Внеклассное занятие по русскому языку на тему: Употребление имен прилагательных (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное казённое учреждение Иркутской области

«Специальная (коррекционная) школа № 1

г. Усолье - Сибирское».












Внеклассное занятие по русскому языку

для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида

на тему: Употребление имён прилагательных в речи












Учитель: Мохнаткина Светлана Владимировна

І квалификационная категория





















Внеклассное занятие по русскому языку в 5 классе коррекционной школы VIII вида.


Тема: Употребление имён прилагательных в речи.

Цель: распознавание слов, называющих предметы, признаки предметов; уточнение представлений об их роли в речи;

развитие познавательной активности учащихся;

расширение словарного запаса учащихся, развитие речи;

создание творческой среды для самореализации личности ребёнка;

воспитание патриотизма, привитие любви к родному краю.

Подготовительная работа.

Изучение программного материала по теме «Имя прилагательное»

Просмотр видеофильмов о Байкале.

Конкурс рисунков «Священный Байкал»

Оборудование:

Мультимедиа CD Призентация с изображением дороги, поляны, Байкала, инопланетян и «НЛО»,вопросы прилагательных, словарных слов по теме, портрет М.Сергеева, девушки - Осени; прилагательные, используемые в видео о Байкале

Раздаточный материал со стихами о светофоре., с игрой «Мозаика».

Фотографии с видами Байкала.

Ход занятия.

  1. Актуализация знаний учащихся.

    1. Организационный момент.

    2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня совершим вертуальное космическое путешествие. Кто из вас любит путешествовать?

3. Словарная работа.

- Прежде, чем отправиться в путь, нам необходимо вспомнить слова - помощники к теме «Путешествие».

( Дорога, машина, автомобиль, автобус, ракета, планета, космос, космонавт, спутник, тарелка НЛО)

(Слайд 1) (На экране появляется анимации инопланетян и НЛО)

- Отлично! На « Летающей Тарелке» к нам прилетели гости. Это инопланетяне Брямбрямчик и Цурюпчик. Сибиряки - гостеприимный народ. Куда возят сибиряки своих гостей, чтобы показать одно из чудес Света ?

(Озеро Байкал)

- Кто из вас бывал на Байкале?

-Кто хочет ещё поехать?

- А чтобы путешествие было увлекательным и запоминающимся, возьмём с собой

(Слайд 2) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.


  1. Фронтальная работа по повторению изученного материала. 1.Повторение правила имени прилагательного.

- Как объяснить инопланетянам, что такое Имя прилагательное?

( Имя прилагательное - часть речи.

Обозначает признаки предметов.

Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?)

(Слайд 3) ( На экране проявляются вопросы прилагательных)

2. Работа с раздаточным материалом

-Чтобы путешествие было безопасным, что необходимо соблюдать путешественникам?

(Правила дорожного движения).

- Что помогает избежать опасность?

(Слайд 4) (Свет светофора проявляется на экране по мере прочтения четверостиший )

Вот горит свет красный-

Это знак опасный.

На дорогу не ходи,

Там машина впереди!

Жёлтый свет тебя зовёт -

Рано нам идти вперёд.

Свет зелёный нужно ждать

И на месте постоять.

Глаз зелёный подмигнул-

На дорогу ты шагнул.

Не боясь ты проходи,

Путь свободен впереди!

- Выписать имена прилагательные.

Проверка.

-Какие слова выписали? Почему?

III. Введение новых знаний.

Работа над употреблением прилагательных в речи.

- Итак, поехали на машине по Байкальскому тракту к великому озеру.

(Слайд 5) (фотография автомобиля (автобуса) на Байкальском тракте или анимация машины)

  1. Употребление прилагательных для описания дороги.

- ДОРОГА какая? - серая, широкая, прямая, длинная,…

2. Употребление прилагательных для описания поляны.

- Свернём на лесную полянку.

(Слайд 6) (Изображение цветущей поляны или степи весной)

- Посмотрите, какие ФОРМЫ, РАЗМЕРЫ, ОКРАСКА!

(зелёные, стройные, низкие, высокие,длинные,узорные,узорчатые, резные,тонкие, бархатные, белые, голубые…)

  1. Деффиренцированная работа .

(Задание высокого уровня: подобрать прилагательные ,описывающие форму листьев.

Задание среднего уровня: подобрать прилагательные, описывающие размеры.

Задание низкого уровня: подобрать прилагательные, описывающие цветовую гамму картины)

Проверка.

- Что больше понравилось: дорога или поляна? Почему?

- Кто раскрасил поляну?

Художницу нашу знает весь свет.

