Технологическая карта по теме Образ Герасима в рассказе И. С. Тургенева Муму

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по литературе.

(На примере изучения рассказа И. С. Тургенева «Муму»)

ПО УМК Коровиной.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

5 класс

Тема

«Характеристика Герасима - главного героя рассказа «Муму» И. С. Тургенева.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

- Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус

- Иметь способность к планированию.

- Формировать умение осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения.

- Формировать умение аргументировать своё мнение.

- Формировать уважительное отношение к иному мнению.

- Развивать мышление и зрительное внимание.

Решаемые учебные проблемы

- Проанализировать первую часть рассказа, формировать умение анализировать текст художественного произведения, развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.

- Развивать устную речь учащихся, навыки анализа образа литературного героя.

- Воспитывать чуткое отношение к художественному слову.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала.

Формулировка целей и задач урока.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результатак


Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем разговор по рассказу И. С. Тургенева «Муму». Распределитесь на 4 группы, пожалуйста. Перед вами части целой схемы. Соберите из них схему и запишите пустой прямоугольник название этой схемы - то, что объединяет все эти части в единое целое. Договоритесь, кто будет представлять результаты вашей работы.

Дети, работая в группах, выстраивают схему:

Портрет - отношения с другими дворовыми - каморка - любовь к Татьяне - поступки героя - внутренние переживания героя. В пустой прямоугольник дети вписывают «Герасим». По одному человеку от группы представляют полученные схемы.

Вы уже поняли, о ком мы с вами будем сегодня говорить? Вы верно поняли, что вся эта схемы - план характеристики главного героя рассказа «Муму» Герасима. «Немало загадочного в потрясающей душу фигуре немого Герасима. В нём таятся громадные силы; «о богатырской силе немого ходит молва»…, - сказал Юрий Селезнёв. Итак, тема сегодняшнего урока «Характеристика образа Герасима - главного героя произведения» (запись темы урока на доске и в тетрадях). А для какой цели нам необходимо уделить внимание этому образу, тщательно его проанализировать? Сейчас сформулируйте для себя каждый цель сегодняшнего урока. Для чего вы сегодня будете изучать эту тему? (дети записывают себе цель, учитель спрашивает и корректирует цель каждого ребёнка). А я сегодня ставлю перед собой цель учить вас характеризовать образ литературного героя.

Методы и приёмы бучения

Слушание фонохрестоматии, фронтальный опрос, выразительное чтение эпизода, активизирующие вопросы учителя.

Форма организации деятельности учащихся.

Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного содержания.


Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного материала

Планирование деятельности.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

- Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание?

- На внешний вид, на одежду и.т.д.

- Да, так в народе и говорят: «Встречают по одёжке…» Но достаточно ли только этих признаков, чтобы узнать хорошо человека?

- Нет, конечно.

- А на что ещё необходимо обращать внимание?

- На поступки человека, на его отношение к окружающим людям и.т.д.

- Для чего нужно обращать внимание на всё это в жизни?

- Чтобы понять, что из себя представляет этот человек, какими нравственными обладает этот человек. А где нам это может пригодиться в жизни?

- В поиске друзей, в построении отношений с новенькими детьми, приходящими в класс.

- Итак, вот план нашего с вами сегодняшнего путешествия по тексту.

Методы обучения

Активизирующие вопросы учителя.

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

Подготовка презентации как сопровождение деятельности.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения для дальнейшей работы.

Основные виды деятельности учителя, Роль учителя

В ходе активизирующих вопросов помогает детям спланировать деятельность.


ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Организация чтения и анализа художественного произведения.

Работа над теоретическими понятиями.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Выразительное чтение эпизодов с демонстрацией слайдов

Учитель: Герасим выделяется среди окружающих его людей. С очень ёмкой авторской характеристики начинается повествование о нём.

(Фонохрестоматия - эпизод «Портрет Герасима» со слов «Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим…»до слов «…определили его дворником»).

Учитель: Какими эпитетами характеризует Герасима автор в этом описании?

«Замечательный" - 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный" - 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший - разг.

- Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная" работа. - СНОСКА В УЧЕБНИКЕ стр. 190. Неуемная, неутомимая, неугомонная, не знающая отдыха, не знающая уст

Учитель: Какое художественное средство использует тут И. С. Тургенев, описывая Герасима?

- Он использует гиперболу.

Учитель: Что это такое, гипербола?

Преувеличение.

Учитель: Найдите гиперболы в тексте этого эпизода.

- работал за четверых, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой.

