Краткосрочный план урока на тему Рассуждение 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс

Неделя 13

Урок № 22

Русский язык

24.11.2014г.


Тема урока

Рассуждение

Цели урока

Дать понятие о тексте-рассуждении;
Научиться видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь; привить пристальное внимание к художественному слову

Основные идеи, отработанные на занятии

Научиться включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)

Планируемый результат обучения

учащиеся должны различать типы речи, иметь представление о них; уметь самостоятельно подбирать из литературы примеры каждого стиля; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Тип тип урока


урок усвоения новых знаний


Методы и приемы:

Наглядные, работа с книгой, беседа, развитие речи, стратегия критического мышления

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организацион-

ный

момент

Приветствие.

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке.Психологический настрой на урок.

-Сегодня, ребята, у нас урок проявления самостоятельности и творчества. Пусть этот урок несет вам радость общения и наполнит сердце благородными чувствами

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Называют отсутствующих


Определение темы, цели и задач урока

Первый этап: Побуждение

1.Класс делится на две группы и получает задание. Организует работу, объясняет цели

Второй этап: Реализация 2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.

- Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких? (Повествование, описание, рассуждение) - Что вам известно о тексте повествовании? - Каковы особенности описания? - Рассуждение имеет свои особенности.

Аннаграмма Прочитав анаграмму, вы узнаете тему урока.

саржуснедие

- Кто догадался, какое это слово?

- Определите тему урока.

Рассуждение. Почему?

Утверждается или отрицается какое-то явление, событие, факт, понятие.

Тип речи (текста), в котором предложения находятся в причинно-следственных отношениях.

Рассуждение- это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение строится по следующей схеме: 1) тезис (что нужно доказать); 2) доказательства 3) вывод.

Тезис - основное положение, мысль, которую надо доказать. Доказательства - основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса. Вывод - это то, что следует из сказанного выше

Закрепление материала.

Работа выполняется под руководством учителя.

- Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?

Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.

Бег - имя существительное

Во время работы учитель поддерживает в учащихся веру в свои возможности словами: «Молодцы, хорошо и т.д» и жестами.

Делятся на группы

Читаем домашние задания. Ответы учеников по вопросам.



(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события?

(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке

- Рассуждение

-Типы текста: рассуждение

Постановка проблемы

Изучение нового материала











Работа в группе

Обсуждение в группе.

Записывают правила в тетради.

Работа в паре. Задание № 1

Списать текст. Найти тезис и доказательства.

Обоснуйте свой ответ.

Задание группам № 2

Прочитать. Определить тип текста. Найти тезис.Какие доказательства имеются в тексте? Записать тезис и вывод. Формативное оценивание «две звезды и одно пожелание»

Задание№ 3 Индивидуальная работа. Объяснить название текста. Доказать , что он является текстом-рассуждением. Записать предложения, которые представляют собой доказательства тезиса «Удивительное это дело-книга!»

Слово бег - имя существительное.

Попытаемся доказать это.

Ответы учеников

Стадия рефлексии «Обратная связь», «Самооценива ние»

Задание на дом.

Упр№ 221 стр.100, повторить правила

VI.Рефлексия.

- Что нового вы узнали о тексте?

- Что вы знаете о тексте - повествовании

Подведем итог. Поставим точку, а вернее - цифру и оценку себе за урок. Ученики оценивают работу других учеников, работу всего класса оценивает учитель.


- Спасибо за урок!


Ответы учеников.



Самооценка «Светофор»

Если поняли сегодняшнюю тему, то поднимаем зеленую карточку. Желтую если не все понятно. Красную, если ничего не понял

Пишем на стикерах .




  1. Дать понятие о тексте-рассуждении;
    Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод;
    Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)

  2. Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь.

  3. ривить вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

  4. Ход урока

  5. 1. Слово учителя о цели урока.

  6. 2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.

  7. - Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?

  8. (Повествование, описание, рассуждение)

  9. - Актуализацию знаний проводим по схеме из книги Г.И.Канакина "Уроки русского языка. 5 класс".

    П

    повествование

    О

    описание

    Р

    рассуждение

  10. Аббревиатуру ПОР ребятам следует запомнить.

  11. - Что вам известно о тексте повествовании?

  12. (В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

  13. В данном типе текста чаще всего используются глаголы)

  14. - Каковы особенности описания?

  15. (В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.

  16. Для передачи описания используются прилагательные)

  17. - Рассуждение имеет свои особенности.

  18. (В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос - почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

  19. Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

  20. Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

  21. 1. Белая береза под моим окном
    Принакрылась снегом, точно серебром.
    На пушистых ветках снежною каймой
    Распустились кисти белой бахромой.
    И стоит береза в сонной тишине,
    И горят снежинки в золотом огне.
    А заря, лениво обходя кругом,
    Обсыпает ветки новым серебром.

  22. 2. Кот обворовывал нас каждую ночь. Он воровал все: мясо, сметану, молоко и хлеб. Наконец кот попался. Он залез в лаз под домом. Мы заложили лаз старой рыбацкой сетью и начали ждать. Когда Ленька схватил кота и поднял над землей, мы рассмотрели негодника. Он оказался тощим беспризорником с белыми подпалинами на животе.

  23. "Что же с ним делать?"- спросил Рувим. "Выдрать, "- ответил я. Тогда Рувим прикоснулся к коту, погладил по худенькой спинке и придумал: "Надо его

  24. накормить!"

  25. Мы втащили кота в чулан и дали ему сытный ужин. Кот ел больше часа. С этого дня он у нас прижился и прекратил воровать.

