Развитие речи. Поэма А. Вознесенского «Ров» (11 класс)

Есть в окрестностях Симферополя 10-й километр Феодосийского шоссе. Здесь в 1941-м году произошли массовые расстрелы советских граждан (уничтожено примерно 14 тыс. человек - это евреи, крымчаки, пленные краснофлотцы, раненые солдаты, больные). Громким скандалом в 1986-м году стало известие о случаях мародёрства на месте случившейся трагедии. Гробокопатели вскрыли эти братские могилы в поисках золота, которое несчастные жертвы унесли с собой. Рыли шурфы, вытаскивали черепа, выдирали золотые коронк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи. Поэма А.Вознесенского «Ров»

Урок рассчитан на 2 часа.

Литература

  1. А. Вознесенский «Ров». М.: «Советский писатель», 1987.

  2. «Книги не молчат» /Сборник публицистических статей. М.: «Советский писатель», 1989.

  3. Эдуардас Межелайтис. - Москва: «Известия», 1972.

  4. Журнал «Знамя» № 3-4, 1972 г.

  5. ru.wikipedia.org

  6. c-cafe.ru/days/bio/28/017_28.php

  7. Журнал «Знамя» № 3-4, 1972 г.

  8. Газета «Крымские известия» 26 апреля 2013 г. Ров: память нельзя укрыть бетоном.

  9. Строфывека. Антология русской поэзии. Сост. Е. Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995

Образовательные цели:

  1. познакомить учащихся с творчеством А. Вознесенского и его поэмой «Ров»;

  2. осмыслить идейное содержание произведения;

  3. привлечь внимание к вопиющим фактам вандализма, варварства, мародерства, жестокости;

  4. понять причины зарождения человеческой бездуховности;

  5. продолжить формирование умения читать и анализировать поэтические тексты, выделять проблемы, связывать их с жизнью, аргументировать свое высказывание;

  6. вызвать гневное осуждение безнравственных действий против памяти погибших.

Развивающие цели: Развивать культуру диалогического общения в ходе обсуждения проблемы; совершенствовать умение анализировать, выделять главное и делать выводы.

Воспитательные цели:

  1. создать атмосферу сотрудничества;

  2. способствовать воспитанию активной жизненной позиции учащихся;

  3. уметь давать нравственную оценку происходящему в жизни;

  4. убедить учащихся в том, что нравственная деградация общества грозит гибелью цивилизации и духовности.

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Форма учебной деятельности: классно-урочная, групповая, индивидуальная.

Вид урока: урок-размышление.

Методы обучения: диалогический, эвристический, наглядно-иллюстративный, частично поисковый.

Оборудование:

- Компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр, сопровождение:

- презентация выполнена в программе OpenOffice.org Impress;

- аудиозапись песни «Дай, Бог» в исполнении А. Малинина,

- видеоролик «Хрущевская оттепель. Кремль. Март1963.Заседание «Представителей художественной интеллигенции» (Видеоролик взят с сайта);

- репродукция картины В.Г. Перова "Старики-родители на могиле сына";

- свечи.

Ход урока.

Организационный момент.

Слово учителя: Обратите внимание на слайд №1. Что вы видите?

Ученик: На фотографиях слева изображены фашистские захватчики времен Великой Отечественной войны, а справа - воины сегодняшнего дня, солдаты Украины. Об этом свидетельствует их амуниция и государственная символика.

Учитель: История человечества - это, к сожалению, история войн, больших и малых. Поле Куликово, Бородино, Курская дуга… Русская земля, политая кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.

- Чем 2015 год знаменателен для нашей страны?

Да, со времени окончания Великой Отечественной войны прошло 70 лет. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней? Василь Быков: «Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах».

Мы живем в 21 веке. Сегодня, к сожалению, идет гражданская война? Брат убивает брата. Войны всегда несут только разруху, грабежи и убийства. Рассмотрим слайд №2. О чем говорят действия людей, изображенных на снимках?

