Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»относится к  разделу«Литература XIX века». Урок проведен с использованием средств ИКТ. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Цели урока: Воспитательная:воспитывать положительную мотивацию к изучаемой дисциплине «Литература» .интереса к  предмету, убежденности в его значимости, чувство гордости за достижения русской литературы,  ориентации на успех, корпоративной культуры, коммуникативных навыков,  Развивающая: развивать мыш...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ССУЗ)

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»





Знатоки литературы

Методическая разработка урока-конкурса




















Магнитогорск

2015


Знатоки литературы. Методическая разработка урока-конкурса по учебной дисциплине«Литература ».


Разработчик: Короткова Наталья Владимировна , преподаватель ГБОУ СПО (ССУЗ) «Магнитогорский строительно-монтажный техникум».


Данный урок входит в раздел«Литература XIX века». Урок проведен с использованием средств ИКТ. Методическая разработка урока может быть использована преподавателями дисциплин гуманитарного цикла.




















План урока

теоретического обучения



  1. Тема программы: Литература XIX века

  2. Тема урока: Знатоки литературы

  3. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

  4. Форма проведения урока: Конкурс

4. Цели урока

Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к изучаемой дисциплине «Литература» .интереса к предмету, убежденности в его значимости, чувство гордости за достижения русской литературы, ориентации на успех, корпоративной культуры, коммуникативных навыков,

Развивающая: развивать мышление, воссоздающее воображение, внимание, память, ответственность, нравственные чувства коллективизма, долга, коммуникативную культуру, ориентацию на успех, удовлетворение от результатов собственной деятельности.

Обучающая: обобщить и систематизировать знания по разделу«Литература XIX века»;совершенствовать умение анализировать произведение и соотносить с эпохой, давать характеристику героев; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.











5. Методическая характеристика урока

Метод

Методический прием

Средства обучения

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению

Создание позитивного фона урока, способствующего достижению целей,

Ориентация на успех, поощрение обучающихся.

Информационная беседа о значении литературы в жизни общества, о внимании государства к литературе и чтению.

Подбадривание, похвала, слова благодарности.

Словесный

Выразительное чтение

Чтение наизусть

Беседа

Аналитическая характеристика

Сборники стихотворений А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова.

Наглядно-демонстрационный

Использование средств ИКТ

ПК, экран, проекционная аппаратура. ЦОР: слайды

Практический

Выполнение заданий конкурса «Знатоки литературы»

Текст презентации

Карты заданий конкурса «Знатоки литературы»

Методы контроля

Входной контроль

Самоконтроль, взаимоконтроль

Карта оценивания конкурса«Знатоки литературы»

Эталоны ответов конкурса «Знатоки литературы»

Критерии оценки самостоятельной работы

№ и
название этапа

Деятельность преподавателя

Виды и содержание цифровых образовательных ресурсов (слайды, фото)

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап.

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на уроке;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке обучающихся на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Организация внимания и готовности обучающихся к уроку (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

.

Готовятся к восприятию

2.Вводный этап: Мотивация.









Cообщение темы.



Постановка цели.








Добрый день! В этом зале сегодня собрались друзья Ее Величества Литературы. В Её честь здесь пройдет конкурс Любопытных и Неленивых, Умных и Знающих. Пусть радость встречи с Великой литературой надолго запомнится Вам! Пусть сегодняшний день принесет новые победы, открытия, а с ними и новые знания. Пусть будут победители, а побежденных не будет, ведь сегодня праздник Литературы, праздник Книги и Знаний. Вы знаете,что2015 год объявлен президентом РФ Годом литературы. Основная цель его указа- привлечение общественности к литературе и чтению. Нашим конкурсом мы присоединяемся ко всем литературным мероприятиям, которые уже прошли и будут проходить в нашей стране. Потому поучаствовать и оказаться победителем в сегодняшнем литературном конкурсе почетно, особенно в такой год.

Тема мероприятия: «Знатоки литературы».

Цель : выявить лучшего знатока литературы.

