Конспект урока литературы на тему Произведения о Великой Отечественной войне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов «Сороковые».

Цель: познакомить с боевыми подвигами и военными буднями, описанными в стихах и песнях о войне; продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с лирикой о войне;

  2. Показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны;

  3. Развивать навыки выразительного чтения;

  4. Воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: портреты поэтов; запись песни «Священная война»; иллюстрации на тему войны.

План урока:

  1. Организация начала урока

  2. Проверка домашнего задания

  3. Сообщение темы и цели урока

  4. Рассказ учителя. Стихи о войне

  5. Работа над стихотворением ««Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»»

    1. Чтение стихотворения учителем

    2. Беседа по содержанию стихотворения

    3. Самостоятельное чтение стихотворения

    4. Выразительное чтение стихотворения

    5. Рассказ учителя о стихотворениях К. М. Симонова

  6. Рассказ учителя о Д. С. Самойлове

  7. Работа над стихотворением «Сороковые»

    1. Самостоятельное чтение стихотворения

    2. Беседа по содержанию стихотворения

    3. Выразительное чтение стихотворения

  8. Работа с учебником, обсуждение прочитанного

  9. Подведение итогов урока

  10. Информация о домашнем задании

Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Проверка домашнего задания

  1. Чтение и обсуждение домашних сочинений по повести «Кладовая солнца».

  2. Фронтальный опрос.

- Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью?

- Какой смысл он вкладывал в эти слова?

- Какое значение имеет в этом произведении история Травки?

- Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?

- Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши?

- Как эта история связана со словами: «Это правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?

- Каким вы представляете рассказчика?

- Какова основная мысль этого произведения?

  1. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов «Сороковые».

  1. Рассказ учителя. Стихи о войне

С каждым годом все дальше уходят от нас героические год Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг народа - труженика, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и села. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявляли чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя-фронтовика - темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

(Звучит фрагмент песни «Священная война», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.)

Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов. Он был военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная звезда». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу города и села, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.

  1. Работа над стихотворением ««Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»»

    1. Чтение стихотворения учителем

    2. Беседа по содержанию стихотворения

- Лирическое произведение передает чувства, настроения, переживания автора. Какими чувствами поэта согрето стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»? (В одном из лучших стихотворений военного времени поэт пишет просто, задушевно о пережитом, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.)

- В какой форме написано стихотворение? (Это монолог поэта, обращенный к другу, поэту А. Суркову, монолог о Родине в пору тяжелейшего испытания - нашествия захватчиков.)

- Какой предстает Россия военных лет, какой увидел ее поэт? (Он пишет о дорогах Смоленщины, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами, размытых дождями, о сгоревших городах и селах и испытаниях, выпавших на долю народа: голод, раз, гибель близких.)

- Как вы думаете, почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках? (Поэт благодарен людям, кото во время долгих переходов Советской армии выходили встречу бойцам, стараясь поддержать тем немногим, у них осталось, - усталым женщинам с молоком, стари" надеявшимся дождаться ушедших солдат.)

- Почему слова «Мы вас подождем...» звучат как повторяющееся заклинание? (Стихотворение проникнуто глубокой верой, что русский солдат сделает все, чтобы обуздать врага, и вернется домой. В этой вере н находил силы для преодолений всех испытаний.)

  1. Самостоятельное чтение стихотворения

  2. Выразительное чтение стихотворения

  3. Рассказ учителя о стихотворениях К. М. Симонова

Стихотворения К. Симонова, напечатанные в годы вой вселяли в людей веру в победное завершение войны, укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе. Проникнутые чувством огромной любви к Родине, они вдохновляли на труд и на подвиг. Многие стихотворения посвящены солдатской верности. Одно из них, «Жди меня», посвященное же поэта, актрисе Валентине Серовой, звучит как стихотворение заклинание, которое тысячи бойцов повторяли на войне, обращаясь к любимой.

  1. Рассказ учителя о Д. С. Самойлове

Нам предстоит познакомиться еще с одним стихотворением, автором которого является Давид Самойлов, поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он ушел на фронт и прошел через всю войну. «Сороковые, роковые» вторглись в юность поэта, вырвали из привычной жизни. Столкновение мечты и беды, юности и войны - в этом трагедия военного поколения.

  1. Работа над стихотворением «Сороковые»

    1. Самостоятельное чтение стихотворения

    2. Беседа по содержанию стихотворения

- Каким настроением проникнуто стихотворение «Сороковые» Д. Самойлова? (Особой грустью.)

Поэт вспомнил «сороковые» почти два десятилетия спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с теплой грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. Поэтому так остро воспринимает герой окружающий мир:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!..

- Как показана картина войны в этом стихотворении? (Атмосферу войны автор передает немногими деталями: это «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», а также «погорельцы», которые кочуют с запада к востоку.)

- Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х?

- Как каждый из них передает суть происходящего? («Сороковые» - это и «роковые», и «военные», и «фронтовые», и «свинцовые», и «пороховые».)

«Роковые», потому что они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, «свинцовые и пороховые», потому что несли гибель людям, «военные и фронтовые», потому что эти годы совпали с Великой Отечественной войной, когда решалась судьба Отечества.

- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя? (Возмужавший поэт, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни:

Да, это я на белом свете.

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете.

И у меня мундштук наборный.)

    1. Выразительное чтение стихотворения

  1. Работа с учебником, обсуждение прочитанного

(Чтение статьи «Учимся читать выразительно».)

- В чем состоит основная задача чтеца - художника?

- Что необходимо чтецу для того, чтобы воздействовать на слушателя?

- На что следует обратить внимание, готовясь к выразительному чтению?

- Что необходимо помнить, по мнению Г. Артоболевского, перед произнесением стихотворений вслух?

  1. Подведение итогов урока

- С какими поэтами познакомились?

- Какие стихи читали?

- Какое понравилось больше?

  1. Информация о домашнем задании

Подготовить выразительное чтение одного стихотворения наизусть (по выбору).

Обратить внимание при чтении наизусть на интонацию автора. Какие мысли и чувства авторов особенно важно сообщить слушателям при произнесении этих стихотворений?

Прочесть рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».



© 2010-2022