Урок внеклассного чтения по русскому языку Досадное недоразумение, или Междометия (по книге Н. М. Шанского Лингвистические детективы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения по русскому языку «Досадное недоразумение, или Междометия »

(по книге Н.М.Шанского «Лингвистические детективы»).

Цели:

  • пробудить у обучающихся интерес к междометиям, учить уместному использованию междометий в речи;

  • повышать речевую культуру и грамотность обучающихся; углублять и расширять знания, получаемые на уроках;

  • формировать внимательное и вдумчивое отношение к происходящим языковым процессам, умение анализировать языковые явления;

  • развивать интерес к русскому языку как к учебному предмету;

  • воспитывать чуткое и бережное отношение к родному языку.

Оборудование: Н.М.Шанский. «Лингвистические детективы», «В мире слов», В.А.Иванова. «Занимательно о русском языке», мультипликационный фильм «Ох и Ах», слайды.

Подготовительная работа: разделить группу на подгруппы, дать задание по группам: подготовить сообщение о Н.М.Шанском, о междометиях, слайды, вопросы для викторины, кроссворда, сообщения по главе «По следам междометий».

Емче органа и звонче бубна

Молвь - и одна для всех:

Ох - когда трудно, ах - когда чудно.

А не дается - эх!

М.И.Цветаева

Ход урока

  • Организационный момент.

  • Вступительное слово учителя.

-Сегодня на уроке русского языка мы поговорим о книге академика Н.М.Шанского «Лингвистические детективы», в которой в интересной и увлекательной форме повествуется о важных вопросах словообразования, этимологии, фразеологии, о строении, происхождении и употреблении русских слов и выражений. Предметом нашего разговора станет глава «По следам междометий». Междометия - это наименее изученный класс слов в современном русском языке. Академик Л.В. Щерба назвал междометие «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением», имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи. В истории изучения междометий можно выделить две противоположные концепции. Первая концепция связана с именем М.В. Ломоносова. Это она положила начало научной трактовке междометий. В этом направлении впоследствии работали А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов, В.В. Виноградов. Эти ученые считают междометия словами, признают данные слова частью речи, изучают их структуру, функции в речи, историю образования. Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат субъективным средством выражения эмоций, чувств и функционально сближаются с разными классами слов, занимая в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи.

Книга известного ученого-лингвиста академика Н. М. Шанского «Лингвистические детективы» представляет собой своеобразное введение в науку о русском языке. Интересные и занимательные, почти детективные истории о значении, строении и происхождении слов, оборотов и «трудных строк» из произведений русской классики дадут возможность нам разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистического анализа художественного текста.

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение обучающихся об авторе «Лингвистических детективов» Н.М.Шанском.

Учитель:

- Без междометий наш разговорный язык нельзя представить. Разные по своему значению и стилистическим, синтаксическим свойствам междометия, пожалуй, являются самыми оригинальными словами языка.

2. Выступление группы «Теоретики»

«Междометие как особая часть речи».

Грамматический термин «междометие» появился в XVIII веке, является словообразовательной калькой с латинского языка. Буквально междометие значит «брошенное между полнозначными словами».

Междометие - живая и богатая часть речи, служащая для эмоционального выражения чувст и волевых побуждений.

По значению различают междометия эмоциональные, повелительные и этикетные.

Слайд1.

А, ага,ай, ах,батюшки, боже мой,браво,вот это да, вот тебе раз,вот так так,как же,гм, господи, да ну, еще чего, ишь, как бы не так, как же, матушки, ну и ну, о, ого, однако, поди ж ты, подумаешь, помилуйте, скажите, слава богу, с ума сойти, то-то, тю, тьфу, увы, ужас, черт возьми, фи, хе, хи, хо, упаси бог, ура, черт-те что, эх.

-Эмоциональные междометия весьма разнообразны и передают многообразные человеческие чувства: радость, восторг, одобрение, удивление или, наоборот, печаль, тоску,боль, иронию, недовольство, гнев, злорадство, укор, насмешку и т.д. Как правило, отрицательные эмоции превалируют над положительными.

Слайд2.

Алло, ау, эй, на, ну, вали, караул, тс, чш, айда, марш, стоп, тпру, кис-кис, цып-цып, брысь, кыш.

