- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи Зима
Урок развития речи Зима
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нурсапинова Г.С. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КГУ «Средняя школа имени Д. Калматайулы» села Каратобе Жарминского района ВКО
Учитель Нурсапинова Гульжан Сиязбековна
Краткосрочный план урока литературного чтения в 5 классе с казахским языком обучения
Тема урока: «Зима». Урок развития речи
Цель урока: 1. Продолжать знакомить детей с творчеством знаменитых русских поэтов, художников и композиторов, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.
2. Расширять представления детей о характерных признаках зимы и её особенностях.
3. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический слух, эстетическое восприятие живописи, поэтических и музыкальных произведений.
4. Развивать артистические и творческие способности школьников.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентации: «Красавица зима», «Стихи и картины о зиме», аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя… », диск с произведениями: П. И. Чайковского «Декабрь», А. Вивальди «Зима», снежинки, названия зимних месяцев, листы бумаги для снежков, флипчарты, маркеры.
Предварительная работа: чтение, анализ и заучивание стихотворений русских поэтов о зиме, выполнение рисунков на зимнюю тематику
Этапы деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Ресурсы
Организация класса.
Определение темы урока.
Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня на уроке поговорим об одном из времён года, почувствуем и насладимся красотой природы в это время года при помощи художественных средств: стихов, картин и музыки. А вот какое это время года вы узнаете, отгадав загадку:
Тройка, тройка пролетела,
Скакуны у тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром
Отгадывают загадку, определяют тему урока
слайд № 1, 2
Правильно. Мы поговорим о зиме.
- Какой первый признак зимы? (снег)
-Из чего состоит снег? Отгадайте ещё одну загадку:
Белая звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)
слайд № 3
слайд № 4
Деление класса на группы
Предлагает в игру «Кто соберёт снежинки».
- «Сею, вею, завеваю, ели снегом укрываю. Разбросаю по тропинкам серебристые снежинки» (разбрасывает по классу снежинки).
Ученики по команде собирают их. Подводятся итоги. У кого на снежинках написано « декабрь», «январь», «февраль», собираются в группу.
На столах таблички с названиями месяцев
«Мозговой штурм»
- Как называются зимние месяцы?
1. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
- Декабрь, первый зимний месяц и последний месяц в году. В народе его называют «стужайло», «ледостав», он всю землю студит.
2. По счёту первым он идёт,
С него начнётся новый год.
Открой скорее календарь,
Читай! Написано - ...
- Январь, второй месяц зимы. В народе его называют «студень», «лютовей». Январь - году начало, зиме середина.
3. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
- Февраль, третий зимний месяц. В феврале задувают ветры, поэтому его называют «ветродуй», «вьюговей».
Отгадывают загадки:
Декабрь
Январь
Февраль
Делают записи о названиях месяцев в тетрадях.
слайд № 5
слайд № 6
слайд № 7
Проверка д/з
Предлагает ученикам показать и сдать рисунки о зиме.
Формативное оценивание
Ученики показывают рисунки, рассказывают, что они изобразили и вывешивают их на доске.
Показ презентации «Красавица - зима» с музыкальным сопровождением
- Зиму любят все: и взрослые, и дети. А все это потому, что природа зимой особенная, она торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. Зима - это очень красивое время года. И сейчас я предлагаю вам полюбоваться зимними пейзажами под музыкальное произведение русского композитора П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».
Слушая музыку, смотрят презентацию.
Слайды № 8-33
Работа в группе
- Какой бывает зима?
Каждая команда составляет на флипчартах кластер «Зима» и защищает свою работу.
Чтение стихотворений наизусть
- Да, зима бывает разной. Она бывает студеная с морозами, бывает с оттепелью и капелью, бывает с метелями и вьюгами, а бывает ясная и солнечная. Но всегда неизменно сказочная, волшебная и очень красивая. Эта красота не может оставить людей равнодушными, именно поэтому рождаются стихи, картины и музыкальные произведения о зиме и зимней природе.
- Давайте послушаем какие стихотворения о зиме вы знаете.
- Как поэты называют зиму?
Как описывают её приход?
Читают наизусть стихотворения о зиме.
Отвечают на поставленные вопросы
Знакомство с новым произведением
- А теперь послушайте, как говорят о зиме другой известный поэт - И. Никитин.
Чтение учителем стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» (стр 38).
Слушают чтение учителя,
а затем читают стихотворение сами.
Беседа о жизни зверей и птиц зимой
- Что вы знаете о жизни зверей и птиц зимой?
Предлагает посмотреть картины из жизни животных и птиц в зимнее время года
Рассказывают как зимуют звери и птицы
слайды №34-65
Работа с пословицами и поговорками о зиме
- Ребята, кроме стихов люди придумали много пословиц и поговорок о зиме.
«В зимний холод всякий молод»; «Два друга - мороз да вьюга»; «Много снега - много хлеба»; «Мороз не велик, да стоять не велит».
- Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок?
Рассказывают свои суждения по этим пословицам и поговоркам
Слайд № 66
Игра «Хорошо - плохо».
(с применением ТРИЗ технологии).
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо»
Дети должны перечислять все положительные и отрицательные, на их взгляд, качества зимнего времени года.
Беседа о зимних забавах
- Ребята, скажите, вы любите зиму? А за что?
Какие зимние забавы вы знаете?
Обращает внимание на рисунки детей, где показаны зимние развлечения.
- Какие зимние праздники можете назвать? -
-Молодцы, мне очень приятно, что вы так любите зиму, зимние праздники.
Рассказывают о зимних забавах
Называют зимние праздники
Слайды № 67-68
Игра в снежки
-А сейчас поиграем в снежки. У вас на столах листочки, на них вы напишите, что вы пожелаете своему товарищу перед Новым годом. Скомкаете как снежок и бросите своему сокласснику.
Присутствующим на уроке учителям тоже розданы листы бумаги, и они принимают участие в игре.
Пишут на листках свои пожелания и бросают своим товарищам.
Затем собирают эти «снежки», разворачивают и читают пожелания.
Подведение итогов урока
- Наш урок подошёл к концу. Мы с вами послушали очень красивые стихи и музыку о зиме, полюбовались на зимние пейзажи, вспомнили о зимних забавах. А закончить наш урок я хочу произведением итальянского композитора Антонио Вивальди «Зима». Послушайте, пожалуйста, как Вивальди представлял себе зиму. Прослушивание музыкального произведения «Зима».
Слушают музыку Вивальди
Рефлексия «Украсим елочку»
- Какое впечатление вы получили от нашего урока? Что вам понравилось или не понравилось?
О чем бы вы еще хотели поговорить по этой теме?
Ученики на стикерах пишут свои отзывы об уроке и прикрепляют на елочку.
Рисунок елки
Оценивание
- Как вы оцените свою работу и работу ваших товарищей в группе?
Лидеры групп оценивают работу на уроке членов своей группы.
Домашнее задание
Подведя итоги нашего урока, дома вы составите пятистишие (синквейн) на тему «Зима»
Делают записи в тетрадях.