Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме Правописание н-нн в причастиях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок изучения нового материала.

7 класс.

Учебный комплекс для 5-9 классов. (Авторы Бабайцева В.В. и др.)

Русский язык Практика

Под редакцией С. Н. Пименовой

Дрофа Москва 2007

Тема: «Правописание нн в причастиях»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

познавательная: расширение и углубление знаний по разграничению страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, об условиях написания Н и НН в причастиях;

воспитательная: повышение интереса к языку через выразительные возможности причастий, через эстетическую функцию слова;

развивающая: умение осуществлять основные мыслительные операции при выполнении логических операций распознания отглагольных имён прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени в тексте; использование причастия в устной и письменной речи.

Методы: беседа (эвристическая), проблемное изложение, решение познавательных задач.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, рефлексивные карточки для оценки знаний, лист самооценки.

Этапы работы

Содержание урока и методы, применяемые учителем

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу;

-напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

-Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Сядем за парты правильно, спину держим прямо. Учебные принадлежности помогут нам в работе, они в порядке разместились в верхнем углу стола.

Расположите тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались. Запишем дату, отступив от предыдущей работы 2 линии. Очень хочется, чтобы записи в тетрадях были аккуратные. Надеюсь, вы будете стараться.

- Мы готовы продолжить работу? Хорошо.



Учащиеся записывают в тетрадь.

2










Мобилизующий этап

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: Определять,когда в слове пишется Н и НН

Цель, которую хочет достичь учитель: Создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить учеников к продуктивной работе на уроке.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.







Осень - красивое время года. И сегодня я приглашаю вас погулять по осеннему парку. (Музыка. П.И.Чайковский «Времена года» осень.)

Для того чтобы прогулка была увлекательной и прошла с пользой, мы должны …


Вбегает «Страдательное причастие»:

-Я Страдательное причастие прошедшего времени. Самое дорогое, что у меня есть,- это две Н в суффиксе, но стоит мне появиться в тексте без приставки или без зависимого слова, как я сразу теряю одну букву Н. Разве это справедливо? И у меня нет будущего. А еще нерадивые ученики пытаются обидеть меня и забывают писать с двумя буквами Н.

- Уважаемое страдательное причастие, позвольте успокоить Вас. Как раз сегодня мы будем знакомиться с этой орфограммой, приглашаем Вас, присоединиться к нам. Думаю, что в конце нашего урока Вам не за что будет обижаться на нас.

- Хорошо, я согласна.






3




А)














Б)













4.





























5.









6.








Объяснение нового материала

Основной метод- эвристическая беседа





Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения о причастии и прилагательного, для открытия новых знаний.

Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений о причастии, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Методы: частично -поисковый











Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.













ЗАКРЕПЛЕНИЕ изученного МАТЕРИАЛА

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: ЗАКРЕПИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ, НАБЛЮДАЯ И ВЫПОЛНЯЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Цель, которую хочет достичь учитель: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ различать причастия и отглагольные прилагательные , формировать умения правописания н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог. Наблюдение. Словесные и частично-поисковые




























Домашнее задание

Цель: закрепить умение Составлять связный текст с использованием страдательных причастий на тему «Осенних листьев карусель»







Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Оценки





ИТАК, ребята, что же мы должны с вами узнать сегодня на уроке?

2. Формулирование темы, цели урока

Значит тема урока: Правописание нн в причастиях

По опорным фразам сформулируйте цель урока.

Опорные фразы:

  1. Закрепить умение правописания … в суффиксах страдательных причастий

  2. Уметь различать отглагольные прилагательные и ….

  3. Учиться составлять … с страдательными …

Тема нашего урока вплотную примыкает к теме «Правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Напомнит нам это правило ученик с помощью кластера.

А мы с классом проведем теоретическую игру «Верите ли вы?

Я читаю утверждения, если вы согласны - ставите «+», если нет - «-» в таблицах

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10



Утверждения:

1.Причастие -это служебная часть речи.

2.Причастие обозначает признак предмета по действию.

3.Причастие образуется от глагола.