Вы должны:

знать: содержание изученных литературных произведений; основные факты творчества писателей-классиков XIX вв.;

уметь: анализировать произведение и соотносить с эпохой, давать характеристику героев; выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

Конкурс будет проходить между тремя командами ,на которые условно была поделена ваша группа. Давайте познакомимся с командами. (идет представление участников команд )1 команда - красные

2 команда - желтые

3 команда - зеленые

Прежде чем познакомиться с правилами нашего конкурса, ответьте на вопрос: к какой исторической эпохе относятся все изученные нами на 1 курсе призведения? Правильно ,к 19веку.Вопросы заданий нашего конкурса вернут вас в то далекое время.

Конкурс состоит из 4 блоков. В каждом блоке команде необходимо набрать большее количество баллов. Лучшего знатока в команде -победителе будете определять вы сами по вкладу участника в победу. Таким образом знаток, набравший наибольшее количество баллов, станет победителем.

Вам понятны правила конкурса?

Объективно оценивать выполнение конкурсных заданий будет жюри в составе: (идет представление членов жюри).

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Эмоционально настраиваются на восприятие материала урока.



Осмысливают значимость материала данного мероприятия в формировании значимых качеств личности .



Слушают название темы.





Осмысливают цель.





Знакомятся с участниками.







Слушают правила конкурса и осмысливают.



Знакомятся с членами жюри.

3. Основной этап .

Итак, начинаем наш конкурс . В блоке первом-разминке «Знаешь ли ты?»,необходимо ответить на вопросы из пройденного материала .Знатоки обдумывают вопрос. Отвечает знаток, первым поднявший руку, если ответ неверный - отвечает знаток следующей команды.

Знаешь ли ты изученное нами произведение следующего автора:

А. С. Пушкин (Медный всадник)

И. С. Тургене (Отцы и дети)

А. Н. Островский (Гроза)

Н. А. Некрасов (Кому на Руси жить хорошо)

Ф. М. Достоевский (Преступление и наказание)

Молодцы! Спасибо!

.

Жюри выставляет за каждый правильный ответ по 1 баллу в таблицу ( приложение1).

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»


Слушают задание.



Отвечают на вопросы.





Самооценка .

Переходим ко второму блоку «Шевели извилинами».На слайде задания, отвечаете сообща, а один фиксирует в листе. Первый из Вас, кто сделает работу, останавливает всех остальных. Листы ответов сдаете жюри.







Молодцы! С этим заданием вы справились.

Насколько успешно-

жюри оценит. На слайде-

эталоны ответов.

Похвалите сами себя или покритикуйте за невнимательность.

Жюри выставляет за лист ответов по эталону ответов (приложение4) баллы в таблицу.

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Слушают задание.





Работают с картой заданий(приложение2) и листом ответов(приложение3).



Самооценка .



Переходим к третьему блоку «Я поэт?» . Вам нужно сочинить четверостишие, используя слова из названия произведения «Отцы и дети» .Форму слов можно изменять. Выполнение заданий регламентировано по времени-10минут.Интересное четверостишие принесет команде 5 баллов.

Жюри оценивает конкурс

по 5 бальной шкале

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Слушают задание.

Сочиняют четверостишие.


Переходим к четвертому блоку -«Чтец»-рассказать выразительно любое стихотворение.

Критерии оценки:

1 Знание текста.

2 Правильное восприятие (тон, настроение).

3 Выразительность, эмоциональность( интонация, логические паузы, ударение)

4 Дикция (чёткое звукопроизношение)

Оценивание по пятибалльной системе

Жюри оценивает конкурс.

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Слушают задание.

Рассказывают стихотворение.



Заключительный этап.

Вот и подошел к концу наш конкурс.

Давайте определим победителя. Жюри готово представить результаты.

Для определения команды-победителя слово предоставляется председателю жюри _______

В команде-победителе выберите участника, вклад которого в победу был особенно заметен.Вот и определился победитель игра. Теперь поделите командные баллы между всеми участниками команды в зависимости от вклада в общее дело. Листы с распределенными баллами положите мне на стол. Проанализировав карты оценивания команд я выставлю всем участникам оценки.

Благодарю всех ребят и членов жюри за активное участие. До новых встреч, друзья. Надеюсь, что вы будете больше читать и пронесете любовь к книге через всю свою жизнь.

Жюри подводит итоги конкурса.

Методическая разработка урока-конкурса «Знатоки литературы»

Слушают итоги конкурса.

