Урок русского языка в 5 классе на тему Буквы о-а в корне рос-раст

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы о-а в корне -раст- ,-рос- (5 кл.)

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

Познавательная,

Коммуникативная,

Регулятивная.

Демонстративный материал: алгоритм проверки чередующихся гласных в корне; эталоны для самопроверки.

Ход урока:

І. Мотивация к учебной деятельности.

1)Организация актуализации требований к учебной деятельности(«надо»)

2) Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок(«могу»)

3)Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Словообразование)

- Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Как называются части слова? (Морфемы).

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Буквы а-о в корне -лаг-,-лож-_).

- Вы хотите расширить свои знания о чередовании буквы а-о в корне? (Да.)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

-И все? (Нет).

-Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение, выясним, что не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

ІI. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способ действий в речи.

3) Фиксация актуализированных способ действий в знаках (эталонах)

4) Организация обобщения актуализированных способ действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо»-«могу»-«хочу»).

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме: «Чередование в корнях»).

Какой способ повторения нашей темы выберем? (Выполнение морфемного разбора слов).

-Предлагаю для морфемного разбора следующие слова: отложить , предлагать, прилагательное.

(Кто-то может работать у доски, остальные - в тетрадях).

- Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлом уроке орфограмму «Буквы а-о в корне -лаг-,-лож» и обозначают ее графически.

Карточка:

положение, изложение, слагаемое, предположение, прилагательное, сложение, растение, росло.

(Положение - пишем о, потому что корень заканчивается на ж.

Так комментируется каждое слово)

-Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Буквы а-о в корне -лаг-,-лож»? (Материал усвоен на достаточном уровне)

-Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит «Разбор слов выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемный разбор»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли? (приставки на -з-, -с- в слове изложение; неизменяемые приставки (пред-) в слове предположение и чередующиеся гласные в корне слов).

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.

- Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов растение и росло.).

- Попробуйте объяснить орфограммы в словах растение и росло. ( У нас нет вариантов объяснения.)

- Почему вы не можете объяснить правописание безударных гласных в корне слов растение и росло? (К ним нельзя подобрать проверочные слова, т. к. согласные в корне чередуются)

- В чем заключается затруднение? (Отсутствие знаний о правописаниях безударных гласных в корнях с чередующимися гласными -раст-, -рос-)

ІIІ. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

1)Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2. Организация соотнесения сввоих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3. На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых не достаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Как называются эти слова? (Однокоренными).

-Какова же проблема? (Чередование А и О в корнях -раст-, -рос- , чередование согласных в данных безударных корнях).

ІV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования А и О в корнях -раст-, -рос-)

- Как сформулируем тему нашего урока? (Чередование гласных А и О в корнях -раст-, -рос-)

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника с условным обозначением «звёздочка»).

V. Реализация построения проекта.

1)Организации реализации построенного проекта в соответствии с планом

2) Организация фиксации нового способа действия в речи

3) Организация фиксации нового способа в знаках ( с помощью эталона)

4) Организация фиксации преодоления затруднения

5) Организация уточнения общего характера нового знания ( возможность применения нового способа действий для решения тех заданий данного типа)

- Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Растущий Вырос

Выращенный Проросли

Растительность Водоросли

Произрастать Заросли

- Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели? (В левом столбике в корне пишется А, в правом -О).

-Еще какие наблюдения вы провели? (В левом столбике перед согласными СТ и Щ пишем А, в правом - перед С пишем О )

- Отчего же зависит написание А,О в корне? Можно сделать вывод? ( От согласных).

- Какая буква пишется перед согласными СТ? (а).

-Перед С? (о)

-Посмотрите, пожалуйста, на доску.

-Ростов, росла, росток, растёт, отрасль, заросли, ростовщик, Ростислав.

-Как вы думаете, все ли слова соответствуют орфограмме?

-Слова: Ростов, росток, отрасль, ростовщик, Ростислав не соответствуют орфограмме.

-А почему?

Возможно, это слова-исключения.

- Молодцы! Вы очень наблюдательны.

- А все ли слова вам понятны?

-Значение слова «ростовщик» не понятно.

В Толковом словаре С.И.Ожегова можно найти его значение.

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

На доске: -раст -, -ращ-, -рос-.

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? (Да. В слове растение написана буква А, потому что стоит перед СТ, в слове росло написано О - перед С).

-Как преодолеть затруднение в выборе гласной в данных корнях? (Обратиться к эталону).

-Прочитайте на доске примеры: Вишенка р..сла, подр..стала и, наконец, выр..сла.

Что вы сделаете, чтобы вставить пропущенные буквы? (Воспользуемся эталоном).

(В словах росла и выросла нужно вставить букву О, потому что перед С, в слове подрастала написана А - перед СТ),

- Какой вывод можно сделать? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить выбор гласной А или О в корнях -раст-, рос-, ращ-.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

(1) Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально,

- в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

-Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 453 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу. Начнем с 1-го варианта. Первые два слова сделаем все вместе для образца

1вариант. Росла (в корне О перед С).

2 вариант. Растёт (в корне А перед СТ).

- Продолжаем самостоятельно.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1).Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2).Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесения работы с подробным образцом).

3. Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов - организация пошаговой проверки)

4. По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексия деятельности по применению нового способа действия ( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех: вставить пропущенные слова с корнем -раст- ,-рос- и обозначить условия выбора букв А и О в народных потешках и поговорках из упр. № 455.

- Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон: -раСТ-,роС-.

- Какие ассоциации у вас возникают с корнями -раст- и -рос-?

Они связаны с ростом растений.

-Давайте и мы попробуем составить инструкцию по выращиванию гороха по иллюстрациям из упражнения 454. Текст записать. (Использовать структуры БЛАЙНД СИНКВЕН СИН - слепые совпадения).

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок

VІIІ. Включение в систему знаний и повторение.

1)Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить выбор гласной А или О в корнях -раСТ-, -роС-).

- К какой группе можно применить прием проверки гласных А и О в корнях -раСТ-, -роС-? ( К чередующимся).

- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Да).

- Тогда поработаем над заданием, которое проверит изученные нами орфограммы. Обратимся к упражнению 456. Выписать слова с пропущенными орфограммами, обозначая их схематически.

-Проведите взаимопроверку .

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

  1. Организация фиксации нового содержания,изученногон а уроке

  2. Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

  3. Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

  4. Организация фиксации неразрешённых трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

  5. Организация обсуждения и записи домашнего задания

- Чему был посвящен урок? (Правописанию чередующихся гласных в корнях -раст-,-ращ-,-рос-).

- В чем суть правописания данных корней? (В корне -раст-,-ращ-, -рос-,перед СТ,Щ пишется буква А, а перед С - О).

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова, не забываем про слова-исключения ).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?- Научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!- Научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! ! -Научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос- запомнил слова-исключения и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 452 из параграфа 85.

2 Кто научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 451.

3. Кто научился проверять гласную в корне -раст-, -ращ-,-рос-, и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!


  1. По толковому словарю Ожегова узнайте, что означают слова: ростовщик и отрасль. Найдите в них корень.

  2. Подберите 5-6 примеров по изученной орфограмме из учебника «Литература»

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо,

5


© 2010-2022