Рабочая программа по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ааа

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положения­ми Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, Рабочей про­граммы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Про­свещение, 2014) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013).

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потреб­ностями имеет художественная литература. Курс ли­тературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления исто­рико-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оцени­вать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, об­ладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссий­ским гражданским сознанием, чувством патрио­тизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих спо­собностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведе­ний отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании об­разной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, исто­ризма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постиже­ния смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказы­вании), и создание собственного текста, пред­ставление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными уме­ниями и универсальными учебными действи­ями (формулировать цели деятельности, пла­нировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, вклю­чая Интернет и др.):

  • использование опыта обобщения с произве­дениями художественной литературы в повсе­дневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образо­вания предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, до­стижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основ­ного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с огра­ниченными возможностями здоровья;

  • установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образова­тельной программы и соответствующему уси­лению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психо­лого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образователь­ного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, взаимодействия всех его участ­ников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающих­ся, в том числе одаренных детей, детей с ограни­ченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систе­му клубов, секций, студий и кружков, организа­цию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений до­полнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии

  • внутри школьной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для при обретения опыта реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отве­чающих требованиям информационного обще­ства, инновационной экономики, задачам по­строения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям обще­го образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конcтруирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (ре­зультата) личностного и познавательного раз­вития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучаю­щегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образо­вания, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в до­стижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психоло­гических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятель­ности и форм общения при построении обра­зовательного процесса и определении обра­зовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными воз­можностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигну­ты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с клас­сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоин­ствами, выражающими жизненную правду, общегу­манистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художествен­ных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, крат­кий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и по­нимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о про­изведениях;

  • написание сочинений по литературным произ­ведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на ос­нове знания ее источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Содержание деятельности по предмету


В этой возрастной группе формируются представ­ления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений раз­ных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связа­ны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять вни­мание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной дея­тельности учащихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета


Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе ХVIII, XIX, ХХ вв. Рус­ская литература является одним из основных источ­ников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изуче­ние языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» опре­деляется тем, что он представляет собой единство сло­весного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологиче­ского и проблемно-тематического принципов. Содер­жание курса включает произведения русской и зару­бежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 клас­се - художественное произведение и автор. В програм­ме соблюдена системная направленность - курс 6 клас­са представлен разделами:

Устное народное творчество.

Древнерусская литература.

Русская литература XVIII.

Русская литература XIX века.

Русская литература ХХ века.

Литература народов России.

Зарубежная литература.

Обзоры.

Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1-8 даются перечень произведений ху­дожественной литературы, краткие аннотации, раскры­вающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Мето­дическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального ком­понента государственного стандарта общего образова­ния», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную дея­тельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, от­зывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки про­изведений для самостоятельного чтения.

Требования к результатам освоения выпускниками

основной школы программы по литературе

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентич­ности: патриотизма, любви и уважения к Отече­ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Рос­сии; осознание своей этнической принадлеж­ности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гума­нистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к уче­нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознан­ному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профес­сиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, со­ответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающе­го социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценно­стям народов России и народов мира; готовно­сти и способности вести диалог с другими людь­ми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и со­обществах, включая взрослые и социальные со­общества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокуль­турных, социальных и экономических особенно­стей;

  • развитие морального сознания и компетентно­сти в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравствен­ных чувств и нравственного поведения, осознан­ного и ответственного отношения к собствен­ным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учеб­но-исследовательской, творческой и других ви­дов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни челове­ка и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя но­вые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемы­ми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предло­женных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанно­го выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логи­ческое рассуждение, умозаключение (индук­тивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверст­никами; работать индивидуально и в группе: на­ходить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интере­сов; формулировать, аргументировать и отстаи­вать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потреб­ностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной ре­чью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в об­ласти использования информационно-комму­никационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произ­ведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литера­туры народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произве­дение: определять его принадлежность к одно­му из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный па­фос литературного произведения; характеризо­вать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюже­та, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ­ведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценно­стям русской литературы и культуры, сопостав­ление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведе­ния или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отве­чать на вопросы по прослушанному или прочи­танному тексту, создавать устные монологиче­ские высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, свя­занные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекуль­турные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; форми­рование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание тем учебного курса


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Художественное произведение. Содержание и фор­ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленич­ные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Проект.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразитель­ность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Проект.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки.