Раскрасит художница всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие:

Чей? Какой? Какая? Какое? Какие? (Имя прилагательное)

(Слайд 7) (Фото Байкала)

- И вот мы на Байкале. Наши гости хотят увидеть его красоту и величие. Мы им поможем.

(Слайд 8) Марк Сергеев - сибирский писатель - использует очень много прилагательных для прославления Байкала. Помните, что увидеть красоту нам помогают прилагательные!. Будьте внимательны, запомните их, потом назовёте.

(Слайд 9)Демонстрируется отрывок из видеофильма М.Сергеева «Четыре мгновенья Байкала» Лето. ( 3 минуты)

- Действительно, есть , чем гордиться! Какие прилагательные запомнили?

( возвышенный, привлекательный, многочисленные, святое, величественный, неземной, прекрасный, особый, властный, привольный, загадочный, широкий, великий духовное, главное, бесценное, заповедный, могучий, богатый, красивый, неоткрытый, непокорённый, царственный, державный, изумрудный, серебристый,чёрный,синий, голубой, прозрачный, зелёный, глубокий, бездонный, безбрехный, бескрайний, громадный, неоглядный)

IV. Закрепление знаний.

1.Игра «Аукцион»

-Брямбрямчик и Цурюпчик успели сфотографировать виды Байкала на память для себя и для нас.

(Слайды с видами Байкала)

- Им очень понравились прилагательные. Они хотят их записать и запомнить. Кто из вас больше подберёт прилагательных по теме, тому они подарят эти фотографии.

2. Письмо по памяти.

(Задание на доске) Байкал какой?

По цвету по глубине по величине

(изумрудный ( глубокий ( безбрежный

серебристый бездонный ) бескрайний

чёрный громадный

синий неоглядный)

голубой

прозрачный

зелёный

красивый)

Проверка. Вручаются фотографии.

-Молодцы! Наши гости с другой планеты записали свои впечатления о путешествии на своём языке. Кто попробует разобрать эти предложения?

3. Осмысление главных и второстепенных членов предложения. (Запись на доске)

Мацепусенький Брямбрямчик закипенился, а усапистый Цурюпчик зацветинился.

ЭНЕРГИЗАТОР.

- А теперь наши гости приглашают нас на свою планету.

Класс - межпланетная ракета.

-Завели моторы! (крутим руками у груди)

-Двигатели заработали! (хлопаем, топаем)

-На старт! ( сели, руки вверх)

- Полетели!( подпрыгнуть)

- Летим, смотрим в иллюминатор(с силой зажмурили глаза, смотрим вдаль космического пространства. Кто увидел вдалеке красный кружок? Это планета наших друзей! Облетаем её вокруг. Сколько диковенного мы увидели там!

-Возвращаемся на землю.Приземлились! Откройте глаза. Понравилась вам планета наших друзей?

V. Творческая работа в употреблении прилагательных с элементами сочинения. Игра «Мозаика».

(Слайд 11) + аналогичные индивидуальные листки с заданием

Игра «Мозаика»

Голубой, клетчатый, квадратный, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, весёлый, сердитый, пушистый, волшебный, стеклянный, тряпочный, хвостатый, плоский, толстый, худой, зубастый, языкастый, звонкий, ушастый, летучий, кривой, яркий, удивительный, странный, чудный, цветочный, бархатный, атласный, прелестный, милый, малюсенький, грамадный, колючий.

___________________________________

На __________________________планете живут ________________________человечки. У них _______________________, ______________________________волосы, ___________________________уши.

Домики у них с ___________________________крышами. На деревьях поют песни ______________________________________мухи.

В ____________________________лесах водились ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Перед вами дневник наблюдений. Вы путешественники, писатели - фантасты. И сейчас вы напишите фантастическую повесть или сказку об открытой ваи планете наших друзей. Придумайте её название.

Сначала заполните пропуски заданными прилагательными, а затем закончите «повесть»

своими фантазиями.

Проверка. Чтение сочинений.


  1. Домашнее задание. Нарисовать планету или инопланетянина ( иллюстрацию к

своей фантастической повести)

VII. Итог урока.

- Что помогает увидеть мир прекрасным? ( Имя прилагательное).

- Спасибо за хорошую работу на занятии!

Отправляйтесь в путешествия и не забудьте с собой взять имена прилагательные!

(Слайд 12) Анимация:Инопланетяне прощально машут руками.

Используемая литература:

Агапова И., Давыдова М. Как правильно подготовить ребёна к школе.-М.:ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.-с.18.Стихотворение «Светофор».

Рик Т. Доброе утро, Имя Прилагательное. -М.:РИО «Самовар», 1994. -с.43 Игра «Мозаика»

Сергеев М. DVD «Четыре мгновения Байкала», 2005.


© 2010-2022