4.Причастие- неизменяемая часть речи.

5.Причастие бывает действительным и страдательным.

6.Причастие в предложении является обстоятельством.

7.Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

8.Не с причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимое слово.

9.В кратких страдательных причастиях пишутся 2 буквы н.

10.Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы -ущ(-ющ) -ащ (-ящ).

Взаимопроверка (по ключу на доске)

Оценивание работы по критериям:

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки -«4»

3-4 ошибки -«3»

Больше 5 ошибок- «2»

-Назвать номера вопросов, где допустили ошибки. О чем это говорит?

-Кто написал на «5», «4», «3» …?

-Занесите свои результаты в лист самооценки.

-Почему утверждение в 10 вопросе является ошибочным? С помощью, каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени? Приведите пример. -нн-, -т-, -енн-.

- Рассказ по кластеру.

- Я думаю, что каждый из вас без труда вспомнил это правило. Но так ведут себя прилагательные, образованные от имен существительных, а в русском языке есть прилагательные, которые образуются не от существительных, а от глаголов. Они называются отглагольными и очень похожи на страдательные причастия. И сегодня мы будем учиться их различать, потому что в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных пишется разное количество Н.

-Одна группа работает с учебниками п.139

Работа в парах (работают с таблицей, наблюдают, анализируют и делают самостоятельно вывод.)

ТАБЛИЦА

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -Н-

ПРИЧАСТИЕ -НН-

От глагола несовершенного вида

От глагола совершенного вида

Несов.в.

Студить ----- студЕНая (вода)

Сов.в.

Бросить ------- брошЕННый

Нет приставки (кроме не)

Есть приставка

ГружЁНый ----------------------------------------------------------- ЗАгружЕННый

Нет зависимого слова

Есть зависимое слово

КрашЕНый дом --------------------------------------- крашЕННый охрой дом

Нет суффиксов -ОВА-,-ЕВА-,-ИРОВА-

Есть суффиксы -ОВА-,-ЕВА-, -ИРОВА-

-Подсчитаем, сколько условий нужно учесть, чтобы различить причастие и отглагольное прилагательное и правильно написать количество Н в суффиксе.

ВЫВОД:

Работа в парах (работают с таблицей, наблюдают, анализируют и делают самостоятельно вывод.)

ТАБЛИЦА

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Н и НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Отглагольное прилагательное

УСЛОВИЯ

Причастие

НЕТ

приставка

ЕСТЬ

Зависимое слово

-ОВА- - ЕВА-

Несовершенный вид ВИД ГЛАГОЛА Совершенный вид

Работа с учебником.

Упр.186, 1 ученик у доски

Упр. 187 (устно)

А теперь в парк!

Нам предстоит собрать букет из осенних листьев. Представьте себе, что на листьях слова с орфограммой -н- и -нн- в причастиях. Сделайте правильный выбор.

Усыпа(н/нн)ая листьями дорожка, некраше(н/нн)ая скамейка, асфальтирова(н/нн)ое шоссе, работа выполне(н/нн)а, суше(н/нн)ые на зиму грибы, собра(н/нн)ый букет, дорожки парка подмете(н/нн)ы, рассказа(н/нн)ая история, плете(н/нн)ая корзинка.

Самопроверка.

- Всегда на прогулке нужны те, кто обладает хорошей зоркостью и смекалкой.

- Теперь, друзья, вам необходимо пройти лабиринт и помочь всему классу выбраться.

Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.

Индивидуальная работа.

Где -Н-?

Где -НН-?

Не- слитно?

Не- раздельно?

1.Собра(н/нн)ый урожай

1.Лома(н/нн)ые прутья

1.(не)улетающие синицы

1.(Не)доумевающий взгляд

2.Коше(н/нн)ый по росе

2.Книга прочита(н/нн)а

2.(Не)улетающие осенью птицы

2.(Не)кошеная садовником трава

3.Моче(н/нн)ое яблоко

3.Просея(н/нн)ая мука

3.Деревья (не)посажены

3.(Не)кипяченая вода

4.Поляна освеще(н/нн)ая

4.Вяза(н/нн)ая кофта

4.Никем (не)замеченные следы

4.(Не)навидящий ложь

И пока несколько человек проходят лабиринт, остальные продемонстрируют свою зоркость.