Ученик: Немецкие солдаты и люди в черных масках занимаются мародерством.

Учитель: Да, действительно. Есть такая профессия, которая во все времена и при всех условиях игнорирует любые условности. Это мародеры. Ничего удивительного нет. Там, где военный конфликт, там же и мародеры. С трупов срывают золотые цепочки, серьги и кольца, забирают себе бумажники, сумки и наличные деньги, охотятся за мобильными телефонами жертв трагедии и другими предметами, представляющими какую-либо ценность.

А сейчас попробуйте сформулировать тему урока, учитывая сказанное, но не забывайте о прочитанных к сегодняшнему дню произведениях.

Ученик: Тема человеческой бездуховности в поэме А. Вознесенского «Ров».

Учитель: Молодцы. Как вы считаете, подходят ли к данной теме слова из стихотворения литовского поэта Эдуардаса Межелайтиса «Пепел»: «Боль, которой еще моё сердце не знало…»? Слайд №3 Запишите тему урока.

Ребята, сегодня мы прикоснемся к тайнам творчества одного из интереснейших поэтов 20 столетия А.А. Вознесенского. Особое внимание уделим его поэме «Ров», потому что те проблемы, которые затрагиваются в ней, очень актуальны в наше время. Век, в котором мы живем, сложный, противоречивый…Идут войны, где свой убивает своего... Нравственные идеалы утеряны, а новые не созданы. Как же остановить нравственную деградацию общества? Роль литературы в этом процессе огромна. Она учит, помогает формировать наши убеждения, побуждает к действию.

Сайд №5 Словарная работа.

Алчь (от алчный) - стремление к наживе, приобретению.

Деградация - постепенное ухудшение, вырождение, упадок, снижение или утрата позитивных качеств.

Вандал - разрушитель культуры, варвар.

Вандализм - бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство.

Мародер - тот, кто грабит население в районах военных действий, а также убитых и раненых на поле сражения, грабитель.

Для того чтобы работа была продуктивной, я поделю вас на три группы.

  • 1 группа - литературоведы. Они занимались подготовкой биографических сведений о поэте.

  • 2 группа - историки. Цель их исследовательской работы - познакомить нас через воспоминания, письма, документы с особенностями того времени, в котором жил поэт, а также с тем временем, о котором идет речь в поэме «Ров».

  • 3 группа - артисты. Задача этой группы - выразительное чтение стихотворений поэта.

Итак, слово литературоведам, историкам и артистам.

Биографическая справка поэта (подготовленный ученик) Слайды №6-8Развитие речи. Поэма А.Вознесенского «Ров» (11 класс)

Андрей Андреевич Вознесенский родился в 12 мая 1933 года в Москве. Отец, Андрей Николаевич Вознесенский, участник строительства крупнейших гидроэлектростанций: Братской, Ингурской. Фамилия ясно указывает на происхождение из духовного сословия. Прапрадед Андрея Андреевича, Андрей Полисадов, был архимандритом, настоятелем Благовещенского Муромского собора на Посаде.

Мать, Антонина Сергеевна Вознесенская, урожденная Пастушихина тоже из Владимирской области. Здесь, в Киржаче, провел часть детства будущий поэт. Во время войны, эвакуированные из Москвы, мать с Андреем жили в зауральском Кургане. После окончания Великой Отечественной войны семья вернулась в столицу.

Супруга - Зоя Борисовна Богуславская, известный прозаик, драматург, автор крупных культурных проектов в России и за рубежом, инициатор и координатор премии "Триумф". За годы, проведенные вместе, им удалось сохранить доброе и трепетное отношение друг к другу. По сей день Зоя Борисовна так отзывается о супруге: «Он ослепительный человек: добрый, восхищенный, умеющий мчаться навстречу событиям. Это поэт, который пропускал через свои нервные клетки все, что происходило с нами в последние четыре десятилетия».

Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Детские стихи Андрей Андреевич никогда не упоминает, хотя, очевидно, они уже обнаруживали талант. Недаром Борис Леонидович Пастернак, получив их по почте от четырнадцатилетнего мальчика, пригласил его к себе и затем приблизил. В 1957 году Андрей Андреевич окончил Московский архитектурный институт и получил специальность «архитектор». Но к этому времени его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. Евгений Евтушенко писал: «Он не вошел в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь…»

В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей. "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил" - так писал Пастернак из больницы.

В то время поэтические вечера в зале Политехнического музея стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962). В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг Вознесенского всяческим оскорблениям, крича ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!"

Просмотр видеоролика «Хрущевская оттепель» Кремль. Март 1963. Заседание «Представителей художественной интеллигенции».

Чтение стихотворения А. Вознесенского «Духовное взяточничество».

Однако, несмотря на временные опалы, стихи Вознесенского продолжали издаваться, и тиражи его книг доросли до 200 тысяч.

На счету классика российской литературы более 20 сборников прозы и стихов, в том числе «Треугольная груша», «Антимиры» (1964), «Ахиллесово сердце» (1966), «Взгляд» (1972), «Дубовый лист виолончельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Соблазн» (1978), «Избранная лирика» (1979), «Безотчетное» (1981), «Прорабы духа» (1984), «Ров» (1986), «Аксиома Самоиска» (1990), «Видеомы» (1992), «Девочка с персингом», «Гадание по книге» и другие.

В 1983 году вышло собрание сочинений в 3-х томах.

В памяти же миллионов четверть века Вознесенский остается автором легендарной рок-оперы «Юнона и Авось».

Ты меня на рассвете разбудишь,

Проводить необутая выйдешь.

Ты меня никогда не забудешь.

Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,

я подумаю: «Боже всевышний!

Я тебя никогда не забуду.

Я тебя никогда не увижу».

В этих строчках есть что-то удивительное, что находит отклик в сердцах миллионов влюбленных людей.

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (музыка Р. Паулса), "Песня на "бис" (музыка Р. Паулса), "Начни сначала" (музыка Е. Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (музыка Е. Осина), "Новые московские сиртаки" (О. Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.

У Вознесенского с ранней юности было много противников, но никто не мог отрицать того, что он создал свой стиль, свой ритм.

Поэт награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Этой награды он был удостоен «за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность».

Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности".

1 июня 2010 года поэт скончался в Москве.

А. Вознесенский и Крым. Крым, Ялта, Коктебель были не столько местом отдыха, а скорее источником новых тем и впечатлений, встреч с читателями и друзьями. Наш уютный южный город покорял его не только красотой моря, к которому он приходил «поразмышлять с самим собой», но еще и тем, что, как признавался Андрей Вознесенский, «если мне нужно хорошо поработать, написать что-нибудь серьезное, я еду сюда».

Здесь им написана «Баллада 41-го года», посвященная партизанам Керченской каменоломни, и две поэмы - «Доктор Осень» и «Ров».

Работа над темой урока. Слайд №9

Поэму «Ров» А. Вознесенский написал в 1986 году. В этом же году она была напечатана в журнале «Юность».

Не тащи меня, рок, в симферопольский ров.
Степь. Двенадцатитысячный взгляд.
Чу, лопаты стучат благодарных внучат.
Геноцид заложил этот клад.

Почти три десятилетия назад всю большую страну потрясли эти строки. Дикую историю о гробокопателях, еще в середине 80-х годов орудовавших на месте массовых расстрелов в годы Великой Отечественной войны невинных стариков, женщин, детей в противотанковом рву на 10-м километре трассы Симферополь-Феодосия, Андрею Вознесенскому рассказал крымский поэт Александр Ткаченко.

