Программа элективного курса Учимся рассуждать и спорить

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса по русскому языку для 10 класса

«Учимся рассуждать и спорить»

Показатели

Критерии

Содержание

критерия

теоретическая обоснованность инновации

  • актуальность (необходимость внедрения инновации);

  • область применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, элективные курсы, педагогическая практика, исследовательская работа, управление);

  • целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т. д.).

В современной методике преподавания русского языка были и остаются приоритетными вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе.

Программа « Учимся рассуждать и спорить» актуальна в современном образовательном процессе, так как способствует совершенствованию языковой, лингвистической , коммуникативной компетенций учащихся, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Умение думать, красиво рассуждать, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать оппонентов, то есть владеть полемическим мастерством спора, необходимо учащимся для успешной социализации.

П Данная программа помогает реализовать

дополнительную образовательную

Д деятельность. Она рассчитана на 34 часа в год - 1 час в неделю по 45 минут

Программа направлена на целостное развитие личности ребёнка,

соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию социокультурной среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности, творческому использованию жизненного опыта обучающихся, самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности

новизна

  • степень оригинальности инновационных подходов;

  • своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;

  • реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм и способов организации деятельности

Новизна программы « Учимся рассуждать и спорить» определяется ее направленностью на создание условий для совершенствования у детей старшего школьного возраста коммуникативных умений и навыков, для овладения основными видами публичного выступления (высказывания, монолога, дискуссии, полемики), следуя этическим нормам и правилам ведения диалога и способствуя развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнерского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления.

Инновационная деятельность данной программы позволяет изменить принцип целеполагания, спроецировать его не на предметных знаниях, а на развитие творческого, интеллектуального ядра личности, всестороннюю подготовку учащихся через индивидуально-групповую и творческую деятельность.

Постепенное и последовательное обучение детей на разнообразном лингвистическом и художественном материале, включенном в содержание программы «Учимся рассуждать и спорить» способствует развитию речевой культуры, выработке самостоятельных оценок, нравственно-этической позиций, поведенческих установок, овладению более высокой коммуникативной культурой, поиску истины и достижению консенсуса.

Данная рабочая программа ставит следующие задачи:

- помочь учащимся осмыслить логические законы, понять, как они соблюдаются в устной речи;

-познакомить с основными видами публичного выступления;

-научить свободно и правильно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста;

-способствовать формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации;

-совершенствовать умение адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному, уместно использовать паралингвистические средства общения

Достигнуть поставленные задачи помогают принципы:

1) креативности (работа учащихся носит не репродуктивный, а продуктивный характер);

2) от простого к сложному (постепенное усложнение коммуникативной задачи).

3) учёт особенностей личности учащихся

образовательная значимость

  • степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;

  • способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации

Данная программа расширяет и углубляет компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Для учителя:

1. Меняется спектр деятельности: предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня познавательной деятельности : от приобретения социального знания, формирования положительного отношения к базовым общественным ценностям - до приобретения опыта самостоятельного общественного действия .

Предметная область расширяется. Учитель должен видеть свой предмет через весь образовательный вектор.

-Знание психологических особенностей ребенка идет через умение взаимодействовать с детьми, родителями, социумом. Учитель- это психолог. Он проводит диагностику достижений ребенка.

2. Заинтересованность учителя в результатах своего труда, готовность педагога к постоянному самосовершенствованию своего профессионального мастерства : он становится режиссером, политологом, оратором, координатором деятельности ученика, образцом этического воспитания.

3.Самоанализ и самооценка идет через карту достижений учителя (портфолио)

Данная программа расширяет и углубляет компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Способствует включению каждого учащегося в поисковую, познавательную деятельность, организацию совместной деятельности , партнерских отношений , а также обеспечение диалогического , приводит к умению пользоваться языком в разных сферах его применения, дает возможность им реализовать свои творческие способности, стать полноценным членам современного общества. Обеспечивает духовно - нравственную ориентацию личности, предусматривает самоанализ на основе узнанных этически-нравственных критериев. Воспитывает толерантную личность.

Портфолио достижений учащихся, выставка творческих работ учащихся, участие в различных конкурсах ораторского мастерства. Промежуточный контроль проводится в виде диагностики уровня развития творческих способностей детей.

качество инновационного процесса


  • технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм, сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);

  • наличие диагностического инструментария реализации инновации;

  • влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование профессиональных компетенций личности

Программа рассчитана на 34 часа в рамках дополнительного образования в 10 классе

Элементы опережающего обучения, обращение к технологии РКМЧП, проектная деятельность, игровые ситуации, ИКТ активизируют мыслительную и языковую деятельность учащихся.

