Урок по литературе Марина Цветаева. Уроки поэзии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : Уроки поэзии. Марина Цветаева.

Задачи : 1.Повторить и закрепить изученное о творчестве С. Есенина. Дать понятие об

Исторической обстановке 20-50-ых годов. Изучить творчество М. Цветаевой.

2.Развитие речи учащихся, умения рассуждать, делать выводы.

3.Воспитание патриотизма, гражданственности.

Тип: обучающий.

Оборудование: интерактивная доска, портреты писателей.

Ход урока.

1.Организационный этап.

2.Этап проверки изученного материала.

Портрет поэта: Я люблю Родину. Я очень люблю Родину.

1.Опрос учащихся по теме.

1.Годы жизни поэта.

2.Какое образование получил?

3.Какие поэты оказали влияние на формирование творчества?

4.Какие основные темы в творчестве?

-Он очень любил животных и много о них писал. Расскажите какое-нибудь стихотворение.

5.Каково отношение к революции? Приведите примеры цитатами из его произведений.

6.Непонимание революции отражается на его творчестве. Какие темы появляются?

-У него появляются темы усталости, одиночества. Какие стихотворения к этому периоду можете отнести?

-Все стихотворения Есенина мелодичны, на многие положена музыка. Сейчас послушайте песню на стихи С.Есенина ,,Отговорила роща золотая,,.

-Очень часто Есенин использует форму послания, письма. Почему он использует эту форму? Мы изучили стихотворение: «Письмо к матери» . Прочитайте его.

-О чем говорит Есенин в этом стихотворении?

-Тоска по матери, по родному дому. Родной дом-это покой, а город-это беспокойная жизнь.

-

-В каком году едет на Кавказ и какой цикл стихов там пишет?

-Расскажите стихотворение из этого цикла

-Что вы можете сказать о последних годах жизни поэт

-Какое влияние оказал Есенин на казахских поэтов?

-М. Макатаев посвящает Есенину стихотворение. Расскажите его.

-Есенин в расцвете лет в 30 лет умирает. Он не выдержал режима, давления .Как вы думаете, кто виноват?

-Виновата политика того времени

2.Этап изучения материала.

-Тема нашего урока: УРОКИ ПОЭЗИИ. М.ЦВЕТАЕВА

-Судьба русских и казахских писателей после революции в первой половине 20 века была трагичной. Мы не можем представить Есенина, Маяковского, Мандельштама стариками. Они умирают молодыми. Сегодня на уроке вам нужно вспомнить историю.

- Назовите годы правления страной Сталина.

-В мирное время Сталин в СССР были лагеря. Вам было дано задание узнать олагерях. Покажите на карте эти лагеря.

- К 1917 году в СССР было 2 процента интеллигенции, и этот процент уничтожался.

Стреляли гордых, добрых, честных,

Чтоб захватить, упрочить власть

В глухих подвалах повсеместно

Кровь русская лилась.

-Какие изменения стали происходить в литературе в это время?

- Да, стали образовываться группировки, течения. На доске напишите названия направлений и писателей , которые относились к этому направлению.

Символизм: А.Блок, Мережковский.

Акмеизм: А. Ахматова, Н. Гумилев

Футуризм: В. Маяковский.

-Первым и главным был вопрос об отношении к революции, Был лозунг: «Кто не за нас, тот против нас». Как русские писатели восприняли революцию?

1 группа эмигрировала: Бунин, Куприн.

2 группа остались в России, но не приняли революцию.

3 группа приняли восторженно революцию.

-В каком году был 1 съезд писателей и что на нем было принято? ( Приказано было покончить с модернисткими течениями и создать единый метод соцреализма. Это было началом создания тоталитарного государства).

-Посмотрим в словаре, какое государство называется тоталитарным?

-Произведения Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Булгакова стали запрещенными.

-Слайд портрет М. Цветаевой: « Я ТОЖЕ БЫЛА, ПРОХОЖИЙ,

ПРОХОЖИЙ, ОСТАНОВИСЬ».