Развитие речи (далее - Р.Р.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование вы­разительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических со­бытий и вымысел, отражение народных идеалов (па­триотизма, ума, находчивости),

Теория литературы. Летопись (развитие представ­лений).

Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА (3 ч)

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастов­ством,

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, ино­сказание (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензи­рование выразительного чтения. Характеристика геро­ев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (28 ч)

Иван Андреевич Крылов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя­-баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Кры­лов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример крити­ки мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна,

Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение не­вежественного судьи, глухого к произведениям истин­ного искусства. Проект.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензи­рование выразительного чтения. Характеристика геро­ев басни. Участие в коллективном диалоге. Конкурс на лучшее инсценирование.

Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ли­цейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. На­родно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты чело­века и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вы­мышленного автора как художественный прием (внеклассное чтение).

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести. Проект.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дуб­ровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история люб­ви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы.

К.Р. Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина.

Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Уче­нические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ­та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием срав­нения как основа построения стихотворения. Особен­ности интонации.

«Листок», «Утес», «Три паль­мы». Тема красоты, гармония человека с миром. Осо­бенности выражения темы одиночества в лирике Лер­монтова. Проект.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Уст­ное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их ду­ховный мир. Пытливость, любознательность, впечат­лительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж, портретная характе­ристика персонажей (развитие представлений).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное ре­цензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге. Устная и письменная характери­стика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело ... ». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлеваю­щих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изо­бражении природы. «Листья» - символ краткой, но яр­кой жизни.

«С поляны коршун поднялся ... ». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила ... », «Еще май­ская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы ... ». Жизне­утверждающее начало в лирике А.А. Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утончен­ный психологизм. Мимолетное и неуловимое как чер­ты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для ис­кусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Р.Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейза­жа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фанта­стических картин. Диалог-спор. Значение риториче­ских вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представ­ления).

Р.Р. Устный анализ стихотворений.

К.Р. Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века.

Николай Семенович Лесков (3 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности язы­ка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект,

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представ­ления).

Антон Павлович Чехов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя,

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение ли­цемерия. Роль художественной детали.

«Пересолил», «Лошадиная фамилия», др. (для внеклассного чтения).

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Р.Р. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (2 ч)

Я.Л. Полонский «По горам две хмурых тучи ... », «По­смотри, какая мгла... »; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист ... », « Чудный град ... »; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы ... ». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные со­стояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы.

Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

Р.Р. Составление плана письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

К.Р. Сопоставительный анализ стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч)

Александр Иванович Куприн (2 ч) (для внеклассного чтения)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (на­чальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа.

Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

«Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пей­зажных образов (начальное представление).

Р.Р. Выразительное чтение рассказа. Устное рецен­зирование выразительного чтения. Устная и письмен­ная характеристика героев.

Александр Степанович Грин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. (для внеклассного чтения)

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Произведения о Великой Отечественной войне (2 ч)

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины ... »; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотво­рения, рассказывающие о солдатских буднях, пробу­ждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, от­ветственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие дол­га. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), осо­бенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (на­чальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик. Проект.

Валентин Григорьевич Распутин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свой­ственные юному герою. Душевная щедрость учитель­ницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная про­блематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nо­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Писатели улыбаются (4 ч)

Василий Макарович Шукшин (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Рассказы «Чудик» и «Кpuтики». Особенности шукшинских героев - «чудиков», правдоискателей, правед­ников. Человеческая открытость миру как синоним не­защищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер (2ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие nо­нятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Р.Р. Устная и письменная характеристика героев.