Самоанализ выполненной работы.
























Приложение 1

Карта оценивания конкурса «Знатоки литературы».

Команда

Фамилия Имя участника

Оценки

Общий балл

Примечание

1

5баллов

2

15баллов

3

5баллов

4

5баллов

"Красные"


















Карта оценивания конкурса «Знатоки литературы».

Команда

Фамилия Имя участника

Оценки

Общий балл

Примечание

1

5баллов

2

15баллов

3

5баллов

4

5баллов

"Желтые"


















Карта оценивания конкурса«Знатоки литературы».

Команда



Фамилия Имя участника

Оценки

Общий балл

Примечание

1

5баллов

2

15баллов

3

5баллов

4

5баллов

"Зеленые"


















Приложение 2

Карта заданий конкурса «Знатоки литературы».


Максимальное количество - 3 балла

Задание 1 Определите автора и название произведения по фрагменту текста

1. «... Он вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями - руку, казавшуюся еще красивее от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним...»

____________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

2. «Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестал и не хотел заниматься...»

____________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

3. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, на куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все страницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а страницы станут рассказывать, где они были, что видели, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»

____________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

Задание 2

Укажите автора

Максимальное количество- 4 балла

1«Кому на Руси хорошо»

2««Обломов»

3«Шинель»

4«Война и мир»

Задание 3 Максимальное количество- 5 баллов Допишите фамилии литературных героев

1.Родион Романович

2.Евгений Васильевич

3.Марфа Игнатьевна

4.Илья Ильич

5.Акакий Акакиевич

Задание 4 Максимальное количество- 3 балла Соотнесите литературные роды с литературными жанрами

1.Эпос а) комедия, трагедия

2.Лирика б) сказка, роман

3.Драма в) элегии, песни

Приложение 3 Лист ответов

конкурса«Знатоки литературы». Команда"Красные"

Задание 1

1.________________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

2.___________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

3_________________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

Задание 2

1

2.

3. _________________________________

4 _________________________________

Задание 3

1. Родион Романович

  1. Евгений Васильевич____________________

  2. Марфа Игнатьевна _______________

  3. Илья Ильич________________________

5. Акакий Акакиевич __________________

Задание 4

1-

2-

3-





Лист ответов

конкурса«Знатоки литературы». Команда"Желтые"

Задание 1

1.________________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

2.___________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

3_________________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

Задание 2

1

2.

3. _________________________________

4 _________________________________

Задание 3

1. Родион Романович

  1. Евгений Васильевич____________________

  2. Марфа Игнатьевна _______________

  3. Илья Ильич________________________

5. Акакий Акакиевич __________________

Задание 4

1-

2-

3-






Лист ответов

конкурса«Знатоки литературы». Команда"Зеленые"

Задание 1

1.________________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

2.___________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

3_________________________________________________________________________________

(автор) (произведение)

Задание 2

1

2.

3. _________________________________

4 _________________________________

Задание 3

1. Родион Романович

  1. Евгений Васильевич__________________

  2. Марфа Игнатьевна _______________

  3. Илья Ильич________________________

5. Акакий Акакиевич __________________

Задание 4

1-

2-

3-





Приложение 4 Эталон ответов

конкурса«Знатоки литературы». Максимальное количество-15 баллов

Задание 1

1.И.С.Тургенев Отцы и дети (0,5Б+0,5Б)=1Б

(автор) (произведение)

2.Ф.М.Достоевский Преступление и наказание (0,5Б+0,5Б) =1Б

(автор) (произведение)

3 А.Н.Островский Гроза (0,5Б+0,5Б)=1Б

(автор) (произведение)

Задание 2

1. Н.А.Некрасов 1Б

2. И.А.Гончаров 1Б

3.Н.В.Гоголь 1Б

4 Л.Н.Толстой 1Б

Задание 3

1. Родион Романович Раскольников 1Б

2.Евгений Васильевич Базаров 1Б

3.Марфа Игнатьевна Кабанова 1Б

4.Илья Ильич Обломов 1Б

5. Акакий Акакиевич Башмачкин 1Б

Задание 4

1-Б 1Б

2-В 1Б

3-А 1Б


© 2010-2022