• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект выступления на семинаре Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся

Конспект выступления на семинаре Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательнаяшкола №1

им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова» г. Тихвин







Использование межпредметных связей

на уроках русского языка и литературы

как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся





Подготовила В.Г. Браженкова,

учитель русского языка и литературы

2013 г.

Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи".

И.Г. Песталоцци на большом дидактическом материале раскрыл многообразие взаимосвязей учебных предметов. Он исходил из требования:

"Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". Песталоцци отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого.

В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Ее актуальность продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества. Во-первых, традиционная "монологическая" система в образовании почти полностью утратила свою практическую эффективность. Во-вторых, в современной школе учебные дисциплины носят "конкурирующий" характер. Каждая противостоит всем остальным, как бы претендуя на большую значимость по сравнению с другими. В-третьих, каждая из школьных дисциплин сама по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности.

Учителя сталкиваются со следующими проблемами:

-школьники овладевают обрывочными сведениями. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не все связано и зависимо и многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе;

-учащиеся не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках знания по другим предметам;

учителя также затрудняются в правильном, грамотном применении знаний из других предметов по ряду причин: знания из смежных дисциплин забыты или неизвестны в силу своей новизны; нет новой информации о достижениях в пограничных науках; нет методических умений;

-вместе с усвоением готового дифференцированного знания обучающиеся усваивают и репродуктивный характер мышления, что нежелательно, рассматривая современные требования, предъявляемые к ученику;

-дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;

работающие в одном классе педагоги не имеют общей образовательной политики, не действуют как единый коллектив, конкурируя и пытаясь переключить внимание и интерес учащихся именно к своему предмету.

В настоящее время практически все развитые страны мира, в том числе и наша страна, осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Поэтому, прежде всего, важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом постоянных целей образования и интересов развития личности. Одним из таких технологий является интегрированные уроки, причем не только в старших классах, но и в начальных классах тоже. Современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности. Интеграция предметов позволяет преодолеть диспропорцию, разрозненность знаний, научить учащихся оперировать ими на основе представления о мире, современном обществе.

Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного рычага активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследования психологов показывают, что межпредметные связи на первоначальных этапах их включения в познавательную деятельность ученика играют роль ситуационного или пускового, побуждающего стимуле. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей.

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний.

В конце 20 столетия получила распространение концепция "Школы диалога культур" В.С.Библера. В центре культурологического образования, "на грани культур", стоит "человек культуры" - интегральная индивидуальность, "сопрягающая в своем мышлении и деятельности несводимые друг к другу культуры, формы деятельности, смысловые спектры." Для педагогики в целом, рассматриваюшей одной из своих главных задач "укрепление связи школы с жизнью", ориентация на культуру - это новый тип российского педагогического сознания, активно развивающийся в последнее время. (В.С.Библер, В.П.Зинченко, Е.В.Бондаревская и др.). Отношение образования и культуры стало основопологающим, генерирующим новые педагогические ценности: духовность, умение вести диалог, сосуществовать с другими членами общества, определяющим культуру как общую модель организации образования. Современное образование все более приобретает культуросообразный характер. Культуросообразность интеграции позволяет поднять гуманитарное образование на качественно новый уровень организации. Она обеспечит необходимые дидактические условия для погружения ученика в культуру, для того, чтобы отдельная личность переживала мировую культуру и культуру своего народа как свою собственную судьбу. Внутрипредметная интеграция может быть дополнена межпредметной интеграцией.

Таким образом, интеграция учебных предметов представляется весьма перспективным средством совершенствования учебного плана. В программах многих дисциплин есть немало "перекрёстков"- совпадающих тем. Существуют проблемы: информационная перенасыщенность, разные подходы к изложению материала, неразрывность исторических и литературных процессов. В школьной практике настоящего времени существует также проблема перегрузки учащихся, нехватки времени на всеобъемлющий образовательный процесс. Всё это "заявка" на интеграцию, хотя бы по отдельным темам. Межпредметные связи содействуют формированию у учащихся цельного представления о событиях прошлого помогают им использовать свои знания при изучении различных предметов, становятся средством овладения учащимися культурного опыта.

Глобальное противоречие современного образования заключается в том, что школа призвана подготовить ребёнка к жизни в условиях неопределённости и высоких темпов развития, то есть к жизни в мире, о котором пока ещё нет чёткого представления. Во всех сферах деятельности всё большее значение приобретают такие качества личности как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факты, самостоятельность и оперативность в принятии решений, готовность к демократическому общению, социально-активному действию, включая защиту своих прав способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие определяющие конкурентоспособность личности. То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а формирование основных типов ключевых компетенций, которые он бы мог применять в различных ситуациях. В настоящий момент ученику надлежит освоить большой объем учебной информации, которую ученик со средними способностями может только запомнить, а не осмыслить.

Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.

Что же такое интегративный подход? Это целостная система обучения, которая в итоге функционирования дает системные знания и умения. Целостность большинством ученых понимается как результат интеграции отдельных частей. Компоненты интегративной системы должны быть взаимосвязаны, а процесс - управляем. Кроме того, она предполагает целостность. Взаимодействие объектов обуславливается наличием новых интегративных качеств. Главный принцип интеграции - синхронизация и интеграция предметной информации, получаемой учащимися на разных уроках, что значительно снижает учебную нагрузку на школьника.

В условиях современного общества, когда заработали национальные приоритетные направления, сформировать всесторонне развитую личность, духовно богатую, нравственную, способную адаптироваться в современном мире. Для этого важно соединить в восприятии обучающихся по отдельным предметам в целостную картину мира, дать молодому поколению интегрированные уроки, в частности литературы и биологии. Именно они, на наш взгляд, дают возможность учащимся анализировать экологические и нравственные проблемы, находить пути их решения.

Проведение таких уроков позволяет:
- используя интеграцию биологии и литературы, помочь осознать глубину экологических проблем;
- показать, как писатели, используя своё художественное мастерство, предостерегают человека от неразумного, хищнического отношения к природе;
- научить учащихся ценить художественное произведение, видеть в нём средство возрождения в человеке доброго и уважительного отношения к природе.
Среди основ человеческого бытия одно из первых мест принадлежит природе. Она не только душевно укрепляет человека, вливая в него новые живительные силы, но и воспитывает. Начиная с древнерусской литературы и до современной «деревенской прозы», наши писатели связывали жизнь и судьбу русского человека с жизнью и судьбой русской природы. И сегодня они бьют тревогу, видя, как разрушается эта связь, потому что в отношениях с природой мы переступили нравственный рубеж. Очень важно сейчас научить человека жить в созвучии с окружающим миром. И художественной литературе в этом отводится первостепенная роль. Воспитывать любовь и ответственное отношение к природе, формировать у учащихся умение понимать и ценить её красоту и богатство призваны уроки литературы. А интегрированные уроки являются удачной, оптимальной формой обучения, позволяющей объединить усилия педагогов гуманитарного и естественнонаучного циклов в осуществлении экологического воспитания детей. Уроки о проблемах взаимоотношений человека и природы, подготовленные и проведённые с участием учителей литературы и биологии, позволяют показать учащимся многомерность и гармоничность окружающего мира, выявить неразрывную связь человека и всего живого на земле.

Цикл уроков по теме «Человек и природа» для учащихся 5-8 классов.


Класс


Тема урока


Урок литературы


Урок биологии


5 класс


«Есть в осени первоначальной…»


Стихи русских поэтов XIX века о родной природе.


Осенние явления в живой и неживой природе


6 класс


Внеклассное мероприятие «Лесная гостиная»


Изображение деревьев в произведениях русских писателей.


Особенности строения деревьев и их практическое применение.


7 класс


Человек и зверь.


Мир людей и животных в рассказе Л.Андреева «Кусака».


Класс Млекопитающие. Отряд Хищные.


«Мы в «Мы в ответе за тех, кого приручили».


Нравственные проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади».


Класс Млекопитающие. Отряд Непарнокопытные.


8 класс


«Почему я такой?»


Образ Образ Аси в повести И.С.Тургенева. Психологизм писателя.


Виды темперамента человека



Урок по рассказу Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади». Выбор этого произведения не случаен. Ведь творчество Ф. Абрамова проникнуто не только уважением к человеку-труженику, но и любовью ко всему живому. Этот рассказ привлекает психологической точностью, сочным, образным языком, глубиной раскрытия экологических и нравственных проблем, а с точки зрения биологии он интересен тем, что в художественной форме даёт возможность понять значение животных для человека, обобщить знания по классу Млекопитающие.
Урок был назван «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Эпиграф к уроку: Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо.
М. М. Пришвин
Цель урока: показать на примере рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади», что все живые существа - и люди, и животные - звенья одной цепи и отношение человека ко всему живому - характеристика его нравственных качеств.
Задачи урока: - познакомить с творческой манерой писателя, вызвать интерес к его произведениям;
- развивать навыки анализа текста;
- познакомить с историей приручения человеком лошади;
- показать роль лошадей в жизни человека;
- воспитывать в детях экологическую культуру, ответственное отношение к «братьям нашим меньшим»;
- обучать работе с информационными источниками.
Урок начался со вступительного слова учителя биологии:
- В последнее время слово «экология» звучит всё чаще, всё тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысле этого понятия, то сегодня ужасаемся фактам уничтожения природы. За последние 4 столетия исчезло 60 видов птиц, 40 видов млекопитающих. А сколько исчезло насекомых! Яркая, красивая бабочка, пойманная, раздавленная человеком, - это колёсико одного огромного механизма. И без него этот механизм будет давать сбой. Где, как ни у природы, мы черпаем силы. А общаясь с живыми существами, становимся добрее и чище.
Далее продолжил учитель литературы:
- Поднимая на уроках литературы нравственные проблемы о правде и лжи, любви и ненависти, стяжательстве и бескорыстии, мы не можем обойти вниманием отношение человека к земле, родной природе, «братьям нашим меньшим». О животных написано много.
- Вспомните, кто из русских писателей изображал в своих произведениях животных?
Это не случайно. Ведь отношение к животным - мерило нашей порядочности, доброты, человечности.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. В это «зеркало» надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других. И как хорошо , если поможет тебе в этом добрый и мудрый наставник, такой как Ф.А. Абрамов.