Участие в коллективном диалоге.

К.Р. Сочинение. Письменные ответы на поставленные вопросы.

Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч)

А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном ... »; С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали ... », «Поро­ша»; А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие ... » (2ч)

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь рит­мики и мелодики стиха с эмоциональным состояни­ем, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличитель­ные черты характера лирического героя. Проект.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в кол­лективном диалоге.

Из литературы народов России (2 ч)

Габдулла Тукай

Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.

«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из отрад», «путеводная звез­да», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев

Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.

«Когда на меня навалилась беда ... », «Каким бы ма­лым ни был мой народ ... ». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Ос­новные поэтические образы, символизирующие Ро­дину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9 ч)

Мифы Древней Греции (2 ч)

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот (1 ч)

«Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер (2 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера.

«Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Опи­сание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хит­роумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, лю­бящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем, «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужест­венных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приоб­щение к истинно народному пониманию правды жиз­ни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над циви­лизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери (1 ч)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год (1 ч)

Литературная викторина.


Место предмета


На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год.


Распределение учебных часов по разделам программы


Введение - 1 ч.

Устное народное творчество - 4 ч. (Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос - 1 ч.)

Из древнерусской литературы - 2 ч.

Из русской литературы XVIII века - 3 ч.

Из русской литературы XIX века - 28 ч. (Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина - 1ч., К.Р. по произведениям поэтов XIX века 1 ч.)

Из русской литературы XX века - 20 ч. (Р.Р. Сочинение. Сопоставительный анализ стихотворений - 1 ч.)

Из литературы народов России - 2 ч.

Из зарубежной литературы - 9 ч.

Повторение, обобщение, итоговый контроль - 1 ч.


Календарно-тематическое планирование

№ урока


Тема урока

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение


Личностные

Метапредмет-ные

Предметные

Сроки

Введение - 1 ч.

1


Писатели - создатели, хранители и любители книги

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Умение работать с разными источниками информации, выделять необходимую информацию из учебника, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, формы проявления авторской позиции в произведениях различных родов литературы, умение решать тесты

Художественное произведение.

Диагностика уровня литературного развития учащихся


УМК

1 неделя

.09-04.09

Устное народное творчество - 4 ч.

2


Обрядовый фольклор. Проект

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа, формирование целостного , социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий





Формирование ценностного отношения к наследию устного народного творчества

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать







Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, уметь планировать алгоритм ответа, уметь письменно формулировать и высказывать свою точку зрения

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора, использование их в устных и письменных высказываниях; различать пословицы и поговорки, использовать в устных и письменных высказываниях



Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Конкурс на лучшее исполнение обрядовых песен

УМК, фонохрестоматия

3-4

Пословицы и поговорки. Проект

Толкование прямого и переносного смысла пословиц и поговорок

Мультимедийный проектор

2 неделя

7.09-11.09





5






Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос





Создание письменных ответов на проблемные темы:

1.В чем красота и мудрость русских обрядов

2. Почему пословицы и поговорки называют «зернами народной мудрости»





Мультимедийный проектор





3 неделя

14.09-18.09

6-7

Из древнерусской литературы.

Повесть временных лет» - первая русская летопись. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение качеств идеального народного героя (ума, находчивости).

Развитие представлений о русских летописях

Воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, уметь работать с разными источниками информации

Знать жанры древнерусской литературы, видеть нравственные аспекты летописи, уметь характеризовать стиль произведения, подбирать цитатные примеры для характеристики образов и приемов изображения человека, составлять устные и письменные ответы на вопросы с использованием цитирования, участвовать в коллективном диалоге

Развитие представлений о русских летописях. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека

УМК, фонохрестоматия, Мультимедийный проектор

4 неделя

21.09-25-09

Произведения русских писателей XVIII века - 3 ч.

8

Русские басни.

