Применение технологии Ж. Караева на уроках русского языка и литературы

   Современная  школа   вступила  в  новый  этап развития,  когда  учитель  имеет  возможность    выбрать  программу и форму  организации  учебного процесса.  В  связи       с  этим   разрабатываются   и внедряются   в  школьную   практику различные  педагогические  технологии  обучения.  В  работах   профессора  Ж. Караева  впервые  была исследована  и разработана  новая  педагогическая  технология,  основанная   на принципах   гуманизации и  демократизации  образования,  уровневой  дифференци...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Применение технологии Ж. Караева на уроках русского языка и литературы


Садыкова Б.Х. -

учитель русского языка и литературы

СШ №29 г.Актобе


Современная школа вступила в новый этап развития, когда учитель имеет возможность выбрать программу и форму организации учебного процесса. В связи с этим разрабатываются и внедряются в школьную практику различные педагогические технологии обучения. В работах профессора Ж. Караева впервые была исследована и разработана новая педагогическая технология, основанная на принципах гуманизации и демократизации образования, уровневой дифференциации и индивидуализации обучения с применением компьютерной технологии. Изучив данную технологию, я пришла к выводу, что сущность данной технологии заключается в выполнении её основных положении Закона об образовании Республики Казахстан.

- А именно?

Первое: достижения целей обучения всеми учащимися, хотя бы на обязательном первом уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта.

Второе: обеспечивает развивающий принцип обучения учащихся за счет выполнения задании более высоких уровней усвоения, при котором появляется возможность раскрывать природные способности учащихся и выявлять особо одарённых детей.

Третье: соблюдаются принципы демократизации и гуманизации образования за счет самоконтроля и самооценки учащимися своей самостоятельной познавательной деятельности. Самооценивание проводится специальным методом «сложения», при котором ученик не боится получит «двойку», а наоборот, у него появляется мотивация к набору наиболее высокого количества баллов в зависимости от количества правильно выполненных им заданий. За выполнение задании I уровня ученик получает 5 баллов, II уровня-10 баллов, III уровня-15 баллов.

Возникает вопрос, если уж она так хороша, то почему бы не начинать её внедрение в массовую школу. Поскольку данная технология построена на принципах самообучения и самоконтроля, нужны для учащихся учебники-собеседники, по которым ученики могли бы самостоятельно получать основные теоретические знания по теме. Для закрепления полученных знании, соответствующих I, II, III уровню усвоения и дальнейшего развития умении и навыков, составляются разноуровневые задания на определенную тему. Понятно, что такая работа не под силу каждому педагогу, но тем не менее, подобные учебники - собеседники, разноуровневые задания должны создавать именно педагоги, имеющие для этого возможность и желание работать творчески.

За годы применения технологии Караева я всё больше убеждаюсь в том, что учащимся очень интересно выполнять уровневые задания. Учащиеся не боятся получать «двойку», они стремятся к набору наибольшего количества баллов по очередной теме. Опять может возникнуть вопрос: а как же поступать с детьми, которые хотят, но не могут по тем или иным причинам догнать своих сверстников? Решение этого вопроса тоже предусмотрено. Те учащиеся, которые первыми заканчивают выполнение всех задании по теме, помогают отстающим, и учитель располагает свободным временем для оказания индивидуальной помощи отстающему ребёнку, ведь остальные ребята работают в это время самостоятельно. Мне остается только координировать и управлять их самостоятельной деятельностью. Реализация педагогической системы можно осуществить по учебным модулям. Например, на тему «Местоимение» отводиться N- часов. Эти часы можно распределить, т.е. построить учебный модуль.

1-урок. Вводно-информационный урок.

1) самостоятельное усвоение новой темы с помощью самостоятельной работы из учебника (10-15мин.).

2) задания-тренажёры 1- уровня.

2-урок.

1) повторение теоретических материалов предыдущего урока, самостоятельная работа (10-15мин.)

2) задания- тренажёры II уровня.

3-урок.

1) усвоение дополнительной информации по теме

2) задания-тренажёры III-уровня.

N-урок.

1)Разноуровневые задания по всем параграфам ( подготовка к итоговому уроку)

2) Коррекционная работа (работа над ошибками)

Завершающий урок.

Тематическая разноуровневая контрольная работа.

Примерно так выглядит структура одного учебного модуля.