- Повелительные междометия служат звуковыми сигналами волеизъявления и могут выражать побуждение или запрещение, зов или оклик,заверение.

Слайд3.

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, прощай (те), извини (те), пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, всего хорошего.

-Этикетные междометия передают улыбку приветствия, грусть прощания, радость благодарности, стеснительность извинения.

У междометий отсутствуют какие-либо лексические и грамматические значения, поэтому они не могут быть в предложении никаким членом предложения.

Учитель:

- Междометия - слова- одиночки еще более примечательны и своеобразны по своему происхождению. Многие из них являются первообразными и представляют собой превращенные в слова рефлекторные звуки и инстинктивные выкрики. Например, А!, Ой!, Ух!, Фу!, Ба! и др. Некоторые возникли позже, уже на основе междометий, такие как Ого! Ау! и т. д. Но есть группа междометий, появившихся из других частей речи. О таких междометных «пришельцах» и наиболее интересных междометиях первых двух групп повествует в своей книге академик Н.М.Шанский.

  • Выступление группы «Следопыты»

«Этимологический обзор».

Алло- «слушаю, у телефона»

Это междометие является одним из недавних и появилось в языке вместе с телефоном. Оно пришло в русский язык в конце 19 в. из французского и является одним из немногих в речи искусственных новообразований. Французское allo в 1878-1880г.г. было образовано Ш.Бивором от слова allons «ну» («Идем!», «Пошли!»), то по своей образной структуре алло оказывается похожим на своего алфавитного предшественника-айда.

Прощай и до свиданья

Междометие до свиданья -сочетание предлога до с родительным падежом существительного свиданье-имеет точные образные параллели в других языках, в нем в основу положено пожелание увидеться, свидеться вновь.

Прощай-это ставшая междометием повелительная форма глагола прощать, имеющая «извинительное» значение. Первоначально прощай значило «прости(если что не так)». Эта семантика ярко чувствуется ещё у слова прощай во фразеологическом обороте прощай, не поминай лихом. Кстати, в русском языке 19в., кроме прощай в этом же значении употреблялось и междометие прости, являющееся императивом от глагола-уже совершенного вида-простить.

Бис и браво

Эти слова сразу переносят нас в театр. Оба они являются междометиями одобрения зрителей, но бис значит не только «превосходно, замечательно», но и содержит в себе просьбу повторить номер ещё раз. У нас бис и браво «иностранцы», они пришли из разных языков: первое-из французского, второе -из итальянского.

Франц. bis восходит к лат. «дважды, два раза».

Итальянское bravo возникло в качестве междометия одобрения (между прочим, в театре итальянской оперы) на базе bravo «смелый, храбрый, молодец». Так что по своему происхождению оно напоминает наше хоккейное МОЛОДЦЫ!

Баю-бай

Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется обычно не в одиночку (баю или бай), а целой цепочкой, иногда даже в уменьшительно-ласкательной форме(баюшки или баиньки).

По своему происхождению баю, является формой 1-го л. ед.ч. глагола баять «говорить; рассказывать сказки». Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай, обаятельный.

Здравствуй

Сколько раз за свою жизнь мы произносили это слово, самое распространенное и обычное русское междометие приветствия при встрече! Сейчас оно для нас простой знак вежливости. А между тем первоначальное значение слова было глубоко благожелательным.

Ведь здравствуй буквально значит «будь здоров», а по первоначальному своему строению аналогично современному Приветствую! Такое же приветственное значение имело когда-то и слово целовать, буквально «желать быть целым, невридимым, здоровым».

Спасибо и пожалуйста

Эти два междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения происхождения. И все же они содержат в себе нечто одинаковое-глагольный в своей основе компонент, которым оба «начинаются».

Междометие спасибовозникло в результате сващения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог.

Пожалуйста было образовано от пожалуй с помощью частицы -ста (учтаревшие спасибоста, здоровоста).

Исходное пожалуй появилось от пожалую «отблагодарю».

Учитель:

- Междометия являются неотъемлемой часть нашей речи. Без них трудно обойтись. Некоторые из них становятся героями художественных произведений. Примером тому известный детский мультипликационный фильм «Ох и Ах» (1975) режиссера Ю.Прыткова.

