Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)Конспект урока по русскому языку на тему Бессоюзное сложное предложение (9 класс)

Ильметова Валентина Николаевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ №2 г. Отрадный

Самарской области

Тема: Бессоюзное сложное предложение.

Цели урока: обобщить знания о бессоюзном сложном предложении.

Задачи:

образовательные:

  • уметь выявлять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

  • закрепить навык постановки различных знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, обосновывать их выбор;

  • выразительно читать бессоюзные сложные предложения, конструировать их, составлять схемы.

развивающие: активизировать познавательный интерес к предмету.

развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

развитие умения аргументировать, доказывать;

развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

воспитательные: воспитывать любовь к чтению.

формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП;

активизирование познавательной деятельности учащихся;

обеспечивание благоприятной психологической обстановки.

Оборудование:

1. Мультимедийная установка. На уроке используется презентация «Бессоюзное сложное предложение»:

  • при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые таблицы, схемы, иллюстрирующие основные понятия по теме;

  • при самопроверке самостоятельной работы на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.

2. Интерактивная доска.

3. Карточки для творческой работы.

4. Диск «Уроки русского языка в 9 классе».

Тип урока: повторительно - обобщающий.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Эпиграф к уроку: «Бессоюзие… В древней народной и обиходной речи мы на каждом шагу находим бессоюзие предложений там, где современная чисто литературная речь повелительно требует союзов» (А.М. Пешковский).

Ход урока.

I. Целеполагание. слайд 1.

Учитель: Сегодня мы с вами подводим итоги по теме «Бессоюзное сложное предложение», над которой работали на протяжении нескольких уроков. Поэтому будем частично повторять теорию, развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умение обобщать, сравнивать, и делать выводы.

Прочитаем формулировку темы урока, найдём в ней ключевые слова и определим содержание терминов: бессоюзное предложение, сложное предложение, отличие бессоюзного сложного предложения от союзного, пунктуация.

Бессоюзные сложные предложения часто встречаются в нашей современной речи и имеют глубокие корни, что подтверждает известный лингвист А.М. Пешковский (читается эпиграф).

Для бессоюзных сложных предложений очень важно правильно расставлять знаки препинания. А так ли важно, как мы будем ставить знаки препинания и будем ли вообще их употреблять? ведь есть же в литературе примеры, когда без них обходились всемирно известные писатели, такие как, например, французский писатель Уильям Фолкнер, написавший свой роман «Шум и ярость» без единой запятой.

Ученики доказывают, что знаки препинания необходимы в речи (приводят пример): Казнить нельзя помиловать, где запятая может решать судьбу человека. Шутку про кисель из резины, где отсутствие запятых находит пример абсурдного истолкования:

Кисель там варят из резины

Калоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки…

Ученики: Знаки препинания помогают писателю ярче выразить свои мысли.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися предложений на употребление различных знаков препинания в бессоюзном сложном предложении из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», глава «Тамань», упр. 241.

Ответ:

  1. Велев ему выложить чемодан и отпустить извозчика, я стал звать хозяина - молчат; стучу - молчат.

  2. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье…

  3. Я вошёл в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель.

  4. Вдруг что - то шумно упало в воду: я хвать за пояс - пистолета нет.

  5. К которой избе ни подъедем - занято.

  6. Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей; прислушайся - ка: это не вода плещет, меня не обманешь, - это его длинные вёсла.

III. Фронтальный опрос.

Повторение теории (ответы на вопросы § 17, стр. 108 учебника).

  • Какие сложные предложения называются бессоюзными?

  • В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире?

  • Что же является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?

  • Какую стилистическую роль имеют БСП и какова их сфера употребления? ( Ответ на данный вопрос продумывают в паре 2 ученика).

IV. Графический диктант.

  1. Индивидуальная работа. К доске вызываются 3 ученика для составления обобщающих схем о знаках препинания в бессоюзных сложных предложениях:

1 ученик - условие постановки точки, точки запятой в БСП;

2 ученик - условие постановки двоеточия в БСП;

3 ученик - условие постановки тире в БСП.

Одновременно с индивидуальной работой с остальными учащимися класса проводится графический диктант.


  1. Графический диктант.

Учитель читает примеры. Учащиеся, записывая порядковый номер предложения, составляют его схему.

  1. … Вас

Я не виню: в тот страшный час

Вы поступили благородно,

Вы были правы предо мной. (А.С. Пушкин)

2. Ехали сюда - рожь только начинала желтеть. (М. Пришвин).

3. Хочу к нему - вы тащите с собой… (А.С. Грибоедов)

4. Вчерашний вечер помню живо:

Синели глубью небеса,

Лист трепетал, красноречиво

Глядели звёзды нам в глаза. (А. Фет).

5. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком; я продвигался вперёд с трудом. (И.С. Тургенев).

6. Я верю: мы во чтобы то ни стало в конце концов увидимся. (К. Симонов).

3) Проверка индивидуального задания.

Ученики у доски комментируют составленные ими схемы, дают теоретическое обоснования постановки знаков препинания. Остальные учащиеся оценивают правильность выполнения, задают дополнительные вопросы и выставляют им оценки.

4) Проверка графического диктанта.

На слайде 2 презентации высвечиваются ответы к графическому диктанту, учащиеся класса сверяют их со своими схемами.

  1. а) [ ], [ ]. 3) а) [ ] - [ ].

перечисление противопоставление

б) [ ]; [ ]. б) [ время или условие]- [ ].

перечисление

  1. а) [ ]: [ причина ]. в) [ ] - [вывод или следствие].

