Фрагмент урока по литературе на тему: К. Г. Паустовский Теплый хлеб. 5-й класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский Теплый хлеб. 5-й классФрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский Теплый хлеб. 5-й классФрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский Теплый хлеб. 5-й классФрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский Теплый хлеб. 5-й классФрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский Теплый хлеб. 5-й классФрагмент урока по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". 5-й класс

Цель: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя; показать какие нравственные проблемы подняты в сказке.

Оборудование: записи на доске, карточки, эпиграф, презентация.

Дарить тепло другим - согреваться самому.

Содержание урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

2. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит "Дарить тепло другим - согреваться самому". Работать будем в группах по 4 человека; помните, что работая в группе, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос.

3. Работа над содержанием сказки. Назовите героев сказки Паустовского "Тёплый хлеб":

Филька Раненый конь Мельник Панкрат Бабка

Сорока Мороз, метель Ребята Жители деревни Бережки

1) Выявление смысла сказки, проникновение в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир. В группах дети работают над одной из тем. используем структуру плейсмэт консенсус.

Метель и мороз.

Волшебство в сказке.

Мудрый дед Панкрат.

Раненый конь.

Поведение и душевное состояние Фильки.



( Заслушивание ответов на вопросы, их обсуждение, оценка).

3) Ответить на вопросы:

- Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)

- Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).

4) Закончите предложение:

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?

( Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

- Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих.

- Почему автор так назвал это произведение? (Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый - значит добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, - это своего рода искупление вины мальчика. В прямом, когда хлеб только что испекли и он ещё не остыл, и в переносном, так как хлеб несёт примирение, человеческую доброту, объединяет, сплачивает, делает всех добрее…)

-А кто знает, как относились на Руси к хлебу? ( К хлебу относились с уважением, так как это труд человеческий. Всё от рук человеческих, его труда, его сердца. Хлеб - это жизнь, которую можно сохранить только добром, любовью и трудом. Хлеб издавна являлся главной пищей крестьян, он всему голова. Выращивая его, человек добывает себе не только пропитание, но и уважение, свое человеческое достоинство).

4) Задание к группам по структуре релли робин.

- Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.

Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу "замёрзнуть" от жестокости и зла.


4. Составление смысловой развёртки слова: ДОБРОТА. Работа по структуре Модель Фрейера.

определение характерист.



пример антипр.

ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА - это отзывчивость, стремление делать добро другим.

Синонимы - добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость, добросердечность.

Антонимы - зло, жестокость.

- Представьте жизнь двух понятий - Добра и Зла. Какие краски и цвета вы бы использовали, изображая их?

- В каких литературных жанрах «добро» всегда борется со «злом»?

- А теперь давайте посмотрим, как некоторые персонажи предлагают справиться со злом.

Для этого мы разделимся на группы: 1 группа - что предлагает Фильке бабка? 2 группа - что советует сделать Панкрат? 3 группа - что делают ребята? Найдите ответы в тексте (цитаты).

- Как же боролись со злом герои сказки?

- Итак, со злом нужно бороться всем миром. Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба.

4. Подведение итогов.

- Так, в чём же смысл сказки? Чему она нас учит?

- Как объяснить название сказки? Когда вы особенно волновались?

- Так что же значат слова "Дарить тепло другим - значит согреваться самому"?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает "исправившийся" Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

7. Оценки за урок. Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: "Какое добро могу сделать я?"



© 2010-2022