И.И. Дмитриев «Муха». Противопоставление труда и безделия

Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Уметь характеризовать стиль произведения, работать со словарем лингвистических терминов, знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

Поиск цитатных примеров из басни, иллюстрирующих понятия «аллегория» и «мораль»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

9-10

Басни И.А.Крылова. «Листы и корни», «Ларчик».

И. А. Крылов. Басня «Осёл и соловей». Комическое изображение невежественного судьи. Проект


Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.


Освоение социальных норм, правил поведения, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

Знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос

Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное(юмор).

Истолкование аллегории и морали изученных и самостоятельно прочитанных басен. Практическая работа по теме «Аллегория в басне «Осёл и Соловей», работа в парах сильный-слабый по теме «Жанровые признаки басни. Элементы композиции».

Конкурс на лучшее инсценирование басни

Викторина на знание басен и их иллюстраторов

Письменный ответ на вопрос «Какие человеческие пороки осуждает И.А .Крылов в своих баснях?»

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

5 неделя

28.09-02.10

Произведения русских писателей XIX века - 28 ч.

11

А. С. Пушкин. Лицейские годы жизни поэта. Южная ссылка. «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,

Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста, умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Научиться анализировать текст стихотворения, расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, работа со словарем литературоведче-ских терминов

Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции, выявление черт фольклорной традиции в стихотворении «Узник», подбор цитатных примеров, иллюстрирую-ющих понятие «антитеза», особенности дружеского послания, роль пейзажа в стихотворении

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

6 неделя

05.10 - 09.10

12

А. С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. Антитеза.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

13

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Двусложные размеры стиха

Формирование навыков самоанализа и самоконтроля


Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности


Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы

Выразительное чтение стихотворения с последующим письменным его рецензированием с последующей самопроверкой, групповая работа по тексту стихотворения, комментирование выставленных оценок

Портреты, выставка книг, репродук-ция И. Е. Репина

"Пушкин на лицейском экзамене", фотографии Царского Села.

Мультимедийный проектор

7 неделя

12.10-16.10

14

А. С. Пушкин. О создании романа «Дубровский». Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Отец и сын

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, применять метод информацион-ного поиска, устанавливать рабочие отношения


Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи.

Слово учителя, беседа по тексту.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

15

А. С. Пушкин. «Дубровский».

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.

Формирование мотивации к самосовершенствованию, к индивидуальной и коллективной творческой деятельности


Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности


Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа в парах, групповая практическая работа, самостоятельная работа

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

8 неделя

19.10-23.10

16

А. С. Пушкин. «Дубровский».

Осуждение произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя


Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.


Научиться характеризовать героя повести, понимать смысл произведения и видеть главное

Различные виды чтения.

Сопоставительная характеристика.

Речевая характеристика.

Дискуссия

УМК, фонохрестоматия

17

А. С. Пушкин. «Дубровский».

Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям повести

Формирование мотивации к самосовершенствованию, к индивидуальной и коллективной творческой деятельности


Узнавать. называть и определять объекты в соответствии с содержанием, формировать ситуацию само- регуляции эмоциональных состояний, уметь читать вслух и понимать прочитанное


Научиться понимать смысл произведения и видеть главное

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурирова-нию, групповое комплексное повторение

УМК, фонохрестоматия

9 неделя

26.10-30.10.

18

А.С. Пушкин.

О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»

«Барышня-крестьянка». Проект

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено


Научиться владеть навыками устной монологической речи

Иллюстрировать понятия «композиция» примерами из повести

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

19

Развитие речи.

Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

Формирование навыков исследовательской деятельности, приёмов самодиагностики

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, уметь определять меры усвоения изученного материала, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

Научиться чётко и верно давать ответы на поставленные вопросы

Письменный ответ на проблемные вопросы (пример):

- Почему повесть «Дубровский» можно назвать повестью о защите человеческой личности?

___

10 неделя

09.11-13.11

20

М.Ю. Лермонтов.

Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Умение работать со словарем литературоведческих терминов, со справочной литературой и ресурсами Интернета с целью поиска материалов о биографии и творчестве поэта (под руководством учителя), уметь строить монологическое высказывание

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественные функции в произведении, определять виды рифм и способов рифмовки

Начальные понятия о поэтической интонации, развитие представлений о балладе

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

2122

М. Ю. Лермонтов.

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях

«Три пальмы», «Утес».

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении «Листок». Проект

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Научиться анализировать текст стихотворения

Письменная работа по теме: Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова? (стихотворение по выбору)

11 неделя

16.11-20.11

23

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе «Бежин луг»

Формирование мотивации к самосовершенствованию, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа, формирование навыков работы в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Смысловое чтение, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, выделять и формулировать смысловую цель, применять метод информационного поиска, устанавливать рабочие отношения

Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении, выразительно читать фрагменты ( в том числе по ролям), участвовать в коллективном диалоге, различать образ рассказчика и автора-повествователя, научиться определять роль изображения природы в рассказе И. С. Тургенева

Развитие представлений о портретной характеристике персонажей, понятие о пейзаже в литературном произведении, создание собственных иллюстраций к рассказу

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

12 неделя

23.11.-27.11

24

Портреты и рассказы мальчиков в произведении

И. С. Тургенева «Бежин луг»

25

Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

13 неделя

30.11-04.12

26

Ф.И. Тютчев. Литературный портрет поэта. Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта в стихотворениях «Неохотно и несмело», «Листья», «С поляны коршун поднялся»

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, формировать навыки выразительного чтения

Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

Развитие понятия о пейзажной лирике, развитие понятия о звукописи, начальное представление о строфе.

Подбор цитатных примеров к теме «Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета», выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

27

А.А.Фет. Жизнеутверждающее начало в стихотворениях «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Еще майская ночь…», «Учись у них - у дуба, у березы». Проект

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Умение работать с разными источниками информации, узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, формировать навыки выразительного чтения

Знать особенности построения поэтического произведения, уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

Лекция, беседа, проблемные задания.

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

14 неделя

07.12-11.12

28

Н. А. Некрасов - поэт и гражданин. Стихотворение "Железная дорога". Картины подневольного труда

Формирование мотивации к самосовершенствованию, к коллективной и индивидуальной творческой деятельности

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, ставить вопросы и обращаться к художественной литературе

Учиться анализировать текст, развивать понятие о пейзажной лирике, о звукописи, иметь начальные понятия о строфе, уметь сопоставлять стихотворение с картиной, определять тему и идею стихотворения

Составление плана сообщения «Своеобразие композиции стихотворения (антитеза, значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор, риторические вопросы)

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

29

Народ - созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н. А. Некрасова "Железная дорога".

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

15 неделя

14.12-18.12

30

Контрольная работа по произведениям поэтов XIX века.

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности

Уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, планировать алгоритм ответа, формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Формирование умений к осуществлению контрольной функции

__

31

Н. С . Лесков - выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ "Левша".

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Развить понятие о сказе, владеть понятием "сюжет", уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления

Развитие понятия о сказе, понятие об иронии. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции. Составление викторины на знание текста сказа

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

16 неделя

21.12 - 25.12

32-33

Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе "Левша". Особенности языка сказа.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Развить понятие о сказе, владеть понятием "сюжет", уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа

Чтение сказа по ролям, беседа по вопросам. Комментарии.

УМК, фонохрестоматия

17 неделя

11.01-15.01


Сказовая форма повествования. Проект

Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы

УМК, фонохрестоматия

34

А. П. Чехов. Устный рассказ о писателе. Рассказ «Толстый и тонкий». Речь героев, юмористическая ситуация

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности

Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, применять метод информационного поиска, формировать навыки коллективного чтения, коллективного взаимодействия

Научиться составлять литературный портрет писателя, правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя, подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмора в рассказах А.П.Чехова»

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

35

Разоблачение лицемерия в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали

Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной диагностической деятельности

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, выполнять учебные действия, формулировать свою точку зрения

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, уметь составлять инсценировку

Конкурс на лучшее инсценирование рассказов; создание викторины на знание текста рассказов, создание собственных иллюстраций к рассказам

УМК, фонохрестоматия

18 неделя

18.01-22.01

36-37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какакя мгла…» Особенности пейзажной лирики.

