Конспект урока И. А. Крылов Зеркало и обезьяна

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2»






План-конспект урока чтения на тему: «И.А.Крылов. Зеркало и Обезьяна».

Выполнила: Ксенофонтова Ираида Геннадьевна, учитель КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»














Цивильск - 2015 год

Цели: познакомить с творчеством И.А.Крылова и его произведением «Зеркало и Обезьяна»;

развивать эмоционально-эстетическое восприятие произведения;

развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас и способствовать развитию речи;

приобщать детей к чтению басен.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, иллюстрация памятника Крылову в Летнем саду Санкт-Петербурга, к басням Крылова, запись басни.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Вводная беседа.

На доске изображения зеркала, обезьяны, волка, лисы, медведя.

И.А.Крылов - великий баснописец. Не зря он начал писать басни. Однажды ему сделали замечание, что если он не прекратит показывать в своих произведениях плохое, то его произведения не будут печататься. И он нашел выход из ситуации. Крылов начал писать басни, и все нехорошее начал показывать через животных. А каких героев-животных его басен вы знаете? (ответы учащихся)

Сегодня его новая басня. Название ее узнаем, если отгадаем загадки.

У.: Прочитайте первую загадку. Отгадайте. Докажите верность выбора.

Я круглое и гладкое,

Но не румяное и сладкое.

Глядят в меня,

А видят себя. (Зеркало)

У.: Что же такое зеркало? Что вы знаете о зеркале? (ответы учащихся)

У.: Зеркало - стеклянное или металлическое тело с отражающей поверхностью, хорошо отполированное. Обычно зеркала бывают плоские.

У.: Прочитайте вторую загадку. Отгадайте. Докажите верность выбора.

Зверь смешной в огромной клетке

С ветки прыгает на ветку.

Ест бананы, сладости,

К общей детской радости. (Обезьяна)

У.: Что вы знаете про обезьяну? (ответы учащихся)

У.: Обезьяна - это животное. Обезьяны разделяются на широконосых и узконосых. Длина их тела может быть от 15 см до 2 м. Обезьяны бывают свыше 150 видов. Некоторые виды обезьян совершают набеги на плантации (н-р, мартышки). Обезьяны издавна содержались в неволе. В неволе они живут до 20-30 лет.

По мере отгадывания выбираются и вывешиваются иллюстрации.

3.Сообщение темы урока.

У.: Назовите предметы, о которых вы отгадали загадки.

Д.: Зеркало и обезьяна.

У.: Это название басни, которую мы сегодня прочитаем.

А кто ее написал? (ответы учащихся)

У.: Ее написал И.А.Крылов. А что такое басня?

Д.: Басня - короткий рассказ, где есть мораль.

У.: Что такое мораль?

Д.: Мораль - поучение.

Учитель вывешивает портрет И.А.Крылова.

4.Знакомство с биографией Крылова.

У.: Мы представляем Крылова старым, серьезным. А ведь и он, проживший долгую жизнь (75 лет), был когда-то мальчиком. Родился Ваня Крылов в 1769 году в семье небогатого армейского офицера. И жизнь его в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию было настолько велико, что он самостоятельно овладел грамотой, научился читать.

Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец умер. В наследство от отца Ване остался маленький сундучок, набитый книгами. Среди них была книга «Басни Эзопа». (Эзоп жил много-много лет назад в древней Греции) Эта книга стала его любимой. Он читал и перечитывал басни. Особенно ему нравилась басня про ворона, нашедшего кусок мяса, и лисицу, которой очень хотелось полакомиться мясом, и она стала расхваливать ворона.

Семья и при отце жила бедно, а после его смерти еле сводила концы с концами. Поэтому мальчик стал рано работать, а 12 лет был отправлен в Петербург, где начал служить в канцелярии.

Учитель показывает иллюстрации с видами Петербурга.

Любознательный и упорный, он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки и стал образованным человеком. Но его настоящим призванием стали басни.

В Санкт-Петербурге, в Летнем саду на площади у его памятника играет детвора, с большим вниманием рассматривает сидящего в кресле задумавшегося баснописца, искусно изображенного среди героев своих басен - разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.

Учитель показывает иллюстрации памятника и героев басен.