  26. 3. Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножик с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. Одно лезвие по-больше, другое - по-меньше. На каждом - ямочка, чтобы зацеплять ногтем, когда нужно открыть. Пружины новые, крепкие: попыхтишь, прежде чем откроешь лезвие. Зато обратно - только немного наклонишь, так и летит лезвие само, да еще и щелкает на зависть всем мальчишкам. Отец наточил оба лезвия на камне, и ножик превратился в бесценное сокровище.

  27. Попутно проводится работа по орфографии и пунктуации (простые и сложные предложения, предложения с прямой речью, обобщающие слова при однородных членах).

  28. Обращаем внимание на изобразительно-выразительные средства художественной речи: сравнения, эпитеты, переносное значение слов, олицетворение.

  29. Изучение нового материала.

  30. А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.

  31. - Что такое рассуждение?

  32. Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:

  33. 1 - Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

  34. 2 - Ввысказываеие, обсуждение.

  35. - Научимся правильно писать данн

  36. Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.

  37. - В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?

  38. (Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

  39. - Какова основная задача этого типа текста?

  40. (Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

  41. - Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

  42. (Повествование - рассказать о каком-то событии; описание - раскрыть признаки предмета)

  43. - Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

  44. Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

  45. А. 1.Общее впечатление от предмета.
    2. Детали предмета.

  46. Б. 1. Начало события.
    2. Развитие действия.
    3. Кульминация.
    4.Конец события, развязка.

  47. В. 1. Тезис.
    2.Доказательства.
    3. Вывод.

  48. - В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

  49. - Что такое тезис?

  50. Работа с толковым словарем.

  51. Тезис - основное положение, мысль, которую надо доказать.

  52. - Что такое доказательства?

  53. Работа с толковым словарем.

  54. Доказательства - основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

  55. - Что такое вывод?

  56. Вывод - это то, что следует из сказанного выше.

  57. 4. Закрепление материала.

  58. Работа выполняется под руководством учителя.

  59. - Какие элементы рассуждения мы встречаем в данном тексте?

  60. Анализ текстов, нахождение структурных элементов текста рассуждения.

  61. Бег - имя существительное

  62. Слово бег - имя существительное.

  63. Попытаемся доказать это.

  64. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

  65. Во-вторых, слово бег относится к одному из трех родов, а именно - к мужскому: этот бег, быстрый бег, красивый бег…

  66. В-третьих, слово бег склоняется, т. е. изменяется по падежам: бег, бега, бегу…

  67. В-четвертых, в предложении слово бег чаще всего является подлежащим и дополнением. Например: Красив бег этого спортсмена! Здесь бег-подлежащее.

  68. Итак, мы доказали, что слово бег - имя существительное, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи.

  69. - Работа с учебником: упражнением под звездочкой стр.159.

  70. "Изучать строение слова - увлекательное занятие." Ребята самостоятельно находят тезис, доказательства, вывод.

  71. - Упражнения № 385.

  72. Как семилетний Колька догадался, почему среда называется средой?

  73. Какая часть слова помогла ему это сделать? Найти тезис, который выдвигает Колька. Как он его разъясняет? Как вы назовете эту часть повествовательного текста?

  74. - Упражнение № 386 предполагает сформулировать тезис, привести свои доказательства и самостоятельно сделать вывод.

  75. Каково ваше мнение: действительно ли все равно, как писать слова. Выскажите его устно. Докажите ваш тезис, сделайте вывод.

  76. - Всегда ли все элементы присутствуют в тексте рассуждении?

  77. (Помните! Каждый раз отвечая на вопросы, вы строите тезис-рассуждение. Не всегда соблюдается структура ТДВ, часто вывод опускается. Такие рассуждения называются неполными.)

  78. - Существуют в языке слова-конструкторы, которые очень помогут вам создавать текст рассуждение.

  79. Слова эти записываем в свои тетради-шпаргалки.

  80. Когда формулируем тезис, можно использовать выражения: я считаю, по-моему, мне кажется, на мой взгляд, он утверждает…

  81. Для введения в текст доказательств, фактов, примеров употребляем такие слова:

  82. во-первых, одна из причин, во-вторых, другая причина, другим доказательством является, в-третьих, кроме того, наконец, самое главное, к примеру, чтобы убедиться…

  83. При формулировке вывода логично использовать слова-конструкторы: такимобразом, вот почему, итак, я пришел к выводу, мы убедились в том, следовательно…

  84. Запомните, данные слова называются вводными словами и выделяются знаками препинания.

  85. Практическая отработка:

  86. - По заданному тезису составить текст рассуждение, сохраняя все структурные

  87. элементы рассуждения и используя слова-помощники. (тезис на выбор)

  88. - Мы с моей подругой Машей очень любим читать.

  89. - Друзья всегда помогают друг другу.

  90. - Собака - друг человека

  91. Полученные тексты заслушиваются, корректируются.

  92. - Игра-соревнование "Лучший редактор".

  93. Учащиеся должны письменно исправить ошибки и недочеты в структуре,

Вывод по уроку.

Мы познакомились с новым для нас типом текста - рассуждением.

  1. Какова основная задача текста рассуждения?

  2. Назовите структурные элементы рассуждения?

  3. Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?

Домашнее задание.

Тема: Рассуждение и его композиционная схема
Дата:
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
1. выяснение содержания понятия «рассуждение» и его композиционной схемы;
2. формирование умения составлять композиционную схему рассуждения, определяя значение и роль каждой части в тексте, создавать тексты рассуждения;
3. формирование интереса к изучению предмета; воспитание у учащихся культуры ответа; воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудование: на доске написаны дата, тема, классная работа, схемы
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Фронтальный опрос:
- Дайте определение тексту.
- Дайте определение теме текста и основной мысли текста.
- Перечислите признаки текста.
- Какие типы речи вы знаете?

© 2010-2022