Конспект урока русского языка на тему «Полные и краткие имена прилагательные»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Конспект урока русского языка по теме: «Полные и краткие имена прилагательные»

Ход урока

I. Организационный момент

1. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь. Присаживайтесь. На друг друга посмотрите и пожелайте своей улыбкой хорошего настроения соседу.

2. Мотивация

- Сегодня мне хотелось бы начать урок такими строками.


Приветствую тебя, веселая весна!
Блестя, звуча, благоухая,
И силы жизненной, и радости полна,-
Как ты красива, молодая!

Это строки из стихотворения «Весна» Алексея Жемчужникова

- Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

(потому что сейчас весна)

А ещё у вас было домашнее задание. Какое?

Действительно. Сейчас середина марта, но уже у всех весеннее настроение, которое улучшится, когда мы проверим домашнее задание.

Домашнее задание.

Учащиеся по желанию читают получившиеся сочинения - миниатюры, называя имена прилагательные.

Пока погода не совсем напоминает нам весну, но солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового.

Листочки на деревьях начинают распускаться. Сегодня на уроке мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах лежат карточки с деревьями.

За каждый правильный ответ я вам даю листочек, которым вы украсите свои деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными.

  1. Актуализация ранее изученного.

1 объяснить, какую орфограмму встретили и почему, вставить пропущенные буквы:

К чужо…му берегу, (по) весенн..му небу, душ..стый аромат, ж..лтенький ц..плёнок, над звонким ключ..м.

  1. Выполняет морфемный разбор слов

Ясная, чудесный, пришкольный, скворцами

- Над какой частью речи мы работаем с вами несколько уроков?

- Что знаете об имени прилагательном?

- Назовите начальную форму имени прилагательного (м.р., ед. ч., им. п.)

- С какой частью речи связано имя прилагательное? ( с именем существительным)

Хорошо.

II. Основная часть

-А сейчас откройте рабочие тетради и запишите число: «Пятнадцатое марта. Классная работа».

  1. Орфографический диктант.

На свежем воздухе, за последней дачей, над весёлой рощей, у большого дерева, о могучем дубе, о хорошей погоде, лучшего дня, пение скворцов, пахучего ландыша.

- На какое правило встретились слова? ( Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных и окончаниях существительных.)

- Когда пишется о, а когда е в окончаниях прилагательных?

- Какие ещё изученные вами правила встретились в этом диктанте?

- правописание предлогов, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях существительных, непроверяемые.

  1. Изучение нового

- А теперь я вновь хочу обратиться к стихотворению поэта Алексея Жемчужникова. На доску прикреплён листок, на котором написаны строки из стихотворения. Встречаются ли здесь имена прилагательные?

Выпишем их.

ВЕСЁЛАЯ, ЖИЗНЕННОЙ, МОЛОДАЯ.

А есть ли ещё прилагательные?

- Какие слова похожи на прилагательные?

- К какой части речи они относятся?

- Они похожи на прилагательные.

Запишем в рабочую тетрадь эти слова : полна , красива

- Что происходит с полными прилагательными?

- Они становятся короткими, у них нулевое окончание.

- Правильно. Прилагательные бывают полными и краткими. Прилагательные, которые встречались раньше, назывались полными, а краткие называются краткими, потому что в мужском роде окончание «убегает», т. е. становится нулевым, а в женском роде окончание «а».

III. Изучение нового материала.

- Какой будет тема урока?

- Запишите тему урока «Полные и краткие имена прилагательные».

Цели: На уроке мы с вами должны не только повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное», но и познакомимся с понятиями «краткие и полные прилагательные»; научимся изменять полные прилагательные на краткие прилагательные, а также узнать, какие же признаки есть у полных и кратких прилагательных и какую роль играют в предложении.

- Ребята, на партах у каждого лежат таблицы, они пока пустые, нам предстоит их заполнить. В них мы запишем все сведения о прилагательных, которые выясним на сегодняшнем уроке.

По разминке мы с вами определили, что прилагательные бывают полными и краткими, запишем это в нашу таблицу.(заполняем таблицу)!

Полные прилагательные

Краткие прилагательные

Отвечают на вопросы

Какой? Какая? Какое? Какие?

Каков? Какова? Каково? Каковы?

Изменяются

По родам, числам, падежам

По родам и числам

В предложении являются

Определения, сказуемые

Сказуемые

2. Теперь посмотрим, на какие вопросы отвечают прилагательные. Чтение по предложениям.

Хорошо в весеннем лесу

Прекрасна (какова?) и хороша (какова?) весна в лесу. Это теплый (какой?) отблеск первого весеннего (какого?) солнышка на стволах высоких (каких?) деревьев. Это светлые (какие?) блики в густых (в каких?) кронах, пробивающиеся к земле лучи.