Орфографическая зоркость. (Найди ошибку)

Задание не выполнено, желанный гость, освещонное помещение, некрашеный пол, сорванные цветы, не выполненное учеником задание, решенная задача, плетеная из лозы корзина, тетради не собраны.

Самопроверка.

ФИЗМИНУТКА Работают с текстом по вариантам.

-Работа с текстом по вариантам:

- первый вариант выписывает имя прилагательное ;

- второй- причастие, обозначая графически изучаемую орфограмму.

Мы вошли в парк, освеще(н,нн)ый лучами осе(н,нн)его солнца. Расчище(н,нн)ая песча(н,нн) ая дорожка вела к реке. Мы часто останавливались, пораже(н,нн)ые торжестве(н,нн)ой и яркой красотой леса. На пожелтевшей, никем не потревоже(н,нн)ой траве разноцветным ковром лежали опавшие листья. Березы покрылись золоче(н,нн)ой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багря(н,нн)ую листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. Они печально шуршат под ногами. Дорога кажется пусты(н,нн)ой и заброше(н,нн)ой.

Проверка по контрольному листу.

«Задание на ….»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ.

Задание на «5»

-Используя данный лексический материал, составить текст и озаглавить его. (Позолоченная листва, дремлют деревья, уснувший надолго, кругом лежит позолоченная листва, покрытые золотом, прижались к земле кусты, молчит лес, запорошенные инеем.)

-Сделать морфологический разбор слов покрытые, позолоченная.

(Молчит уснувший надолго лес. Дремлют покрытые золотом деревья. Прижались к земле кусты, запорошенные инеем. Кругом лежит позолоченная листва)

Задание на «4»

Конструирование предложений.

Образовать причастные обороты, расставить знаки препинания.

  1. Мы вошли в лес (осветить)лучами осеннего солнца

  2. Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.

  3. Прекрасны клены(одеть) в багряную листву.

  4. (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.

Задание на «3» Диктант «Проверь себя»

Мы вошли в лес освеще(нн/н)ый лучами зимнего со…нца. Ра(з/с)чище(н/нн)ая дорожка вела к морю. Мы часто останавливались пораже(н/нн)ые яркой кр…сотой леса.

На землю тихо л…жились падающ…… сн…жинки. Деревья покрылись инеем сверкающ…м на солнце. Лес наполне(н/нн)ый т…шиной был сказочно красив.

- Вот мы добрались до сказочного места. Здесь можно отдохнуть, а заодно и проверить, кто же из вас самый мудрый, ловкий.

Игра. «Листопад» (определить, одно или два Н в слове, на слайде под листочками деревьев «спряталось» словосочетание «Осенних листьев карусель», которое открывается по одной букве по мере решения орфографической задачи. )

- Кто больше всех набрал баллов за этот вид работы.

-Запишем домашнее задание.

1. Подготовиться к конкурсу осенних миниатюр: написать сочинение-миниатюру «Осенних листьев карусель», при составлении текста использовать изученную орфограмму и пунктограмму. По желанию работу проиллюстрировать (нарисовать иллюстрацию, найти готовые картинки, сделать аппликацию и т.д.)

2.Составить вопросы к теоретической игре «Верите ли вы?» или кластер -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

3. п.139.

- Подходит к концу наша замечательная прогулка. Закончить ее хочется такими словами:

Я благодарен прекрасной русской природе за радость подаренную мне.

-Записать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, графически объяснить пунктограмму и изучаемую орфограмму.

-Что же вы сегодня узнали на уроке?

Работа со «Слепой схемой»

НН пишется

  1. Прочитанная (есть приставка)

  2. Решённый (… )

  3. … (есть зависимое слово)

  4. Маринованный (на ованный, ёванный)

Оценка знаний с помощью рефлексивных карточек. (выступает каждый ученик)

Оценка знаний

Оценка за урок

1.Хорошо знаю тему и могу помочь другим

2.Нуждаюсь в помощи, так как многого не понимаю

3.Мне нужно самому разобраться в теме, я недостаточно работал на ней.