Вознесенского потрясло увиденное мародерство. Кто-то вскрыл братские могилы в поисках золота, которое несчастные жертвы унесли с собой. Говорят, немцы, как правило, собственноручно обиравшие своих жертв до нитки, отрубавшие пальцы вместе с кольцами и вырывавшие золотые коронки, здесь, в декабре 1941-го, почему-то спешили…. А вернувшиеся с послевоенной отсидки полицаи точно знали, где копать…

Человек отличается от червя.
Черви золото не едят.
Ты куда ведешь, ров?
Ни цветов, ни сирот.
Это кладбище душ - геноцид.

«Благодарные внучата» рыли шурфы, вытаскивали черепа, выдирали золотые коронки, зубы, находили золотые украшения, пролежавшие в земле 40 лет. Награбленное несли в скупку.

- Что двигало этими людьми? О чем они думали над трупной бездной?

Эти вопросы задает автор, обращаясь к страшным гробокопателям.

Из истории события.

Несколько десятилетий назад Л. Сейфулина писала в гневном очерке «Уцелел один»: «Симферополь превратился в сплошной застенок и отвратительную человеческую бойню. 9 декабря 1941 года немцы истребили древнейшее население Крыма - крымчаков. 11, 12, 13 декабря расстреляли всех евреев. Немцы зарегистрировали в Симферополе 14 тысяч евреев… Их смертный стон подряд трое суток стоял и в Симферополе, и в окрестностях… Один уцелел. Из четырнадцати тысяч - один». Его укрыл от расправы русский плотник.

Воспоминание очевидца: «Здесь, под городом, на 10-м километре, во время войны было расстреляно 12 тысяч мирных жителей, главным образом еврейской национальности. …Привозили их в крытых машинах. Раздевали до исподнего. От шоссе шел противотанковый ров. Так вот, надо рвом их и били из пулемета. Кричали они все страшно - над степью стон стоял. Был декабрь. Все снимали галоши. Несколько тысяч галош лежало…»

Аналитическая работа по тексту поэмы. Слайд №10

- Что вы думаете о названии поэмы? (К этому вопросу необходимо вернуться после полного анализа поэмы в конце урока).

- Какое впечатление произвела на вас поэма?

- Кто делится своими воспоминаниями об этом ужасном событии?

- Зачитайте отрывок из воспоминаний Василия Федоровича (глава «Послесловие»).

- Что же так внезапно возмутило и взволновало Василия Федоровича и его спутников? Почему увиденное они назовут страшным сном? (Зачитать отдельные фрагменты главы «Послесловие»)

- Чтение наизусть стихотворения «Ров».

- Дело № 1586. Что это за Дело? (глава «Дело», 2-й абзац)

- Кто же они, эти гробокопатели? Кто был в деле? (глава «Дело», 3-й абзац)

Ответ: Вот имена «благодарных внучат», названные А. Вознесенским:

а) тунеядец Кириллов,

б) крановщик облколхозстроя Нюхалов,

в) сотрудник НИИ Кременский,

г) врач Лиморенко,

д) перепродавали золото нигде не работающие Ахмедов, Меликян, Федулов, Мелешкин,

е) среди погромщиков была беременная женщина - продавец Мелихова. Самому молодому - 28 лет.

- Разорение кладбищ - преступление или нечто большее?

Ответ: Не голод и нужда вели к этому преступлению, не из-за куска хлеба разрывали могилы «благодарные внучата». Вопроса преступить - не преступить у них не было. Жестокость руководит людьми.

- Каким словом называет поэт поведение этих людей?

Ответ: Алчь.

Чтение стихотворения «Алчь. Прежний пролог»

Работа над лексическим значением слова «алчь» с использованием толкового словаря. Поэт пытается добраться до причин, до глубинных корней этой болезни. Свою задачу он видит в следующем: «Чем больше я соберу зла на страницы, - уверяет он, - тем меньше его останется в жизни».

- В чём видит поэт причину совершаемого святотатства? Уголовный или духовный процесс - главное для него? (глава «Грех»)

В народе разорение кладбищ не просто преступление, а грех перед людьми, своей совестью, убитыми.

