- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классе на тему Буквы о-а в корне рос-раст
Урок русского языка в 5 классе на тему Буквы о-а в корне рос-раст
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Фролагина О.Н. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Буквы о-а в корне -раст- ,-рос- (5 кл.)
Тип урока: ОНЗ.
Цели:
Познавательная,
Коммуникативная,
Регулятивная.
Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.
Ход урока:
І. Мотивация к учебной деятельности.
1)Организация актуализации требований к учебной деятельности(«надо»)
2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок(«могу»)
3)Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.
- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)
- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Как называются части слова? (Морфемы).
-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Буквы а-о в корне -лаг-,-лож-_).
- Вы хотите расширить свои знания о чередовании буквы а-о в корне? (Да.)
- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)
- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).
-И все? (Нет).
-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.
- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.
- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.
- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.
ІI. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.
2) Фиксация актуализированных способ действий в речи.
3) Фиксация актуализированных способ действий в знаках (эталонах)
4) Организация обобщения актуализированных способ действий.
5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо»-«могу»-«хочу»).
7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.
8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.
- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Чередование в корнях»).
Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).
-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: отложить , предлагать, прилагательное.
(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).
- Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Буквы а-о в корне -лаг-,-лож» и обозначают ее графически.
Карточка:
положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, растение, росло.
(Положение - пишем о, потому что корень заканчивается на ж.
Так комментируется каждое слово)
-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Буквы а-о в корне -лаг-,-лож»? (Материал усвоен на достаточном уровне)
-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)
- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)
- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з-, -с- в слове изложение; неизменяемые приставки (пред-) в слове предположение и чередующиеся гласные в корне слов).
- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
- Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов растение и росло.).
- Попробуйте объяснить орфограммы в словах растение и росло. ( У нас нет вариантов объяснения.)
- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов растение и росло? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)
- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях безударных гласных в корнях с чередующимися гласными -раст-, -рос-)
ІIІ. Выявление места и причины затруднения.
Организация восстановления выполненных операций.
1)Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.
2. Организация соотнесения сввоих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)
3. На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых не достаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Как называются эти слова? (Однокоренными).
-Какова же проблема? (Чередование А и О в корнях -раст-, -рос- , чередование согласных в данных безударных корнях).
ІV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях -раст-, -рос-)
- Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях -раст-, -рос-)
- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).
- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «звёздочка»).
V. Реализация построения проекта.
1)Организации реализации построенного проекта в соответствии с планом
2) Организация фиксации нового способа действия в речи
3) Организация фиксации нового способа в знаках ( с помощью эталона)
4) Организация фиксации преодоления затруднения
5) Организация уточнения общего характера нового знания ( возможность применения нового способа действий для решения тех заданий данного типа)
- Обратите внимание на слова, записанные на доске.
Растущий Вырос
Выращенный Проросли
Растительность Водоросли
Произрастать Заросли
- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом -О).
-Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике перед согласными СТ и Щ пишем А, в правом - перед С пишем О )
- Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).
- Какая буква пишется перед согласными СТ? (а).
-Перед С? (о)
-Посмотрите, пожалуйста, на доску.
-Ростов, росла, росток, растёт, отрасль, заросли, ростовщик, Ростислав.
-Как вы думаете, все ли слова соответствуют орфограмме?
-Слова: Ростов, росток, отрасль, ростовщик, Ростислав не соответствуют орфограмме.
-А почему?
Возможно, это слова-исключения.
- Молодцы! Вы очень наблюдательны.
- А все ли слова вам понятны?
-Значение слова «ростовщик» не понятно.
В Толковом словаре С.И.Ожегова можно найти его значение.
- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?
На доске: -раст -, -ращ-, -рос-.
- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове растение написана буква А, потому что стоит перед СТ, в слове росло написано О - перед С).
-Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).
-Прочитайте на доске примеры: Вишенка р..сла, подр..стала и, наконец, выр..сла.
Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).
(В словах росла и выросла нужно вставить букву О, потому что перед С, в слове подрастала написана А - перед СТ),
- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях -раст-, рос-, ращ-.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
(1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:
- фронтально,
- в парах или группах.
-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).
-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 453 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца
1вариант. Росла (в корне О перед С).
2 вариант. Растёт (в корне А перед СТ).
- Продолжаем самостоятельно.
-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).
VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
1).Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.
2).Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесения работы с подробным образцом).
3. Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки)
4. По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексия деятельности по применению нового способа действия ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).
- Вы уверены в своих умениях? (Да).
-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).
- Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем -раст- ,-рос- и обозначить условия выбора букв А и О в народных потешках и поговорках из упр. № 455.
- Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).
Эталон: -раСТ-,роС-.
- Какие ассоциации у вас возникают с корнями -раст- и -рос-?
Они связаны с ростом растений.
-Давайте и мы попробуем составить инструкцию по выращиванию гороха по иллюстрациям из упражнения 454. Текст записать. (Использовать структуры БЛАЙНД СИНКВЕН СИН - слепые совпадения).
- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).
- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок
VІIІ. Включение в систему знаний и повторение.
1)Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.
2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной А или О в корнях -раСТ-, -роС-).
- К какой группе можно применить прием проверки гласных А и О в корнях -раСТ-, -роС-? ( К чередующимся).
- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Да).
- Тогда поработаем над заданием, которое проверит изученные нами орфограммы. Обратимся к упражнению 456. Выписать слова с пропущенными орфограммами, обозначая их схематически.
-Проведите взаимопроверку .
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
-
Организация фиксации нового содержания,изученногон а уроке
-
Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.
-
Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
-
Организация фиксации неразрешённых трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
-
Организация обсуждения и записи домашнего задания
- Чему был посвящен урок? (Правописанию чередующихся гласных в корнях -раст-,-ращ-,-рос-).
- В чем суть правописания данных корней? (В корне -раст-,-ращ-, -рос-,перед СТ,Щ пишется буква А, а перед С - О).
-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова, не забываем про слова-исключения ).
- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
?- Научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
!- Научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
! ! ! -Научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос- запомнил слова-исключения и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»
- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
1. Кто научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 452 из параграфа 85.
2 Кто научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 451.
3. Кто научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».
4. Задания для умников и умниц!
-
По толковому словарю Ожегова узнайте, что означают слова: ростовщик и отрасль. Найдите в них корень.
-
Подберите 5-6 примеров по изученной орфограмме из учебника «Литература»
-Оцените учебную деятельность класса.
-Спасибо,
5