Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования





Итоговая работа

на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»




Курсы повышения квалификации по ИОЧ:

ИБ: 24. 03 - 28.03.2014г.

«Развитие профессиональных компетенций педагога»





Выполнила работу

Богославская Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ с. Алексеевка

Алексеевского района

Самарской области

Самара, 2014 г



Содержание

I.Введение. Актуальность, цель, задачи.________________________с.3-5

II. Основная часть.__________________________________________с.6-14

  1. Описание технологии «Развитие критического мышления через

чтение и письмо».

  1. Из опыта роботы. Конспект урока.

III. Заключение.____________________________________________с.15

IV. Список используемой литературы._________________________с.16











3

Вступление.

Актуальность. Цель. Задачи.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» - понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая. Критичность ума - это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией. Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы итоговой работы по программе курсов повышения квалификации «Проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе в контексте ФГОС».

4

Исследуя практическую деятельность учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений разного типа, можно выявить следующее: 1) Образовательный процесс ориентирован, главным образом, на формирование репродуктивных характеристик мышления. 2) На уроках редко создаются проблемные ситуации, практически не применяются интерактивные технологии (диалоговые, игровые, задачные, проблемные). 3) Учебный материал преподносится как сумма фактов, не подвергающаяся впоследствии критической оценке, поощряется воспроизведение учащимися общепринятых, порой банальных подходов к трактовке философских, научных и нравственных проблем, литературных героев. 4) Около 80% учителей не подготовлены к развитию КМ учащихся. 5) У школьников не стимулируются мотивы и потребность овладения умениями критически мыслить. 6) Атмосфера доброжелательности, толерантности, сотрудничества, необходимая для развития КМ, скорее исключение, чем правило.

Такие подходы не могут стимулировать мотивацию и развитие умения КМ, формировать качества критически мыслящей личности у выпускников средних учебных заведений. Таким образом, очевидно наличие противоречия между:

· потребностью развития КМ у учащихся и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

· существующими потенциальными возможностями развития КМ у учащихся средней школы и их реализацией в сложившейся практике обучения;

· пониманием учителями значимости формирования и развития КМ учащихся и их неготовностью решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенций.

Цель итоговой работы - рассмотреть психолого-педагогические основы технологии «Развитие критического мышления» и выявить методы и приёмы,

5

которые наиболее целесообразно использовать в процессе изучения литературных произведений.

Основные задачи:

· выявить особенности, методы и приемы технологии «Развитие критического мышления» как общепедагогической технологии;

· обосновать возможность и необходимость применения технологии «Развитие критического мышления» в процессе преподавания литературы

· выявив основные направления литературного образования, представить разработку конспекта с применением технологии « Развитие критического мышления».















6

Основная часть

Описание технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология «Развитие критического мышления» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Как же можно определить критическое мышление? Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие.

Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

7

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.

В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда

мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. По мнению исследователей, основные особенности технологии РКМ можно сформулировать следующим образом:

8

· Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

· Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

· Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Предложенные далее приемы отражают лишь небольшую часть имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее ознакомление педагогов с ТРКЧП, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относится к учению.

Смотри приемы использования технологии в презентации. «Приложение 1»













9

Из опыта работы. Конспект урока

«Урок-чтение с остановками по сказке Г. Х. Андерсена «Чайник»

(внеклассное чтение в 5 классе)»

Цели урока: 1. Образовательная: выявить проблематику сказки Г. Х. Андерсена.

2.Развивающая: развивать умения аналитически мыслить, работать с художественным словом.

3.Воспитательная: показать значение сказок в жизни человека.

Предварительная подготовка.

Предлагается дать опережающее задание классу или группе учащихся придумать и рассказать историю домашнего чайника, используя как можно больше деталей в описании образа: не чайник вообще, а его конкретная бытовая принадлежность. Другая группа может подобрать аналогии в сказочных (мультипликационных) сюжетах, посвящённых жизни неживых предметов.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Работа по теме урока.

Беседа

Выполняя домашнее задание, вы выступали в роли писателей-сказочников, использовали элементы популярного ныне жанра фентези.

-Как вы думаете, почему современные художники часто прибегают к приёму , который восходит к приёму олицетворения, присущему ещё со времён фольклора? Вы так неохотно сегодня читаете, уверенные, что готовые картинки в интернет - мире увлекательнее обыкновенного чтения. Попробуем рассмотреть другую точку зрения: чтение настоящего произведения искусства

10

даёт больше возможностей для создания удивительного мира человеческой фантазии, чем единственная версия, которая за тебя уже придумана авторами интернет - игрушки. Кроме того, читая, ты имеешь

возможность делать самостоятельные выводы и домысливать разные финалы. Итак, попробуем.

Прежде, чем мы начнём читать, давайте выделим смысловые части , которые мы будем комментировать. Конечно, это части, соответствующие определённым периодам жизни чайника.

- Как вы думаете, а в жизни человека также можно выделить какие-то периоды?

-Чему они соответствуют?

-Можете ли вы в своей пока ещё не очень длинной жизни назвать какие-то возрастные отрезки, во время которых вы воспринимали себя. Окружающих вас людей, смысл жизни с одной позиции. А потом что-то поменялось в вашей оценке и вы стали хоть немножко, но по-другому относиться к кому- то или чему-то?

-Часто ли вы слышите от взрослых фразу: «Вот я в твоём возрасте…»?

-Как вы думаете, свидетельствует ли это тоже об определённой перемене в восприятии жизни вашими близкими?

Итак, начнём читать сказку Андерсена по частям, которые соответствуют определённому жизненному этапу в жизни персонажа.

Чтение 1 части.

Вопросы к тексту.

-От лица какого персонажа ведётся повествование?

