Урок русского языка в 6 классе Не с существительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе Не с существительнымиУрок русского языка в 6 классе Не с существительнымиУрок русского языка в 6 классе Не с существительными18.12.2015 г. Урок русского языка в 6 «б» классе

Тема урока: НЕ с существительными

Цели:

  1. Организовать исследование по теме «НЕ с существительными»

  2. Научить различать приставку НЕ, НЕ - часть корня, НЕ - частицу.

  3. Научить использовать данную орфограмму в речи.

  4. Воспитывать интерес к знаниям.

Ход урока

I. Формулирование темы урока

1. Лингвистическая задача: Назовите лишнее слово.

(Не)годовать, (не)доумевать, (не)навидеть, (не)домогать, (не)настье. Почему так считаете? (Ненастье - это существительное, остальные - глаголы.)

2. Лингвистическая задача: Почему же существительное находится в группе глаголов? (это существительное, как и глаголы, не употребляется без НЕ.)

- Знаем ли мы как пишется НЕ с существительными? О чем же сегодня пойдет речь на уроке!

- Какова тема урока? («НЕ с существительными»)

II. Этап целеполагания:

- Какую цель вы должны поставить перед собой? (Научиться писать НЕ с существительными)

- Что необходимо для того, чтобы научиться правильно писать существительные с НЕ? (Необходимо выяснить, при каких условиях существительные с НЕ будут писаться слитно, а при каких - раздельно).

- Где вы будете искать ответы? (обратиться к учебнику: материалы для наблюдения). Проанализировав материалы для наблюдения, выберите свой способ решения проблемы. В каком виде вы представите материал своего исследования (в виде таблицы, схемы, алгоритма).

III. Этап осмысления новых знаний и практического применения:

Исследование по теме "Не с существительными". (Обучающиеся осуществляют поиск и обработку информации по материалу учебника) - работа в парах, группах

1) Исследуйте, какую функцию выполняет НЕ? (является приставкой, частью корня, отрицательной частицей)

2) Проверьте результат исследования (таблицу, схему, алгоритм), выполнив практическую работу. Кратко запишите вывод в виде формулы.

Задание 1: Образуйте имена существительные от глаголов: Ответьте на вопрос, как напишете НЕ и почему? Чем является в них НЕ? Запишите эти существительные в ваши таблицы (работа в парах и в группах)

Ненавидеть - ненависть;

Негодовать - негодование;

Недомогать - недомогание

Формула 1:

НЕНАВИСТЬ - без НЕ не употребляется (НЕ - часть корня)

Задание 2: Почему слова НЕСЕРЬЁЗНОСТЬ, НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ, НЕПРАВДА нужно писать слитно, ведь они могут употребляться без НЕ?

1) Определите способ образования слов

НЕСЕРЬЁЗНОСТЬ - серьёзность (приставочный)

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ - решительность (приставочный)
НЕПРАВДА - правда (приставочный)

2) Объясните значение данных существительных:

НЕСЕРЬЁЗНОСТЬ - отсутствие серьёзности

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ - робость, отсутствие решительности

НЕПРАВДА - ложь

3) При помощи каких слов вы объяснили значение данных существительных? (При помощи синонимов.)

4) Какой вывод можно сделать о написании "не" с существительными? Запишите эти слова в ваши таблицы

Формула № 2.

НЕПРАВДА - ложь (синоним) НЕ - приставка

Физминутка: предлагаю посмотреть небольшую сценку-диалог (2 мальчика из класса)

- Ты в цирке был?

- Был.

- Веблюда видел?

- Видел.

- Попугая видел?

- Видел.

- Слона видел?

- Видел.

- А неслона видел?

- ?! Не понял!

- Как это сценка связана с нашей темой? (Есть орфограмма «Не с существительными»).

1. Как мы напишем НЕ СЛОН? (Привести доказательство: это слово- отрицание)

2. Раскройте скобки:

(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в учении. (есть противопоставление с союзом а). Запишите слова в таблицу.

Формула №3:

НЕ_СЛОН (отрицание)

НЕ_ ДРУГ, А ВРАГ (противопоставление)

Взаимопроверка (в парах, группе)

Слитное написание НЕ

Раздельное написание НЕ

НЕ - часть корня

НЕ - приставка

Не - частица

противопоставление

ненависть

несерьёзность

не_ слон

не_везение, а труд и ...

недомогание

нерешительность

негодование

неправда

невезение

Количество баллов (теория) - 9

IV. Закрепление новых знаний:

1) Запишите под диктовку (1 ученик у доски)

1) В осеннее ненастье семь погод на дворе. 2. (Не)счастье я испытал, а минутную слабость. 3. Друзья в несчастье познаются. 4. Он мне не враг. (4 балла)

(Проверка и взаимопроверка)

2) Творческое задание (по выбору):
а) Составь связный текст из 2-3 предложений (3 балла) или 2-3 отдельных предложения (2балла) на тему «Как вести беседу», используя опорные слова: (не)точность в выражении мыслей, (не)приветливость в обращении, слово - (не)воробей…

б) Составь связный текст из 2-3 предложений (3 балла) или 2-3 отдельных предложений (2 балла) на тему «Пожелание родителям, другу и т.д.», используя опорные слова: (не)взгоды (не) омрачают, минуют (не) приятности, (не)дуги

V. Этап контроля.

Разноуровневый тест (6 баллов)

1. «НЕ» с существительными пишется раздельно:

а) если существительное с «НЕ» может быть заменено синонимом без «НЕ»;

б) если в предложении есть противопоставление с союзом «А»;

в) если слово без «НЕ» не употребляется.

2. Слово не употребляется без «НЕ» в предложении:

а) В (не) погоду лучше сидеть дома.

б) В осенне (не)настье семь погод на дворе.

. в) По (не)осторожности мы едва не попали в аварию.

3. Слово с «НЕ» может быть заменено синонимом в предложении:

а) В (не)счастье важна поддержка друга.

б) На его лице было написано (не)годование.

в) (Не)вежливость - это нарушение правил поведения.

4. Слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:

1) Счастье и (не)счастье по кругу ходят.

2) (Не)приятель был разгромлен.

3) Он никогда (не)видел моря.

5. Слово с «НЕ» пишется раздельно в предложении:

1) (Не)удача преследовала его повсюду.

2) В небесах туча - на земле (не)счастье.

3) (Не)знания ценны, а умение их использовать.

6. Допущена ошибка в написании «НЕ» в предложении:

1) Невежливость вызывает возмущение.

2) В сочинении надо было отметить недочёты.

3) В жизни часто помогает неудача, а упорный труд.

2 вариант: Определить слитное и раздельное написание (6 баллов)

  1. (Не)поседа портит беседу.

  2. Друг - ценный клад, (не)другу никто не рад.

  3. Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью.

  4. Один палец (не) кулак.

  5. (Не)доверие убивает дружбу.

  6. Дорог (не)подарок, а любовь.

Слитное - 1, 2, 5; раздельно - 3, 4, 6.

Максимальное количество баллов за работу - 22 балла:

«5» - 20 - 22;

«4» - 17 - 19;

«3» - 13 - 16

V. РЕФЛЕКСИЯ:

Домашнее задание:













© 2010-2022