Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте»

                                                  Конспект урока русского  языка в 7 классе        по теме: «Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».   Тема:    « Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».   Цель:  Дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову.   Задачи: 1. Продолжить знакомство с причастием как самостоятельной частью речи, отработка умения отличать прилагательное от причастия. Умение находить определяемое с... Согласны ли вы с тем, что… До чтения После чтения 1.  Причастие не имеет зависимых слов     2.  Причастие зависит от главного слова     3.  По другому главное слово называется определяемым словом     4.  Причастный оборот всегда на письме выделяется запятыми.     5. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами.     6. Если главное слово стоит после причастного оборота, то запятая ставится.           У. Отложите пока листочки в сторону, приступим к изучению нового материала, а потом проверим, правильно ли мы с вами думали.   Основное содержание   У.    Класс поделен на группы. За каждым учеником в группе закреплен определенный номер, то есть каждый из вас будет изучать свои материал, а потом расскажет о нем в первоначальной группе. Сейчас №1 собираются в своей группе( №2, №3, №4, №5) читают материал, записывают его в виде символов, конспекта  и т. д. ( приложение 1) ( ученики изучают ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

по теме : « Причастие»

Тема: « Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте».

Цель: Дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с причастием как самостоятельной частью речи, отработка умения отличать прилагательное от причастия. Умение находить определяемое слово, соотносить его месторасположение с причастным оборотом.

2. Развивать внимание, мышление, творческие навыки при анализе языкового материала.

3. Воспитывать ответственность при работе в группе. Поддерживать интерес к изучению материала урока .

Оборудование к уроку:

Учебник, тетрадь, ручки. На каждого ученика листок с « Верными- неверными утверждениями».

План урока:

  1. Оргмомент

  2. Стадия вызова ( верные- неверные утверждения)

  3. Основное содержание ( приём критического мышления « зигзаг»)

  4. Афиширование ( проверка правильных- неправильных утверждений)

  5. Задание на проверку усвоенного материала ( выполняется на листочках, дети записывают предложения выделяют причастные обороты)

  6. Рефлексия

  7. Домашнее задание.






Ход урока.

У. Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

Сегодня мы с вами продолжим путешествие вместе с причастием по стране морфологии, узнаем много нового и интересного, оказывается у причастия много друзей, которые нуждаются в его помощи.

Стадия вызова.

У. Перед вами листочки, на которых написаны верные и неверные утверждения по нашей сегодняшней теме. Ваша задача состоит в том, чтобы внимательно прочитать их и поставить напротив каждого + или - в колонке до чтения .

( каждый ученик выполняет это задание самостоятельно)

Согласны ли вы с тем, что…

До чтения

После чтения

1. Причастие не имеет зависимых слов

2. Причастие зависит от главного слова

3. По другому главное слово называется определяемым словом

4. Причастный оборот всегда на письме выделяется запятыми.

5. Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами.

6. Если главное слово стоит после причастного оборота, то запятая ставится.


У. Отложите пока листочки в сторону, приступим к изучению нового материала, а потом проверим, правильно ли мы с вами думали.

Основное содержание

У. Класс поделен на группы. За каждым учеником в группе закреплен определенный номер, то есть каждый из вас будет изучать свои материал, а потом расскажет о нем в первоначальной группе. Сейчас №1 собираются в своей группе( №2, №3, №4, №5) читают материал, записывают его в виде символов, конспекта и т. д.

( приложение 1)

( ученики изучают материал, возвращаются в группы, делятся с ним со своими товарищами, )

У. А сейчас вернемся к « Верным - неверным утверждениям» , сравните, с чем вы остались согласна, а что изменилось, заполните 3- й столбик « после чтения»

Афиширование ( один ученик отвечает, другие проверяют, учитель вносит коррективы)

Задание : записать предложения, выделить в них причастные обороты ( за работу выставляется оценка в журнал)

  1. Письмо, написанное кровью моего сердца, я пишу тебе.

  2. Я порядочный юноша, влюбившийся по самые землеедские уши, признаюсь те в любви.

  3. Окружённый красавицами Джо рассказывал о себе небылицы.

  4. Проснувшийся раньше камнеедов Джо убежал.

Рефлексия

- Что нового вы узнали о причастии?

- что называется причастным оборотом?

Домашнее задание:

выписать из любого художественного произведения 5 предложений с причастными оборотами, изобразить графически схему предложений с ними.












Приложение 1


  1. -У нас в Кальбульблю есть школа,- начал свой рассказ Причастие.- На первом этаже у входа всегда сидела старушка по прозвищу ГЛАВНОЕ СЛОВО. Так её прозвали по тому, что она никогда никого не выпускала на улицу во время уроков, постоянно ко всем придиралась, наговаривала на нас директору, а когда мы хотели оправдаться, злорадно говорила:

- А главное слово всё равно моё. Директор поверит мне, а не вам!

И вот однажды я забыл коллекцию камней и хотел за ней бежать домой, а вредная старушка ГЛАВНОЕ СЛОВО не отдаёт мой специальный скафандр. До чего я не люблю от кого- нибудь зависеть! А тут, как ни вертись, я, ПРИЧАСТИЕ, завишу от ГЛАВНОГО СЛОВА!

