Конспект урока в 5 классе Зимняя дорога. А. С. Пушкин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения и развития речи. 5 класс.

Тема. Зимняя дорога. А. С. Пушкин.

Планируемые результаты. Усвоение содержания, подготовка к заучиванию наизусть.

Цели. Проверить выполнение домашнего задания, подвести итог изученному. Познакомить с новым автором и его произведением. Добиваться усвоения сюжетного и идейного содержания. Пополнять словарный запас учащихся. Дать сведения об исторической эпохе, в которой создано произведение. Работать над техникой и выразительностью чтения.

Корригировать и развивать познавательные процессы: устойчивое внимание, различные виды памяти, мышления, их компонентов.

Поддерживать и развивать интерес к учению. Работать над формированием чувства эстетики, любви к природе.

Целеполагание

Восстановим знания, проверим домашнее задание.

На вопрос дадим ответ: чему учит нас поэт?

Совершим путешествие в историю, новых сведений получим море.

Будем бегло, выразительно читать, память и речь развивать.

И в любое время и погоду изучать историю, любить природу.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

- Послушайте стихи-загадку, назовите имя писателя:

На рязанской земле он родился,

Константиново звалось село.

Красотою природы гордился,

Чувство это крепло и росло.

Листьями в стихах природа шелестит,

Звоном, говором ручьев струится,

Легкими снежинками в окно стучит,

Под луною росами искрится.

Гомон птиц в прохладной летней сени…

Обо всем живом писал поэт… (Сергей Есенин).

Слайды № 1, 2, 3 - портреты писателя.

Слайды № 4, 5, 6 - назовите изучаемое произведение поэта.

Слайд № 7 - прочитайте историю создания стихотворения «Береза».

- Ребята, дома я попыталась тоже написать стихотворение «Береза». Послушайте его (слайд № 8):

Темной ночью, белым днем

Растет береза под окном.

Спит береза, всюду тишина.

Белым снегом укрыта она.

На востоке восходит заря

И снежинки в огне горят.

- Почему у меня не получилось стать поэтом? (У Есенина ярко и красиво)

- Читаем на слайде правильно и выразительно (слайд №9)

- Вспоминаем стихотворение, читаем одновременно с фильмом на экране.

- Слушаем образец выразительного чтения на экране телевизора.

- Читаем наизусть, прослушав критерии оценки:

Рассказать правильно сразу,

Не ошибившись ни разу.

Выразительно читать

И красоту березы передать.

- Чему учит нас автор этим своим произведением?

- А вот какое впечатление произвело это стихотворение на одного из великих людей: слайд № 10 - о композиторе Глинке.

Итог по первой части урока

Объяснение нового материала

- Ребята, мы продолжаем гостить в мастерской поэтического слова и сегодня нас в ней принимает замечательный поэт. Вы его хорошо знаете и отгадаете еще одну поэтическую загадку:

Крепко дружбой дорожил,

С детства с нянею дружил.

От нее добро и ласки,

И родной язык, и сказки.

Знаменитый стал поэт,

Пробыл в ссылке много лет.

Его знает целый свет

Вот уж больше двухсот лет.

Держите ушки на макушке

И называйте имя: … (Пушкин).

- По каким произведениям его знаете?

- Рассмотрите портрет великого поэта на слайде № 11.

- Этот портрет написал художник Орест Адамович Кипренский.

Когда Пушкин его увидел, он сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит»

- Как вы понимаете эти слова?

- Что вы можете, глядя на лицо, одежду поэта сказать о самом человеке и времени, в котором он жил?

- Рассмотрите ряд картинок, дайте общее название. (Транспорт).

- Какой это транспорт современный или старинный? Как путешествовали во времена А. С. Пушкина?

- Рассказ учителя по слайдам о путешествии в старину. Видимо в одну из таких поездок и появилось стихотворение слайд с обложкой произведения «Зимняя дорога»

Читает учитель. Какое стихотворение по характеру? Почему?

- Жужжащее чтение: отметить непонятные слова. Кто закончит раньше, проводит словарную работу на доске:

Борзая резвая, быстрая

Однозвучный (колокольчик) с одним звуком

Ямщик кучер

Разгулье веселье, радость

Тоска грусть, печаль

Версты полосаты черно-белые столбы

Аналитическая построфная работа

1 Ночь. Облака. Грустные просторы.

2 Дорога. Резвая тройка. Звон колокольчика.

3 Ямщик. Песни то веселые, то грустные.

4 Ни одного поселка. Полосатые верстовые столбы

- Учимся правильно читать: лучший ученик, цепочкой.

- Образец выразительного чтения: смотрим фильм.

- Читаем конечную цель нашей работы - № 4 на странице 139.

(Выучить стихотворение наизусть).

- Читаем на слайдах, восстанавливая содержание:

Сквозь волнистые ______

Пробирается ____ ,

На печальные _____

Льет печально свет _____ .

По дороге зимней, _______

Тройка борзая ________,

Колокольчик ________

Утомительно ________.

Что-то слышится _______

В долгих песнях _______:

То разгулье ___________,

То сердечная _________...

Ни огня, ни черной _______...

Глушь и снег… Навстречу ____

Только версты ________

Попадаются _________.

Послушаем музыкальное произведение на эти стихи Пушкина.

- Какое оно по характеру?

Домашнее задание. Рефлексия.

- Выучить стихотворение наизусть.

- Какое произведение изучали? Кто его автор?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Оцените свою работу сами, прикрепив или показав снежинки: белые отлично, синие хорошо.

- А теперь послушайте мою оценку.



© 2010-2022