- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса Учимся рассуждать и спорить
Программа элективного курса Учимся рассуждать и спорить
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вечканова А.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса
«Учимся рассуждать и спорить»
Показатели
Критерии
Содержание
критерия
теоретическая обоснованность инновации
-
актуальность (необходимость внедрения инновации);
-
область применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, элективные курсы, педагогическая практика, исследовательская работа, управление);
-
целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т. д.).
В современной методике преподавания русского языка были и остаются приоритетными вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.
Программа « Учимся рассуждать и спорить» актуальна в современном образовательном процессе, так как способствует совершенствованию языковой, лингвистической , коммуникативной компетенций учащихся, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Умение думать, красиво рассуждать, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать оппонентов, то есть владеть полемическим мастерством спора, необходимо учащимся для успешной социализации.
П Данная программа помогает реализовать
дополнительную образовательную
Д деятельность. Она рассчитана на 34 часа в год - 1 час в неделю по 45 минут
Программа направлена на целостное развитие личности ребёнка,
соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию социокультурной среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности, творческому использованию жизненного опыта обучающихся, самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности
новизна
-
степень оригинальности инновационных подходов;
-
своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;
-
реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности
Новизна программы « Учимся рассуждать и спорить» определяется ее направленностью на создание условий для совершенствования у детей старшего школьного возраста коммуникативных умений и навыков, для овладения основными видами публичного выступления (высказывания, монолога, дискуссии, полемики), следуя этическим нормам и правилам ведения диалога и способствуя развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления.
Инновационная деятельность данной программы позволяет изменить принцип целеполагания, спроецировать его не на предметных знаниях, а на развитие творческого, интеллектуального ядра личности, всестороннюю подготовку учащихся через индивидуально-групповую и творческую деятельность.
Постепенное и последовательное обучение детей на разнообразном лингвистическом и художественном материале, включенном в содержание программы «Учимся рассуждать и спорить» способствует развитию речевой культуры, выработке самостоятельных оценок, нравственно-этической позиций, поведенческих установок, овладению более высокой коммуникативной культурой, поиску истины и достижению консенсуса.
Данная рабочая программа ставит следующие задачи:
- помочь учащимся осмыслить логические законы, понять, как они соблюдаются в устной речи;
-познакомить с основными видами публичного выступления;
-научить свободно и правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста;
-способствовать формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации;
-совершенствовать умение адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному, уместно использовать паралингвистические средства общения
Достигнуть поставленные задачи помогают принципы:
1) креативности (работа учащихся носит не репродуктивный, а продуктивный характер);
2) от простого к сложному (постепенное усложнение коммуникативной задачи).
3) учёт особенностей личности учащихся
образовательная значимость
-
степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;
-
способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации
Данная программа расширяет и углубляет компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Для учителя:
1. Меняется спектр деятельности: предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности : от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым общественным ценностям - до приобретения опыта самостоятельного общественного действия .
Предметная область расширяется. Учитель должен видеть свой предмет через весь образовательный вектор.
-Знание психологических особенностей ребенка идет через умение взаимодействовать с детьми, родителями, социумом. Учитель- это психолог. Он проводит диагностику достижений ребенка.
2. Заинтересованность учителя в результатах своего труда, готовность педагога к постоянному самосовершенствованию своего профессионального мастерства : он становится режиссером, политологом, оратором, координатором деятельности ученика, образцом этического воспитания.
3.Самоанализ и самооценка идет через карту достижений учителя (портфолио)
Данная программа расширяет и углубляет компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Способствует включению каждого учащегося в поисковую, познавательную деятельность, организацию совместной деятельности , партнерских отношений , а также обеспечение диалогического , приводит к умению пользоваться языком в разных сферах его применения, дает возможность им реализовать свои творческие способности, стать полноценным членам современного общества. Обеспечивает духовно - нравственную ориентацию личности, предусматривает самоанализ на основе узнанных этически-нравственных критериев. Воспитывает толерантную личность.
Портфолио достижений учащихся, выставка творческих работ учащихся, участие в различных конкурсах ораторского мастерства. Промежуточный контроль проводится в виде диагностики уровня развития творческих способностей детей.
