Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профильный уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г. Новый Уренгой


« Согласовано»

Руководитель методического объединения


___________________/ И.В. Сухачева/



Протокол № _____ от «____» ___ 2014 г.


« Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №9


_____________________/_В. Г.Житникова/



«____»__________ 2014г.

« Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №9



_________________/С.Н. Демидова/



Приказ № ____ от «____»________ 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА



Сухачевой Инны Владимировны

Ф.И.О., квалификационная категория


по русскому языку

предмет


10

класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №__________

от «_____»______2014г.

2014/2015 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образо­вания, примерной программы по русскому языку среднего (полного) общего образования. Рабочая программа составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания языкового образования в 10 классе на профильном уровне.

Общая характеристика учебного предмета.

Приоритетным направлением языкового образования в 10 классе на профильном уровне является углублённо-обобщающее изучение русского языка как системы в синхронном и диахронном (историческом развитии языковых явлений и языковой системы в целом) аспектах.

Углублённое изучение предполагает:

  1. более детальное ознакомление с теоретическими положениями науки о современном русском языке;

  2. введение исторических комментариев при изучении отдельных тем курса;

  3. рассмотрение переходных и синкретичных явлений в современном состоянии языка;

  4. расширение круга сведений лингвоведческого, этнокультуроведческого содержания;

  5. усиление внимания к функциональному аспекту языковых явлений;

  6. моделирование учебных задач, позволяющих развивать познавательную активность и организационные умения учащихся, что способствует формированию самостоятельности как сложного интегрального качества личности.

Курс углублённо-обобщающего изучения русского языка в 10 классе призван решить как специальные, так и общепредметные задачи. Среди специальных задач преподавания русского языка выделю следующие:

  1. формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся;

  2. формирование культуроведческой компетенции учащихся;

  3. формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Языковая компетенция предполагает знание единиц языка и правилах соединения, умение пользоваться ими в речи.

Лингвистическая компетенция предусматривает знание метаязыка лингвистики, основных её понятий, а также определённые представления об учёных-лингвистах, прежде всего об отечественных русистах.

Культуроведческая компетенция предполагает, в первую очередь, осознание языка как формы выражения национальной культуры.

Коммуникативная компетенция предусматривает:

  • наличие определённых теоретических сведений о языке;

  • наличие определённых умений и навыков (орфоэпических, лексических, грамматических и др.);

  • наличие умений соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения;

  • наличие знаний и умений организовать речевое общение с учётом социальных норм поведения.

При обучении русскому языку как средству общения в 10 классе используется коммуникативно-деятельностный подход, который предполагает:

  • обучение средствам языка;

  • обучение частноречевым умениям и навыкам (орфоэпическим, акцентологическим, лексическим, грамматическим, пунктуационным);

  • обучение умениям и навыкам в различных видах речевой деятельности (рецептивных - аудировании и чтении, продуктивных - говорении и письме);

  • обучение умениям и навыкам общения на языке.

Цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии; к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функцио­нально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исто­рический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зре­ния нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесооб­разного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Задачи:

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей­ся системе;

  • овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

  • освоение коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Место и роль учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «русский язык» в вариативной части (профильный уровень) отводится 3 часа в неделю (102 часа в год).

Формы организации учебного процесса, технологии обучения, формы контроля

В 10 классе развитие творческого мышления продолжается, но уже на более высоком научном уровне. Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса, но сохраняется свобода творчества и нестандартные подходы к изучению русского языка: деловая игра, семинарское занятие, проблемный урок, урок-диспут, урок-исследование. Сохраняются традиционные формы урока: урок-лекция, урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др.

Применяются технологии обучения: личностно - ориентированная технология, диалоговая, проблемная технология, игровая.

При планировании уроков были использованы следующие формы контроля знаний: тест с заданиями в форме ЕГЭ, эвристическая беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа по индивидуальным карточкам, подготовка рефератов, сообщений. В конце каждого раздела запланированы зачетно-обобщающие уроки, которые позволят выявить уровень знаний учащихся в целом по разделу, выявить умения и навыки обобщать изученный материал и анализировать, а так же применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Программа составлена с учетом специфики данного класса. В 10 классе обучаются 7 мальчиков и 10 девочек. По итогам прошлого учебного года уровень качества знаний составил 63 %, уровень обученности 100%. 40% учащихся положительно мотивированы на получение знаний. 60% учащихся со слабыми знаниями по предмету по причине отсутствия системы в подготовке к предмету. Большая часть учащихся предпочитает выполнять работу по образцу. Есть проблемы в умении выражать свои мысли, делать анализ текста. Поэтому при подготовке данной программы было уделено внимание формированию навыков работы с текстом (составление плана, конспекта, опорных схем, заполнения сравнительных таблиц). При объяснении нового материала запланированы лекции с элементами беседы с целью развития навыков рассуждения, сравнения, анализа. Устные ответы учащихся строятся в соответствии с планом, опорной схемой. Для развития коммуникативных компетенций используются групповые формы работы по изучению нового материала.

Система оценивания.

