Статья Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка и литературы


Тема: Личностно-ориентированный подход в обучении на уроках русского языка

и литературы.

Задачи:

  • Изучить принципы личностно-ориентированного подхода в обучении.

  • Направить свои усилия на создание теоретических и методических основ личностно-ориентированного образования с использованием эффективных методов и приемов.

  • Создать условия для реализации личностно-ориентированного подхода.



Сущность личностно-ориентированного образования

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Строение личностно-ориентированного подхода можно представить следующим образом:

Основные понятия Принципы Методы

Индивидуальность Самоактуализации Диалога

Личность Индивидуальности Игровые

Самоактуализированная личность Субьективности Рефлексивные

Самовыражение выбора Педагогической

Субъект Творчества и успеха поддержки

Субъектность Доверия и поддержки Диагностические

Я -концепция Создания ситуации

Выбор выбора и успеха

Педагог

Педагогическая поддержка

Средства для достижения цели:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

  • стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

  • использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

  • поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Практическое использование личностно-ориентированного подхода.

Личностно - ориентированный подход к обучению является средством для формирования основ учебной самостоятельности обучающихся среднего звена. На уроках можно использовать такие формы, как:

  • индивидуальная работа;

  • групповая работа;

  • фронтальная работа;

  • дифференцированная работа, творческие задания по выбору;

  • самостоятельная работа;

  • обучение сотрудничеству;

  • метод проектов;

  • разноуровневое обучение;

  • создание ситуации успеха.

Развивающий эффект определяется тем, насколько удается переделать образовательную программу в программу деятельности самого ученика, то есть когда она ориентируется не только на возрастные, но и на индивидуальные особенности школьников. На уроках я не просто работаю над созданием доброжелательной творческой атмосферы, а постоянно обращаюсь к субъективному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности. В процессе взаимодействия на уроке происходит не только одностороннее воздействие учителя на ученика, но и обратный процесс. Учитель должен не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое он предлагает, с позиции научного знания. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик; происходит своеобразный обмен знанием, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом - творец этого знания, непосредственный участник.

Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации - это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

На уроках литературы я веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Выбор метода работы на уроке зависит от специфики текста. Но есть позиции, общие для любого урока. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но необходимого опыта, высказывая свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение, так как ни одно из них я не называю ошибочным. Несовершенные способы учебного поведения ребенка противопоставлены совершенным. Все детские версии я обсуждаю не в жесткой оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее адекватные научному содержанию, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой - каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

При актуализации знаний на уроке я использую игру «Ты - мне, я - тебе». Суть этой игры в том, что дети задают друг другу вопросы по содержанию произведения, работая в парах или группах. Вопросы ученики могут брать из учебника или придумывать сами. Приветствуется и то и другое, так как, на мой взгляд, выбирая из имеющихся вопросов, или придумывая их, дети проявляют самостоятельность в рамках своего индивидуального развития и, в любом случае, анализируют содержание материала, продумывая варианты ответа. Кроме того, избежать неверных суждений помогают диалоги по содержанию произведения на предшествующих уроках. Плюс этой игры еще в том, что дети чувствуют себя более раскрепощено, работая друг с другом, чем если такая же работа происходит с участием учителя.

Очень любят дети игру «Чтение по ролям», которая также организуется в группах. Готовясь к игре дома, учащиеся создают группы. Каждый ребенок выбирает себе роль в соответствии с уровнем сложности текста, причем отрывок для чтения по ролям им тоже можно выбирать наиболее понравившийся. Требование к чтецам определено заранее: передать голосом чувства и настроение героев произведения.

Составляя диафильмы по прочитанным произведениям, учащиеся не просто проявляют свои творческие способности, но и учатся делить текст на смысловые части, выбирать главное в них, составлять план текста.

Нравится моим ученикам, и инсценировать произведения. Здесь - полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов детей.