- К полным прилагательным мы задаем вопрос: Какой? Какая? Какое? Какие?

- К кратким прилагательным мы задаем вопрос: Каков? Какова? Каково? Каковы?

!(заполняем в таблицу)!

2. Давайте посмотрим, по каким признакам изменяются полные и краткие прилагательные.

- Что можем определить у полного прилагательного? Посмотрим на второе предложение. Какие признаки есть у краткого прилагательного?

Хорошо в весеннем лесу

Прекрасна (ж.р., в ед.ч.) и хороша (ж.р., в ед.ч.) весна в лесу. Это теплый (м.р., в ед.ч., в И.п.) отблеск первого весеннего (ср.р., в ед.ч., в Р.п.) солнышка на стволах высоких (во мн.ч., в Р.п.) деревьев. Это светлые (во мн.ч., в И.п.) блики в густых (во мн.ч., в П.п.) кронах, пробивающиеся к земле лучи.

- Таким образом, полные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам, а краткие только по родам и числам.

3. Давайте подчеркнем прилагательные как члены предложения.

Хорошо в весеннем лесу

Прекрасна (сказуемое) и хороша (сказуемое) весна в лесу. Это теплый(определение) отблеск первого весеннего (определение) солнышка на стволах высоких (определение) деревьев. Это светлые (определение) блики в густых (определение) кронах, пробивающиеся к земле лучи.

- Таким образом, полные прилагательные подчеркиваем как определения, а краткие - сказуемым. (заполняем таблицу)!

- Ребята, наша таблица заполнена. Эта таблица поможет нам на уроке.

Физминутка . Гимнастика для глаз.

IV. Закрепление изученного материала

Выполним первое задание:

1) -Нам необходимо при выполнении первого задания научиться заменять полную форму имен прилагательных краткой. Мы записываем в тетрадь полное прилагательное и через дефис записываем краткую форму:

Свободный (-свободен), полезный (-полезен), важный (-важен), нежный (нежен), страшный (-страшен), искренний (-искренен), звонкий (-звонок), сладкий (-сладок), мягкий (-мягок), хитрый (-хитер), острый (-остер), умный (-умен),

Обратите внимание на следующие краткие формы имён прилагательных: жгучий (-жгуч), свежий (-свеж), лёгкий (-легок), близкий (-близок), низкий (-низок), горячий (-горяч) (проверка)

(обратите внимание на орфографию, посмотрите на стр.235 и запомните, что на конце кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется: горячий - горяч) Запись в тетрадь для правил.

2) - Научились заменять форму полного прилагательного на форму краткого прилагательного? (да). Хорошо, идем дальше!

- Теперь творческое задание. Сейчас вас ждет небольшая творческая работа, с помощью которой вы научитесь употреблять краткую форму прилагательной в письменной и устной речи. Вам необходимо составить небольшой рассказ, вставляя вместо пропусков краткие прилагательные.

… ранний весенний день! Воздух …, …., … . Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет.

Слова для справок. Хороший, свежий, прозрачный, чистый, горячий, яркий, порывистый, веселый, бодрый.

Ответ:

Хорош ранний весенний день! Воздух свеж, прозрачен, чист. Сквозь облака изредка пробьется луч солнца и опять исчезнет.

Теперь прочитаем получившийся текст.

1. Какой текст интереснее? (текст, в котором используются краткие прилагательные)

2. Что делает его таким? (краткие прилагательные)

3. С какой целью используются прилагательные в предложении. (делают ярким наш рассказ)

V. Итоги

Используя весенние зарисовки, придумайте краткие имена прилагательные. Расскажем чему мы научились.

1. Какие бывают формы имени прилагательного?

2. Различаются ли полные и краткие формы прилагательных по значению?

3. Объясните различия имен прилагательных в предложениях:

4. В роли какого члена предложения может выступать полное прилагательное, и каким членом предложения может выступать краткое прилагательное?

VI. Рефлексия

- А сейчас сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные краткие и полные в нашей речи

Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно! И выполняют роль эпитетов (эпитет-это яркое образное определение, например: золотая осень, синее море, белоснежная зима)

- Итак, наш урок подошёл к концу: поднимите руки, у кого распустилось дерево. Все у кого сегодня распустилось дерево, смогут смело шагать дальше, получать новые знания и получать как можно больше таких листочков и расти в своих знаниях как ваши деревья. А те, кто сегодня не получил листочки, желаю работать, вам нужно немного остановиться, взять на заметку, те ошибки, которые вы допустили, чтобы на последующих занятиях их не было.

- Спасибо за урок! Всего доброго!

Конспект урока русского языка на тему «Полные и краткие имена прилагательные»



© 2010-2022