Оценивание устного ответа

Оценка «пять» - раскрытие материала полное, дополнения не требуются, дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности. большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «три» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки, определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Оценка «два» - незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Оценивание письменного ответа:

Оценка «пять» - задания выполнены на 95 - 100 %

Оценка «четыре» - задания выполнены на 75 - 94 %

Оценка «три» - задания выполнены на 50 - 74%

Оценка «два» - задания выполнены ниже 50 %

Оценивание теста:

Оценка «пять» - задания выполнены на 80 - 100 %

Оценка «четыре» - задания выполнены на 65 - 79 %

Оценка «три» - задания выполнены на 50 - 64%

Оценка «два» - задания выполнены ниже 50 %

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Количество часов

всего

часов

часов

Теория

Практические работы

Контроль знаний

Содержательный учебный блок №1

1

Общие сведения о языке

5

1

3

1

2

Речь как процесс коммуникативной деятельности

7

6

1

3

Орфография

Орфография

2

2

4

Синтаксис и пунктуация

7

3

2

2

Содержательный учебный блок №2

5

Становление и развитие русского языка

3

1

2

6

Текст как результат речевой деятельности

2

2

7

Орфография

2

2

8

Синтаксис и пунктуация

6

1

3

2


Содержательный учебный блок №3

9

Краткая история русской письменности и реформы русского письма

2

2

10

Виды речевой деятельности и способы информационной переработки текста

4

3

1

11

Орфография

2

2

12

Синтаксис и пунктуация

7

2

3

2

Содержательный учебный блок №4


13

Лексика и фразеология

10

7

2

1

14

Функциональные стили речи

5

4

1

15

Орфография

1

1

16

Синтаксис и пунктуация

4

2

2

Содержательный учебный блок №5


17

Фонетика

6

4

1

1

18

Нормы русского литературного языка

3

1

2

19

Орфография

3

3

20

Синтаксис и пунктуация

5

3

2

21

Морфемика и словообразование

6

4

1

1

22

Русский речевой этикет

1

1

23

Орфография

3

3

24

Синтаксис и пунктуация

7

3

2

Итого

105

40

44

17

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Учебный курс состоит из шести частей, в каждой из которых - четыре раздела. Теоретические сведения обобщают и систематизируют на качественно новом уровне материалы 5-9 классов и включены в раздел 1 каждой части.

Раздел 2 ориентирован на овладение всеми видами речевой деятельности, формирование культуры устной и письменной речи, развитие умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Раздел 3 предусматривает системное повторение наиболее сложных вопросов русской орфографии.

Раздел 4 нацеливает на углублённо-обощающее повторение синтаксиса русского языка и наиболее сложных вопросов пунктуации.

Содержательный учебный блок №1 (21 час).

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе. Понятие естественного и искусственного языка. Разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью.

Речь. Формы речи: внутренняя-внешняя; письменная-устная; монологическая-диалогическая. Характерные различия форм речи. Монолог и его разновидности: информационная, убеждающая, побуждающая речь. Диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Правописание сложных слов.

Синтаксические единицы. Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи; особенности управления некоторых грамматических форм. Общая характеристика типов предложений. Порядок слов в предложении. Основы русской пунктуации. «чужая» речь и способы ее пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.

Содержательный учебный блок №2 (13 часов).

Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка: донациональный период развития русского языка (X - середина XVII в. до наших дней);

национальный период развития русского языка ( с середины XVII в. До наших дней);

роль М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина в развитии русского литературного языка;

русский литературный язык с начала XX века и до наших дней. Признаки текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи (текстов): рассуждение, повествование, описание. Употребление прописных и строчных букв. Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Типы сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Виды односоставных предложений: глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, обощенно-личные, безличные и их разновидности - инфинитивные); именные (назывные).

Содержательный учебный блок №3 (15 часов)

Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.

Виды речевой деятельности: говорение, письмо, слушание, чтение. Способы чтения. Способы фиксации прочитанной информации: конспектирование, реферирование, аннотирование.

Правописание -Н- и -НН- в суффиксах слов разных частей речи. Второстепенные члены предложения: дополнение. Определение. Приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Виды неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

Содержательный учебный блок №4 (20 часов)

Слово как лексическая единица:

типы лексических значений слова; способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха.

Омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омоформы, омографы. Паронимия, синонимия, антонимия. Формирование и развитие русской лексики: исконно-русские слова; заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков; освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы, неологизмы. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова; диалекты русского языка, диалектная лексика; специальная лексика - термины и профессионализмы; жаргонная лексика.

Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Фразеология:

отличие фразеологизмов от свободных сочетаний слов;

типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения; классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления, стилистической окрашенности.

Научный стиль, его разновидности и особенности.

Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности: деловые бумаги личного характера и особенности их составления: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.

Публицистический стиль, его разновидности и особенности.

Стиль художественной литературы и его особенности.

Разговорный стиль и его особенности.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-

Общая характеристика сложных предложений.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Содержательный учебный блок №5 (36 часов)

Предмет фонетики. Устройство речевого аппарата. Звуки речи и фонемы. Позиционные чередования звуков речи. Основные правила транскрибирования.

Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпических норм. Признаки «старшей» орфоэпической нормы. Современные орфоэпические нормы.

Употребление мягкого знака после шипящих согласных.

Употребление разделительных Ъ и Ь знаков.

Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках. Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную. Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением. Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости/звонкости.

Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс. Национальная специфика этикета. Правила и нормы речевого этикета.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Првописание О - Ё после шипящих и Ц в разных морфемах.