качество инновационного процесса
-
технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм, сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);
-
наличие диагностического инструментария реализации инновации;
-
влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование профессиональных компетенций личности
Программа рассчитана на 34 часа в рамках дополнительного образования в 10 классе
Элементы опережающего обучения, обращение к технологии РКМЧП, проектная деятельность, игровые ситуации, ИКТ активизируют мыслительную и языковую деятельность учащихся.
1) Содержательная линия:
1.Логика устной речи. Решение логических задач. Анализ интервью.
2.Образно-эмоциональная выразительность устной речи
Образность речи. Средства достижения образности в речи. Тропы как средства усиления образности речи. Эмоциональность речи. Эмоции и мимика. Звук и эмоции.
3.Ошибки публичного выступления
Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие.
4.Спор, его цели и стратегии
Разновидности и варианты спора: дискуссия, полемика диспут, дебаты, прения. Варианты протекания дискуссии-спора: эвристический логический, софический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический подходы.
Конструктивные и деструктивные цели ведения дискуссии спора .
5.Классификация споров
Спор по цели (из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора), по количеству участников (спор-монолог, внутренний спор, спор-диалог, спор - полилог), по форме проведения (устный, письменный (печатный), организованный - неорганизованный).
6.Типы и особенности участников спора
Лица, имеющие позитивную направленность суждений и действии, а также черт характера (авторитет, эврист, альтруист, интеллигент, критик, инициатор, принципиальный, целеустремленный и др. ).
Лица, имеющие негативную направленность суждений действии и черт характера (скептик, конфликтный, эгоист, наблюдатель пессимист, популист, фанатик, демагог и др.).
7.Принципы и правила ведения спора
Принципы и правила предварительной подготовки к ведению спора; терпимого отношения к инакомыслящим; последовательного анализа альтернатив; корректного ведения спора; «отстранения» в процессе ведения спора; преодоление психологических барьеров в процессе ведения спора; поэтапного продвижения к истине (основные этапы организации коллективной дискуссии-спора); поощрение альтернативных выступлений; уважение личности оппонента - аргументированной конструктивной критики.
8.Доказательства и аргументы в спор
Предмет спора. Тезис - главный элемент спора. Приведение доводов или аргументов. Аргументы логические и психологические. Ошибки в рассуждении. Приемы опровержения точки зрения оппонента.
2)Диагностический инструментарий:
1. Карта наблюдений
2. Авторские тексты
3.Составление памяток
4.Анализ выступлений ведущих, политиков.
5.Участие в играх, спорах.
6. Презентации собственных выступлений
3)Приёмы, методы достижения результатов.
Достижению хороших результатов
способствуют такие средства и методы, как
-составление памяток, устных выступлений;
-система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности,
что обеспечивает овладение приемами
творческой работы всеми обучающимися;
-в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
-создание увлекательной атмосферы занятий
-создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса творческой деятельности;
-участие в эвристических играх, спорах;
-- - технология РКМЧП;
- презентации проектов.
Результатив -
ность инновации
-
возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов запланированным;
-
эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);
-
отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.)
эти приёмы приводят к достижению результатов.
Выделяются три уровня результатов: первый, второй и третий.
На первом уровне результатов учащиеся приобретают социальные знания, умения решать логические задачи, подбирать аргументы , исключать нарушения в выступлениях.
На втором уровне происходит осмысление, школьники получают некий опыт, например, я умею опровергать оппонентов, убеждать в чем-то, доказывать собственную позицию, выступать в роли политолога, мастера ведения дискуссии.
На третьем уровне учащиеся умеют применить полученные знания и опыт самостоятельных действий. Это происходит в разных формах: диалогах, монологах, создании схем, памяток использования правил, представлении наглядно-речевых образцов.
Диагностика достижения результатов.
Оценок нет. Результаты я отслеживаю через наблюдения, речевые разминки, диалоги и монологи, умение применять правила ведения споров, пользоваться словарём, умения использовать правила грамматики, применять лексику, ведение портфолио.
В ходе выполнения профессиональных проб учащиеся получают задание. Дети активно принимают участия в спорах, беседах, дискуссиях , проигрывают сцену, и каждый демонстрирует актерское мастерство. Я делаю вывод об усвоении учеником этических норм.
Затем с детьми анализируем, кто и как справился с заданием, сопоставляя их поступки с нравственными общечеловеческими ценностями.
Диагностический анализ учащихся показывает соответствие полученных результатов запланированным.
Высокая практическая направленность программы способствует формированию знаний и умений, обеспечивающих творческий подход к развитию личности.