  • Просмотр фрагментов мультфильма «Ох и Ах».

Учитель:

-О какой группе междометий идет речь?

-Какие особенности междометий легли в основу фильма?

Учитель:

-Каким еще междометиям посвящены художественные строки?

  • Выступление группы «Эксперты».

а)Обучающиеся читают стих-е Е.Шевелевой и Н.Веселовской)

Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,

Это же - дольше живите на свете.

В небытие теперь уходит часто

Извечный смысл давно знакомых слов:

Всегда ли мы роняя слово

«Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Всегда ли помним, что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости - здоровья -

Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет...

Слова с рожденья ждет жестокий

выбор,

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века «спасибо» -

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

И также срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба в речи принята:

Мы говорим по-прежнему «пожалуй»

С частицей величальною «ста»...

Касаются веков веков сквозные грани,

И снова в нас приемственность жива.

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.

Учитель:

-Междометия широко используются в разговорной и художественной речи. Они служат средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам действительности. Кроме этого, в произведениях художественной литературы они усиливают эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы, например: Пусть не удастся, не выйдет ничего, - ничего. Если же удастся - ого! (Д.Фурманов) Использование междометий передает особенности живой речи, богатой эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Междометия играют важную роль в характеристике персонажа.

-Все вы читали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Как вы думаете: почему речь Репетилова насыщена междометиями?

(Репетилов, как следует из его же собственных слов, способен только «шуметь». Его пустая восторженность естественно выливается в восклицания, пересыпанные междометиями. (О! Познакомься с ним; О! Диво!; ...Ах! Скалозуб, душа моя...)

-Вспомните знаменитую Эллочку Щукину из романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев». Сколько междометий включает ее лексикон? О чем это свидетельствует?

(Эллочка легко обходилась тридцатью словами, из которых три междометия (хо-хо!, подумаешь!, ого!). Это свидетельствует о языковой и умственной убогости персонажа).

-Какие еще примеры использования междометий можно найти в художественной литературе?

б) Викторина ( междометия в литерарных произведения ).

Учитель:

-Назовите автора и произведение.

Эксперты»:

1. Ахти, ребята, вор! (И.Крылов)

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена. (И.Крылов)

Жизнь, увы, не вечный дар! (А.Пушкин)

Здравствуй, златое затишье,

С тенью березы в воде! (С.Есенин)

Эй, завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)

Как я люблю море, ах, как я люблю море! (А.Чехов)

Увы, на разные забавы я много жизни погубил! (А.Пушкин)

Эге, да это я совсем не туда попал! (И.Тургенев)

Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (А.Грибоедов)

2. Тьфу! Оплошал... (А.Грибоедов)

Эх! Да ты, как я вижу, слова не дашь вымолвить. (Н.Гоголь)

Караул! Лови, лови, да дави его, дави... (А.Пушкин)

А ныне, ах! За весь его любовный жар готовится ему несносный столь удар. (И.Крылов)

Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! уже нет. (Н.Гоголь)

3. О, это была бы райская жизнь!.. (Н.Гоголь)

О поле, поле! Кто тебя усеял мертвыми костями? (А.Пушкин)

Ну, давай плясать! (А.Н. Островский)

Ну как не порадеть родному человечку! (А.Грибоедов)

4.Ах, поля мои, борозды милые,

хороши вы в печали своей! (С.Есенин)

Ой, купало, ой, купало.

А нам радость, а нам смех.(С.Есенин) Эк его разобрало! (Н.Гоголь)

Эк ты храпишь, за две комнаты слышно. (И.Гончаров)

Эка раненых-то валится, господи! (Вс.Гаршин)

6. Отстал я от хороших людей, ах как отстал! (А.Чехов)

...Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка. (Н.Гоголь)

Это, брат, ух как горько и ух как подло! (Глеб Успенский).

в) Частушки (междометия в народном песенном творчестве).

Учитель:

- Из исполняемых частушек выписать междометия.

Нету сил,нету слов,

Только междометья!

А в глазах немой вопрос,

Что ж тебе ответить?