Модуль представляет собой систему задании по конкретной теме, объединяющий по общим признакам от одного до нескольких параграфов. Завершается проведением контрольной работы с разноуровневыми заданиями. Сами уроки начинаются с организации и проведения самостоятельной работы (10-15мин.) с заданиями на повторение пройденного материала, доступных для всех, не требующих нового знания, имеющих логическую связь и продолжение с содержанием новой темы. Задания для удовлетворения таких требовании составляются в виде диалога «вопрос-ответ» и ориентированы на осуществление самостоятельной работы учащихся. На уроках выполняются разноуровневые задания на повторение и закрепление усвоенного на первом уровне усвоение материала. А сравнение и выделение главного, систематизацию и обобщение, применение его в практике осуществляются на более высоких уровнях (эвристическом и творческом). Составляя разноуровневые задания, иногда выбираю готовые упражнения из учебника и распределяю их по уровням. К составлению таких задании предъявляются следующие требования:

- к заданиям первого уровня (ученического) относятся такие задания, которые акцентированы на припоминание и актуализацию уже имеющихся, усвоенных на первом уроке, новых задании (т.е. копирование). Это самые простые задания, их можно построить в виде диалога «вопрос-ответ»:

- Что такое местоимение?

- Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их - это…

- Прочитай текст. Укажи местоимения.

К заданиям второго алгоритмического уровня относятся задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение ранее изученного материала, т.е. аналогичные упражнения, но требующие при их выполнении преобразования полученных знании. Например:

- Просклоняйте местоимения.

- Распределите по столбикам данные местоимения, учитывая их разряды.

-Замените местоимения 3-лица на личные местоимения 1-лица.

К заданиям третьего (эвристического) уровня относятся упражнения поискового типа, в процессе выполнения которых учащиеся вместе с совершенствованием и углублением ранее усвоенных знании, приобретают ещё и новые информации. Такая работа требует применения приёмов мыслительных операции, как анализ и синтез, сравнение и выделение главного, обобщение. При выполнении таких задании ученик предлагает свои варианты, пути решения проблемы, свои фантазии, выдумки и т.д.

Задания четвёртого уровня (творческого) составляются таким образом, чтобы ученик, опираясь на богатство понятии и связей, а также на способы действия, накопленные в процессе обучения и на личном опыте, создавал нечто новое, выражающее его индивидуальные способности. К таким заданиям можно отнести самостоятельную подготовку докладов, рефератов, составление таблиц и т.д. Возможно, это олимпиадные задания - задания на выявление и оценивание уровня сформированности компетенции учащегося.

Таким образом в результате выполнения разноуровнневых задании у детей формируются различные уровни умения, активности, мотива и качества знании.

Мотив

Активность

Умения

простота

полнота

действенность

осознанность

системность

прочность

4.Творческий уровень

(20 баллов)

Потребность в познавательной деятельности

Творческий уровень активности

Творческие

3.Эвристический уровень (15 баллов)

Устойчивый интерес

Эвристический уровень активности

Частично - поисковые

2.Алгоритмический уровень (10 баллов)

Ситуативный интерес

Интерпретирующий уровень активности

Репродуктивные умения в изменённой ситуации

1.Ученический уровень (5 баллов)

Индифферентность

Воспроизводящий уровень активности

Репродуктивные умения в стандартной ситуации

В чем преимущество и особенность выполнения разноуровневых задании перед обычными, привычными для нас заданиями? При уровневой дифференциации обучения каждый ученик, несмотря на свои казалось бы хорошие способности, начинает свою деятельность с выполнения задании лёгкого, но обязательного для всех, ученического уровня. Это вводится для того, чтобы предлагая классу такие задания, не допускать искусственного разделения детей на способных и неспособных, т.е. соблюдается принцип гуманизации в отношении ко всем учащимся. Все учащиеся берут старт одновременно, и каждый из них имеет право по мере своей индивидуальной способности достичь своей вершины усвоение знании. Стимулом для этого является сбор баллов за правильно выполненное задание. За правильное и своевременное выполнение всех задании 1 уровня вводится отметка «зачтено» (или отметить знаком «+»). Его отличие от двойки заключается в том, что «незачёт» подлежит обязательной пересдаче, пока не получит «зачет». По мере выполнения задании каждого уровня ученик отмечает их знаком «+» у себя в индивидуальной ведомости оценивания.

С целью оперативного выявления отстающих ребят по теме и оказания им своевременной помощи, учитель может построить для себя сравнительный мониторинг успеваемости всех учащихся по всем темам предмета.

Об авторе: Садыкова Бибигуль Хайруллакызы - СШ № 29 г. Актобе, учитель русского языка и литературы в казахских классах, телефон: 87054701132, эл почта:[email protected]







© 2010-2022