- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературного чтения для 3 класса «Восприятие мира в рассказе В. Сухомлинского «Облако»»
Урок литературного чтения для 3 класса «Восприятие мира в рассказе В. Сухомлинского «Облако»»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баишева Е.Н. |
Дата | 16.09.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Баишева Елизавета Николаевна
Учительница начальных классов
МБОУ «Тюнгюлюнская средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок литературного чтения в 3 «б» классе
Тема: Восприятие мира в рассказе В. Сухомлинского «Облако»
Тип занятия: учебное занятие с конструированием нового знания.
Форма занятия: учебный диалог
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Метапредмет: « Знание»
Цель:
Образовательная: Сформировать представление о восприятии мира, умение работать с
понятием, искать ответы на собственные вопросы;
Работать над умением самостоятельно формулировать цель урока;
Учить извлекать информацию из текста.
Развивающая: Развивать устную монологическую речь, исследовательские умения;
Развивать логическое мышление учащихся.
Воспитательная: Воспитать чувство понимания прекрасного, правильного восприятия
мира.
Способствовать развитию нравственных качеств, умению позитивного
отношения к окружающим, ко всему происходящему.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение,
Средство: проектор, презентационный материал, дидактический материал: печатное задание для работы в группе.
1 этап. Организационно-мотивационный
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Какой месяц?
-Какой сегодня день?
-Небо какое?
-Что можно увидеть на небе?
2 этап - стадия вызова
-А теперь все смотрим сюда.
-Что это.? (на слайде- изображение облака)
-Что вы можете сказать об этом?
- Как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить? (об облаках)
- Что узнаем? (про облака)
-Работая в группе, охарактеризуйте с помощью прилагательных и глаголов облака. Напишите пропущенные слова. (приложение 1)
-Перед работой повторим правила ( правила показаны на слайде)
На эту работу я вам даю …. минуты.
Вывод: Облака какие? Что делают?
Облака состоят из ……. воды, поднятых в …. нагретым воздухом.
Облака - явление ……. .
Что узнали? (об облаках, как они образуются)
-А это что? (облако) - слайд
-На что похоже это облако? Что вы видите в этом облаке?
-Молодцы.
-Почему вы по-разному восприняли это облако?
-Прочитаем рассказ выдающегося педагога Василия Сухомлинского. А рассказ называется «Облако».
-Высказывайте свои предположения. О чем же будет этот рассказ?
-Как вы думаете, чему научимся? (осознанно читать, работать по тексту, отличать хорошее и плохое, увидеть что-то в облаке)
3 этап- стадия осмысления
-Найдите в учебниках страницу 136. Один раз читайте про себя. Какая ваша задача?
-Какое чувство появилось у вас, после чтения рассказа? (жалко Миколу)
-А сейчас прочитаем рассказ еще раз громко. Следите внимательно. Читаем правильно , внимательно, выразительно..
-Проверим, насколько вы поняли содержание рассказа.
-Задавайте друг другу «Тонкие»вопросы?
Кто такие Сергейка и Микола? За что поставила «2» Миколе? Учительница какая?
Микола какой? Кто виноват за «2» Миколы? Виновата ли учительница за двойку?
- Какие ключевые слова рассказа? (Сергейка, Микола, учительница, облако)
-Что можно сказать о главных героях? (записать на доске)
Сергейка-радостный, довольный, счастливый, получил «5», Облако показалось ему цветком.
Микола - грустный, недовольный, огорчен, получил «2», в облаке увидел волка.
Учительница - строгая, спрашивала, поставила оценки.
Облако -пушистое, белое, плывет по небу, похожее на цветок и на волка
-А теперь задаем «толстые» вопросы.
-Почему учительница поставила Миколе двойку?
-Почему одно и то же облако показалось по-разному?
-Почему мальчики увидели по-разному?
-Почему рассказ называется «Облако»?
-Какой вывод делаем? Почему же Сергейке и Миколе одно и то же облако показалось по-. разному? (Их настроения были разные)
-Значит, как они восприняли мир? ( по настроению)
-Вывод : Каждый человек по-своему воспринимает мир, и это восприятие зависит от его эмоционального состояния.
-Что хотел сказать В.Сухомлинский этим рассказом? ( каждый человек воспринимает мир по-разному, чтобы жить хорошо, счастливо мы с самого детства должны стараться делать хорошее, полезное…. Быть ответственными, всегда выполнять задание учителя , чтоб не получать плохие отметки……..)
-А как вы думаете, как мы воспринимаем мир ? Только по настроению?(по фантазии, по характеру)
-Тогда давайте все вместе, работая в группе, постараемся определить и уточнить, что способствует восприятию мира?
