Урок литературного чтения для 3 класса «Восприятие мира в рассказе В. Сухомлинского «Облако»»

Урок литературного чтения в 3 классе национальной школы на тему «Восприятие мира в рассказе В.Сухомлинского «Облако» проведен по метапредмету «Знание» с применением технологии критического мышления. К описанию урока прилагается технологическая карта. Урок с самого начала вызвал интерес учащихся, поднял мотивацию. Учащиеся работая в группе сами вышли на цель урока и работали активно для достижения цели. Данный урок имеет большой воспитательный потенциал. На стадии вызова использованы приемы «Ко...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баишева Елизавета Николаевна

Учительница начальных классов

МБОУ «Тюнгюлюнская средняя общеобразовательная

школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок литературного чтения в 3 «б» классе

Тема: Восприятие мира в рассказе В. Сухомлинского «Облако»

Тип занятия: учебное занятие с конструированием нового знания.

Форма занятия: учебный диалог

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Метапредмет: « Знание»

Цель:

Образовательная: Сформировать представление о восприятии мира, умение работать с

понятием, искать ответы на собственные вопросы;

Работать над умением самостоятельно формулировать цель урока;

Учить извлекать информацию из текста.

Развивающая: Развивать устную монологическую речь, исследовательские умения;

Развивать логическое мышление учащихся.

Воспитательная: Воспитать чувство понимания прекрасного, правильного восприятия

мира.

Способствовать развитию нравственных качеств, умению позитивного

отношения к окружающим, ко всему происходящему.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение,

Средство: проектор, презентационный материал, дидактический материал: печатное задание для работы в группе.

1 этап. Организационно-мотивационный

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Какой месяц?

-Какой сегодня день?

-Небо какое?

-Что можно увидеть на небе?

2 этап - стадия вызова

-А теперь все смотрим сюда.

-Что это.? (на слайде- изображение облака)

-Что вы можете сказать об этом?

- Как вы думаете, о чем мы будем сейчас говорить? (об облаках)

- Что узнаем? (про облака)

-Работая в группе, охарактеризуйте с помощью прилагательных и глаголов облака. Напишите пропущенные слова. (приложение 1)

-Перед работой повторим правила ( правила показаны на слайде)

На эту работу я вам даю …. минуты.

Вывод: Облака какие? Что делают?

Облака состоят из ……. воды, поднятых в …. нагретым воздухом.

Облака - явление ……. .

Что узнали? (об облаках, как они образуются)

-А это что? (облако) - слайд

-На что похоже это облако? Что вы видите в этом облаке?

-Молодцы.

-Почему вы по-разному восприняли это облако?

-Прочитаем рассказ выдающегося педагога Василия Сухомлинского. А рассказ называется «Облако».

-Высказывайте свои предположения. О чем же будет этот рассказ?

-Как вы думаете, чему научимся? (осознанно читать, работать по тексту, отличать хорошее и плохое, увидеть что-то в облаке)

3 этап- стадия осмысления

-Найдите в учебниках страницу 136. Один раз читайте про себя. Какая ваша задача?

-Какое чувство появилось у вас, после чтения рассказа? (жалко Миколу)

-А сейчас прочитаем рассказ еще раз громко. Следите внимательно. Читаем правильно , внимательно, выразительно..

-Проверим, насколько вы поняли содержание рассказа.

-Задавайте друг другу «Тонкие»вопросы?

Кто такие Сергейка и Микола? За что поставила «2» Миколе? Учительница какая?

Микола какой? Кто виноват за «2» Миколы? Виновата ли учительница за двойку?

- Какие ключевые слова рассказа? (Сергейка, Микола, учительница, облако)

-Что можно сказать о главных героях? (записать на доске)

Сергейка-радостный, довольный, счастливый, получил «5», Облако показалось ему цветком.

Микола - грустный, недовольный, огорчен, получил «2», в облаке увидел волка.

Учительница - строгая, спрашивала, поставила оценки.

Облако -пушистое, белое, плывет по небу, похожее на цветок и на волка

-А теперь задаем «толстые» вопросы.

-Почему учительница поставила Миколе двойку?

-Почему одно и то же облако показалось по-разному?

-Почему мальчики увидели по-разному?

-Почему рассказ называется «Облако»?

-Какой вывод делаем? Почему же Сергейке и Миколе одно и то же облако показалось по-. разному? (Их настроения были разные)

-Значит, как они восприняли мир? ( по настроению)

-Вывод : Каждый человек по-своему воспринимает мир, и это восприятие зависит от его эмоционального состояния.

-Что хотел сказать В.Сухомлинский этим рассказом? ( каждый человек воспринимает мир по-разному, чтобы жить хорошо, счастливо мы с самого детства должны стараться делать хорошее, полезное…. Быть ответственными, всегда выполнять задание учителя , чтоб не получать плохие отметки……..)

-А как вы думаете, как мы воспринимаем мир ? Только по настроению?(по фантазии, по характеру)

-Тогда давайте все вместе, работая в группе, постараемся определить и уточнить, что способствует восприятию мира?