- Итак, каким предстаёт перед нами Герасим в этом эпизоде? (сильным, замечательным, славным, работящим, настоящим русским мужиком). Запишите несколько запомнившихся прилагательных, характеризующих Герасима, себе в тетради.

- Но вот привычный ход его жизни нарушается.

(Выразительное чтение ребёнком эпизода)

(Выразительное чтение учеником эпизода «Крепко не полюбилось ему… - Бог весть!»)

Учитель: Какое художественное средство использует тут Тургенев, характеризуя состояние Герасима на новом месте?

- Сравнение.

Учитель: Что такое сравнение?

- Прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Учитель: Найдите сравнения в этом отрывке.

"вырос немой и могучий, как ………….(дерево растет на плодородной земле)"

"скучал и недоумевал, как ……….(недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)

Учитель: Продолжите мою фразу: "Эти сравнения помогают подчеркнуть….." (его любовь к свободной жизни, то есть он какой? Свободолюбивый).

-Автор очень подробно описывает жилье дворника. Давайте посмотрим, для какой цели это делает?

(Выразительное чтение эпизода ребёнком» Ему отвели над кухней каморку…он не любил, чтобы к нему ходили").

Учитель: Какое художественное средство, уже упоминавшееся сегодня, использует Тургенев при описании каморки Герасима? Найдите его в тексте.

- Гиперболы. «Истинно богатырская кровать, сто пудов на неё можно положить…».

Учитель: Какие качества лишний раз подчёркивает в своём герое автор через описание обустройства этой каморки? Дополните ряд наших прилагательных.

- Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

Учитель: Особое отношение остальной дворовой прислуги к Герасиму также показано в ряде эпизодов автором.

(Выразительное чтение ребёнком эпизода"Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях …он сам смахивал на степенного гусака»).

Учитель: Как дополняет этот эпизод характер Герасима?

- Он цельная, сильная натура и окружающие его побаиваются, чувствуя при этом его нравственное превосходство.

Учитель: Светлым пятном в жизни Герасима была Татьяна.

(Выразительное чтение ребёнком эпизода "С ранней молодости ее держали в черном теле…хотя та ее почти в глаза не знала").

Активизирующие вопросы учителя детям:

- Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима?
- Что решила причудливая старуха?

- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
- Почему Татьяна согласилась притвориться пьяной?

- Как отреагировал на её выходку Герасим?

- Как ведет себя Герасим после этого случая?

(Выразительное чтение ребёнком эпизода"Целые сутки не выходил он оттуда…ни малейшего внимания")

Учитель: О чём свидетельствует этот эпизод?

- О глубоких внутренних переживаниях героя, о его способности любить глубоко и искренне. Завершается эта тема сценой прощания Герасима с Татьяной перед отправкой их с Капитоном в деревню.

(Выразительное чтение ребёнком эпизода "Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу …махнул рукой и отправился вдоль реки").

Учитель: Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

- Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он какой? Великодушный.

Методы обучения

Выразительное чтение, аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования, создание презентации.

Формы организации деятельности учащихся

Работа с художественным текстом

Участие в аналитической беседе.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организация аналитической беседы.


ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.

Формирование конкретного образовательного материала

Итоговая рефлексия по цели каждого ребёнка.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1. Запись прилагательных, характеризующих Герасима, в тетрадь на протяжении всего урока.

2. Проверка освоения материала.

Методы обучения

Выразительное чтение

Основные виды деятельности учителя

Систематизация материала

Обобщение


ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Возвращение к теме урока.

Информация о домашнем задании. По выбору.

- Нарисовать потрет Герасима.

- Написать сочинение по теме «Образ Герасима».

1. Опираться на наши прилагательные.

2. Иллюстрация на стр. 205.

3. Вопрос № 3 на стр. 223

Формирование универсальных учебных действий

Коммуникативные УД

  • Умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности.

  • Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации; вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

  • Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою позицию;

  • Обмениваться знаниями с другими людьми для принятия совместного решения;

  • Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевого высказывания своих чувств, мыслей и пр.

Личностные УД

  • Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

Познавательные УД.

  • Умение видеть, формулировать проблему (задачу);

  • Умение делать выводы, обобщения и умозаключения

Регулятивные УД

  • Планирование цели своей деятельности пути её достижения;

  • Решение задач и принятие ответственности за это решение;

  • Уровень самооценки (представление о своих возможностях);

  • Умение контролировать своё эмоциональное состояние и поведение

Способы оценки на уроках

Рефлексия по цели деятельности и самооценка.


© 2010-2022