Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан












Методическая разработка

внеклассного мероприятия (Урока Сердцеведения)

на тему:

«Без сердца что поймем…»









Рогова Рамзия Закиевна,

преподаватель русского

языка и литературы,

высшей квалификационной категории

ГАПОУ «Нижнекамский

педагогический колледж»





Нижнекамск, 2015.


Пояснительная записка


Данное мероприятие разработано на основе концептуальных положений гуманно-личностной технологии Ш.А. Амонашвили. В своей книге «Истина школы» Шалва Александрович цитирует такие слова К.Д. Ушинского, называя его мировым Метром педагогики: «…всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставить его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового, духовного развития человечества…» В представленной методической разработке показан путь осмысления высоких духовных материй и ценностей, таких как Дух, Душа, Сердце, Совесть, Любовь и др.

Сократовская беседа, на наш взгляд, наиболее приемлемая и целесообразная форма проведения этого мероприятия. Содержание работы, виды деятельности основаны на методах и приемах гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили и системы Е.Н. Ильина «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека», которые предполагают самоуглубление участников общения, глубокое погружение в философские проблемы, называемые вечными. Очень важна психологическая подоплека мероприятия: осознание путей перевода гуманистических знаний в нравственные убеждения.

Тема мероприятия представляет собой одну из актуальнейших проблем из цикла логически взаимосвязанных Уроков Сердцеведения из Гуманной Педагогики Ш.А. Амонашвили. Основная цель этих уроков - стремление разбудить лучшие нравственные качества личности, помочь осмыслить человеку своё предназначение в этой жизни, научить жить в гармонии с собой и внешним миром. Становлению и совершенствованию Человека подчинены и дидактические цели данного мероприятия:

  1. Формирование духовности, развитие нравственных качеств характера: толерантности, человечности, совестливости и др.

  2. Развитие чувств и эмоций учащихся, способности к рефлексии, самоанализу, самооценке.

  3. Расширение представлений студентов о назначении человека, о путях и способах самопознания, самовоспитания; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь).

Языковой материал для аналитических размышлений, согласно принципам Гуманной Педагогики Ш. А. Амонашвили, берется из источников народной мудрости (притчи, пословицы, анекдоты и др.) из высказываний выдающихся мыслителей, Святых Писаний, духовно - философских учений Рериха, Бердяева, Ильина и др., из педагогической классики. Исходя из этого в мероприятии используются интерактивные, коммуникативные, проблемно-поисковые методы, эвристические, метод языкового анализа, создания ситуации творческого поиска, создания рефлексивного поля, метод духовного контакта.

Важную роль играют технологические приемы Гуманной Педагогикии и системы Ильина - свобода выбора, изучение личности, углубление в себя, закон взаимности, Его величество - вопрос, атмосфера романтики, самоанализ, самооценка, качественная вербальная оценка.

Использование оборудования, а именно: заранее подготовленной выставки рисунков, чтение фрагментов домашних сочинений, мультимедийной презентации с применением интерактивной доски и ИКТ технологий обеспечивает создание условий самопогружения, самораскрытия, творческого поиска и ситуации успеха, в процессе которого осуществляется пошаговое достижение философских задач и радость открытия высших ценностей Человечества. Вживанию в роль философов способствуют оригинально оформленные бейджики. Вербальная качественная оценка, звучащая в течение всего мероприятия, получает предметную реальность в виде открыток с изображением сердца со словами подарками.

Интеграция языковых явлений на мероприятии

Целевые ориентации

Концептуальные философские положения мероприятия

  • Нахождение ключевого слова

  • Подбор существительных- качественных характеристик личности

  • Анализ и сравнение научного и духовного определения понятия

  • Конструирование предложения

  • Восстановление порядка слов в деформированном предложении

  • Поиск ключевых слов в пословице

  • Обогащение словарного запаса

Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём...Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём...Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём...Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём...Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём...Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём...

Развитие и совершенствование познавательных сил студента

Конспект внеклассного занятия на тему Без сердца что поймём...