Обращение к картине В. Перова «Старики на могиле сына». Слайд №11 Полотно «Старики-родители на могиле сына» принадлежит кисти великого русского художника Василия Григорьевича Перова. Холст исполнен в традиционном русском реализме. Скорее всего, тема полотна была навеяна Перову литературным произведением И.С.Тургенева - «Отцы и дети».
Сюжет картины очень прост. Крупным планом изображены старики. Силуэтом сгорбленных спин художник стремится передать горькие переживания героев на могиле сына, которая располагается прямо перед их ногами родителей. Они никак не могут покинуть место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем. Не нужно быть очень проницательным человеком, чтобы сразу заметить ту огромную грусть и печаль, которая охватила стариков. Нет большего горя для родителей, чем хоронить своих детей. Возможно, старики жалеют о том, что не были со своим ребенком в то время, когда они могли что-либо сделать, чтобы избежать беды. А сейчас, убитые горем, они пытаются хоть как-то это компенсировать и проводят долгие часы на могиле сына.

Два чувства дивно близки нам -Развитие речи. Поэма А.Вознесенского «Ров» (11 класс)

В них обретает сердца пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А. С. Пушкин.

Чтение стихотворения Э. Межелайтиса «Пепел» (перевод Алигер).

В России память об умерших людях всегда была священна.

Вывод: «Это процесс не уголовный - духовный процесс».

Глава «Глаза и драгоценности рва» - подтверждение чудовищности происходящего (чтение главы по ролям).

- Как оценивают свой поступок гробокопатели?

Ответ: Не считают преступлением. Каждый обогащается, как может.

- Кто погасил свет добра в их душах? Почему они стали такими?

Глава «Озеро».

Узнанное и увиденное там, под Симферополем, заставляет поэта по-новому посмотреть на всё происходящее, сильнее ощутить всю тяжесть ответственности за окружающее. Так появляется в поэме глава «Озеро».

Автор говорит в поэме не только о трагедии, связанной с прошлой войной. Вознесенского волнуют экологические проблемы. В данной главе затрагивается тема экологии души человека и экологии природы.

Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:

«Мертвое море - священный Байкал».

Поэт беспокоится, что наукой причинён вред озеру, боится, что в истории мы будем: «Эти, Байкал загубили которые». Он призывает изменить ситуацию, заботиться об озере и животном мире.

«… совесть народа должна быть чистой».

В чем смысловая нагрузка главы «Озеро»? Как она связана с основным событиями поэмы?

Окружающая среда страшна,

Экология духа страшней! (гл. «Вступление»)

Таким образом, главное для поэта - экология духа, а не природы. Поэт делает вывод: главная причина преступности - в бездуховности людей, в отсутствии серьёзной умственной работы, работы души, в забвении нравственных принципов.

Но ведь есть же настоящие люди, те, кто не винит во всех грехах время, а берёт ответственность на себя! Это видно из глав, посвящённых Чернобылю.

Поднимая проблему Чернобыля, А. Вознесенский испытывает чувство вины за то, что случилось на станции.

Главы «Человек», «Больница».

Гробокопателям из Симферополя поэт противопоставляет настоящее мужество и героизм людей, которые ликвидировали чернобыльскую аварию. Вознесенский восхищается человеческим подвигом, ставя человека вровень с Богом. Поэт преклоняется перед человеческим подвигом и протестует против многоликости алчи:

Прощай, надежд великое вранье.

Опомнись, мир, пока еще не поздно.

«…Духовное возрождение, духовное обновление возможно… не всесильны равнодушие и инертность».

Рефреном звучат слова поэта: «Потому что он - человек!»
Многие из этих людей умрут. Но это ещё вопрос: кто из них мертвее? Новорылы, выкапывающие трупы под Симферополем, - сами мертвецы. Духовно, нравственно, а не физически разложившиеся.

