Личностно ориентированный урок по русскому языку в 6 классе по теме: «Местоимение как самостоятельная часть речи»

Грамотное письмо - признак культуры человека. Чтобы грамотно писать, нужно не только знать орфографические и пунктуационные правила, но и владеть языковой компетенцией, то есть владеть русским языком, соблюдать в устных и письменных высказываниях языковые нормы В условиях модернизации содержания языкового образования значительно изменилось и продолжает изменяться преподавание предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе: расширяются содержательные рамки предмета, происходит перегруппировк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку в 6 классе по теме:

«Местоимение как самостоятельная часть речи»


Пояснительная записка

Грамотное письмо - признак культуры человека. Чтобы грамотно писать, нужно не только знать орфографические и пунктуационные правила, но и владеть языковой компетенцией, то есть владеть русским языком, соблюдать в устных и письменных высказываниях языковые нормы

В условиях модернизации содержания языкового образования значительно изменилось и продолжает изменяться преподавание предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе: расширяются содержательные рамки предмета, происходит перегруппировка целей и задач.

Компьютеризация процесса образования - реальность, с которой необходимо считаться. Сегодня существует немало компьютерных программ, созданных в помощь учителю и ученику. Преимущества их использования на уроке неоспоримы: это и оперативный контроль знаний, что даёт значительную экономию учительского времени при проверке контрольных и самостоятельных работ, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы.

Конкурсный мультимедийный урок по русскому языку в 6 классе «Местоимение как самостоятельная часть речи» (программа В. В. Бабайцевой) является личностно ориентированным. В структуре изучения темы - вводным. Форма проведения занятия нетрадиционная - урок-эврика.

Тема урока соответствует теме примерной программы, разработанной для образовательных учреждений РФ. /Государственные образовательные стандарты/.

В уроке учащимся целостно представлен проект изучения новой темы, созданы условия для актуализации интеллектуальных способностей и развития стремления к творческому самовыражению.

Обращение на уроке русского языка к использованию компьютеров позволяет интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать, привлечь интерес учащихся и повысить их языковую компетенцию.

Принципы отбора и структурирования материала базируются на требованиях, предъявляемых к выпускнику основной школы.

Данный урок может быть рекомендован для проведения как в базовых, так и в профильных классах.


Цель урока:

1) помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;

2) обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления; способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;

3) прививать любовь к русскому языку и учебному предмету, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу.

Тип урока - вводное занятие

Форма организации урока - урок-эврика

Наглядность и оборудование: Русский язык. Теория. 5 - 9 классы В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, Русский язык. Практика. 6 класс под редакцией Г. К. Лидман-Орловой, В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь «Занимательно о русском языке», персональные компьютеры, электронный учебник «CD 1С Репетитор. Русский язык», учётные листы, презентация «Местоимение как самостоятельная честь речи».

Ход урока

  1. Организационный этап

Цель:

  1. психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;

  2. воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.

  1. Приветствие

  2. Организация внимания школьников на технику безопасности

Находясь в компьютерном классе и работая на персональных компьютерах, необходимо помнить о технике безопасности.

  1. Оформление классных работ


  1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Цель:

  1. обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализировать смысл учащихся к изучению новой темы; создать условия для развития у школьников умения находить пути решения поставленной проблемы;

  2. обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.

    1. Слово учителя:

О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух!

И опыт - сын ошибок трудных,

И гений - парадоксов друг!

А. С. Пушкин

  • Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий: начать изучение очень интересной и важной темы.


  1. Создание проблемной ситуации: чтение отрывка из книги В. А. Ивановой, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталя «Занимательно о русском языке» о местоимении, не называя эту часть речи.

Мир ... широк и многообразен. Без ... нет языков. В своей речи мы ими постоянно пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления ... занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота ... резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитывается около 4 тысяч, глаголов - около 2, 5 тысяч, а ... - всего 69. Отсюда ясно, что при малом количественном составе, но высокой частоте употребления ... должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной.

  • О какой части речи говорится в данном тексте?


  1. Лингвистический эксперимент (использование субъектного опыта учащихся):

  • Определите количество слов и части речи в отрывке из стихотворения Р. Рождественского.

Я, ты, он, она -

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я.


      • Какая часть речи употребляется чаще других? (16 слов, 8 местоимений)


  1. Запись темы урока в тетради


  1. Этап изучения новых знаний:

Цель:

      1. обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала; обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы;

      2. способствовать развитию стремления к творческому самовыражению;

      3. прививать любовь к русскому языку, воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.


  1. Представление учителем нового материала с использованием презентации «Местоимение как самостоятельная часть речи» (коллективная работа) (Приложение 1)


  1. Дополнение информации, данной на слайдах, собственными примерами (работа по цепочке)


  1. Этап первичной проверки понимания изученного:

Цель:

  1. установить правильность и осознанность изученного материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала;

  2. воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.

    1. Индивидуальная работа по заданию «1С Репетитор. Русский язык» «Местоимение как самостоятельная часть речи» (Приложение 2)

    2. Самооценка участия работы каждого ученика на листах учёта (Приложение 3)

    3. Оценка работы группы

    4. Выполнение упражнения 593:

- комментирование по цепочке

Физкультурная минутка

Цель:

  1. обеспечить на уроке сохранение здоровья

Упражнения для глаз (каждое упражнение выполняется медленно, повторяется 5 раз):


    1. «Вверх-вниз»

    2. «Вправо-влево»

    3. «Воздушный шар»

    4. «Далеко-близко»


  1. Этап закрепления изученного материала

Цель:

  1. обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу; обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала

  2. прививать любовь к русскому языку, воспитывать аккуратность, ответственность, положительные личностные качества.

Практическая работа по учебнику «Практика»:


  1. Выполнение упражнения 594:

  1. индивидуально:

    1. подготовка выразительного чтения текста вслух,

    2. выполнение устных заданий по тексту,

    3. чтение текста вслух

  2. коллективно:

    1. грамматические разборы (на доске и в тетрадях)

Физкультурная минутка (проводит один из учеников)

Цель:

  1. обеспечить на уроке сохранение здоровья

Олень

У оленя дом большой,

Дом большой, дом большой.

Смотрит он в своё окошко,

Зайка из лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

«Стук-стук, мне открой,

Там в лесу охотник злой!»


  1. Этап обобщения и систематизация изученного материала:

Цель:

  1. обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся;

  2. обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления;

  3. воспитывать ответственность, положительные личностные качества: уважение друг к другу и стремление к взаимопомощи.


    1. Фронтальный опрос «Цепочка дружбы».

  • Каково общее грамматическое значение местоимения?

  • Как соотносятся местоимения с именными знаменательными частями речи?

  • Какие разряды местоимений вы знаете?

  • Как изменяются все изменяемые местоимения?

  • Какими членами предложения могут быть местоимения?


  1. Этап информации о домашнем задании:

Цель:

  1. обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания;

  2. прививать любовь к русскому языку и учебному предмету, воспитывать ответственность.


    1. Русский язык. Теория. Параграфы 121, 122

    2. Русский язык. Практика. Упражнение 597

    3. Работа с CD 1С Репетитор. Русский язык по теме «Местоимение»

    4. Творческая презентация по теме «Личные местоимения» (по желанию)


  1. Этап подведения итогов учебного занятия

Цель:

  1. дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

  • Какое открытие вы сделали на уроке?


  1. Этап рефлексии «Солнце и туча»

Цель:

  1. инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

  • Качество урока складывалось из качества работы всех его участников. Оцените свой личный вклад в ход урока


© 2010-2022