- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Личностно ориентированный урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Местоимение как самостоятельная часть речи»
Личностно ориентированный урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Местоимение как самостоятельная часть речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Малыхина Е.М. |
Дата | 31.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по русскому языку в 6 классе по теме:
«Местоимение как самостоятельная часть речи»
Пояснительная записка
Грамотное письмо - признак культуры человека. Чтобы грамотно писать, нужно не только знать орфографические и пунктуационные правила, но и владеть языковой компетенцией, то есть владеть русским языком, соблюдать в устных и письменных высказываниях языковые нормы
В условиях модернизации содержания языкового образования значительно изменилось и продолжает изменяться преподавание предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе: расширяются содержательные рамки предмета, происходит перегруппировка целей и задач.
Компьютеризация процесса образования - реальность, с которой необходимо считаться. Сегодня существует немало компьютерных программ, созданных в помощь учителю и ученику. Преимущества их использования на уроке неоспоримы: это и оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени при проверке контрольных и самостоятельных работ, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы.
Конкурсный мультимедийный урок по русскому языку в 6 классе «Местоимение как самостоятельная часть речи» (программа В. В. Бабайцевой) является личностно ориентированным. В структуре изучения темы - вводным. Форма проведения занятия нетрадиционная - урок-эврика.
Тема урока соответствует теме примерной программы, разработанной для образовательных учреждений РФ. /Государственные образовательные стандарты/.
В уроке учащимся целостно представлен проект изучения новой темы, созданы условия для актуализации интеллектуальных способностей и развития стремления к творческому самовыражению.
Обращение на уроке русского языка к использованию компьютеров позволяет интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать, привлечь интерес учащихся и повысить их языковую компетенцию.
Принципы отбора и структурирования материала базируются на требованиях, предъявляемых к выпускнику основной школы.
Данный урок может быть рекомендован для проведения как в базовых, так и в профильных классах.
Цель урока:
1) помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
2) обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;
3) прививать любовь к русскому языку и учебному предмету, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу.
Тип урока - вводное занятие
Форма организации урока - урок-эврика
Наглядность и оборудование: Русский язык. Теория. 5 - 9 классы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, Русский язык. Практика. 6 класс под редакцией Г. К. Лидман-Орловой, В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке», персональные компьютеры, электронный учебник «CD 1С Репетитор. Русский язык», учётные листы, презентация «Местоимение как самостоятельная честь речи».
Ход урока
-
Организационный этап
Цель:
-
психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;
-
воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.
-
Приветствие
-
Организация внимания школьников на технику безопасности
Находясь в компьютерном классе и работая на персональных компьютерах, необходимо помнить о технике безопасности.
-
Оформление классных работ
-
Этап актуализации субъектного опыта учащихся
Цель:
-
обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;
-
обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.
-
Слово учителя:
-
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух!
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг!
А. С. Пушкин
-
Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий: начать изучение очень интересной и важной темы.
-
Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» о местоимении, не называя эту часть речи.
Мир ... широк и многообразен. Без ... нет языков. В своей речи мы ими постоянно пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления ... занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота ... резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов - около 2, 5 тысяч, а ... - всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления ... должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной.
-
О какой части речи говорится в данном тексте?
-
Лингвистический эксперимент (использование субъектного опыта учащихся):
-
Определите количество слов и части речи в отрывке из стихотворения Р. Рождественского.
Я, ты, он, она -
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове мы сто тысяч я.
-
-
-
Какая часть речи употребляется чаще других? (16 слов, 8 местоимений)
-
-
-
Запись темы урока в тетради
-
Этап изучения новых знаний:
Цель:
-
-
-
обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы;
-
способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;
-
прививать любовь к русскому языку, воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.
-
-
-
Представление учителем нового материала с использованием презентации «Местоимение как самостоятельная часть речи» (коллективная работа) (Приложение 1)
-
Дополнение информации, данной на слайдах, собственными примерами (работа по цепочке)
-
Этап первичной проверки понимания изученного:
Цель:
-
установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала;
-
воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.
-
-
Индивидуальная работа по заданию «1С Репетитор. Русский язык» «Местоимение как самостоятельная часть речи» (Приложение 2)
-
Самооценка участия работы каждого ученика на листах учёта (Приложение 3)
-
Оценка работы группы
-
Выполнение упражнения 593:
-
- комментирование по цепочке
Физкультурная минутка
Цель:
-
обеспечить на уроке сохранение здоровья
Упражнения для глаз (каждое упражнение выполняется медленно, повторяется 5 раз):
-
-
«Вверх-вниз»
-
«Вправо-влево»
-
«Воздушный шар»
-
«Далеко-близко»
-
-
Этап закрепления изученного материала
Цель:
-
обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала
-
прививать любовь к русскому языку, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества.
Практическая работа по учебнику «Практика»:
-
Выполнение упражнения 594:
-
индивидуально:
-
подготовка выразительного чтения текста вслух,
-
выполнение устных заданий по тексту,
-
чтение текста вслух
-
-
коллективно:
-
грамматические разборы (на доске и в тетрадях)
-
Физкультурная минутка (проводит один из учеников)
Цель:
-
обеспечить на уроке сохранение здоровья
Олень
У оленя дом большой,
Дом большой, дом большой.
Смотрит он в своё окошко,
Зайка из лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Стук-стук, мне открой,
Там в лесу охотник злой!»
-
Этап обобщения и систематизация изученного материала:
Цель:
-
обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;
-
обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;
-
воспитывать ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу и стремление к взаимопомощи.
-
-
Фронтальный опрос «Цепочка дружбы».
-
-
Каково общее грамматическое значение местоимения?
-
Как соотносятся местоимения с именными знаменательными частями речи?
-
Какие разряды местоимений вы знаете?
-
Как изменяются все изменяемые местоимения?
-
Какими членами предложения могут быть местоимения?
-
Этап информации о домашнем задании:
Цель:
-
обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;
-
прививать любовь к русскому языку и учебному предмету, воспитывать ответственность.
-
-
Русский язык. Теория. Параграфы 121, 122
-
Русский язык. Практика. Упражнение 597
-
Работа с CD 1С Репетитор. Русский язык по теме «Местоимение»
-
Творческая презентация по теме «Личные местоимения» (по желанию)
-
-
Этап подведения итогов учебного занятия
Цель:
-
дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
-
Какое открытие вы сделали на уроке?
-
Этап рефлексии «Солнце и туча»
Цель:
-
инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
-
Качество урока складывалось из качества работы всех его участников. Оцените свой личный вклад в ход урока