И идёт вечный спор, вечный бой между добром и злом, светом и тьмой, между живыми и мёртвыми. (выразительное чтение гл. «Схватка»)

В этом главный смысл поэмы, то, ради чего она написана. Даже сквозь самые чёрные картины, сквозь настроение безысходности, тягостной гадливости просвечивает в поэме светлое, чистое чувство надежды. Поэт надеется, что исчезнет само понятие «алчь» (гл. «Эпилог»)

Прочитана поэма. Перевернута ее последняя страница. О многом заставляет думать Вознесенский. На писательском столе письма, сотни читательских писем.

«Поэма пробуждает совесть. Как жутко то, о чем вы пишете, как страшно, когда люди перестают быть людьми и только «умеют жить». Спасибо, что вы бьете в набат против алчности и душевной глухоты», - пишет Данилов из Кемерово.

«Когда читал поэму, плакал». (Бывший фронтовик).

«Мои родители погибли от рук фашистов в Феодосии в декабре 1941 года. Может быть, лежат в этом рве… Кощунство гробокопателей сродни жестокости палачей». (Донецк).

Ваш «Ров» меня потряс, изранил душу и наполнил возмездием. Да будет литература русская Возмездием всякой сволочи! Представляю, чего вам стоила эта поэма». (Женщина из Фрунзе).

Ответ - размышление автора:

- Писать было тяжело даже физически. Ужасал ров и бездна, открывшаяся за ним. Сам я не из слабонервных, всякое видел. Но после увиденных разбитых черепов и детских волос я не мог примерно месяц заснуть. Человеческий разум, наверное, не рассчитан на подобные перегрузки. После «Рва» до сих пор не могу написать ни одного стихотворения. Видно, нервы обожглись. Все казалось безысходным после этой истории. Как возможно такое в наше время, с нашими людьми?

Художественные особенности поэмы. Слайд №12

- Каков жанр произведения?

- Почему А. Вознесенский сочетает прозу и поэзию?

Ответ: Факт поражает сильнее самих стихов. Но поэзия углубляет образ, создает эмоциональный накал. Поэзия и проза дополняют друг друга.

- Через всю поэму проходит неоднократное повторение одной фразы. Какой? Ответ: «Ты куда ведешь, ров?»

- Как в литературе называется этот прием?

Ответ: Рефрен. (Стих и строфа, припев, в определенном порядке повторяющиеся в стихотворении, песне).

- Для чего автор использует рефрен?

В поэме встречаются метафоры, просторечная лексика, контраст, многоголосие, разномасштабность, законченность каждой главы.

- Готовы ли вы сегодня взять на себя ответственность за все, что происходит вокруг?

- В поэме автор пишет:

Чтобы мир не взорвать,

Нужен в век мировой

Новый взгляд, новый взгляд,

Нестандарт мировой…

- О каком новом взгляде говорит Вознесенский?

- В чем смысл названия? Почему поэма носит подзаголовок «Духовный процесс»?

Ответ: Ров - пропасть, на краю которой находится наша страна. Или мы все спасемся, или погибнем все вместе. В одиночку не выжить. «Духовный процесс» - нравственная деградация общества, ведущая к гибели.

Итог урока.

Звучит песня в исполнении А. Малинина «Дай, Бог».

- О чем вас заставила задуматься поэма А. Вознесенского «Ров»?

Как уберечь мертвых от живых копателей?

Ответ: Поэма Вознесенского заставляет задуматься о моральном одичании нашей молодежи. Автор ставит к позорному столбу разорителей могил, подонков, которые ради наживы занимаются тем, что копаются "в скелетах, рядом с живой дорогой, крошат черепа и клещами выдирают коронки при свете фар". До чего же дошел человек? Как развращено его сознание?

Молитва. Не пойму, что к чему, и не знаю, Что с тобою случилось, страна. Толь судьба тебе выпала злая Быть несчастной во все времена?

То ли слезы текут от бессилья Перед этой всесильной судьбой… Что с тобою случилось, Россия, Что случилось, Россия, с тобой?!