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны знать:

- взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников;

  • применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. И.В.Гусарова Русский язык. 10 класс: программа курса / И.В.Гусарова. - М.: Вентана-Граф,2013. (рекомендован Минобрнауки РФ).

  2. Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №1. - М.: Вентана-Граф,2013. (рекомендована Минобрнауки РФ).

  3. Гусарова И.В., Иванов С.Л. Русский язык. Базовый и углублённый уровни. 10 класс. Рабочая тетрадь №2. - М.: Вентана-Граф,2013. (рекомендована Минобрнауки РФ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ


  1. Русский язык10-11 классы. Тесты для учащихся(8компакт-диск) - «Учитель» 2008

  2. gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm 2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL: labirint.ru/software/135117/

  3. Как правильно говорить по-русски. Интерактивное учебное пособие, 2007.

  4. Единый государственный экзамен: Русский язык. 2013-2014: электронное учебное пособие. - 1 электрон, диск (CD-ROM).

  5. Подготовка к ЕГЭ 2014 на 100 баллов: электронное учебное пособие. - 2 электрон, диск (CD-ROM).

  6. Русский язык 10-11 классы. Тестовый контроль. Компакт-диск проверочных интерактивных тестирований. - «Учитель» ,2009.








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п




Тема урока




Кол-во часов




Тип урока




Элементы содержания




Знания, умения




Домашнее задание



Дата


Содержательный учебный блок №1

1.

Введение в курс русского языка 10 класса. Цель изучения курса.

Входное диагностическое тестирование.

1.

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков.

Знают: основные нормы русского литературного языка.

Умеют: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

Стр.6 §1 прочитать, задание 1.


2.

Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Предмет лингвистики. Общественная приро­да и функции языка, его внутренняя структу­ра, закономерности его функционирования и исторического разви­тия; классификации кон­кретных языков.

Знать: основные едини­цы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности.

Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа.

Стр.7-8, §2 учить, упр.6 (перечислить функции языка, о которых говорит Н.Шанский).


3.

Взаимосвязь языка и мышления. Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем.

Знают: особенность тек­стов по стилю и типу.

Умеют: отмечать стиле­вые черты, языковые средства текста; аргумен­тированно анализировать текст; проводить лин­гвистический анализ языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических.

§3,4 знать основные понятия, стр. 13 упр.12.


4.

Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Языки естественные и искусственные. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами.

Знают: в чём различия между естественными и искусственными языками, специализированными и неспециализированными; единицы и уровни языковой системы; разницу между языком и речью.

Умеют: проводить самостоятельное лингвистическое исследование; подтверждать или опровергать гипотезу; определять ведущий тип речи в данных отрывках.

§5,6, стр. 15, упр.14 (3) или стр.16, упр.15 (3) или стр.20 упр.20 (3) (на выбор учащихся).


5.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1-К4. Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ: формулировка проблемы, комментарий к проблеме, позиция автора. Аргументация собственной позиции. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста

Р.Т. Стр. 21 упр. 22 выполнять в рабочей тетради №1 стр.15.


6-7.

Речь; формы речи: внутренняя - внешняя; устная - письменная; монологическая - диалогическая.

Характерные различия форм речи.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Речь; формы речи: внутренняя - внешняя; устная - письменная; монологическая - диалогическая.

Характерные различия форм речи.

Знают: основные способы передачи чужой речи.

Умеют: определять способ передачи чужой речи.

§8,Стр.24, упр. 25.


8-9.

Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь.

Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы речи: монолог; классификация монологических высказываний с точки зрения их основной цели: информационная, убеждающая, побуждающая речь.

Составление монологических высказываний различной целевой направленности и их анализ.

Знать и понимать: значение понятий: монолог, диалог, полилог; разновидности диалога; характерные особенности диалога (информативность реплик, соблюдение участников причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний); структурные элементы монолога (вступление, основная часть, заключение), отличие монолога как формы речи; особенности пунктуационного оформления «чужой» речи при диалоге, разновидности монологических высказываний.

Умеют: выделять характерные черты монолога; вести диалог, следить за мыслью собеседника в диалоге, строить реплики как неразрывные пары; представлять информационный текст в виде краткого выступления, рассчитанный на восприятие учащихся 5 класса, готовить информационное сообщение, учитывая особенности восприятия информации потенциальными слушателями; готовить текст монологического выступления в жанре убеждающей речи; составлять собственный диалог.

§9,стр. 32, упр.31.



Стр.37, упр.36


10-11.

Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

Организация групповой дискуссии на актуальную тему.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы речи: диалог и его разновидности: беседа, обсуждение, дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения.

§10. Подготовиться к дискуссии.



Стр. 42, упр.42.


12.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К1. Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов и их анализ на последующих уроках.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста.

Р.Т. стр. 34, упр.16.


13-14.

Правописание сложных слов.

2.

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием сложных слов.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ­ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.


§11. Стр.47,50, упр. 44 (доделать), 45 (доделать).


Стр.58, упр.46.


15-16.

Синтаксические единицы.

Словосочетание: строение, типы, виды грамматической связи.

Подготовка к ЕГЭ. Задание В3.

Особенности управления некоторых грамматических форм. Подготовка к ЕГЭ. Задание А5.


2.

Комплексное применение знаний.