-Мы все слышали песню; «Мне кажется, что Вы больны не мной…»,но не все знаем, что слова этой песни принадлежат М. Цветаевой. Творчество Цветаевой формировалось в это тревожное время. Ее имя долгое время было под запретом и только теперь возвращается к читателю. М. Цветаева родилась в Москве в 1892 году в Москве. Отец-профессор Московского университета, мать-музыкантша.Замуж она вышла за белогвардейского офицера Сергея Эфрона.

1917 год-революция.

-С. Эфрон служил в рядах белой армии, он пропал без вести, от него 3 года не было вестей. В стране голод, разруха .У Цветаевой 2 дочери .Из-за голода она сдала детей в приют.

-Ученица читает стихотворение; « Две руки»

-Что вы поняли из стихотворения? Какая трагедия обрушилась на семью Цветаево?

-Цветаева была далека от политики, революцию она не приняла. Ее сердце было наполнено печалью при виде того, что происходило в стране; красный террор, белый террор, массовые убийства без суда и следствия. Она пишет об этом:

Все рядком лежат, не развесть межой

Поглядеть : солдат. Где свой, где чужой.

Белый был - красным стал: кровь обагрила.

Красным был - белым стал: смерть побелила.

-Как вы думаете, что хотела сказать Цветаева этим стихотворением?

- Вот еще отрывок из стихотворения на эту тему:

Чем прогневали тебя эти белые хаты,

Господи,- и зачем стольким простреливать грудь.

-В 1921 году Цветаева получает письмо из Праги от мужа, и она эмигрирует, но не по политическим мотивам, а что соединить семью .Она полюбила Чехию: здесь у нее родился сын, она издает несколько книг, ее читают. После захвата Чехии фашистами она пишет стихи , в которых звучит вера в народ Чехии:

Не умрешь, народ, Бог тебя хранит.

Сердцем дал- гранат, грудью дал- гранит.

Процветай, народ, твердый, как металл,

Жаркий, как гранат, чистый, как хрусталь.

-Цветаева проводит в эмиграции 1922-1939 годы. Страданием , одиночеством была заполнена в чужих городах: Праге, Берлине, Париже. Она так и не смогла смириться с жизнью вдали от Родины. Ученик читает стихотворение: «Тоска по Родине».

-С. Эфрон и дочь вернулись на Родину. Их арестовали. Эфрон расстрелян, дочь отправляют в лагерь. В 1939 году в разгар массовых репрессий Цветаева возвращается на Родину. Из письма Цветаевой: «В России теперь все чужое и враждебное мне. Даже люди. Я всем чужая, Все же я довольна, что ,покидаю Париж. Сколько горя, сколько обид я в нем перенесла. А теперь я еду в Москву. Сыну там будет лучше .А мне…» .

Вернувшись в Москву, Цветаева осталась с сыном без жилья, без работы. За ней следили, пытались шантажировать. Она не выдерживает и кончает жизнь самоубийством. Одоевцева пишет: «Смерть Цветаевой- наш общий грех. Мы не полюбили ее, не удержания в Россию».

Доска

К ВАМ ВСЕМ, ЧУЖИЕ И СВОИ
Я ОБРАЩАЮСЬ С ТРЕБОВАНИЕМ ВЕРЫ

И С ПРОСЬБОЙ О ЛЮБВИ

пишет Цветаева.

Ей не хватало читателя, ее не читали, но она верила, что ее время придет:

Моим стихам, написанным так рано…

История семьи Цветаевой: 1941 год-расстрелян муж.

1944 год-на фронте умирает сын

1955 год- дочь Ариадну реабилитировали.

20 век безжалостно все разрушил. Б. Окуджава пишет главному виновнику трагедий:

Ну что, генералиссимус прекрасный ,

Лежишь в земле на площади на Красной

Уж не от крови ль красная она

Которую ты пролил, Москву обозревая из окна…

Рефлексия.

Составить синквейн по Цветаевой.

Итоги.

Домашнее задание стр. 83-96

© 2010-2022