- Но в грамматике русского языка главное слово, о котором ты говоришь,- это то слово, от которого к причастию можно задать вопрос КАКОЙ? То есть слово, от которого зависит причастие,- сказала Юлька.

Например: кошка спящая ( кошка какая?)

Солнце сияющее ( солнце какое?)

- Кстати,- заметила Юлька,- главное слово, от которого зависит причастие, ещё называют ОПРЕДЕЛЯЕМЫМ СЛОВОМ, потому что причастие в предложении является ОПРЕДЕЛЕНИЕ и ОПРЕДЕЛЯЕТ, например, КАКАЯ кошка: спящая. ОПРЕДЕЛИЛИ : не бегущая и не зевающая, а спящая. Кошку ОПРЕДЕЛЯЛИ, поэтому кошка- ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО.


  1. -Скафандр мне не дали и спрятался я в ящике с луноходными ботинками. А

бабка ГЛАВНОЕ СЛОВО уселась вязать полосатый носок из двух клубков.

Вдруг слышу, она кому-то говорит:

« Сокол! Я Ласточка! Приём! Как слышите?»

Смотрю, а эта ласточка в клубки спицы вставила, как антенны, и с кем-

то переговаривается.

« Передайте, Фикусу, задание выполнено: урок геологии сорван. Завтра буду в

школу бомбу подкладывать».

Тогда я понял- надо выкрасть у Главного Слова ее клубочки- передатчики,

а в этом мне помогут мои друзья из младших классов. Собрались мы вместе

и решили, что я буду командир, а они будут мои задания выполнять. Здесь

уж они от меня зависят.

- Дело занимает опасный оборот.

- Дело принимает ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ,- сказала Юлька.- Знаешь, что такое

Причастный оборот? Это причастие с зависимыми словами. То есть мы задаем вопрос уже от самого причастия к другим словам.

Спящая ( на чём? где?) на коврике

Летящий ( по чему7 где? ) по голубому небу

Сияющее ( как? ) ярко

Весь причастный оборот является одним членом предложения - ОПРЕДЕЛЕНИЕМ.

Здесь причастие является главным словом, и другие слова от него зависят, ведь он командир и все слушаются его приказаний.

Бывает, что каждое зависимое из слов зависит именно от причастия.

Снег, лежавший на деревьях и крышах, растаял.

Бывает, что одно слово зависит от причастия, а другое- от самого этого слова. Но всё равно это будет причастный оборот.

Снег, лежавший на железных крышах, растаял.

  1. Так вот, мы с моей оперативной группой под названием ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ

Объявили войну шпионской старушке ГЛАВНОМУ СЛОВУ.

Стали мы разрабатывать план операции. И решили отвлечь старушку. Всё прошло удачно. Когда Главное Слово полезла в ящик с ботинками, она положила клубки на стол. Тут- то я их и схватил.

- Причастный обормот!- закричала шпионка.

Я помчался к директору1 он у нас мировой дядька! Размотал клубки, а там- две кругленькие рации. Это была агент Зэт, а Фикус- злодей Шпингалет.

Причастие показал фотографии.

- вот это наш причастный оборот возле Главного Слова прогуливается, а она ПЕРЕД нами сидит со своими клубками, а вот уже мы клубки свистнули, а она ЗА нами бежит.

- Между прочим,- вмешалась Юлька,- в грамматике русского языка ваши клубки - это запятые. Если ГЛАВНОЕ СЛОВО стоит ПЕРЕД ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, то ЗАПЯТАЯ ставится до и после оборота.

Старушка, вязавшая на спицах, улыбалась.

А если ГЛАВНОЕ СЛОВО стоит ПОСЛЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА, то запятая не ставится.

Вязавшая на спицах старушка улыбалась.


  1. Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:

А. Найти в предложении причастие ( подписать над ним : прич.)

Б. Найти главное( определяемое ) слово, от которого к причастию задаётся вопрос КАКОЙ? ( и поставить над ним крестик).

В. Найти все слова, которые зависят от причастия ( если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.

Г. Подчеркнуть их вместе с причастием волнистой линией и отгородить от остальных слов палками с двух сторон.

Д. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА , выделить его запятыми.

Например: Джо, укравший амулет, быстро исчез.

  1. причастие - укравший

  2. главное ( определяемое) слово Джо: Джо ( КАКОЙ?) укравший

  3. задаём от причастия вопрос: укравший ( ЧТО?) амулет. К остальным словам в предложении нельзя задать вопрос от слова укравший, поэтому они не входят в причастный оборот.

  4. причастный оборот стоит после главного ( определяемого) слова ( Джо) , поэтому ставим запятые.

Вылезшая из воды русалка помахала хвостом.

  1. причастие- вылезшая.

  2. главное ( определяемое) слово - русалка.

  3. вылезшая ( ОТКУДА?) из воды. Причастный оборот- вылезшая из воды.

  4. причастный оборот стоит ПЕРЕД главным ( определяемым) словом ( русалка),

поэтому запятые не ставятся.

5

© 2010-2022