Формулируют тему, цели урока.



У доски ученик чертит кластер.



Учащиеся класса принимают участие в теоретической игре «Верите ли вы?









Проводят взаимопроверку (по ключу на доске).



Заносят свои результаты в лист самооценки.

Рассказывают по кластеру.



Одна группа работает с учебниками п.139

Работают с таблицей, наблюдают, анализируют и делают самостоятельно вывод

















Один ученик работает у доски.





Учащиеся проводят самопроверку.













Учащиеся проводят самопроверку.







Проверяют по контрольному листу.



Составляют текст и озаглавливают его.

Проводят морфологический разбор слов.



Конструируют предложения



Проводят диктант «Проверь себя»













Записывают предложение, расставляют знаки препинания, производят синтаксический разбор, графически объясняют пунктограмму и изучаемую орфограмму.

Работают со «Слепой схемой»

Комплекс контрольно-измерительных материалов к уроку.

  1. Теоретическая игра «Верите ли вы?

Я читаю утверждения, если вы согласны -ставите «+», если нет - «- «в таблицах

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10



Утверждения:

1.Причастие -это служебная часть речи.

2.Причастие обозначает признак предмета по действию.

3.Причастие образуется от глагола.

4.Причастие- неизменяемая часть речи.

5.Причастие бывает действительным и страдательным.

6.Причастие в предложении является обстоятельством.

7.Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.

8.Не с причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимое слово.

9.В кратких страдательных причастиях пишутся 2 буквы н.

10.Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы -ущ(-ющ) -ащ (-ящ).Взаимопроверка (по ключу на доске)

Оценивание работы по критериям:

0 ошибок - «5»

1-2 ошибки -«4»

3-4 ошибки -«3»

Больше 5 ошибок- «2»

Работа с учебниками п.139

Работа в парах (работают с таблицей, наблюдают, анализируют и делают самостоятельно вывод.)

ТАБЛИЦА

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -Н-

ПРИЧАСТИЕ -НН-

От глагола несовершенного вида

От глагола совершенного вида

Несов.в.

Студить ----- студЕНая (вода)

Сов.в.

Бросить ------- брошЕННый

Нет приставки (кроме не)

Есть приставка

ГружЁНый ----------------------------------------------------------- ЗАгружЕННый

Нет зависимого слова

Есть зависимое слово

КрашЕНый дом --------------------------------------- крашЕННый охрой дом

Нет суффиксов -ОВА-,-ЕВА-,-ИРОВА-

Есть суффиксы -ОВА-,-ЕВА-, -ИРОВА-

Работа в парах (работают с таблицей, наблюдают, анализируют и делают самостоятельно вывод.)

ТАБЛИЦА

УСЛОВИЯ ВЫБОРА Н и НН В СУФФИКСАХ ПРИЧАСТИЙ И ОТГЛАГОЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Отглагольное прилагательное

УСЛОВИЯ

Причастие

НЕТ

приставка

ЕСТЬ

Зависимое слово

-ОВА- - ЕВА-

Несовершенный вид ВИД ГЛАГОЛА Совершенный вид

Работа с учебником. Упр.186, Упр. 187

Сделайте правильный выбор.

Усыпа(н/нн)ая листьями дорожка, некраше(н/нн)ая скамейка, асфальтирова(н/нн)ое шоссе, работа выполне(н/нн)а, суше(н/нн)ые на зиму грибы, собра(н/нн)ый букет, дорожки парка подмете(н/нн)ы, рассказа(н/нн)ая история, плете(н/нн)ая корзинка.

Индивидуальная работа.

Где -Н-?

Где -НН-?

Не- слитно?

Не- раздельно?