Крылова окружают глупая Ворона и хитрая льстивая Лисица, злой голодный Волк, сытая самодовольная Свинья, невежественный фанфарон-Петух.

Он показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей, раскрывал плохое в людях так, что всем понятно, что это плохо, что это надо осудить. Крылов учил людей хорошему так, как только может учить человек, глубоко понимающий человеческую душу.

С тех пор прошло более двухсот лет. А басни Крылова живут - их знают, любят все люди. Они не могут состариться, потому что настоящие поэтические, сильные и правдивые слова не стареют - они становятся достоянием всего народа.

5.Викторина.

У.: И сегодня дедушка Крылов занимает почетное место и снова рассказывает школьникам свои бессмертные басни. Давайте вспомним некоторые из них. Строки из многих стали часто использоваться в нашей речи.

Учитель читает начало фразы, а дети называют ее окончание и название басни.


  • Вороне где-то бог… послал кусочек сыру («Ворона и Лисица»).

  • Спой, светик… не стыдись («Ворона и Лисица»).

  • Попрыгунья Стрекоза… лето красное пропела («Стрекоза и Муравей»).

  • А вы, друзья, как ни садитесь… все в музыканты не годитесь («Квартет»).

У.: О многом говорят нам крыловские звери. И, читая его басни, мы думаем, как много еще случаев в нашей жизни, к которым применима их мораль.

6.Работа с произведением.

Подготовительная работа.

У.: И вот сегодня новая басня «Зеркало и Обезьяна». Подготовимся к чтению нового произведения. В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуйте прочитать их.

Образ - вид, облик.

Кум - крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной.

Ужимки - гримасы, неестественные телодвижения.

Оборотиться - посмотреть на себя.

У.: Зная названия и некоторые слова из нового произведения, попытайтесь предположить, о чем пойдет в ней речь. (Ответы учащихся)

У.: Кто был прав, мы узнаем, прослушав произведение.

Чтение текста учителем.

Проверка первичного восприятия.

У.: Кому понравилась басня? Чем?

Кому не понравилась басня? Чем?

В чем смысл басни?

Оправдались ли ваши предположения?

Давайте ответим на вопросы так, чтобы получился связный текст.

Кто герои басни?

Какая история в ней описывается?

Понравилось ли Обезьяне ее отражение в зеркале?

Узнала ли она себя в нем?

Д.: Герои басни - Обезьяна и Мишка. Обезьяна, стоя перед зеркалом, смеется над своим отражением. Оно ей не понравилось. Обезьяна не узнала в нем себя, зато ей показалось, что оно (это изображение) напоминает ей ее кумушек.

У.: Теперь вы будете читать басню. Во время чтения подумайте, кто высмеивается в этой басне.

Анализ произведения.

У.: Кто высмеивается в этой басне?

Д.: В басне высмеивается Обезьяна, потому что она выглядит глупо, смеясь над своим отражением в зеркале.

У.: Видит ли Обезьяна свои недостатки?

Д.: Не видит своих недостатков, но видит их в других.

У.: Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Д.: В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим.

У.: Какова же мораль басни? Выразите ее своими словами. Прочитайте мораль в тексте басни. (Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире.)

У.: Какие строки из басни стали часто употребляемым выражением?

Д.: Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.

У.: Некоторым людям свойственно не замечать в себе даже больших недостатков, но зато видеть в других даже меньшие.

Чтение басни в лицах.

Творческая работа.

У.: Приступим к творческой работе. Из набора разных выражений, которые вы видите на карточке перед собой, в парах составьте три пословицы.

Делу время людей насмешишь

Поспешишь на себя погляди

Других не суди потехе час

7. Итог урока.

У.: Назовите составленные пословицы.

Д.: У нас получились такие пословицы:

Делу время, потехе час.

Других не суди, на себя погляди.

Поспешишь, людей насмешишь.

У.: Какая из них, на ваш взгляд, подходит по смыслу к прочитанной басне?

Д.: По смыслу к прочитанной басне подходит пословица: Других не суди, на себя погляди.

У.: Подумайте, какой бы совет вы могли дать Обезьяне, если бы случайно встретились с ней? (ответы учащихся)

8.Домашнее задание: читать басню выразительно по лицам.


© 2010-2022