Облагораживание души и сердца студента

  • Вживание в роль

  • Атмосфера романтики

  • Закон взаимности

  • Углубление в себя

  • Его величество - вопрос

  • Ситуация успеха

  • Свобода выбора

  • Радость открытия

  • Элементы педагогического сотрудничества

  • Вербальное качественное оценивание

  • Развитие эмоциональной сферы личности

Ход мероприятия

Этапы мероприятия

Деятельность преподавателя и учащихся

Методические комментарии

I . Организационный этап

1.Приветствие. Сообщение темы.

(1 слайд)

2.Распределение ролей.

(2-7 слайды)


3.Формулирование цели.


4.Определение предмета философии через притчу.

(8 слайд)





(9 слайд)


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня мы на необычном мероприятии на тему «Без сердца что поймем…»

На время нашего общения мы превратимся с вами в философов.

- Имена каких выдающихся философов вам известны?

Посмотрите на портретную галерею, прочтите имена великих мыслителей, которые жили в разных странах, в разное время.

Выберите ваше новое имя, прикрепите бейджики.

Итак, мы философы. И я буду обращаться к вам примерно так:

Уважаемый Сенека! Достопочтенный Кант!

- Господа философы, как вы думаете, какова основная цель нашего мероприятия, еще раз прочтите тему.

(Будем философствовать, размышлять о ценностях жизни, о понимании…)

Предмет наших рассуждений вы должны назвать сами.

Послушайте притчу.

После того, как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу же шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога. Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут переступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне от них спрятаться?» Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Пока тебе неизвестно, но очень скоро люди доберутся и туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на луне. Было множество разных предложений, но Бог все их отверг. Наконец один из архангелов сказал: «Спрячься в… , там тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

- Ваши варианты ответов, где спрятался Бог?

(В сердце)

Да, мы будем говорить о сердце человека.


создание атмосферы романтики


ситуация выбора

вживание в роль

самостоятельное формулирование цели


основной прием Амонашвили - использование источников народной мудрости с целью осмысления ключевых проблем

ситуация осмысления


каждый должен назвать свой вариант, не зная ответа товарища (шепотом на ушко)

II. Основной этап

1.Определение значения слова сердце.

(10 слайд)





2.Решение кроссворда.

(11 слайд)







3. Рефлексия

4.Чтение фрагментов из сочинений учащихся.

(12-15 слайды)



5.Работа с деформированным предложением

(16,17 слайды)




6.Восстановление ключевых слов в пословице.

(18 слайд)

- А что такое сердце?

Прочитайте два определения:

1.Сердце есть полый четырехкамерный мышечный мешок, центральный орган кровеносной системы животных и человека, ритмичное сокращение мышечных стенок которого обуславливает движение крови в организме.

2. Сердце есть свыше действующий орган. Сердце есть дом Духа. Там живет душа, совесть.

- Какое вам понятнее, ближе? Почему?

- Дайте свое определение слова «сердце»

Определения принимаются все, самые удачные получают качественную вербальную оценку, например такие:

Сердце есть солнце организма.

Сердце есть орган любви.

Какой он - человек с открытым сердцем? Что живет в его сердце?

(Рассуждения учащихся)

Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе решения кроссворда, ключевым словом которого по вертикали является слово сердце


С

О

Ч

У

В

С

Т

В

И

Е

Т

Е

Р

П

Е

Н

И

Е


Р

А

Д

О

С

Т

Ь


П

Р

Е

Д

А

Н

Н

О

С

Т

Ь

С

О

Л

Н

Ц

Е



С

О

В

Е

С

Т

Ь


Слово из 10 букв, первая буква - с.

Слово из 8 букв, вторая буква - е.

Слово из 7 букв, первая буква - р.

Слово из 11 букв, четвертая буква - д.

Слово из 6 букв, пятая буква - ц.

Загадка: «Без зубов, а грызет».

Какие замечательные слова живут в сердце хорошего человека.