1.Собра(н/нн)ый урожай

1.Лома(н/нн)ые прутья

1.(не)улетающие синицы

1.(Не)доумевающий взгляд

2.Коше(н/нн)ый по росе

2.Книга прочита(н/нн)а

2.(Не)улетающие осенью птицы

2.(Не)кошеная садовником трава

3.Моче(н/нн)ое яблоко

3.Просея(н/нн)ая мука

3.Деревья (не)посажены

3.(Не)кипяченая вода

4.Поляна освеще(н/нн)ая

4.Вяза(н/нн)ая кофта

4.Никем (не)замеченные следы

4.(Не)навидящий ложь

И пока несколько человек проходят лабиринт, остальные продемонстрируют свою зоркость.

СЛАЙД 9

Орфографическая зоркость. (Найди ошибку)

Задание не выполнено, желанный гость, освещонное помещение, некрашеный пол, сорванные цветы, не выполненное учеником задание, решенная задача, плетеная из лозы корзина, тетради не собраны.

Самопроверка. Учащиеся проводят самопроверку.

СЛАЙД 10

Работа с текстом по вариантам:

- первый вариант выписывает имя прилагательное ;

- второй- причастие, обозначая графически изучаемую орфограмму.

Мы вошли в парк, освеще(н,нн)ый лучами осе(н,нн)его солнца. Расчище(н,нн)ая песча(н,нн) ая дорожка вела к реке. Мы часто останавливались, пораже(н,нн)ые торжестве(н,нн)ой и яркой красотой леса. На пожелтевшей, никем не потревоже(н,нн)ой траве разноцветным ковром лежали опавшие листья. Березы покрылись золоче(н,нн)ой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багря(н,нн)ую листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. Они печально шуршат под ногами. Дорога кажется пусты(н,нн)ой и заброше(н,нн)ой.

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ.

Задание на «5»

-Используя данный лексический материал, составить текст и озаглавить его. (Позолоченная листва, дремлют деревья, уснувший надолго, кругом лежит позолоченная листва, покрытые золотом, прижались к земле кусты, молчит лес, запорошенные инеем.)

-Сделать морфологический разбор слов покрытые, позолоченная.

(Молчит уснувший надолго лес. Дремлют покрытые золотом деревья. Прижались к земле кусты, запорошенные инеем. Кругом лежит позолоченная листва)

Задание на «4»Конструирование предложений.

Образовать причастные обороты, расставить знаки препинания.

  1. Мы вошли в лес (осветить)лучами осеннего солнца

  2. Березы покрыты золотой листвой (сверкать) на солнце.

  3. Прекрасны клены(одеть) в багряную листву.

  4. (Шуршать) под ногами листья печально лежат на дорожках.

Задание на «3» Диктант «Проверь себя»

Мы вошли в лес освеще(нн/н)ый лучами зимнего со…нца. Ра(з/с)чище(н/нн)ая дорожка вела к морю. Мы часто останавливались пораже(н/нн)ые яркой кр…сотой леса.

На землю тихо л…жились падающ…… сн…жинки. Деревья покрылись инеем сверкающ…м на солнце. Лес наполне(н/нн)ый т…шиной был сказочно красив.

Игра. «Листопад» (определить, одно или два Н в слове, на слайде под листочками деревьев «спряталось» словосочетание «Осенних листьев карусель», которое открывается по одной букве по мере решения орфографической задачи. )

Я благодарен прекрасной русской природе за радость подаренную мне.

-Записать предложение, расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор, графически объяснить пунктограмму и изучаемую орфограмму.

Работа со «Слепой схемой»

НН пишется

  1. Прочитанная (есть приставка)

  2. Решённый (… )

  3. … (есть зависимое слово)

  4. Маринованный (на ованный, ёванный)

Домашнее задание.

.

Я благодарен прекрасной русской природе за радость подаренную мне.1. Подготовиться к конкурсу осенних миниатюр: написать сочинение-миниатюру «Осенних листьев карусель», при составлении текста использовать изученную орфограмму и пунктограмму. По желанию работу проиллюстрировать (нарисовать иллюстрацию, найти готовые картинки, сделать аппликацию и т.д.)

2.Составить вопросы к теоретической игре «Верите ли вы?» или кластер -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

3. п.139.



© 2010-2022