-Для этого обратимся к народной мудрости. Знаете пословицы? Я раздаю вам пословицы, а вы определите о чем идет речь в данной пословице.

Пословицы:

1.В чужом глазу сучок видит, а в своем бревна не замечает.(эгоист)

2.Учись доброму - худое на ум не пойдет.

3.Кормит калачом, да в спину кирпичом.

- О ком эти пословицы? ( о человеке)

- А о чем пословицы? ( о характере человека)

- Кому из этих людей живется хорошо на свете?(доброму, отзывчивому….)

- Как он воспринимает мир?

- А как воспринимает мир человек, который всегда чем-то недоволен? ( ему все не нравится, скучно…….

- Отсюда какой вывод мы делаем для себя? Как человек воспринимает мир? Отчего еще зависит восприятие мира? (от его характера)

-Какие еще пословицы знаете о характере человека. Можете говорить на родном языке

Тому человеку, который старается видеть во всем только хорошее, живется хорошо.

А если человек вокруг видит и находит только плохое, то как ему будет в жизни .

Восприятие мира - позитивное и негативное. (слайд)

Задание на дом. Написать в тетради, был ли у вас такой случай как у Миколы и Сергейки.

4 этап - стадия рефлексии

-Вот и подошел к концу урок.(слайд)

Наш урок подошел к концу, и я хочу сказать:

Мне больше всего удалось…….

Я могу себя похвалить за…..

Меня удивило……..

Для меня было открытием……

На мой взгляд, не удалось……., потому что…

На будущее я учту………

Спасибо.

-Какое у вас настроение?

-На что похоже это облако?

Хочу пожелать вам « Пусть над вами плывут только облака похожие на цветок!»





Приложение

1 задание

Охарактеризуйте 1с помощью прилагательных и глаголов облака. Урок литературного чтения для 3 класса «Восприятие мира в рассказе В.Сухомлинского «Облако»»



облака



Урок литературного чтения для 3 класса «Восприятие мира в рассказе В.Сухомлинского «Облако»»

.

Напишите пропущенные слова

Облака состоят из …………… воды, поднятых в ………. нагретым воздухом. Облака - явление ………………. .







Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Восприятие мира в рассказе В.Сухомлинского «Облако»

Тип занятия: учебное занятие с конструированием нового знания.

Форма занятия: учебный диалог

Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Метапредмет: « Знание»

Цель:

Образовательная: Сформировать представление о восприятии мира, умение работать с понятием, искать ответы на собственные вопросы;

Работать над умением самостоятельно формулировать цель урока;

Учить извлекать информацию из текста.

Развивающая: Развивать устную монологическую речь, исследовательские умения;

Развивать логическое мышление учащихся.

Воспитательная: Воспитать чувство понимания прекрасного, правильного восприятия мира.

Способствовать развитию нравственных качеств, умению позитивного отношения к окружающим, ко всему происходящему

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Средство: проектор, презентационный материал, дидактический материал: печатные задания для работы в группе.




Этап урока

Функция этапа

Показатели выполнения задач

Методы

Хро

но

метр

Деятельность учителя

Результаты деятельности

учащихся

Формирование УУД

1

Организационно

мотивационный

Мобилизовать внимание учащихся

включенность учащихся в деятельность

«удивления»

3

-Приветствие.

-ответы на вопросы

Быстро отвечают на вопросы

регулятивные

2

Вызов к уроку

Актуализация имеющихся знаний к мысли урока.

Пробуждение интереса к теме.

Выход на предметные мысли.

Совместная деятельность по определению предмета мысли.

«корзина идей»

подводящий диалог

«дырявый текст»

8

5



- Организация работы по картине.

-Подводит с помощью вопросов и задания к теме урока.

-с помощью диалога выход к формулированию цели учащихся.

Набор представле-

ний об облаках

Собственное

определение

понятия

Определение предмета мысли

Познавательные комму

никативные

4.

Осмысление

Сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой

информацией

Совместная деятельность по решению предъявленной работы

частично-поисковый,

«тонкие»

«толстые»

вопросы,

диалог-обсуждение

23



- Работа по учебнику - чтение рассказа про себя, выборочное чтение.

-Организация проверки усвоения содержания

рассказа.

-Создание условия для высказывания мнений учащимися

-Организация деятельности учащихся в группе по определению смысла пословиц

-Подводит к выводу о восприятии мира человеком

Осмысление полученной информации через текст

ПознавательныеКоммуникативные

личностные

5

Рефлек

сия

Возвращение к старым знаниям

Выводы к уроку.

Анализ оснований собственного

понимания

Организация

рефлексии

9

- Проводит рефлексию с помощью структуры, изображенной на слайде

-Поведение итогов

Понимание способа решения проблемы каждым участником диалога

регулятивные

6

Дом.задание

Мотив к выходу на следующий уровень познания

1

-Задумайтесь над тем, был ли у вас такой случай как у Миколы и Сергейки.И напишите об этом в тетради.

Индивидуальная творческая

регулятивные



© 2010-2022