Положите головы на руки, закройте глаза. Загляните в свои сердца… Подумайте, есть ли там место для таких хороших качеств.

Что же происходит в вашем Доме Духа?

Что вас радует в этой жизни, что огорчает? Поделитесь, пожалуйста (чтение фрагментов, сопровождающееся комментариями рисунков своих сердец).

Вы заметили, что вас волнуют одни и те же проблемы:

- проблема непонимания и сострадания;

- проблема человеческой жестокости и доброты;

- проблема ценности здоровья и жизни во всех ее проявлениях и др.

Почему же все люди хотят одного и

того же, но зачастую не понимают друг друга? (Рассуждения учащихся)

На этот вопрос по- своему отвечает французский писатель, летчик, А.С. - Экзюпери.

Но высказывание писателя надо восстановить.

Сердце, глазами, главного, зорко, не увидишь, самого, только

Восстанавливают, рассуждая:

Самого главного глазами не увидишь, зорко только сердце.

- Согласны ли вы с мнением Экзюпери? (Рассуждают)

Спасибо писателю, он помог нам осознать важную мысль: глазами мы видим только внешние проявления человеческого поведения, а сердцем чувствуем, когда человеку больно, одиноко, он переживает.

Каково же главное качество человека? Без чего немыслимо его существование?

(Рассуждения учащихся, принимаются все ответы)

- Давайте восстановим ключевые слова в пословице, это поможет нам утвердиться в выводах.

Доброе -------- прекраснее, чем все ------- мира, вместе взятые

Обсуждаются варианты, в итоге:

Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые.

Вербальное качественное оценивание.

Его величество - вопрос

языковой анализ понятий

сравнение научной и духовной категории понятия

создание ситуации творческого поиска

вербальная качественная оценка

использование определений духовных качеств из эзотерического словаря Амонашвили

например: радость

(Ра- бог солнца) - солнце до ста,

красота- к солнцу сотни раз, со- весть - наедине с сокровенной вестью и т.п.


углубление в себя

использование приемов самоанализа, самооценки

прием «открытой этики»

изучение личности

развитие эмоциональной сферы

развитие толерантности, эмпатии


все ответы принимаются


Его величество - вопрос

элементы педагогического сотрудничества

радость открытия

обращение к сокровищнице народной мудрости

один из основных технологических приемов Амонашвили

III.Заключительный этап

1.Выводы

(19-21 слайды)



2.Формулирование (выбор) жизненного кредо

(22 слайд)

3. Итоги

- Какие правила самовоспитания мы можем вместе сформулировать?

Рассуждают, в итоге:

- необходимо облагораживать мысли (думать позитивно);

- надо сознание перенести в сердце

(думать сердцем;

- сердце надо воспитывать

(дать ему работу).

- Как можно облагораживать сердце?

(Соревноваться в мощи сердца: в великодушии, в порядочности, в бескорыстии и т.п.)

Выберите из предложенных высказываний одно, которое может стать вашим жизненным кредо (или сформулируйте собственное).

Вся жизнь человека проходит через сердце. Источник богатств, духовных и материальных, есть сердце. Воспитывайте свои сердца, напитывайте их добрыми чувствами.

Прощаясь с вами, я хочу вам сделать подарки.

Вам, Аристотель, я дарю щедрое сердце;

Вам, Кант, я дарю зоркое сердце;

Вам, Диоген, я дарю мужественное сердце… и т.д.

Каждому участнику мероприятия вручается подарок.

элементы педагогического сотрудничества

углубление в себя

осознание внутреннего «я»

свобода выбора


создание эмоционального поля

атмосфера романтики

слова - подарки


Список литературы


  1. Амонашвили Ш.А. Истина школы. Издательский дом Шалвы Амонашвили. Москва, 2006г.

  2. Амонашвили Ш.А. Почему нам не прожить Героями Духа, Издательский дом Шалвы Амонашвили. Москва, 2003г.

  3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Москва. Педагогика, 1988г.


© 2010-2022