Конспект урока по теме Морфологический разбор имени существительного (6 класс)

    Цели  урока: Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобретении знаний, развитие воображения. Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного. Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.   Ход урока.   I Организационный момент.   П...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Морфологический разбор имени существительного».

Цели урока:

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение заинтересованности учащихся в приобретении знаний, развитие воображения.

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры, обучение делать морфологический разбор имени существительного.

Воспитательная: пробудить интерес у учащихся к русскому языку.

Ход урока.

I Организационный момент.

Приветствие.

II Актуализация знаний.

- Любите ли вы путешествовать?

- Наш сегодняшний урок будет не совсем обычным. Мы совершим путешествие. А встретимся мы с галактикой имени существительного.

Слайд № 1.

- А как вы понимаете слово «галактика»?

(гигантская звездная система)

-Перед отправлением нам нужно собрать снаряжения.

-Какие морфологические признаки мы определяем у существительных?

Создание модели.

Имя существительное



Падеж число род склонение одуш./неодуш. Собств./нариц. Синтаксическая роль


- Это наша галактика. Это наши планеты.

- А сейчас давайте определим, у каких планет есть свои спутники.

(у рода, числа, склонения)

III Формирование знаний.

- Сравните тему урока с моделью, которая у нас получилась и определите, чем мы будем заниматься на уроке?

- Какова цель нашего урока?

(повторить морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, научиться правильно определять морфологические признаки имени существительного)

- Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики имени существительного.

- А эта модель будет нашим маршрутом следования.

- Скажите, а удобно ли ходить в гости без приглашения?

- Чтобы получить приглашение, надо поработать с текстом.

-Открываем тетради, записываем число, тему урока.( Слайд № 2)

Слайд № 3. Задание: Переписать текст, найти в нем имена существительные, подчеркнуть их как член предложения, поставить к ним вопросы.

Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начинается его полет в открытом космосе. Перед человеком открывается звездный мир.

Проверка по слайду № 4.

Космический (что?) корабль оторвался (от чего?) от Земли. Скоро начинается его (что?) полет (где?) в открытом космосе.(перед кем?) Перед человеком открывается звездный (что?) мир.

-Проверьте свое задание и если вы выполнили все верно, то поставьте себе оценку на полях карандашом.

-Молодцы, все допущены к полету.

Раздаются модели ракет.

-Вы все являетесь капитанами своих кораблей. Подпишите их.

-Все готовы к полету? На старт! Поехали!

- Вот уже мы направляемся к галактике имен существительного. Перед нами звездное небо. (Слайд № 5)

-Ребята, а почему одни планеты у нас одного цвета, а другие другого?

(одни обозначают постоянные признаки , а другие непостоянные.

-Почему они называются постоянными и непостоянными?

(постоянные признаки присущи имени существительному всегда, а непостоянные могут изменяться)

- Почему эта планета не похожа на все остальные?

(потому что она обозначает синтаксический признак, а те морфологические).

-Каким членом предложения может быть имя существительное? (любым)

-Итак, перед вами алгоритм выполнения морфологического разбора. Одно существительное мы разберем вместе, а одно вы разберете самостоятельно.

-Существительное «перед человеком» разбирают самостоятельно.

-Обменяйтесь работами и проверьте друг друга.

Слайд № 6.

(морфологический разбор существительного перед человеком)

Физкульт. пауза. Я буду называть слова. Если оно связано с космосом, то вы должны присесть, а если нет, то вы должны будете сделать хлопок.

Книга, полет, звезда, дневник, спутник, ручка, Солнце, космос, учебник, тетрадь, планета, космонавт, галактика, карандаш, метеор, орбита.

IV Формирование умений, навыков.

-Давайте запишем слова, на которые вы приседали.

(Слайд № 7).

Полет, звезда, спутник, Солнце, космос, планета, космонавт, галактика, метеор, орбита.

-Почему слово «Солнце» написано с заглавной буквы?

- Здесь есть слова, значение которых вам не сосем понятны. Некоторым из вас было дано индивидуальное задание: выписать значение некоторых слов из толковых словарей.

Метеор - вспышка небесного тела(метеорный дождь(звездный)).

Орбита - путь движения небесного тела(Земная орбита).

Спутник - небесное тело, обращающаяся вокруг Земли(Луна-спутник Земли).

Космонавт - специалист, совершающий полет в космическом пространстве.

Звезда - небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.

Солнце - небесное светило - раскаленное плазменное тело шарообразной формы, вокруг которого обращается Земля и другие планеты.

Задание: Составьте 3-4 словосочетания с этими словами (желающие несколько связных предложений).

Слайд № 8.

-С нами на связь вышел инопланетянин, у него есть к нам просьба. Он хочет, чтобы мы в следующий раз привезли жителям этой планеты некоторые предметы.

- Прочитайте ,пожалуйста, записку.

Сахары, чернило, молоки, металлы, сметаны, бензины, ножница, брюка, очка, Саня, цементы, вермишели, ветчины и дрожа.

-А что вы смеетесь?

-А как надо правильно прочитать эти слова?

-А в чем особенность этих существительных?

-Распределите их на 2 группы.(2 ученика у доски)

(сахар, молоко, металл, сметана, бензин, цемент, вермишель, ветчина)

(чернила, ножницы, брюки, очки, сани, дрожжи).

V Итог урока.

-Ну что ж, пришло время прощаться с жителями данной планеты и на прощание прочитаем стихотворение Р.Горской «Я мечтаю».

Я мечтаю о звёздных полётах,

Намечаю маршруты путей,

Межпланетным я стану пилотом,

Только б вырасти мне поскорей,

Всё о жизни Сатурна узнаю,

С марсианами дружбу сведу,

По пути на Луне побываю,

К дальним звёздам дорогу найду.

Небо синее ласково манит

И к бескрайним просторам зовёт.

Знаю я, что минута настанет -

В дальний рейс поведу самолёт.

- Наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся домой.

Слайд № 9.

-Мы должны проверить ,не прошло ли наше путешествие без пользы. А сможем мы это сделать, ответив на вопросы теста.


  1. Слово изучается как часть речи в разделе:

А) синтаксис

Б) словообразование

В) морфология


  1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета


  1. имя существительное обладает признаком:

А) спряжение

Б) одушевленность/неодушевленность

В) род


  1. Данное слово является именем существительным:

А) белизна

Б) белить

В) побелка.


  1. В предложении Однажды мы отправились в музей имя существительное имеет морфологические признаки:

А) нарицательное,

Б) неодушевленное,

В) м.р.

Г) 3 скл.

Д) Р.п.

Е) ед.ч.


  1. Выделенное существительное является дополнением в предложении:

А) Мы увидели корзину с яблоками,

Б) В театре мы встретили школьных друзей,

В) Я часто вспоминаю о своей собаке.

- До свидания.

Домашнее задание

С составленными в классе словосочетаниями составить 2 предложения и сделать морфологический разбор 3-х имен существительных.













© 2010-2022