Урок русского языка в 5 классе Понятие о глаголе

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе" выстроен в виде экологической тропы.Экологическая тропа – это такой маршрут, по которому пойдут ребята под руководством учителя. Они должны будут узнать что-то новое, вспомнить уже известное, поиграть в разные игры. И всё это в воображаемом лесу. Цели: повторить известные учащимся сведения о данной части речи; расширить знания о глаголе; показать роль глаголов в речи; закрепить умение находить глаголы в тексте; создать эмоциональный фон для общения...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Понятие о глаголе (5 класс). Экологическая тропа.

Цели: повторить известные учащимся сведения о данной части речи; расширить знания о глаголе; показать роль глаголов в речи; закрепить умение находить глаголы в тексте; создать эмоциональный фон для общения с природой и показать детям, как это делается.

Ход урока

1. Станция 1. Эмоциональный настрой

С этого места мы начинаем движение по экологической тропе. Экологическая тропа - это такой маршрут, по которому вы должны будете узнать что-то новое, вспомнить уже известное, поиграть в разные игры. И всё это в воображаемом лесу.

Итак, мы начинаем знакомство с лесом..

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

- Давайте задержимся в лесу и через чувства автора этих строк прикоснёмся к таинству природы, вспомним, что такое глагол. Я научу вас знакомиться и здороваться с лесом.

Запись текста под диктовку

Вы вошли в лес. Сложите руки перед собой ладошками внутрь, склоните голову, поклонитесь лесу и скажите: «Здравствуй, Зелёный лес! Мы пришли, чтобы узнать тебя получше. Пришли с добрыми намерениями и не будем тебе вредить: не будем ломать ветки, не будем рвать цветы, не будем ловить и истреблять птиц, животных и насекомых. Прими же нас как гостей, Лес!

- Так входили в лес те, кто был связан с ним всей своей жизнью: нанайцы - охотники или наши предки - славяне. И лес им был кормильцем и защитой. Они чувствовали себя уверенно, т.к. знали его, как родной дом, и относились к нему как к родному дому.

Задание: найти в тексте глаголы, обосновав свой выбор. Какие глаголы можно изменять по временам?

Выборочный диктант

Задание: прослушать текст, выписать из него глаголы.

Белеют стволами красавицы-берёзки. Зеленеют листочки, шелестят, обдуваемые ветерком, перешёптываются о своём.

У вас гулко стучит сердце. Вы радуетесь общению с природой, иэта радость переполняет вас.

- Как с помощью глаголов описывается берёза? (Глаголы цвета и звучания)

- В каком времени, лице и числе употреблены глаголы?

- Теперь мысленно подойдите к любой из растущих вокруг берёз, обхватите ствол руками, прижмитесь к дереву, приложитесь к коре рукой и скажите: « Белая берёза! Поделись2 со мной силой и радостью, напитай соками земли, чтоб не устать2 мне в пути!»

Вы почувствуете прилив энергии и радости. Берёза - дерево щедрое: оно делится2 своей энергией с каждым, кто об этом просит.

Запись текста обращения в тетрадь

- В чём особенность употреблённых в обращении глаголов? (Побуждают к действию, выражают просьбу)

2. Станция 2. Отдых на поляне.

1.Догадайтесь, кто или что совершает действия, указанные в каждой группе. Какую тему отражают эти глаголы?

1) Ищет, развешивает, сушит, запасает

2) Роет, прокладывает, обустраивает

3) Волнуется, вьёт, высиживает, заботится

4) Прорастает, растёт, распускается, цветёт

2. Что есть на поляне?

1) Стоит Егорка в красной Ермолке.

Кто не пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

2) Пришла из лесу птичница в рыжей шубке

Кур посчитать (лиса)

3) Бежал по одному дереву, на другое перешёл

И по третьему полетел (ветер)

- С помощью чего созданы эти загадки? (Глаголы, называющие перемещение и положение в пространстве)

Запись текста в тетрадь

Много есть пословиц о природе, о лесе. Одна говорит: «Всё идёт своим чередом». Другая добавляет: « Где сосна выросла, там она и красна». Третья сообщает: «Где цветок, там и медок».

Задание: подчеркнуть глаголы, употреблённые в словах автора. В чём особенность данных глаголов? (Текстовые синонимы, обозначающие речевую деятельность)

3. Станция 3. Смешанный лес

1. - Оглянитесь вокруг. Рассмотрите деревья и кусты, растущие вокруг, вспомните их названия.

- Вы назвали много деревьев и кустарников. А сколько новых звуков мы услышим в лесу!

Прослушивание записи «Звуки леса»

Чтение текста из повторить известные учащимся сведения о данной части речи; расширить знания о глаголе; показать роль глаголов в речи; закрепить умение находить глаголы в тексте; создать эмоциональный фон для общения с природой и показать детям, как это делается.

(с.154-155)

- Что помогло нам услышать жизнь леса?

- А только ли услышать мы смогли жизнь леса? (И увидеть в воображении благодаря глаголам цвета)

- А что необходимо для того, чтобы мы могли получить удовольствие от общения с лесом?

Чтение отрывка «Лесной оркестр» из сборника В.А. Ивановой «Занимательно о русском языке» (с.156)

2. - Лес - это не только деревья и кусты, но ещё травы, животные, микроорганизмы, почва и воздух. И всё это между собой связано, и всё во всё превращается. Это закон экологии.

Прослушивание текста

Растёт трава, питается веществами почвы и воздуха. Траву ест заяц. Зайца съела лиса. Лиса погибла, её труп разложился - в этом участвуют микроорганизмы. И все вещества, из которых она состояла, ушли в почву. Лесная почва образована перегнивающими листьями и травами, и на них снова вырастают трава и деревья, и снова опадают листья, и одни животные едят траву, а хищники едят травоядных…. И это движение бесконечно в природе.

3. Творческая работа. Письменный ответ на вопрос: «Имеем ли мы право уничтожить полностью какой-либо вид растений?»

- Охарактеризуйте один из глаголов, употреблённых вами при выполнении творческого задания.

4. Разбор словосочетаний

Участвуют в этом, ушли в почву, опадают снова, едят траву.

Вывод: глаголы в предложении могут распространяться другими частями речи, образуя словосочетания.

4. Итог

1) - Итак, мы с вами совершили путешествие по лесу, научившись правильному с ним обращению. Теперь, посещая лес, вы всегда будете помнить основной закон существования древнего человека: «Мир так относится к тебе, как ты относишься к каждой вещи этого мира».

Запись формулировки закона в тетрадь

- Измените форму времени указанного глагола.

2) - Прогуливаясь по экологической тропе, мы вспомнили, что такое глагол и какими признаками он обладает.

Учащиеся ещё раз рассказывают о глаголе как части речи.

- Глагол - необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и его деятельность, различные явления природы.

«Глагол - самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая светлая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола - выражать само действие!» (А. Югов, писатель)

По частоте употребления глагол стоит на 2 месте после существительного. А в изображающей силе глагола мы с вами убедились. Эта сила в движении, в динамике, в радости действия.

5. Запись д.з.

© 2010-2022