-Как удаётся автору передать оценку окружающего мира с позиции персонажа?

11

-Как вы понимаете выражение «в пору беспечальной юности» ? Насколько оно применимо к жизни чайника и чему соответствует?

-Какое мировосприятие героя соответствует этой поре?

-Сформулируйте, как внешняя обстановка формирует оценку окружающего мира?

-Получился бы рассказ, если бы чайник изначально был бы уродлив, несуразен, некрасив? Какая у него была бы судьба? А такой был бы рассказ?

-Рассмотрим непосредственное окружение чайника, его круг общения и взаимоотношения за чайным столом. Проведите параллели с человеческой жизнью: насколько они очевидны? Как вы думаете, ставил ли такую задачу перед собой сказочник?

-Насколько адекватно воспринимает герой своё превосходство: он считает, что так и должно быть или всё зависит от случая?

-Говоря. Что отсутствует понимание между предметами за чайным столом, пытается ли он как-то изменить их?

-Прокомментируйте фразу чайника: «Недостатки у всех нас есть, но у каждого есть и свои преимущества». Можем ли мы говорить об эгоизме персонажа?

-в сегодняшнем мире вполне позитивно воспринимается амбициозная человеческая самооценка: считается, что чем выше самооценка у человека. Тем большего он добьётся. Можно ли эту ситуацию применить в отношении андерсеновского персонажа?

-Есть ли заслуга чайника в том, что он воспринимается за столом как король?

-Есть ли какая-то польза от его красоты?

-Имеет ли он права требовать к себе уважения?

12

Чтение 2 части.

Вопросы к тексту.

-Какое событие занимает центральную часть второй части?

-Падение чайника, потеря носика, приведшая к потере совершенства и, следовательно, красоты: подберите изобразительные средства языка, которые использует автор, чтобы показать драматизм ситуации.

-Становится ли это событие для персонажа переломным в его оценке и переоценке окружающей действительности?

-Можно ли сказать, что автор прибегает к аллегории, чтобы передать хрупкость выстраиваемой человеком модели мира? Докажите своими примерами.

-Вернёмся к тексту: как автор выражает своё отношение к персонажу и почему именно в этой части рассказа? Означает ли это, что только теперь герой заслуживает сочувствия?

-Согласны ли вы с утверждением, что только человек, переживший личную беду, способен на глубокие чувства и заслуживает уважения?

-Кому адресует свою исповедь герой?

-Нашёл ли чайник сочувствие и друга после произошедшей личной трагедии?

Чтение 3 части.

Вопросы к тексту.

-Что меняется в мировосприятии героя с изменением обстановки?

-Случайно ли эта часть самая короткая?

-Как он переносит очередные невзгоды своей жизни? Становится ли он мудрее или принимает всё с чувством безысходности? Жалуется ли он на свою судьбу?

13

-Можно ли сказать, что чайник прожил бесцельную жизнь? Виноват ли он. Что именно так сложилась его жизнь?

-Как изменилось восприятие жизни героя, если бы не произошло этого несчастного случая?

-Как соотнести метафору «зарыть в землю» и реальную ситуацию с чайником, которого зарыли в землю, чтобы посадить в него цветок?

Чтение 4 части.

Вопросы к тексту.

--Можно ли воспринимать появление из луковицы цветка как вторую жизнь главного персонажа?

-Означает ли такой поворот событий, что рано или поздно жизнь приобретает осмысленность?

-Случайно ли герой пришёл к такой жизненной позиции: «Блаженство - забывать себя ради других»?

Чтение 5 части.

Вопросы к тексту.

-Что изменилось в жизни героя, что он стал воспринимать жизнь оптимистично философски? Чем этот этап отличается от того времени, когда он стоял без пользы?

-Как вы можете охарактеризовать чувства героя? Что хотел донести автор до своего читателя? Чему научили героя жизненные испытания?

3. Итоги урока.

14

Подводя итоги, учитель не обязан навязывать традиционные выводы и оценки. Главное, заставить учащихся задуматься над тем, что в состоянии человеку сделать в жизни самостоятельно: научиться оценивать жизнь с объективной позиции и быть готовым к любым переменам.

-Как соотносится художественное творчество с реальной жизнью?

-Попробуйте обобщить варианты ваших произведений о приключениях чайника.

-Что объединяет ваши фантазии?

-Как они отражают оценки и стереотипы, свойственные вашему возрасту и вашим оценкам действительности?













15

Заключение

В итоговой работе были рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развитие критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в рамках данной технологии.

В ходе работы я выполнила поставленные задачи, а именно: рассмотрела понятие «критическое мышление», рассмотрела методы и приёмы преподавания литературы в рамках рассматриваемой технологии, разработала

конспект урока, основанного на применении технологии развития критического мышления.

В ходе исследования я пришла к следующему выводу:

Педагогические технологии создавались для того, чтобы сделать результат обучения более предсказуемым и независимым от опыта отдельного учителя. Следовательно, важной особенностью педагогической технологии является перенос опыта, использование его другими. Педагогическая технология изначально должна лишаться личностного оттенка. Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

16

Список использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. - 624 с.

2. Аверин А.В. Психология детей и подростков. - СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. - 379 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318с.

4. Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. - 108 с.

5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - с. 12 - 14

6. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов педвузов /О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов; Под ред. О.Ю.Богдановой. М., Академия, 2002. - 397 с.

7. Гальперин Г.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. - М.: Наука, 1964. - 472с.

8. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. - 112с.

9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. - 284с.

10. Клустер Д. Что такое критическое мышление. - М.: ЦГЛ, 2005. - с. 5 - 13

11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003. - 272с.

«Приложение 1»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»

Итоговая работа на тему «Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы»





© 2010-2022