Е.А.Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!..», «Чудный град порой сольётся…»

А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…» Проект

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, строить монологическую речь, овладеть диалогической речью

Выделять характерные признаки лирики в изучаемых стихотворениях, составлять устный и письменный сопоставительный анализ стихотворений, выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта

Выявление характерных признаков лирики в изучаемых стихотворениях, составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений, выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

19 неделя

25.01-29.01

38

Развитие речи. Сочинение. Сопоставительный анализ стихотворений

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразова-

нию

понимать проблему, выдвигать гипотезу, структуриро-

вать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

_

Произведения русских писателей XX века - 20 ч.

3940

А.И.Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».

Образ главного героя. Тема служения людям.

Формирование мотивации к самосовершенствованию, навыка взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

умение работать с разными источниками информации из ресурсов Интернета находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-

ной деятельности,

Знать, что такое рождественский рассказ, подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания

Понятие о рождественском рассказе, поиск в тексте черт рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, особенности рождественского рассказа, составление устного рассказа о герое и его прототипах

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

20 неделя

01.02-05.02

4142

А. Грин. Слово о сказочнике. Жестокая реальность и романтическая мечта в повести "Алые паруса". Душевная чистота главных героев повести.

Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-ной деятельности

Усвоить понятие жанра феерии, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, дать сравнительную характеристику героев

Понятие о жанре феерии, составление таблицы «Сравнительная характеристика Ассоль и Грея», подбор цитат, иллюстрирующих роль антитезы в композиции повести, сопоставление повести и ее киноверсии

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

21 неделя

08.02-12.02

43

А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Прекрасное вокруг нас. Сказка-быль "Неизвестный цветок".

Совершенство-

вание духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе


Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, своеобразие стилистики платоновской прозы

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», подбор цитатных примеров, иллюстриру-ющих различные формы выражения авторской позиции в рассказах

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

22 неделя

15.02-19.02

44

«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Смысловое чтение, уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на язык и стиль автора

Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», раскрыть особый мир платоновских героев

УМК, фонохрестоматия

4546

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Солдатские будни в стихотворении о войне.К.Г. Симонов «Ты помнишь, Алёша…».

Любовь к Родине в годы военных испытаний. Д.С.Самойлов «Сороковые»

Совершенствова-ние духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

отношения к русской литературе, к культурам других народов.



Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы

Совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения, определять особенность звукового оформления, рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение

Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка писателя и определение их художественной функции, подбор примеров к теме «Роль антитезы в стихотворениях о войне»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

23 неделя

22.02-26.02

47

В.П. Астафьев. Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой».

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод

Подбор цитат к теме «изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни», анализ эпизода

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

24 неделя

29.02-04.03

48

"Весело и интересно проведенный день" (нравственные проблемы рассказа Астафьева "Конь с розовой гривой"). Яркость и самобытность героев рассказа. Проект

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифициро

вать, строить логическое рассуждение, умозаключение.

Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод

Подбор цитат к теме «изображение в рассказе жизни и быта сибирской деревни», анализ эпизода

УМК, фонохрестоматия

49

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г. Распутина «Уроки французского»

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, строить логическое рассуждение, умозаключение

Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

25 неделя

07.03-11.03

50

Душевная щедрость учительницы в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского». Нравственная проблематика рассказа

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифици-ровать, строить логическое рассуждение, умозаключение

Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, в том числе по ролям, анализировать эпизод

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «рассказ, сюжет, герой-повествователь», подбор цитат к теме « Трудности послевоенного времени в рассказе «, анализ эпизода «Игра в замеряшки»

УМК, фонохрестоматия

5152

Ф. Искандер Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».

Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

Развитие понятия о юморе, поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», сопоставление функций мифологических образов в классической и современной литературе

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

26 неделя

14.03-18.03

5354

В.М. Шукшин. Особенности шукшинских героев-чудиков в рассказах «Критики», «Срезал».

Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

Иметь представление об особенностях шукшинских героев-чудиков», выполнять письменный выборочный пересказ с творческим заданием

Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-чудиков», письменный выборочный пересказ с творческим заданием

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

27 неделя

21.03-25.03


55

Развитие речи. Сочинение.

Письменные ответы на проблемные вопросы

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

- В чем странность и привлекатель-ность героев Шукшина.

- Каков образ моего ровесника в изученных произведениях

28 неделя

04.04-08.04

5657

А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине.

С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь романтики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием, формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, уметь выразительно читать вслух и понимать прочитанное

Научиться выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств

Выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, работа впарах, устные ответы на вопросы с использованием цитирования, комментирование оценок

УМК, фонохрестоматия,

Мультимедийный проектор

29 неделя

11.04-15.04

58

Н. Рубцов. Человек и природа в «тихой» лирике поэта. Проект

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, оценивать и формулировать то, что уже усвоено, моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию

Научиться выразительно читать стихотворения, определять роль изобразительно-выразительных средств

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, понятий, способов действий, участие в коллективном диалоге, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного домашнего задания

Фонохрестоматия,

Мультимедийный проектор

Из литературы народов России - 2 ч.

59-60

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю.

Кайсын Кулиев. «»Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым не был мой народ…». Тема бессмертия народа


воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного

отношения к русской литературе, к культурам других народов

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятель-ной деятельности

Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины и творчестве разных поэтов

Подбор цитат, иллюстрирующих общечеловеческое и национальное в лирике разных народов

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

30 неделя

18.04-22.04

Из зарубежной литературы - 9 ч.

61

Мифы Древней Греции.

«Подвиги Геракла». «Скотный двор царя Авгия»

Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества

Отличие мифа от сказки.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

31 неделя

25.04-29.04

62

Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».

Знание основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Поиск общего и различного в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве Вселенной и человеческого общества

Отличие мифа от сказки

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф»

УМК, фонохрестоматия

63

Геродот «Легенда об Арионе»

Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Выполнять сопоставительный анализ произведений

Поиск цитатных примеров, сопоставление мифа об Арионе со стихотворением А.С. Пушкина «Арион»

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

32 неделя

03.05-06.05

64-65

Гомер «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы (фрагменты).

Героический эпос Гомера.

Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,класси-фицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге

Понятие о героическом эпосе.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «миф

УМК, фонохрестоматия

33 неделя

10.05-13.05

66

Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот»

Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Уметь выделять и формулировать познавательную цель, оценивать и формулировать то, что уже усвоено, моделировать монологическое высказывание, аргументировать сою позицию

формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

Понятие о пародии.

Анализ пародийных образов и ситуаций в романе

УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

67

Ф.Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка»

Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, осознавать усвоенный материал, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои заьруднения

формирование умения анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, научиться определять жанрово-композиционные особенности баллады

Понятие о рыцарской балладе. Сопоставление русских переводов баллады Шиллера

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

34 неделя

16.05-20.05

68

Изображение дикой природы в новелле П.Мериме «Маттео Фальконе»

Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Формирование умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев

Понятие о новелле.

Анализ эпизода из новеллы

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

69

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Проект

Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Научиться понимать иносказательный подтекст философской сказки, оценивать и анализировать поступки героев

Понятие о притче. Анализ эпизода, инсценированное чтение

Портрет писателя , УМК, фонохрестоматия

Мультимедийный проектор

35 неделя

23.05-27.05

70

Литературная викторина по итогам года. Задание на лето

Приобщение к духовно-нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистиче-ских, демократиче-ских и традиционных ценностей.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение.

Викторина.

Мультимедийный проектор.






© 2010-2022