- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Абибуллаева Г.О. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ШКОЛЬНЫЙ ТУР
10 класс
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки.
1. (В) продолжени… всего вечера он мног…значительно молчал и как (будто) пристально рас…матривал фотографии хр…нившиеся в семейном альбоме однако все (в)скоре пон…ли что это молчание лиш… затиш…е перед настоящей бурей.
3. Хорошо говорить знач…т хорошо думать (в)слух.
4. Вой волка восходил (в)верх печальными (полу)тонами и задерживался долго на высокой напряже…ой пронзительной ноте.
5. Способность Ломоносова в своих трудах опер…жать целые десятилетия его глубокая любовь к своему народу смелость в разрушени… старых взглядов все эти черты делают его бли…ким нам.
6. Хорошая книга как и плохая созд…ётся из одних и тех(же) слов ра…ставленных правда в ином порядке звучащих в иной инт…нации и благосл…венных перстом но уже то что первичное сырьё б…рётся из одной кучи даёт многим чудакам повод думать что и конечная пр…дукция должна ра…цениват…ся од…наковой мерой.
Максимальная оценка за первое задание - 15 баллов.
2.Определите лексическое значение слов этика и эстетика.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальная оценка - 2 балла
3.Заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.
-
лоб
ланита
глаза
рот
выя
грудь
длань
палец
Максимальная оценка - 8 баллов
4. В левой колонке таблицы даны определения основных жанров публицистического стиля: репортаж, интервью, информационная заметка, статья, очерк, фельетон. Заполните правую колонку таблицы.
Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта.
Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало.
Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.
Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика.
Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию.
Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.
Максимальная оценка - 6 баллов
5. Древнегреческий философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел!». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объёмом не более пятидесяти слов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Максимальная оценка - 20 баллов.
6. В приведенных примерах найдите стилистические фигуры (фигуры речи). Назовите их. Дайте толкование их значения.
1. Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влáзит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтово одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко)
2. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.С. Пушкин)
3. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? (А.С. Пушкин) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Максимальная оценка - 6 баллов.
7. Исправить ошибки в лексической сочетаемости слов (напишите правильное сочетание, либо два сочетания с каждым из слов)
потерпеть победу_____________________________________________________________________
преклонить голову____________________________________________________________________
склонить колени______________________________________________________________________
бархатный месяц, период, время_________________________________________________________
повысить кругозор____________________________________________________________________
справиться с указаниями._______________________________________________________________
завершить обязательства_______________________________________________________________
уделить значение______________________________________________________________________
улучшить уровень_____________________________________________________________________
безысходное положение________________________________________________________________
Максимальная оценка - 10 баллов.
ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ШКОЛЬНЫЙ ТУР
10 класс
ОТВЕТЫ
1. Максимальная оценка за первое задание - 15 баллов. Минимальная - 5 баллов.
2.Этика - «1. Одна из форм идеологии - учение о морали (нравственности), ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе. 2. Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии».
Эстетика - «1. Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвящённое исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. 2. Система взглядов на искусство, которой придерживается кто-нибудь».
Оценка: Правильное выполнение задания оценивается 2 (двумя) баллами: по 1 баллу за каждое правильно определенное значение слова.
3. Оценка: Правильное выполнение задания оценивается 8 баллами: по 1 баллу за каждое правильно определенное значение слова.
4. Оценка: Правильное выполнение задания оценивается 6 баллами: по 1 баллу за каждое правильно определенное значение слова.
Жанр, представляющий собой диалог, публичную беседу двух или нескольких лиц по важным вопросам общественной жизни, по вопросам науки, техники, культуры и спорта.
Интервью
Жанр художественно-публицистической литературы, которому присуще критическое, нередко комическое и сатирическое начало.
Фельетон
Рассказ об общественно значимом событии участника или очевидца, раскрывающий читателю (зрителю, слушателю) какую-либо новую сторону действительности, протекающих процессов; это наиболее развернутый и эмоциональный жанр среди информационных жанров публицистики.
Репортаж
Одна из разновидностей малой формы эпической литературы, в которой публицистически и документально воспроизводятся факты и явления, часто в сопровождении истолкования или оценки автора-рассказчика.
Очерк
Один из основных жанров журналистики, осмысляющий важные явления, аргументирующий обобщения и выводы, подтверждающие выдвинутую идею, концепцию.
Статья
Основной информационный жанр газетной публицистики, назначение которого в оперативном сообщении новостей, фактов, связанных с событиями, имеющими социально-политическую значимость.
Информационная заметка
5. Максимальная оценка 20 баллов.
6. Оценка: по 1 баллу за нахождение стилистической фигуры (фигуры речи) и по 1 баллу за правильное указание их названия и толкование их значения.
Максимальное количество баллов - 6
1. Парцелляция - «членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы».
2. Инверсия - «расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи».
3. Риторический вопрос - «предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ».
7. Оценка: Правильное выполнение задания оценивается 10 баллами: по 1 баллу за каждое правильно определенное значение слова.
Максимальная оценка 57 баллов.