станции ребят встречают два словаря - Толковый и Орфографический.


Толковый словарь:

Вы попали в город Словаринск. В этом волшебном городе живут разные словари. Посмотрите на представителей нашего города. (Показ выставки).

Орфографический словарь:

К нам в город залетели какие-то буквы. Наверное, вы пришли за ними? Но просто так мы вам эти буквы отдать не можем.

Толковый словарь:

Чтобы буквы получить, нужно выполнить наши задания. Согласны? (ответы детей). А озвучит вам эти задания наша многоуважаемая Грамматика.

Царица Грамматика:

Задание первое: на карточках написаны слова, в каждом из которых спряталось ещё одно слово. Ваша задача найти эти слова. (Карточки со словами: хлев, уточка, столб, щель, полк, укол, зубр, коса, мрак, удочка)

Задание второе: отгадайте ребусы (словарные слова: народ, столица, , ананас, родина).

А


НАС

ОД


Р

100

Р 1 аВ царстве русского языкаВ царстве русского языкаВ царстве русского языка

В царстве русского языкаВ царстве русского языка


Задание третье: из 2-х данных слов составьте новые слова:

Чан+рог = (гончар), кот+сор=(росток),

сор+рак = (корсар), зоб + лик =(лобзик),

бор+сук= (брусок), коса+бал=(колбаса),

кора+бал=(коробка), тема+сан=(сметана).

Задание четвёртое: а теперь внимательно слушайте фразу и ответьте на вопросы. Все ответы содержатся в самих вопросах.

  • Кто принёс куклу из магаЗина?

  • Кто рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и КаранДаша?

  • Где растёт ежеВика, кто подскажет?

  • Кто прячется под дИван, когда видит паука?

Толковый словарь:

Вы молодцы, быстро и правильно выполнили все задания.

Орфографический словарь:

И теперь мы можем отдать вам волшебные буквы. Держите.

Царица Грамматика:

В городе Словаринске вы показали себя настоящими молодцами. А теперь наш путь лежит в Царство частей речи. Знаки препинания, укажите нам путь.


Царство частей речи.

Знаки препинания показывают путь в Царство частей речи. Детей встречают Имя существительное, Имя прилагательное, Глагол.


Имя существительное:

Ты слова эти в природе

Пи любой найдёшь погоде.

«Кто?» и «Что?» - вопрос задай

И спокойно отвечай:

Это кукла, это книжка,

Это кошка, это мышка.

Всё так просто и понятно,

Увлекательно, занятно.

На вопросы «Кто?» и «Что?»

Отвечать оно должно.

Что это за часть речи?

Дети: Имя существительное.

Имя прилагательное:

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар.

Вот звонкий колокольчик,

Вот ароматный пончик.

Как называется эта весёлая часть речи?

Дети: Имя прилагательное.

Глагол:

Ну, а мы всегда в работе,

В напряженье и заботе.

Пишем, моем, убираем,

Шьём, рисуем и читаем.

Варим, жарим, мастерим,

Режем, пилим, говорим.

Нас всегда легко узнать -

Стоит лишь вопрос задать.

На вопрос «Что делать?»

Есть у нас ответ.

Даже если отдыхаем,

Тоже дело выполняем.

О какой части речи говорится?

Дети: О глаголах.

Имя существительное:

Мы знаем, зачем вы к нам пожаловали. Если выполните все наши задания, то получите свои буквы.

Задание первое: сейчас я дам вам текст стихотворения. Вам нужно определить в нём все части речи

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Имя прилагательное:

Задание второе: в следующем стихотворении все слова перепутались. Верните их на свои места (раздаёт текст стихотворения).

Огурцы играют в прятки,

Малыши растут на грядке,

Мушкетёры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Раки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Всё расставить по местам!

Глагол:

Задание третье: части речи умеют превращаться. Например: крик - крикливый - кричать. Попробуйте и вы перевести нас из одной части речи в другую (раздаёт таблицы с заданиями).

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

крик

крикливый

кричать

зелёный

веселиться

дружный

смех

беговая

испечь

Царица Грамматика:

С заданием Частей речи вы отлично справились. (Части речи вручают буквы).

А нас ждёт путешествие на полуостров Исторический. Знаки препинания, укажите нам дорогу!


Полуостров Исторический.

Знаки препинания указывают дорогу к полуострову Историческому, детей встречают Аз и Буки.


Аз: Ой, вы гой еси, добры молодцы и красны девицы! Перед вами дорожка не проста лежит, дорожка через полуостров наш Исторический.

Буки: Живут на нашем полуострове герои былинные, слова древние. Устаревшими считаются, фразеологизмами называются.

Аз: Ни конному, ни пешему пропуска нет, коли не послушаете вы да не запомните, слов тех старинное происхождение и значение.

Буки: Площадь у колокольни Ивана Великого была очень большой, и, чтобы человека услышали на другом конце площади, приходилось громко кричать. Отсюда произошло выражение «Кричать во всю Ивановскую».

Аз: Когда отливали колокола, нужно было рассказать много небылиц. Чем больше небылиц расскажешь, тем звучнее голос у колокола. Поэтому, когда человек говорит неправду, ему отвечают «Это ты, брат, заливаешь!»

Буки: В старые времена в Москве были очень низкие дома и много церквей. Когда люди подъезжали к Москве, на горизонте виднелись золотые купола, отражающие солнце. Отсюда пошло выражение «Москва златоглавая».

Аз: Во времена стародавние соль была достаточно дорогим продуктом. Её ставили на стол только перед особо дорогим гостем. Если хозяин не поставил соль, значит человека не хотят видеть в этом доме или он пришёл не вовремя. Отсюда пошло выражение «Ушёл не солоно хлебавши».

Буки: Внимательно ли вы прослушали наши речи? (Ответы детей).

Аз: Тогда получите свои буквы странные, добрым ветром занесённые. Может быть сослужат они вам службу добрую.

Дети возвращаются к Царице Грамматике.

Царица Грамматика:

Удалось ли вам собрать все буквы из разлетевшегося слова.

Дети: Да!

Царица Грамматика:

Тогда вам предстоит последнее задание - собрать из них слово.

Дети собирают слово «ОРФОГРАММА».


Знаки препинания:

В дорогу, девчонки!

В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей.

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

Крутые ступеньки на лесенке будут,

Но выверен точный маршрут,

Чтоб нас подружить с удивительным чудом,

Которое ЗНАНЬЕМ зовут!

Царица Грамматика:

Молодцы, ребята! Здорово мне помогли. За это я хочу вас отблагодарить и подарить книги, которые помогут вам в изучении русского языка.

Царица Грамматика вручает каждому ребёнку словари.






© 2010-2022