Не пойму я, в чем ты виновата Перед небом и перед людьми Ни святого, ни свата, ни брата, Ни добра, ни стыда, ни любви.

Невеселые, мрачные лица… Ты ли это, Великая Русь! Научи меня Богу молиться, За тебя я не раз помолюсь.

Я предлагаю зажечь свечи, свечи памяти и скорби, свечи преклонения.

Учитель: Ребята, дай, Бог, чтобы вы в своей жизни ощутили как можно меньше щемящей сердце боли от проявлений душевной чёрствости и алчности!

Д/з. Сочинение - размышление: «Читая поэму Вознесенского «Ров»,..»

Заключительное слово учителя.

Правда и вымысел в поэме.

У А. Вознесенского в поэме остался живым мальчик. Это художественный вымысел. В жизни было совсем другое. В живых осталась женщина, мать четверых детей, ее фамилия Гурджа. Она вспоминает, что привезли ее ко рву вместе с другими детьми и ее матерью в одной машине. Она тогда оказалась крайней у рва, когда немцы приготовились стрелять. Она успела шепнуть своей матери» «Мама, я, наверное, останусь жива. «Доченька, страшно-то как»,- последние слова, которые сказала ей в ответ мать. Потом раздались выстрелы. Землей тела не засыпали. Декабрь. Мороз. Трупы не разлагались. Трое суток пролежала она во рву под трупами в одной рубашке, как в ледяном панцире. В ближайшем селе в дом не пустили, боялись расстрела. Как выжила - трудно сказать. Но улыбаться разучилась навсегда.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДУХОВНОЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО А.Вознесенский

Разве взятка система "Вятка"?

"Лада" в лапу не хороша.

Процветает духовное взяточничество.

И нищает наша душа.

Мы улыбку даем, как рубчик.

Подхалимы бряцают туш.

Пострашнее других коррупций

лихоимство душ.

Прозаический шеф журнала

начинает писать стихи,

и критические журчалы

сразу патокой истекли.

Ты не Пушкин и вряд ли Вяземский.

Плох твой стих. Зато пост хорош.

Ты, товарищ, - духовный взяточник.

Ты борзыми статьями берешь.

Может, новый Есенин и Хлебников

в дверь издательскую не прошли

оттого, что редактор Сребреников

потирает ручки свои.

Понимаю, что жизнь не святки.

О небесном запой, душа!

Разменялась душа на взятки.

Ей не пишется ни шиша.

ПЕПЕЛ Э.Межелайтис

Эта рыжая пыль под ногами, щебенка

Из костей, - не осколки ль, покрытые ржой?

Это, может быть, резвые ножки ребенка,

Что за белою бабочкой гнался межой.

Иль ручки,- дитя ими тянется к маме,

Обнимая за шею, ласкается к ней...

Или был этот щебень большими руками,

Что с любовью к груди прижимали детей.

Этот пепел, который разносится с ветром,

Был глазами, смеялся и плакал порой,

Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

Поцелуями был этот пепел седой.

Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,

Был мозгами, сплетеньем извилин живых,

Словно жизнь до конца, словно буква за буквой,

Точно белым по черному писано в них.

Эти волосы - локоны, косы и прядки,

Что навалены мертвой косматой горой,

Кто-нибудь расплетал и взволновано гладил,

И сухими губами касался порой.

Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,

Золотые надежды, сияние глаз...

Крематориев страшных горящие печи.

Пепел... Пепел... Лишь пепел остался от вас.

Пролетая над проволокою колючей,

Птица мягко касается краем крыла

Дикой розы, на диво багровой и жгучей,

Что на этой кровавой земле расцвела.

Боль, которой еще мое сердце не знало,

Превратилась в колючий, соленый комок.

И, как пуля, в гортани навеки застряла,

Чтоб дышать я не мог и забыть я не мог.

Я тяжелый невиданный глаз поднимаю

И от неба его не могу отвести,

Всем своим существом к человеку взываю,

Человеческий пепел сжимая в горсти


© 2010-2022