Все же основная задача урока литературы - формирование читательских умений и развитие интереса к чтению. Каждый учащийся моего 5 класса ведет читательский дневник, в который записывают свои впечатления о дополнительно прочитанных произведениях. Систематичность такой работы дает свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, то есть мне, как учителю, есть, на что опереться в развитии их способностей. Так некоторые ученики любят читать сказки, кто читает больше стихи, кто-то - фантастику, научную литературу, и т.д. Моя задача в том, чтобы координировать их стремления в выборе хорошей литературы. Так же на минутках чтения учащиеся рассказывают, о чём прочитали, чтобы заинтересовать одноклассников данной книгой.

Программа русского языка также предусматривает множество возможностей для реализации личностно - ориентированного подхода к обучению школьников 5-6 классов.

Детям предоставлена возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально организованных опытов и наблюдений над речью. Помогают в этом включённые в учебник диалоги между Учителем, Учеником и Ученицей, я использую их для организации парной и групповой мыслительной деятельности. Ребята обсуждают варианты ответов, высказывают различные точки зрения. У детей есть возможность сравнивать результаты своего поиска с ответами Ученика и Ученицы. В случае неправильного ответа сама вступаю в диалог, оказывая помощь и поддержку наводящими вопросом. В условиях такой совместной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, в результате которого приходит понимание того, что от успеха одного зависит успех всей группы.

Существенную помощь в усвоении учебного материала оказывают памятки, данные в конце учебника и схемы в «Тетрадях - помощниках». Они используются по мере необходимости для того, чтобы приучить ребенка оценивать свои возможности и самому решать: нужно ему такое напоминание или нет. Как правило, дети с более высокой самооценкой и развитым мышлением быстрее запоминают порядок действий для решения той или иной орфографической задачи и не прибегают к помощи памятки. Некоторые дети, которые по своей природе неуверенны в своих силах, или же имеют пробелы в знаниях, обращаются к памятке для самопроверки. А другая часть детей, пользуется памятками наиболее часто, так как особенности их памяти, мышления не позволяют добиться желаемого результата так быстро, как другим учащимся и им требуется гораздо больше времени, чтобы освоить правильный способ действия. Обращение к памяткам позволяет избежать ошибок, а значит, способствует повышению самооценки, получению удовлетворения от проделанной работы, заинтересованности учением.

Еще один способ для создания ситуации успеха на уроке русского языка - письмо с «окошками». Детям предоставлен выбор: знаю - пишу, не уверен - показываю выбор букв в «окошке», не знаю - оставляю «окошко» пустым. Так я учу рассуждать учеников. Вместе с тем, постоянное напоминание в виде индексов - обращение к памяткам, подталкивает ребят к размышлению, воспроизведению в памяти нужного правила и самоутверждению - «знаю!». В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников, соответствующий уровню самооценки собственных возможностей.

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку необходимо осуществлять, опираясь на знание индивидуальных предпочтений каждого ученика, нужно предоставить каждому возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

На уроках русского языка я использую дифференцированные задания репродуктивного, продуктивного и творческого уровня. Причем, предоставляю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Это позволяет мне развивать всех учащихся, в том числе и самых слабых. Интеллектуальный потенциал школьников 5-6 классов достаточно велик, и решение заданий повышенной трудности вселяет в ученика уверенность в своих силах, помогает реализовать свои интеллектуальные возможности. Дети чувствуют себя на уроке комфортно. До минимума снижена ситуация «Неуспеха».

В заключение хочется обратить внимание на особенности личностно-ориентированного урока:


  • конструирование дидактического материала разного типа и времени его использования на уроке;

  • продумывание учителем возможностей для самопроявления учеников;

  • проведение наблюдений за школьниками;

  • предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

  • поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;

  • организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

  • стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);

  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого школьника;

  • привлечение учащихся к использованию альтернативных путей поиска информации при подготовке к уроку;

  • использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика;

  • применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;

  • продуманное чередование видов работ, типов заданий для снижения утомляемости учащихся.

© 2010-2022