б) [ ]: [ пояснение ].

в) [ ]: [ изъяснение ].

V. Практическое задание.

  1. Один ученик работает за компьютером, выполняет тренажёр по теме «Бессоюзное сложное предложение».

  2. Выполнение упражнения №236 (1 - 6 предложения) с комментированием у доски.

Задание. Замените сложные предложения бессоюзными, расставьте соответствующие знаки препинания.

1) Когда будете в Ярославле, навестите меня . (Когда…), [ ].

(Будете в Ярославле - навестите меня). [ время ] - [ ].

2) Было очень темно, и мы уже с трудом различали дорогу. [ ], и [ ].

( Было очень темно, мы уже с трудом различали дорогу) [ ] , [ ].

3) День меркнет ночью, а человек печалью. [ ], а [ ].

(День меркнет ночью - человек печалью). [ ] - [ ] 4) Бежать ему было трудно, так как у него сильно болела нога. [ ], (так как…).

(Бежать ему было трудно: у него сильно болела нога). [ ] : [ причина ].

5) Я выглянул в окно и увидел, что небо затянуло тучами. [ ], (что…).

(Я выглянул в окно и увидел: что небо затянуло тучами). [ ] : [изъяснение].

6) Если будешь плохо заниматься, не сдашь экзамены. (Если …), [ ].

(Будешь плохо заниматься - не сдашь экзамены). [ условие ] - [ ].

VI. Работа над интонационными особенностями бессоюзного сложного предложения.

Учитель: Итак, на схемах мы видим 3 типа знаков препинания. В БСП велика роль интонации, которая придаёт синтаксической конструкции «жизнь», диктует необходимость постановки определённых знаков препинания.

  • Прочитайте предложения. Изменится ли в них интонация в зависимости от знака препинания?

  • Укажите стрелками повышение и понижение голоса, вертикальными линиями - пауза.

Предложения заранее написаны на интерактивной доске.

1) Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

2) Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

3) Бабушка сердилась - внучка не слушалась.

Ученики: (выразительно читают предложения, вычерчивают «партитуру» интонации). В первом предложении интонация перечислительная. Во втором - двоеточию соответствует предупредительная интонация с некотором понижением голоса. При чтении третьего предложения интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором.

Отвечают один из двух учеников, работающих в паре:

- Смысловые отношения в БСП, в отличие от союзных, выражаются менее определённо и чётко. В связи с этим следует отметить, что бессоюзные предложения реже всего употребляются в научной речи, которой свойственна подчёркнутая логичность, точность и чёткость. Зато они более характерны для разговорно - бытового стиля, так как при устном общении интонация является ярким средством выражения смысловых отношений между частями сложного предложения. Эти конструкции обычно экспрессивны и выразительны, поэтому к ним часто прибегают писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.

Учитель: Примером экспрессивности, выразительности являются и русские народные пословицы.

VII. Задание - шутка.

Запишите пословицы, части которых здесь соединены неверно, заново расставьте знаки препинания и обоснуйте свои действия. Объясните правописание мягкого знака. (Задание записано на слайде презентации, выполнение с комментированием на доске).

1

Ремесло не коромысло

не научишься

2

Хорош садовник

соберёшь хлеба на грош

3

Не помучишься, не посеешь

не взойдут

4

Не удобришь рожь

плечо не оттянет

5

Бобы не грибы

хорош и крыжовник.

Ответ: Ремесло не коромысло - плечо не оттянет. [ ] - [ вывод ].

Хорош садовник - хорош и крыжовник. [ условие ] - [ ].

Не помучишься, не посеешь - не научишься. [ ] - [ вывод ].

Не удобришь рожь - соберёшь хлеба на грош. [ условие ] - [ ].

Бобы не грибы - не взойдут. [ ] - [ вывод ].

VIII. Физкультминутка.

IX. Синтаксический разбор предложения.

Настанет вечер - загорятся на небе звёзды.

Ответ: [ Настанет вечер ] - [ загорятся на небе звёзды ]. (Повеств., невоскл., сложное, состоит из 2 - х простых предложений, связанных при помощи интонации).

X. Диктант «Проверь себя».

  1. «Сильные» ученики класса выполняют творческое задание.

Продолжите данные предложения. Составьте бессоюзные сложные предложения.

Мы хорошо отдохнули… (вывод или результат).

Я взглянул на небо… (следствие).

Здесь нельзя проехать… (причина).

Я давно написал другу письмо… (противопоставление).

Раздался удар грома… (быстрая смена событий).

Решение в такой ситуации могло быть только одно (пояснение).

2) Остальные ученики класса пишут диктант.

Фонарей на этой улице не было. Павел шагал наудачу; раз он больно ударился коленкой о столбик и брезгливо поморщился: боль мешала думать. Кругом находились сады, и поэтому хорошо пахло, как пахнет во время дождя в лесу: сыростью, берёзовым листом и какими - то цветами, которые только и пахнут в сырую погоду.

Было так темно, что, казалось, темнее не может быть. Когда же Павел вышел на берег реки и уже не было видно силуэтов домов и огоньков в окнах, тьма стала глубже и тяжелее и так близко надвигалась сверху и с боков, точно хотела задушить. И грязь стала глубже, и лужи чаще, и уже не пахло садами - пахло невидимой водой и тучами.

Проверка производится фронтально: учащиеся читают по цепочке предложения, объясняют знаки препинания.

XI. Итог урока.

XII. Домашнее задание.

Контрольные вопросы и задание на стр. 108, упр. 243, подготовка к контрольному диктанту по теме: «Бессоюзные сложные предложения».





















© 2010-2022