1) Содержательная линия:

1.Логика устной речи. Решение логических задач. Анализ интервью.

2.Образно-эмоциональная выразительность устной речи

Образность речи. Средства достижения образности в речи. Тропы как средства усиления образности речи. Эмоциональность речи. Эмоции и мимика. Звук и эмоции.

3.Ошибки публичного выступления

Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и произношении, многословие, демагогия, тавтология, фразеологические повторы, интонационное однообразие.

4.Спор, его цели и стратегии

Разновидности и варианты спора: дискуссия, полемика дис­пут, дебаты, прения. Варианты протекания дискуссии-спора: эвристический логи­ческий, софический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический подходы.

Конструктивные и деструктивные цели ведения дискуссии спора .

5.Классификация споров

Спор по цели (из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора), по количеству участников (спор-монолог, внутренний спор, спор-диалог, спор - полилог), по форме проведения (устный, письменный (печатный), организованный - неорганизо­ванный).

6.Типы и особенности участников спора

Лица, имеющие позитивную направленность суждений и дей­ствии, а также черт характера (авторитет, эврист, альтруист, интелли­гент, критик, инициатор, принципиальный, целеустремленный и др. ).

Лица, имеющие негативную направленность суждений дейст­вии и черт характера (скептик, конфликтный, эгоист, наблюдатель пессимист, популист, фанатик, демагог и др.).

7.Принципы и правила ведения спора

Принципы и правила предварительной подготовки к ведению спора; терпимого отношения к инакомыслящим; последовательного анализа альтернатив; корректного ведения спора; «отстранения» в процессе ведения спора; преодоление психологических барьеров в процессе ведения спора; поэтапного продвижения к истине (основ­ные этапы организации коллективной дискуссии-спора); поощрение альтернативных выступлений; уважение личности оппонента - аргументированной конструктивной критики.

8.Доказательства и аргументы в спор

Предмет спора. Тезис - главный элемент спора. Приведение доводов или аргументов. Аргументы логические и психологические. Ошибки в рассуж­дении. Приемы опровержения точки зрения оппонента.

2)Диагностический инструментарий:

1. Карта наблюдений

2. Авторские тексты

3.Составление памяток

4.Анализ выступлений ведущих, политиков.

5.Участие в играх, спорах.

6. Презентации собственных выступлений

3)Приёмы, методы достижения результатов.

Достижению хороших результатов

способствуют такие средства и методы, как

-составление памяток, устных выступлений;

-система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности,

что обеспечивает овладение приемами

творческой работы всеми обучающимися;

-в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

-создание увлекательной атмосферы занятий

-создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса творческой деятельности;

-участие в эвристических играх, спорах;

-- - технология РКМЧП;

- презентации проектов.


Результатив -

ность инновации

  • возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов запланированным;

  • эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования; внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);

  • отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.)

эти приёмы приводят к достижению результатов.

Выделяются три уровня результатов: первый, второй и третий.

На первом уровне результатов учащиеся приобретают социальные знания, умения решать логические задачи, подбирать аргументы , исключать нарушения в выступлениях.

На втором уровне происходит осмысление, школьники получают некий опыт, например, я умею опровергать оппонентов, убеждать в чем-то, доказывать собственную позицию, выступать в роли политолога, мастера ведения дискуссии.

На третьем уровне учащиеся умеют применить полученные знания и опыт самостоятельных действий. Это происходит в разных формах: диалогах, монологах, создании схем, памяток использования правил, представлении наглядно-речевых образцов.

Диагностика достижения результатов.

Оценок нет. Результаты я отслеживаю через наблюдения, речевые разминки, диалоги и монологи, умение применять правила ведения споров, пользоваться словарём, умения использовать правила грамматики, применять лексику, ведение портфолио.

В ходе выполнения профессиональных проб учащиеся получают задание. Дети активно принимают участия в спорах, беседах, дискуссиях , проигрывают сцену, и каждый демонстрирует актерское мастерство. Я делаю вывод об усвоении учеником этических норм.

Затем с детьми анализируем, кто и как справился с заданием, сопоставляя их поступки с нравственными общечеловеческими ценностями.

Диагностический анализ учащихся показывает соответствие полученных результатов запланированным.

Высокая практическая направленность программы способствует формированию знаний и умений, обеспечивающих творческий подход к развитию личности.



© 2010-2022