Синтаксические единицы; синтаксические связи и их типы; средства выражения синтаксической связи; вопрос о словосочетании; типы подчинительной связи в словосочетании; сильное и слабое управление; синонимия словосочетаний.

Знают: строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; его отли­чие от слова и предложе­ния; способы выражения.

Умеют: вычленять словосочетание из предло­жения; подбирать сино­нимичные словосочета­ния как средство вырази­тельности речи; делать разбор словосочетаний; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§12-13,стр.63, упр. 49.


§13, стр.64. упр. 50.


17.

Общая характеристика типов предложений. Подготовка к ЕГЭ. Задание А10.

Порядок слов в предложении.

1.

Комплексное применение знаний.

Предложение как единица синтаксиса; интонационные и грамматические признаки предложения; порядок слов в предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Знают: основные единицы языка, их признаки.

Умеют: осознавать предложения как основную единицу языка, средство выражения мысли, чувств; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§14-15, упр. 51.


18-19.

Основы русской пунктуации.

«Чужая» речь и способы её пунктуационного оформления: знаки препинания при диалоге, прямой речи и цитировании.

2.

Комплексное применение знаний.

Принципы современной русской пунктуации; разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Знают и понимают: основные принципы пунктуации; основные способы передачи чужой речи; знаки препинания при цитировании.

Умеют: правильно расставлять знаки препинания согласно его функциям; соблюдать пунктуационные нормы языка; определять способ передачи чужой речи; заменять прямую речь косвенной и наоборот; находить в тексте несобственно-прямую речь.

§16, стр.75, упр.55.

Стр.87, упр.61.


20-21.

Итоговый контроль по БЛОКУ №1, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2.

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Знают: основные нормы русского литературного языка.

Умеют: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

§18, познакомиться с материалом.


Содержательный учебный блок №2

22-23.

Происхождение русского языка.

Этапы развития русского литературного языка.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов; русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Знают: основные этапы исторического развития русского языка; что такое «второе южнославянское влияние»; причины распада языка-основы на диалекты

Умеют: оформлять свои лингвистические исследования в жанре научной мини-статьи

§18,19, стр.95, упр. 64.


Стр.100, упр.67

24.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К2.

Комментарий к проблеме; типы комментариев: текстуальный и концептуальный. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

1.

Комплексное применение знаний.

Проблема текста; способы выявления проблемы; способы формулирования проблемы. Составление рабочих материалов.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению.

Р.Т.стр.63, упр.16.

.

25-26

Основные признаки текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание А 27.

Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к ЕГЭ. Задание В 7.

2.

Комплексное применение знаний.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершение умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность).

Способы и средства связи предложений в тексте.

Знают: отличительные особенности разных стилей речи; основные признаки текста (членимость, смысловая цельность текста, тема текста, основная мысль, абзац, завершённость, связность); способы и средства связи предложений в тексте.

Умеют: использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

Раздел 2, §9, стр. 24-38; раздел 6, §20, стр.102-105.

Стр.107, упр.71.

Раздел 6, §21, стр.105-107.


Раздел 2, §22, стр.109-114.

Стр.116, упр.75.


Функционально-смысловые типы речи (текстов). Подготовка к ЕГЭ. Задание А 29.

Комплексный анализ текста. Конструирование текста. Подготовка к ЕГЭ. Задание А 7, А8.


27-28.

Употребление прописных и строчных букв.

2.

Комплексное применение знаний.

Правописание прописных и строчных букв в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов и т.д.

Знают: правила употребления прописных и строчных букв.

Умеют: употреблять прописные и строчные буквы в именах собственных и производных от них, в прилагательных и наречиях, образованных от собственных имён, в названиях исторических событий, эпох, геологических периодов, а также праздников, народных движений, знаменательных дат; в сложносокращённых словах и аббревиатурах, в названиях документов, памятников старины, произведений искусства, в названиях организаций и учреждений, наименований должностей, званий, титулов.



§23, упр.84, стр. 126.


29-30.

Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое.

Типы сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.

2.

Комплексное применение знаний.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое.

Знают: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Умеют: находить односоставные предложения и определять их вид; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определять способ выражения подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого;

§24,стр.137, упр.88.

Стр.140, упр.89.



31.

Согласование подлежащего и сказуемого.

Подготовка к ЕГЭ. Задание В9.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1.

Комплексное применение знаний.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое.

Знают: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Умеют: находить односоставные предложения и определять их вид; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определять способ выражения, подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§25, стр.148, упр.92.(7-11)

Раздел. 8, §24, стр.127-132, 132-140.

§26.стр.151,упр.93(9-12).


32.

Виды односоставных предложений. Подготовка к ЕГЭ. Задание В4.

1

Комплексное применение знаний.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого. Простое глагольное, составное глагольное и составное именное сказуемое.

Знают: способы выражения, подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Умеют: находить односоставные предложения и определять их вид; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; определять способ выражения, подлежащего и сказуемого; определять разновидности сказуемого; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

Раздел 8, §27, стр.152-155.

Стр.156. упр.96.


33-34.

Итоговый контроль по БЛОКУ №2, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2.

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков.

Знают: основные нормы русского литературного языка.

Умеют: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Стр.157. упр.97.



Содержательный учебный блок №3


35-36.

Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Кириллическая азбука. История русской графики. Принцип русской графики. История русской орфографии. Принципы современной русской орфографии.

Знают: историю развития и возникновения русской письменности, русской графики; роль письменности в развитии языков и культуры, принципы русской орфографии; основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: проводить самостоятельно лингвистическое исследование и оформлять его результаты как научную статью; аргументированно отвечать на вопросы; опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ­ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

§ 28-29, стр.164, упр.98 (2).

§ 30-32, стр. 174, упр.105.


37.

Виды речевой деятельности: слушание, письмо, чтение.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. Речевая ситуация и её компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Знают: виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное; вербальные и невербальные средства общения; компоненты речевой ситуации (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства); виды слушания; основные способы чтения.

Умеют: использовать продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение) видов речевой деятельности; различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего и др.; определять доминанту текста; аргументированно отвечать на вопросы;

§33, стр.176,упр.106.


38.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. К3. Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Авторская позиция, средства выражения авторской позиции. Составление рабочих материалов.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста. составлять рабочие материалы к сочинению.

Стр.179, упр.107 (3).


39.

Способы информационной переработки текста: конспектирование, реферирование, аннотирование.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Приёмы совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственных текстов. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

Знают: приёмы совершенствования и редактирования текстов; приёмы информационной переработки текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

Владеют: приёмами совершенствования и редактирования текстов.

Умеют: редактировать собственные тексты; информационно перерабатывать текстов различных функциональных стилей и жанров; писать тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

§34,стр.181, упр.108.


40.

Практическое занятие по конспектированию, реферированию, аннотированию. Подготовка к ЕГЭ. Задание А28.

1.

Комплексное применение знаний.

Приёмы совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственных текстов. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

Знают: приёмы совершенствования и редактирования текстов; приёмы информационной переработки текстов различных функциональных стилей и жанров: тезисы, конспекты, аннотации, рефераты.

Владеют: приёмами совершенствования и редактирования текстов.

Умеют: редактировать собственные тексты; информационно перерабатывать текстов различных функциональных стилей и жанров; писать тезисы, конспекты, аннотации, рефераты; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков.

Раздел 2, § 9, стр.24-38; раздел 6, § 20, стр. 102-105; раздел 6, § 21, стр. 105-107; раздел 10, § 30, стр.175-176, § 33, стр.179-183.


41-42.

Правописание Н-НН в суффиксах слов разных частей речи. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.13.

2.

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

Знать: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ­ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков.

Раздел 11, §35, стр. 184-191.

Стр.187,упр.113.

Стр.192,упр.119.


43-44.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении.

2.

Комплексное применение знаний.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство. Употребление дефиса при одиночном приложении. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. Разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи. Разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова. Способы выражения второстепенных членов предложения.

Знают: второстепенные члены предложения: дополнение, определение, приложение, обстоятельство; правила употребление дефиса при одиночном приложении; разновидности дополнений и определений по способу подчинительной связи; разновидности обстоятельств по характеру поясняемого слова; способы выражения второстепенных членов предложения.

Умеют: находить второстепенные члены предложения и определять их вид; определять способ выражения второстепенных членов предложения; находить предикативную основу в простом односоставном и двусоставном предложениях; употреблять дефис при одиночном приложении;

§ 36, карточка.


Стр.205, упр.125.


45.

Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

1.

Комплексное применение знаний.

Типы неполных предложений. Тире в неполном предложении. Нечленимые предложения.

Знают: в чём различие между полными и неполными предложениями; типы неполных предложений; правила постановки тире в неполном предложении; какие предложения называются нечленимыми и способы выражения нечленимых предложений.

Умеют: находить неполные предложения и определять их тип; находить нечленимые предложения, указывать разновидность нечленимых предложений и способ выражения; ставить тире в неполном предложении; находить односоставные предложения и определять их тип; объяснять орфограммы и пунктограммы.

§37-38, стр.213, упр. 130.


46-47.

Итоговый контроль по БЛОКУ №3, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2.

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков.

Знают: основные нормы русского литературного языка.

Умеют: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Стр. 212, упр. 128.



Содержательный учебный блок № 4


48-49.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1 К4. Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента Составление рабочих материалов к сочинению и их анализ на последующих уроках.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Аргументация собственной позиции; виды аргументов; структура аргумента.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению.

Р.Т.№ 2, Стр. 57, упр.16


50.

Сущность слова как лексической единицы. Типы лексических значений слова. Способы переноса лексических значений слова: метафора, метонимия, синекдоха.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Слово - основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексические средства выразительности речи.

Знают: смысл понятий од­нозначные и многознач­ные слова; метафора, метонимия, синекдоха

Умеют: определять пря­мое и переносное значе­ния слов; свободное прямое и несвободное значение слов; мно­гозначного слова, соот­ветствующее ситуации;

§39, стр.222, упр135.

Раздел 13, §39, стр. 216-222.


51.

Лексическая омонимия и смежные с ней явления: омофоны, омографы, омоформы. Паронимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.2.

1.

Комплексное применение знаний.

Слово - основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексическая омонимия и смежные с ней явления. Лексические средства выразительности речи.

Знают: специфику смыс­ловых отношений между словами.

Умеют: определять си­нонимы, антонимы, омо­нимы, паронимы, их зна­чение в контексте; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков.