Сообщение ученика о жизни и творчестве Ф.А. Абрамова.
Создание проблемной ситуации.
- Почему человек в минуты душевных волнений, жизненных испытаний обращается к природе, а в частности, к «братьям нашим меньшим»?
Ответить на этот вопрос поможет нам рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».
Обращение к теме урока.
- А кого приручил человек?
Собщения учащихся об истории лошади, её происхождении и приручении с использованием слайдовой презентации.

В процессе выступления детей учитель биологии задаёт вопросы:
1. К какому классу относят этих животных?
2. Почему их относят к копытным? Перечислите признаки этой группы
3. Назовите признаки непарнокопытных.
Беседа по содержанию рассказа, комментированное чтение.
Мы познакомились с историей происхождения, приручения лошадей. А главное, мы узнали, что в жизни человека лошадь играла важную роль. Особенно в крестьянской жизни. Именно об этом и пишет Ф.А. Абрамов.
Комментированное чтение текста (стр.170 - 171)
- Почему теперь изменилось отношение к лошадям?
- Какие чувства вызывают лошади у автора?
- Какими средствами автору удаётся вызвать сочувствие и сопереживание у читателей?
- За что герой испытывает чувство вины перед лошадьми?
Найдите описание Рыжухи.
- Какую роль в повествовании играет описание лошади?
- Как оно характеризует героя?
- В чём рассказчик обманул Рыжуху? Почему на него навалилась «лошадиная тоска»?
- Прочтите последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…»
- Как вы думаете, ребята, способен ли герой рассказа на жестокость? Какой он человек?
Работа над языком рассказа..

Просмотр фрагмента из к/ф «Служили два товарища».. Выразительное чтение стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
- Что объединяет эти произведения?
- Как вы понимаете слова «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?. Творческие работы учащихся:
«Лошади в годы Великой Отечественной войны», «Конный спорт», «Лошади и дети - инвалиды», «Лошадь в изобразительном искусстве».

Вывод по уроку учителя биологии.

«И если тебе когда-нибудь случится протянуть лошади кусочек сахара или корку посоленного хлеба, посмотри в её удивительно умные и добрые, глубокие и прекрасные глаза. А когда ты почувствуешь прикосновение к своей ладони её мягких, осторожных, ласковых губ, увидишь, как она благодарно кивнёт тебе головой, сердце твоё обязательно забьётся учащённо. Может быть, мысленно ты будешь подыскивать самые прекрасные слова для этого животного. Подыскивай, найди, если хочешь, произнеси их вслух, скажи их лошади. Но можешь и не говорить. А только знай: какой бы ни была лошадь внешне - это всё равно и гордое, и пылкое, и умное, и прекрасное, и преданное, работящее, смелое и сильное животное. Это просто лошадь!» Эти слова принадлежат известному натуралисту Юрию Дмитриеву. От научного представления о животном он подошёл к гуманному отношению. Только глубоко нравственные люди могут понять живую душу природы.

Вывод учителя литературы
Да, животные дают нам многое, но главное - учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.
Вера в разум человека должна победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо. И поэтому: воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке. Боль «меньшего брата» прими как свою. Все в природе подчинено извечному закону добра. Уважай его! Тогда и он уважит тебя.

Литература
1. Золотарёва И.В., Аникина С.М.Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «Вако», 2004.

2. Коровина. М.: Просвещение, 2006.
3.Экология родного края /Под ред. Т.Я. Ашихминой. - Киров.: Вятка, 1996.

4. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика. 1998. № 2.

5. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981.

6. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. - М.: Педагогика, 1977.

7. Зинченко В.П. Образование, культура, сознание / В.П. Зинченко // Философия образования для XXI века : сб. статей. - М. : Изд. фирма «Логос», 1992. - С. 87 - 103.

8. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования / Педагогика. 1997, №5

7

© 2010-2022