Я и "нет " не скажу,

"Да" -тебе не светит!

Отправляйся- ка домой,

Другой есть на примете!!!

Ой,реклама,ох,реклама

Довела миленка!

На все деньги он купил

Памперсы теленку!

Мой миленок был в ударе,

"Энерджайзер"приобрел.

Эх, что ж делать? С барабаном

Вдоль по улице побрел...

Ой ,на нашем на заводе

Обновляли корпуса -

Мастер бегает по цеху,

Рвет повсюду волоса.

Ух ты, ох ты!

Мы надели кофты,

Руки радостно в бока,

да с парнями «гопака»!

Пляшем, сердце веселя…

Ах, какая красота!

Посмотри-ка ты сюда.

Видишь, бабочка кака?

Разноцветная такая,

Что неможно глаз отвесть.

Ой! Вспорхнула, улетела…

Эй, взгляни! На кустик села.

У меня милёнок был -

Звали его Сашею.

Ох, и жалко мне милого -

Объелся манной кашею.


  • Выполнение практических заданий.

а) Решение кроссворда.

Спрятанное слово

Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.

  • Выражение сомнения, недоверия, иронии.

  • Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.

  • Подражание звуку одного рывка ручной пилы.

  • Просторечное выражение отказа от чего-либо, отрицания.

  • Звукоподражание блеянию барана, овцы.

  • Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!»

  • Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.

  • Подражание бренчанию струнного инструмента.

б)Работа в тетрадях по вариантам. Взаимопроверка.

Спишите. Расставьте знаки препинания. Укажите группы междометий. Какие чувства или побуждения они выражают.

Вариант I.

1.Черт побери есть так хочется. 2. Ах боже мой муж! Антоша! Антон! 3. Вот тебе на. 4. Эка бестия тракирщик успел уже пожаловаться. 5. О господи ты боже какой сердитый. 6. Эй вы ступайте сюда.

Вариант II .

1.. А так это тот самый о котором было писано мужу. 2. Ах маменька вам нейдет палевое. 3. О я шутить не люблю. 4. Скажите пожалуйста а я никак этого не думал. 5. Эй вы как вас? 6. Ого за тысячу перевалило.

в)Работа с тестами.

Слайд 1. Найдите предложения, в которых есть междометия (знаки препинания не расставлены).

1.О верь! Я жизнь тебе отдам.

2.О какой белый чистый снег!

3.Я сказала: «Огонь все тушит о гость».

4.О нет то белеет туман над водой.

Слайд 2. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1.«Ах, подлая девчонка!» - заорали Толстяки.

2.Увы весенние и летние недели протекали быстро.

3.А лес и вправду шумел, ох и шумел же!

4.Ну говори, поскорей.

Слайд 3. Найдите предложения, в которых о является междометием (знаки препинания не расставлены).

1.«Вот начало. Вот. О зачем я приехал!» - с ужасом подумал я.

2. О знала ль я, когда в одежде белой входила Муза в тесный мой приют.

3.О том, как мы друг друга берегли, запела птица голосом блаженным.

4.О море, кого мне вызвать на бой?

5.О своем я уже не заплачу, но не видеть бы мне на земле золотое клеймо неудачи на еще безмятежном челе.

6.О как я обожал петербургскую весну с ее резким потеплением.

7.Проверка работ. Выставление оценок.

IV. Подведение итогов урока.

- Сегодня на уроке мы с вами о очередной раз убедились, насколько велик и богат наш родной русский язык. Вряд ли кто-то осмелиться утверждать, что досконально его знает. Ведь, как сказал В.В.Колесов: «Развитие язык продолжается во все времена, неустанно, ежечасно. Устаревают слова, «затухают» фонемы, меняются значения слов. «Усыхают» окончания, неожиданным рывком создаются новые части речи. Шлифуется предложение или искрометно создается неизвестное прежде сочетание слов...Каждый день, каждым из нас». Чтобы знать родной язык, нужно изучать его. Изучать правила и те внутренние закономерности, которые управляют весьма сложным и прихотливым языковым процессом. Этому способствуют книги, подобные той, о которой мы говорили сегодня. На последующих уроках мы продолжим знакомство с книгами известных ученых-лингвистов.







© 2010-2022