§40-41,стр. 226, упр. 138 (12-16), стр.228, упр.140

Раздел 13, §41, стр.227.


52.

Синонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30.

Антонимия. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30.

1

Комплексное применение знаний.

Слово - основная лексическая единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексические средства выразительности речи.

Знают: специфику смыс­ловых отношений между словами.

Умеют: определять си­нонимы, антонимы, омо­нимы, паронимы, их зна­чение в контексте; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнять бланков.

§42-43,стр. 234, упр. 148.

Раздел 13, §39, стр.216-222, §42, стр.228-230, §43, стр.232-233, §46, стр.246-249, §47, стр.250-5-256, §48, стр.259-260, §49, 261-266.


53-54.

Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков.

Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формирование и развитие русской лексики: исконно русская, заимствования из славянских языков: старославянизмы и их признаки; заимствования из неславянских языков.

Освоение заимствованных слов русским языком: лексически освоенные слова, экзотизмы, варваризмы.

Знают: сферы употреб­ления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникнове­ния заимствованных слов в язык и речь.

Умеют: определять заим­ствованные слова в тек­сте, уместно употреблять заимствованные слова в речи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

§44, стр.241, упр.154.

§45, стр. 246, упр.156.


55.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса: устаревшие слова - историзмы и архаизмы; неологизмы.

Знают: сферы употреб­ления русской лексики, понятие активный и пассивный запас, историзмы, архаизмы, неологизмы, в чём отличие архаизмов от современного слова-синонима

Умеют: находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы и авторские неологизмы; находить современный синоним к архаизмам и историзмам; определять характер архаизмов.

§46,стр.248, упр.159.

Раздел 13, §39, стр.216 -222, §42, стр.228-230, §43, стр.232-233, §46, стр.246-249, §47, стр. 255-256, §48, стр.259-260, §49, 261-266.


56-57.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика.

Специальная лексика - термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления. Диалекты русского языка, диалектная лексика.

Специальная лексика - термины и профессионализмы. Эмоционально-экспрессивная окраска слов; лексические средства выразительности.

Знают: сферы употреб­ления русской лексики, понятие заимствованные слова, пути проникнове­ния заимствованных слов в язык и речь.

Умеют: определять заим­ствованные слова в тек­сте, уместно употреблять заимствованные слова в речи, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой

§47-48, стр.260, упр. 167.


58.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению.

Дописать сочинение.


59-60.

Фразеология; отличие фразеологизмом от свободных сочетаний слов.

Типы фразеологических единиц по степени слитности их компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.30.

Классификация фразеологизмов с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической окрашенности.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания,

Знают: понятие фразео­логизмы; состав и значение фразеологизмов.

Умеют: определять фра­зеологизмы (идиомы) - устойчивые сочетания слов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; распределять фразеологизмы на группы (сращения, единства, сочетания); объяснять смысл фразеологизмов; различать исконно-русские и заимствованные фразеологизмы; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§49, стр.266 упр.172


61.

Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Научный стиль, его разновидности и особенности; анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля.

Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); функциональные стили, язык художественной литературы; признаки научного стиля, его разновидности и жанры.

Умеют: выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста.

§ 50, подобрать текст научного стиля и выявить стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) этого текста.


62-63.

Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности.

Особенности составления деловых бумаг личного характера: заявление, доверенность, расписка, автобиография, резюме.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Межстилевая и стилистически закреплённая лексика. Стили письменной речи. Официально-деловой стиль, его основные жанры и особенности. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы); анализ текса научного стиля. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля.

Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки официально-делового стиля, его разновидности и жанры.

Умеют: выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста; писать деловые документы различных жанров: заявления, доверенности, резюме, деловое письмо, объявление, инструкции.

Имеют: практику устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера.

§51, стр.277, упр. 176.


64.

Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Публицистический стиль, его разновидности и особенности. Стиль художественной литературы и его особенности; анализ текста художественного произведения. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления.

Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки публицистического стиля, его разновидности и жанры; композицию публичного выступления; виды аргументации.

Умеют: выявлять стилеобразующие черты и языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические) текста; определять стиль текста; готовить публичное выступление; выбирать языковые средства оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

§52-53, подобрать тексты публицистического и художественного стилей и выявить их стилеобразующие черты и языковые особенности.


65.

Стиль устной речи - разговорный стиль и его особенности.

Лексический анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.12.

1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Стиль устной речи - разговорный стиль и его особенности.

Лексический анализ слова. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи.

Знают: признаки текста и его функционально-смысловых типов; признаки разговорного стиля.

Умеют: анализировать разговорную речь, содержащую грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.; оценивать устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§54, подобрать текст разговорного стиля и выявить его стилеобразующие черты и языковые особенности.


66.

Правописание приставок ПРИ - /ПРЕ -.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А.15.

1.

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописа­нием приставок пре-, при -.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основ­ные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; объяснять значения приставок ПРЕ-\ПРИ-; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§55, стр.287, упр.182.


67.

Общая характеристика сложных предложений. Сложносочинённые предложения. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.10.

1.

Комплексное применение знаний.

Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого; основные виды сложных предложений; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложносочинённые предложения.

Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда); расширение знаний учащихся о ССП. Классификация ССП по характеру союза и значению. Смысловые отношения ССП

Знают: признаки сложных предложений; основные группы ССП по значению и союзам; двучленные и многочленные предложения.