-Для этого обратимся к народной мудрости. Знаете пословицы? Я раздаю вам пословицы, а вы определите о чем идет речь в данной пословице.
Пословицы:
1.В чужом глазу сучок видит, а в своем бревна не замечает.(эгоист)
2.Учись доброму - худое на ум не пойдет.
3.Кормит калачом, да в спину кирпичом.
- О ком эти пословицы? ( о человеке)
- А о чем пословицы? ( о характере человека)
- Кому из этих людей живется хорошо на свете?(доброму, отзывчивому….)
- Как он воспринимает мир?
- А как воспринимает мир человек, который всегда чем-то недоволен? ( ему все не нравится, скучно…….
- Отсюда какой вывод мы делаем для себя? Как человек воспринимает мир? Отчего еще зависит восприятие мира? (от его характера)
-Какие еще пословицы знаете о характере человека. Можете говорить на родном языке
Тому человеку, который старается видеть во всем только хорошее, живется хорошо.
А если человек вокруг видит и находит только плохое, то как ему будет в жизни .
Восприятие мира - позитивное и негативное. (слайд)
Задание на дом. Написать в тетради, был ли у вас такой случай как у Миколы и Сергейки.
4 этап - стадия рефлексии
-Вот и подошел к концу урок.(слайд)
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать:
Мне больше всего удалось…….
Я могу себя похвалить за…..
Меня удивило……..
Для меня было открытием……
На мой взгляд, не удалось……., потому что…
На будущее я учту………
Спасибо.
-Какое у вас настроение?
-На что похоже это облако?
Хочу пожелать вам « Пусть над вами плывут только облака похожие на цветок!»
Приложение
1 задание
Охарактеризуйте 1с помощью прилагательных и глаголов облака.
облака
.
Напишите пропущенные слова
Облака состоят из …………… воды, поднятых в ………. нагретым воздухом. Облака - явление ………………. .
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Восприятие мира в рассказе В.Сухомлинского «Облако»
Тип занятия: учебное занятие с конструированием нового знания.
Форма занятия: учебный диалог
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Метапредмет: « Знание»
Цель:
Образовательная: Сформировать представление о восприятии мира, умение работать с понятием, искать ответы на собственные вопросы;
Работать над умением самостоятельно формулировать цель урока;
Учить извлекать информацию из текста.
Развивающая: Развивать устную монологическую речь, исследовательские умения;
Развивать логическое мышление учащихся.
Воспитательная: Воспитать чувство понимания прекрасного, правильного восприятия мира.
Способствовать развитию нравственных качеств, умению позитивного отношения к окружающим, ко всему происходящему
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение
Средство: проектор, презентационный материал, дидактический материал: печатные задания для работы в группе.
№
Этап урока
Функция этапа
Показатели выполнения задач
Методы
Хро
но
метр
Деятельность учителя
Результаты деятельности
учащихся
Формирование УУД
1
Организационно
мотивационный
Мобилизовать внимание учащихся
включенность учащихся в деятельность
«удивления»
3
-Приветствие.
-ответы на вопросы
Быстро отвечают на вопросы
регулятивные
2
Вызов к уроку
Актуализация имеющихся знаний к мысли урока.
Пробуждение интереса к теме.
Выход на предметные мысли.
Совместная деятельность по определению предмета мысли.
«корзина идей»
подводящий диалог
«дырявый текст»
8
5
- Организация работы по картине.
-Подводит с помощью вопросов и задания к теме урока.
-с помощью диалога выход к формулированию цели учащихся.
Набор представле-
ний об облаках
Собственное
определение
понятия
Определение предмета мысли
Познавательные комму
никативные
4.
Осмысление
Сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой
информацией
Совместная деятельность по решению предъявленной работы
частично-поисковый,
«тонкие»
«толстые»
вопросы,
диалог-обсуждение
23
- Работа по учебнику - чтение рассказа про себя, выборочное чтение.
-Организация проверки усвоения содержания
рассказа.
-Создание условия для высказывания мнений учащимися
-Организация деятельности учащихся в группе по определению смысла пословиц
-Подводит к выводу о восприятии мира человеком
Осмысление полученной информации через текст
ПознавательныеКоммуникативные
личностные
5
Рефлек
сия
Возвращение к старым знаниям
Выводы к уроку.
Анализ оснований собственного
понимания
Организация
рефлексии
9
- Проводит рефлексию с помощью структуры, изображенной на слайде
-Поведение итогов
Понимание способа решения проблемы каждым участником диалога
регулятивные
6
Дом.задание
Мотив к выходу на следующий уровень познания
1
-Задумайтесь над тем, был ли у вас такой случай как у Миколы и Сергейки.И напишите об этом в тетради.
Индивидуальная творческая
регулятивные