- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Эссе на тему Роль классного руководителя в современной школе
Эссе на тему Роль классного руководителя в современной школе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ушакова Н.С. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя
приобретена ценою большого труда и заботы,
в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим.
Демокрит
Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с личностью классного руководителя. Лексическое значение слов классный руководитель: классный - относящийся к комнате. Данное слово происходит от существительного класс, что от латинского classis - разряд, класс (римского населения), родственное ему слово сalare - созывать, звать, кричать. Русское класс - начиная с эпохи Петра I, заимствованное через французский classe. Лексическое значение слова руководитель - тот, кто руководит кем-либо, чем - либо. Происходит от существительного рука и глагола водить.
Изначально классный руководитель - это тот, кто руководит, находясь в комнате. В современной же школе на классного руководителя возлагается обязанность руководить детьми не только в отведённых кабинетах на уроках, но и во всё остальное время нахождения ребёнка в школе.
Считается, что классный руководитель должен знать, куда пошёл после школы каждый его ученик, с кем он пошёл и почему он не вернулся домой вовремя. Считается, что классный руководитель должен после окончания рабочего дня еще весь вечер отвечать на телефонные звонки родителей и объяснять, «что», «когда», «зачем». Что превращает классного руководителя в банального осведомителя. И это снижает саму ценность классного руководителя, низводит его до уровня «мамок-нянек».
Вторая роль, на мой взгляд, более важная и ответственная, функция воспитателя. Именно классный руководитель в своей воспитательной работе должен помочь развиться личности обучающегося, заметить и оценить положительный качества, привить правильный и здоровый образ жизни, принять участие в формировании всесторонне-развитой личности, готовой к различным жизненным потрясениям и невзгодам, социально-адаптированной, социально-неопасной. Поэтому, хотелось бы, выделить одну из основных задач классного руководителя - нравственное воспитание. То, что дети должны в первую очередь вынести из школы как социального института. Не знание тригонометрических функций, законов Архимеда и механизма фотосинтеза, а понимание и принятие тех нравственных норм и правил, которые позволят ему состояться и реализоваться во взрослой жизни.
Если же посмотреть на материальную поддержку классных руководителей, то здесь можно смело сказать, что институт классного руководства является наименее востребованной системой в рамках государственной политики. С одной стороны это объясняется традиционным отношение к классному руководству как к «дополнительной нагрузке», а другой -- недостаточным пониманием роли классного руководителя в формировании личности будущего гражданина. Не секрет, что молодые педагоги, придя в школу, с максимальной неохотой берутся за классное руководство. И администрации приходится использовать не совсем правильные рычаги влияния, чтобы вынудить молодого специалиста взять класс. Страдают в такой ситуации в первую очередь дети. Их зачастую рассматривают как «нагрузку», «обузу», «довесок». И классный руководитель из доброго товарища, наставника переходит в разряд «классух».
Можно ли исправить ситуацию? Конечно. Не все в этой жизни решается деньгами, но достойная оплата труда классного руководителя, несомненно, привлечет в эту сферу достойные кадры и позволит администрации школ выбирать среди желающих взять на себя столь почетную миссию.