Умеют: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи; определять вид двучленных и многочленных предложений; объяснять характер отношений между частями ССП; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

Стр.290, упр.183.


68 .

Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Подготовка к ЕГЭ. Задание А.20.

1.

Раздел 16, §57, стр.294-297,

Стр.297, упр.186.


69-70.

Итоговый контроль по БЛОКУ №4, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2.

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков.

Знают: основные нормы русского литературного языка.

Умеют: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Стр.297, упр.185.


Содержательный учебный блок №5

71.

Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки.

1.1

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Предмет фонетики, устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки. Звуковые средства. Артикуляция. Артикуляционная классификация согласных и гласных звуков. Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация. Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.

Знают: понятие фонетика, фонология, фонема, артикуляция; устройство речевого аппарата; гласные и согласные звуки; звуковые средства; артикуляционную классификацию согласных и гласных звуков; правила слогоделения; типы слогов; особенности русского ударения.

Умеют: различать звуки и буквы; выделять фонетические единицы: звуки и слоги, слоги и такты; ударение; такты и фразы; транскрибировать слова; пользоваться средствами выразительности фонетики; сравнивать звуки по месту и способу образования; характеризовать звуки по способу, месту образования, по соотношению тона и шума; переносить слова; разбивать предложения на фразы и такты; характеризовать слоги; определять позиции гласных и согласных; определять изобразительные средства фонетики.


72.

Артикуляционная классификация согласных звуков.

1.

§62, стр.310, упр.204.


73.

Артикуляционная классификация гласных звуков.

1.

§63,


74.

Выделение фонетических единиц: звуки и слоги, правила слогоделения; слоги и такты; ударение; такты и фразы; интонация

1.

§64, стр.320, упр.220.


75.

Звуки речи и фонемы; фонетическая транскрипция; изобразительные средства фонетики.

1.

§65, стр. 327, упр. 231.


76.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению.

Дописать работу.


77.

Понятие языковой нормы. Формирование орфоэпической нормы. Признаки «старшей» орфоэпической нормы.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Языковая норма, и её основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках и словарях. Справочниках норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Знают: определение понятия языковая норма; признаки «старшей» нормы и признаки «младшей» нормы; основные нормы русского литературного языка.

Умеют: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разборы; соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского языка; производить орфографический и фонетический разбор; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§66-67,стр. 339, упр.237.


78-79.

Орфоэпические нормы в области произношения сочетания звуков, произношения согласных звуков в заимствованных словах.

Акцентологические нормы произношения отдельных слов.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А1.

Комплексный анализ текста.

2.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Раздел 18, §67, стр.336-338.


80.

Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А15.

1.

Комплексное применение знаний.

Употребление Ь после шипящих согласных. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать " в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

Раздел 15, §55, стр. 284-287 (правописание приставок ПРЕ-\ПРИ-); раздел 19, §69, стр. 342 (употребление разделительных Ъ и Ь знаков); раздел 19, §70, стр. 343 (правописание приставок на З-\С-); раздел 19, §71, стр.344 (правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную).


81.

Правописание приставок на З-/С-; чередующиеся гласные в этих приставках.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А15.

Правописание букв И и Ы в корне слова после приставок на согласную.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А15.

1.

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием приставок на з -/ -с; букв и-ы в корне слова после приставок на согласную.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать " в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

82.

Правописание гласных в корнях слов, проверяемых ударением.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А14.

Правописание согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А14.

1

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударной гласной в корне слова, проверяемой и непроверяемой ударением, чередующихся гласных; правописанием согласных в корнях, находящихся в слабой позиции по признаку глухости-звонкости.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать " в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

Раздел 19, §72, стр.345 (правописанием безударной гласной в корне слова); раздел 23, §85, стр. 397-400 (правописание чередующихся гласных).

Стр.346, упр.244.

83.

Общая характеристика сложноподчинённых предложений, виды придаточных предложений.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А10.

1.

Комплексное применение знаний.

Общая характеристика сложных предложений. Средства связи предикативных частей сложного предложения; закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в сложном предложении. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений.

Знают: признаки сложных предложений; основные типы придаточных СПП по значению; двучленные и многочленные предложения.

Умеют: различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них; создавать синонимичные конструкции сложных предложений и использовать их в речи; определять вид двучленных и многочленных предложений; объяснять характер отношений между частями СПП.

Стр.347, упр.245

84.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А25, А26.

1.

Комплексное применение знаний.

Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

Знают: признаки сложных предложений; основные типы придаточных СПП по значению; условия наличия и отсутствия запятой между частями СПП; правило постановки запятой на стыке двух союзов; правила пунктуации при оборотах, не являющихся придаточными предложениями.

Умеют: определять виды придаточных; объяснять пунктограммы на месте пропусков; подчёркивать союзные слова как члены предложения.

Раздел 20, §74, стр. 354-356; 358; §75, стр.363-365.

85.

Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями.

Подготовка к ЕГЭ. Задание В6.

1.

Комплексное применение знаний.

Типы соподчинения/ подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными частями.

Знают: признаки сложных предложений; основные типы придаточных СПП по значению; условия наличия и отсутствия запятой между частями СПП; типы подчинения в многочленных СПП.

