- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы на тему Произведения о Великой Отечественной войне
Конспект урока литературы на тему Произведения о Великой Отечественной войне
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Федосова О.Н. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Произведения о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов «Сороковые».
Цель: познакомить с боевыми подвигами и военными буднями, описанными в стихах и песнях о войне; продолжить работу по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Задачи:
-
Познакомить с лирикой о войне;
-
Показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны;
-
Развивать навыки выразительного чтения;
-
Воспитывать патриотические чувства.
Оборудование: портреты поэтов; запись песни «Священная война»; иллюстрации на тему войны.
План урока:
-
Организация начала урока
-
Проверка домашнего задания
-
Сообщение темы и цели урока
-
Рассказ учителя. Стихи о войне
-
Работа над стихотворением ««Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»»
-
Чтение стихотворения учителем
-
Беседа по содержанию стихотворения
-
Самостоятельное чтение стихотворения
-
Выразительное чтение стихотворения
-
Рассказ учителя о стихотворениях К. М. Симонова
-
-
Рассказ учителя о Д. С. Самойлове
-
Работа над стихотворением «Сороковые»
-
Самостоятельное чтение стихотворения
-
Беседа по содержанию стихотворения
-
Выразительное чтение стихотворения
-
-
Работа с учебником, обсуждение прочитанного
-
Подведение итогов урока
-
Информация о домашнем задании
Ход урока
-
Организация начала урока
-
Проверка домашнего задания
-
Чтение и обсуждение домашних сочинений по повести «Кладовая солнца».
-
Фронтальный опрос.
- Почему писатель назвал свое произведение сказкой-былью?
- Какой смысл он вкладывал в эти слова?
- Какое значение имеет в этом произведении история Травки?
- Какой смысл вкладывает писатель в слова «кладовая солнца»?
- Какое значение имеет в произведении спор Насти и Митраши?
- Как эта история связана со словами: «Это правда есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь»?
- Каким вы представляете рассказчика?
- Какова основная мысль этого произведения?
-
Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями о Великой Отечественной войне. К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д. С. Самойлов «Сороковые».
-
Рассказ учителя. Стихи о войне
С каждым годом все дальше уходят от нас героические год Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на смерть, и подвиг народа - труженика, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война против советского народа принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и села. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявляли чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.
Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя-фронтовика - темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, пробирающийся по разбитой дороге, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия. Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.
(Звучит фрагмент песни «Священная война», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.)
Среди поэтов, прошедших через горнило Великой Отечественной войны, был Константин Михайлович Симонов. Он был военным корреспондентом газет «Известия» и «Красная звезда». В первые, особенно тяжелые месяцы войны, когда наши войска отступали с тяжелыми боями и большими потерями, оставляя врагу города и села, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.
-
Работа над стихотворением ««Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»»
-
Чтение стихотворения учителем
-
Беседа по содержанию стихотворения
-
- Лирическое произведение передает чувства, настроения, переживания автора. Какими чувствами поэта согрето стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»? (В одном из лучших стихотворений военного времени поэт пишет просто, задушевно о пережитом, сохраняя теплую, сердечную интонацию дружеской беседы.)
- В какой форме написано стихотворение? (Это монолог поэта, обращенный к другу, поэту А. Суркову, монолог о Родине в пору тяжелейшего испытания - нашествия захватчиков.)
- Какой предстает Россия военных лет, какой увидел ее поэт? (Он пишет о дорогах Смоленщины, по которым отступали наши войска, о деревнях с погостами, размытых дождями, о сгоревших городах и селах и испытаниях, выпавших на долю народа: голод, раз, гибель близких.)
- Как вы думаете, почему, говоря о беде, обрушившейся на родную землю, поэт вспоминает о женщинах и стариках? (Поэт благодарен людям, кото во время долгих переходов Советской армии выходили встречу бойцам, стараясь поддержать тем немногим, у них осталось, - усталым женщинам с молоком, стари" надеявшимся дождаться ушедших солдат.)
- Почему слова «Мы вас подождем...» звучат как повторяющееся заклинание? (Стихотворение проникнуто глубокой верой, что русский солдат сделает все, чтобы обуздать врага, и вернется домой. В этой вере н находил силы для преодолений всех испытаний.)
-
Самостоятельное чтение стихотворения
-
Выразительное чтение стихотворения
-
Рассказ учителя о стихотворениях К. М. Симонова
Стихотворения К. Симонова, напечатанные в годы вой вселяли в людей веру в победное завершение войны, укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе. Проникнутые чувством огромной любви к Родине, они вдохновляли на труд и на подвиг. Многие стихотворения посвящены солдатской верности. Одно из них, «Жди меня», посвященное же поэта, актрисе Валентине Серовой, звучит как стихотворение заклинание, которое тысячи бойцов повторяли на войне, обращаясь к любимой.
-
Рассказ учителя о Д. С. Самойлове
Нам предстоит познакомиться еще с одним стихотворением, автором которого является Давид Самойлов, поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, он ушел на фронт и прошел через всю войну. «Сороковые, роковые» вторглись в юность поэта, вырвали из привычной жизни. Столкновение мечты и беды, юности и войны - в этом трагедия военного поколения.
-
Работа над стихотворением «Сороковые»
-
Самостоятельное чтение стихотворения
-
Беседа по содержанию стихотворения
-
- Каким настроением проникнуто стихотворение «Сороковые» Д. Самойлова? (Особой грустью.)
Поэт вспомнил «сороковые» почти два десятилетия спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с теплой грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. Поэтому так остро воспринимает герой окружающий мир:
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!..
- Как показана картина войны в этом стихотворении? (Атмосферу войны автор передает немногими деталями: это «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», а также «погорельцы», которые кочуют с запада к востоку.)
- Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х?
- Как каждый из них передает суть происходящего? («Сороковые» - это и «роковые», и «военные», и «фронтовые», и «свинцовые», и «пороховые».)
«Роковые», потому что они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, «свинцовые и пороховые», потому что несли гибель людям, «военные и фронтовые», потому что эти годы совпали с Великой Отечественной войной, когда решалась судьба Отечества.
- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя? (Возмужавший поэт, пройдя все испытания войны, с удовольствием вспоминает свою молодость, безмятежность, готовность в любой ситуации радоваться жизни:
Да, это я на белом свете.
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете.
И у меня мундштук наборный.)
-
-
Выразительное чтение стихотворения
-
-
Работа с учебником, обсуждение прочитанного
(Чтение статьи «Учимся читать выразительно».)
- В чем состоит основная задача чтеца - художника?
- Что необходимо чтецу для того, чтобы воздействовать на слушателя?
- На что следует обратить внимание, готовясь к выразительному чтению?
- Что необходимо помнить, по мнению Г. Артоболевского, перед произнесением стихотворений вслух?
-
Подведение итогов урока
- С какими поэтами познакомились?
- Какие стихи читали?
- Какое понравилось больше?
-
Информация о домашнем задании
Подготовить выразительное чтение одного стихотворения наизусть (по выбору).
Обратить внимание при чтении наизусть на интонацию автора. Какие мысли и чувства авторов особенно важно сообщить слушателям при произнесении этих стихотворений?
Прочесть рассказ В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».