Урок развития речи Зима

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Средняя школа имени Д. Калматайулы» села Каратобе Жарминского района ВКО

Учитель Нурсапинова Гульжан Сиязбековна

Краткосрочный план урока литературного чтения в 5 классе с казахским языком обучения

Тема урока: «Зима». Урок развития речи

Цель урока: 1. Продолжать знакомить детей с творчеством знаменитых русских поэтов, художников и композиторов, воспитывать любовь к поэзии, к родной природе.

2. Расширять представления детей о характерных признаках зимы и её особенностях.

3. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический слух, эстетическое восприятие живописи, поэтических и музыкальных произведений.

4. Развивать артистические и творческие способности школьников.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, презентации: «Красавица зима», «Стихи и картины о зиме», аудиозапись стихотворения А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя… », диск с произведениями: П. И. Чайковского «Декабрь», А. Вивальди «Зима», снежинки, названия зимних месяцев, листы бумаги для снежков, флипчарты, маркеры.

Предварительная работа: чтение, анализ и заучивание стихотворений русских поэтов о зиме, выполнение рисунков на зимнюю тематику

Этапы деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ресурсы

Организация класса.

Определение темы урока.

Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас. Сегодня на уроке поговорим об одном из времён года, почувствуем и насладимся красотой природы в это время года при помощи художественных средств: стихов, картин и музыки. А вот какое это время года вы узнаете, отгадав загадку:

Тройка, тройка пролетела,

Скакуны у тройки белы.

А в санях сидит царица,

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром



Отгадывают загадку, определяют тему урока

слайд № 1, 2

Правильно. Мы поговорим о зиме.

- Какой первый признак зимы? (снег)

-Из чего состоит снег? Отгадайте ещё одну загадку:

Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка)

слайд № 3

слайд № 4

Деление класса на группы

Предлагает в игру «Кто соберёт снежинки».

- «Сею, вею, завеваю, ели снегом укрываю. Разбросаю по тропинкам серебристые снежинки» (разбрасывает по классу снежинки).

Ученики по команде собирают их. Подводятся итоги. У кого на снежинках написано « декабрь», «январь», «февраль», собираются в группу.

На столах таблички с названиями месяцев

«Мозговой штурм»

- Как называются зимние месяцы?

1. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке,

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год.

- Декабрь, первый зимний месяц и последний месяц в году. В народе его называют «стужайло», «ледостав», он всю землю студит.

2. По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - ...

- Январь, второй месяц зимы. В народе его называют «студень», «лютовей». Январь - году начало, зиме середина.

3. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели,

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?

- Февраль, третий зимний месяц. В феврале задувают ветры, поэтому его называют «ветродуй», «вьюговей».





Отгадывают загадки:

Декабрь



Январь





Февраль

Делают записи о названиях месяцев в тетрадях.





слайд № 5



слайд № 6





слайд № 7

Проверка д/з

Предлагает ученикам показать и сдать рисунки о зиме.

Формативное оценивание

Ученики показывают рисунки, рассказывают, что они изобразили и вывешивают их на доске.

Показ презентации «Красавица - зима» с музыкальным сопровождением

- Зиму любят все: и взрослые, и дети. А все это потому, что природа зимой особенная, она торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью; воздух морозный, деревья в инее и снегу. Зима - это очень красивое время года. И сейчас я предлагаю вам полюбоваться зимними пейзажами под музыкальное произведение русского композитора П. И. Чайковского «Декабрь» из цикла «Времена года».



Слушая музыку, смотрят презентацию.

Слайды № 8-33

Работа в группе

- Какой бывает зима?

Каждая команда составляет на флипчартах кластер «Зима» и защищает свою работу.

Чтение стихотворений наизусть

- Да, зима бывает разной. Она бывает студеная с морозами, бывает с оттепелью и капелью, бывает с метелями и вьюгами, а бывает ясная и солнечная. Но всегда неизменно сказочная, волшебная и очень красивая. Эта красота не может оставить людей равнодушными, именно поэтому рождаются стихи, картины и музыкальные произведения о зиме и зимней природе.

- Давайте послушаем какие стихотворения о зиме вы знаете.

- Как поэты называют зиму?

Как описывают её приход?





Читают наизусть стихотворения о зиме.

Отвечают на поставленные вопросы

Знакомство с новым произведением

- А теперь послушайте, как говорят о зиме другой известный поэт - И. Никитин.

Чтение учителем стихотворения И. Никитина «Встреча зимы» (стр 38).

Слушают чтение учителя,

а затем читают стихотворение сами.

Беседа о жизни зверей и птиц зимой

- Что вы знаете о жизни зверей и птиц зимой?

Предлагает посмотреть картины из жизни животных и птиц в зимнее время года

Рассказывают как зимуют звери и птицы

слайды №34-65

Работа с пословицами и поговорками о зиме

- Ребята, кроме стихов люди придумали много пословиц и поговорок о зиме.

«В зимний холод всякий молод»; «Два друга - мороз да вьюга»; «Много снега - много хлеба»; «Мороз не велик, да стоять не велит».

- Как вы понимаете смысл этих пословиц и поговорок?



Рассказывают свои суждения по этим пословицам и поговоркам

Слайд № 66

Игра «Хорошо - плохо».

(с применением ТРИЗ технологии).

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо»

Дети должны перечислять все положительные и отрицательные, на их взгляд, качества зимнего времени года.

Беседа о зимних забавах

- Ребята, скажите, вы любите зиму? А за что?

Какие зимние забавы вы знаете?

Обращает внимание на рисунки детей, где показаны зимние развлечения.

- Какие зимние праздники можете назвать? -

-Молодцы, мне очень приятно, что вы так любите зиму, зимние праздники.

Рассказывают о зимних забавах

Называют зимние праздники

Слайды № 67-68

Игра в снежки

-А сейчас поиграем в снежки. У вас на столах листочки, на них вы напишите, что вы пожелаете своему товарищу перед Новым годом. Скомкаете как снежок и бросите своему сокласснику.

Присутствующим на уроке учителям тоже розданы листы бумаги, и они принимают участие в игре.

Пишут на листках свои пожелания и бросают своим товарищам.

Затем собирают эти «снежки», разворачивают и читают пожелания.

Подведение итогов урока

- Наш урок подошёл к концу. Мы с вами послушали очень красивые стихи и музыку о зиме, полюбовались на зимние пейзажи, вспомнили о зимних забавах. А закончить наш урок я хочу произведением итальянского композитора Антонио Вивальди «Зима». Послушайте, пожалуйста, как Вивальди представлял себе зиму. Прослушивание музыкального произведения «Зима».

Слушают музыку Вивальди

Рефлексия «Украсим елочку»

- Какое впечатление вы получили от нашего урока? Что вам понравилось или не понравилось?

О чем бы вы еще хотели поговорить по этой теме?

Ученики на стикерах пишут свои отзывы об уроке и прикрепляют на елочку.

Рисунок елки

Оценивание

- Как вы оцените свою работу и работу ваших товарищей в группе?

Лидеры групп оценивают работу на уроке членов своей группы.

Домашнее задание

Подведя итоги нашего урока, дома вы составите пятистишие (синквейн) на тему «Зима»

Делают записи в тетрадях.



© 2010-2022