Умеют: определять виды придаточных; объяснять пунктограммы на месте пропусков; определять тип подчинения; подчёркивать союзные слова как члены предложения; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

Раздел 16, §56, стр. 289-290 (общая характеристика сложных предложений), раздел 24, §91, стр.416-418 (сложное предложения с разными видами связи), раздел 20, §73, стр. 348-353 (общая характеристика СПП), § 75, стр. 363-365 (СПП несколькими придаточными).

86-87.

Итоговый контроль по БЛОКУ №5, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

2.

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков.

Знают: основные нормы русского литературного языка.

Умеют: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

Стр.366, упр. 252.

Содержательный учебный блок № 6

88-90.

Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс.

Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие.

Нулевые морфемы.

Основа слова.

Изменения в морфемном составе слова.

Морфемный анализ слова.

3.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Основные виды морфем: корневая и аффиксальные: приставка, суффикс, окончание, постфикс, интерфикс.

Классификация аффиксальных морфем по функции: словообразующие, формообразующие. Нулевые морфемы. Основа слова. Изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, декорреляция). Морфемный анализ слова. Морфемный и словообразовательный разбор.

Знают: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Умеют: применять знания по морфемике и словообразованию в практике правописания.

§76-79, стр. 379, упр.264.

91-92.

Способы словообразования.

Морфологические способы словообразования.

Неморфологические способы словообразования.

Процессы, сопровождающие словообразование.

Словообразовательный анализ слова. Подготовка к ЕГЭ. Задание В1.

2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Способы словообразования. Морфологические способы словообразования (аффиксация, сложение как морфологический способ образования).

Неморфологические способы словообразования (морфолого-синтаксический (переход слов одной части речи в другую), лексико-семантический (распад многозначного слова на омонимы), лексико-синтаксический (сращение сочетания слов в одно слово). Процессы, сопровождающие словообразование (чередования гласных и согласных в корнях слов, усечение производящей основы, наращение основы, наложение морфем). Словообразовательный анализ слова.

Знают: виды морфем (корень, приставка, суффикс, окончание, основа слова), чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Умеют: производить морфемный и словообразовательный анализ слов; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

Раздел 4, §81-82, стр. 380-383.

Комплексное применение знаний.

93.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

1

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению.

Дописать работу.

94.

Национальная специфика этикета.

Правила и нормы речевого этикета в процессе общения.

Правила и нормы речевого этикета при завершении общения.

1.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Национальная специфика этикета.

Правила и нормы речевого этикета в начале общения. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. Правила и нормы речевого этикета при завершении общения. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Знают: правила и нормы речевого этикета в процессе общения и при завершении общения; речевом общении как форме взаимодействия людей.

Умеют: делать выбор той или иной формы приветствия, в зависимости от речевой ситуации; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

§83-84,стр.396, упр.276.

95.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А14.

1.

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием безударных и чередующихся гласных в корне слова.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

§85, стр.401, упр.278.

Раздел 19, §72, стр.345 (правописанием безударной гласной в корне слова); раздел 23, §85, стр. 397-400 (правописание чередующихся гласных).

96.

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в разных морфемах.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А14.

1.

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием гласных после шипящих и ц.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

Раздел 19, §72, стр.345 (правописанием безударной гласной в корне слова); раздел 23, §85, стр. 397-400 (правописание чередующихся гласных).

Стр. 405, упр.280.

97.

Правописание Ы-И после Ц в разных морфемах.

Правописание согласных в корнях, проверяемых способом подбора однокоренного слова.

1.

Комплексное применение знаний.

Актуализация навыков применения орфограмм, связанных с правописанием Ы-И после ц.

Знают: основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические).

Умеют: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии; составлять словарный диктант на повторяемые орфограммы; решать учебные задачи на основе заданных алгоритмов.

§87-88, стр.407, упр. 282.

98.


Бессоюзные сложные предложения.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А10.

1

Комплексное применение знаний.

Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями БСП.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.

Знают: признаки бессоюзных сложных предложений; правила пунктуации в БСП.

Умеют: определять характер отношений между частями предложений; определять характер связей между частями сложных синтаксических конструкций; объяснять орфограммы и пунктограммы на месте пропусков; работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков.

§ 89, стр.415, упр.286.

99-100.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А24.

2.

Раздел 24, §90, стр. 411-414.

101.

Сложные синтаксические конструкции: сложные предложения с разными видами связи.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А26.

1.

§91, стр.419, упр.288.

102.

Итоговый контроль по БЛОКАМ №1-6, анализ его результатов и определение способов восполнения выявленных пробелов в знаниях учащихся.

1.

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков.

Знают: основные нормы русского литературного языка.

Умеют: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии

103-104.

Подготовка к ЕГЭ. Задание С1. Сочинение-рассуждение на материале публицистического текста проблемного характера и его анализ на последующих уроках.

2

Проверка, оценка и коррекция знаний.

Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка.

Знают: структурно-содержательные особенности сочинения в формате ЕГЭ; критерии оценивания части С.

Умеют: свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме; соблюдать нормы построения текста-рассуждения, определять тему текста; делить текст на логико-смысловые части иллюстрировать свой ответ цитатами из текста; составлять рабочие материалы к сочинению.

105

Резервный урок

1



48


© 2010-2022