Конспект урока по русской литературе в 6 классе по теме: А. С. Пушкин Роль метели в судьбах Марьи Гавриловны и Владимира

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочная карточка

Предмет: русская литература Класс: 7 Дата:_______

Тема: А.С.Пушкин «Метель». «Роль метели в судьбах Марьи Гавриловны и Владимира»

Цель: уметь анализировать текст, выяснить, какую роль стихия играет в судьбе человека.

Задачи: объяснить роль метели в тексте; сделать вывод о влиянии пейзажа на судьбы героев; развивать умение работать над текстом художественного произведения; развивать внимание, мышление, воображение; развивать связную устную речь учащихся; активизировать и пополнять словарный запас учащихся; формировать монологическую и диалогическую речь учащихся; на примере анализа действий литературных героев формировать чувство ответственности за свои поступки; следить за произношением, развивать остаточный слух и навыки слухо-зрительного восприятия.

Оборудование: портрет автора, иллюстрации, учебник, таблички, цветные карандаши, листы бумаги.

Словарь: остолбенеть, преступник, околица.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации урока: фронтальная, групповая.

Метод: репродуктивный.

Ход урока.

I. Орг. момент.

Психологический настрой. Читаем на доске.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться,

Я хочу учиться и радуюсь этому.

Внимание моё растёт,

Голова моя мыслит ясно,

Я начинаю учиться!

Фонетическая разминка.

Дежурные звуки С-Ш

Школьники в школе шубки надели.

Вышли во двор и остолбенели:

Всюду снежинки…

Это, что снегопад?

Словарь: остолбенели - замерли от удивления

II Основная часть.

Настройка аппаратуры.

1.Слухо-речевая разминка. (Работа за экраном)

-Какой сейчас урок?

-Чему вы учитесь на уроках литературы?

-Какие вы знаете жанры литературных произведений?

-Послушайте, какой жанр я сейчас назову.

2. «Подумаем»

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это - снежная ... (метель)

3. Речевая минутка. ( По алгоритму)

1. Тема прошлого урока.

2. Автор.

3. Жанр.

4. Действующие лица.

5. Место действия.

6. Время действия.

4. Проверка домашнего задания.

-Что вы делали на самоподготовке?

(Читали отрывок из произведения, задавали друг другу вопросы и отвечали на них).

5. Знакомство с эпиграфом к уроку.

Учитель читает строки стихотворения А.С.Пушкина, взятого эпиграфом к уроку:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

ФИЗРАЗМИНКА


-Ребята встаньте. Изобразим в движениях и жестах, то, что описано в стихотворении.

-Из какого стихотворения эти строки? («Зимний вечер»)

6. Изобразительно-выразительные средства.

-Какими изобразительно-выразительными средствами рисуется картина непогоды? олицетворение (метель как одушевленное существо),

сравнения (метель сравнивается с воем зверя и плачем ребенка),

эпитеты (вихри снежные, по кровле обветшалой, путник запоздалый)

7. Введение в тему урока.

-Ребята, как вы думаете, по какой теме будем работать сегодня на уроке? Сформулировать цель вам помогут иллюстрации к произведению (изображения метели, мешающей Марье идти до саней; Владимира, потерявшего дорогу), отгадка загадки (метель).

-Правильно, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о метели, о том, какое значение она внесла в судьбы Маши и Владимира. Прочитайте тему урока.

8. Работа по теме урока.

а) Работа с текстом.

-Найдите в тексте на странице 173 описание метели. («На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали»)

-Определите, какие автор использовал изобразительно-выразительные средства.

(Олицетворение - ветер выл).

-Какое событие должно произойти в церкви деревушки Жадрино?

(Венчание Маши и Владимира)

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ


-Найдите описание погоды на странице 173, когда Маша со служанкой вышли из дома в сад.

(«Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу»)

Словарь: преступник - человек, который совершил преступление, что- то запрещенное.

-Почему автор называет Машу преступницей? (Ответы детей)

-Метель помогала Маше в ее побеге? (Ответы детей)

-Метель в истории Марьи Гавриловны, как бы, не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу. До выхода из дома Маша уже чувствовала, что сама природа не одобряет ее поступок «Все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием».

-Прочитайте описание метели на странице 174, когда Владимир ехал в Жадрино.

(Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло;

окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.)

Словарь: околица - край деревни.

-Метель помогала Владимиру в дороге? (ответы детей)

(Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино).

в) Творческая работа. Работа группами.

Задание 1-ой группе: Возьмите цветные карандаши, лист бумаги и постарайтесь нарисовать метель, так, как вы себе представляете, опираясь на описание метели автором.

Задание 2-ой группе:

-Возьмите цветные карандаши, лист бумаги и постарайтесь написать слово «метель», так, как вы себе представляете, опираясь на описание метели автором.

-Какой цвет у вас преобладает? Почему?

г) Слово учителя.

-Ребята, чему учит повесть?

-Нельзя ничего делать тайком, нельзя обманывать родителей. Даже природа была против преступного сговора молодых людей.

г) Объяснение домашнего задания.

Читать 2-ую часть, подчеркнуть слова, которые не поняли. Выделить в тексте описание Бурмина.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

-По какой теме работали на уроке?

-Что делали?

-О ком (чем) говорится в повести?

-Какие выводы сделали?

-Вам интересно узнать, что будет дальше с героями повести?

3. Оценки за урок…


© 2010-2022