Заключительное мероприятие недели литературы

Это заключительное мероприятие Недели литературы, которое я назвала "Литературная гостиная "Книги - юбиляры". Этот праздник книги был посвящён таким книгам, как . сказки «Конёк-горбунок» Петра Ершова (этой книге исполняется 175 лет), «Золотой петушок» А.Пушкина (175 лет), «Оле-Лукойе» Г.Андерсена (160 лет), П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (70 лет). А произведению Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» исполняется 155лет со дня написания. И таких книг-юбиляров насчитывается более двадцати. :Ещё в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования села Амгуэмы»

Ф.И.О. и должность автора: Рябикова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы

Тема: Сценарий литературной гостиной «Книги - юбиляры» (заключительное мероприятие недели литературы)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Книги - юбиляры», портреты писателей (П.Ершов, А.Пушкин, Г.Андерсен, П.Бажов, И.Тургенев), романс «Утро туманное», музыка военных лет


Звучит романс на стихи И.Тургенева «Утро туманное…»

ВЕДУЩИЙ №1: - Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что - нибудь прекраснее встречали,

Их имена забыться не должны!

ВЕДУЩИЙ №2: - Сегодня у нас необычный вечер - сегодня мы будем говорить о книгах, у которых в этом году юбилей. Это всеми любимые сказки «Конёк-горбунок» Петра Ершова (этой книге исполняется 175 лет), «Золотой петушок» А.Пушкина (175 лет), «Оле-Лукойе» Г.Андерсена (160 лет), П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (70 лет). А произведению Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» исполняется 155лет со дня написания. И таких книг-юбиляров насчитывается более двадцати.

ВЕДУЩИЙ №1: Ещё великий педагог В,А.Сухомлинский писал: «Чтобы подготовить человека к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг.

Книга не только учит, но и лечит.» Слайд №1

ВЕДУЩИЙ №2: - А Александр Сергеевич Пушкин призывал своих читателей взять в руки книгу, если их охватывает недуг. И он был прав. Издавна люди заметили положительное действие книги на здоровье и настроение человека. В настоящее время этот метод широко используется. Он получил название

« библиотерапия».

ВЕДУЩИЙ №1: -Начало методу положили первые церковные библиотеки. Книги религиозного содержания приносили верующим людям успокоение и надежду. А в 17 веке в Англии врачи рекомендовали своим пациентам кроме лекарств чтение двух-трёх страниц хорошего текста.

ВЕДУЩИЙ №2: - Давайте же послушаем, откуда к нам пришло такое удивительное лекарство для души.

ВЕДУЩИЙ №1: - В очень далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, все знания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти. Они передавались от одного человека к другому, из одного поколения в следующее. Тех, кто рассказывал предания, называли сказителями. У древних греков, например, сказителей называли аэдами. Они всегда были желанными гостями на пиру. По его окончании, аэд брал в руки лиру и начинал петь о храбром воине Одиссее и других героях древнегреческой мифологии. У нас в России сказители рассказывали сказки, былины. Лишь спустя века, после изобретения письменности, они было записаны. Слайд №2

ВЕДУЩИЙ №2:- В Древней Руси появилась письменность, но не было бумаги, и человек приспособился делать книги из бересты. Писали на ней острым железным или костяным стержнем. Сначала берестяные грамоты сворачивали в свитки, позже, когда научились её хорошо обрабатывать, стали делать книги.Слайд №3

ВЕДУЩИЙ №1:- А вот в Древнем Риме пользовались восковыми книгами. Выглядели они так. Несколько табличек-дощечек аккуратно выстругивали в середине и заливали воском. Через дырочки, проделанные в двух углах дощечки, скрепляли их шнурком. Затем писали на воске стальной палочкой. Слайд №4

ВЕДУЩИЙ №2:- Это было немного истории возникновения книги. Но мы не задумываемся о происхождении книг, когда берём их в руки и остаёмся один на один с любимыми героями.

ВЕДУЩИЙ №1:- Давайте знакомые книжки откроем

И снова пойдём от страницы к странице:

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПОКАЗЫВАЕТ отрывок инсценировки произведения А.П.Чехова «Каштанка».

ВЕДУЩИЙ №1:- Неслучайно нашу литературную гостиную мы открываем инсценировкой произведения Антона Павловича Чехова. Ему в 2010 году исполнилось бы 150 лет.

Идёт показ слайдов о Чехове, а ведущие читают о нём текст.

ВЕДУЩИЙ №2:- Чехов Антон Павлович родился 17[29] января 1860года. Родился в Таганроге. Дед Чехова по отцу, крепостной из Воронежской губ., выкупил себя с семьей на волю и в конце жизни служил управляющим имением. Детские впечатления Чехова от поездки к деду через приазовскую степь отразились в рассказах «Красавицы», «Счастье», повести «Степь».

ВЕДУЩИЙ №1: - Отец Чехова владел в Таганроге небольшой бакалейной лавкой. В его натуре соединились стремление «выйти в люди» с непрактичностью и неумением вести дела, художественная одаренность - с властностью и деспотичностью по отношению к домашним. У Чехова было четыре брата и сестра. Сыновья должны были помогать отцу в торговле, а также петь в организованном им церковном хоре. Наказания розгой, семейный деспотизм рано выработали в Чехове отвращение к несправедливости и насилию, обостренное чувство достоинства, стремление к независимости.

ВЕДУЩИЙ №2: - Мать Чехова, также внучка выкупившегося на волю крестьянина-крепостного, вносила в семью начала мягкости и человечности. «Талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери», - говорил впоследствии Чехов.

ВЕДУЩИЙ №1: - Из радостей детства ему навсегда запомнились купание в море, рыбалка, ранняя весна на Дону, ловля щеглов. Яркая способность к импровизации и подражаниям проявлялась в сценках, домашних представлениях, которые Чехов сочинял и разыгрывал с братьями. Учение вначале в греческой школе, а затем в классической гимназии особого интереса у Чехова не вызывало. Гораздо большее влияние на его духовное становление оказали театр и библиотека.

ВЕДУЩИЙ №2: - Завсегдатаем галерки Таганрогского театра Чехов становится с 13-летнего возраста; в исполнении местных трупп и заезжих знаменитостей он имел возможность увидеть на сцене русский классический репертуар, пьесы Шекспира, современные водевили и мелодрамы. В 1876 отец Чехова, окончательно разорившись, бежал от долговой тюрьмы в Москву, туда же уехала мать с младшими детьми. Антон остался в Таганроге.

ВЕДУЩИЙ №1: - В 1879году уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы стал писать рассказы, которые печатались в многочисленных юмористических журналах. Первая книга рассказов Чехова "Сказки Мельпомены" появилась в 1884, в год окончания им университета.

ВЕДУЩИЙ №2: - Став земским врачом, Чехов серьезно занимался медицинской практикой. С середине 80-х гг. сотрудничал в газете А.С. Суворина "Новое время". Книги Чехова имели успех, а сборник "В сумерки" (1887) был отмечен Академией наук половиной Пушкинской премии.

ВЕДУЩИЙ №1: - Упрочившееся материальное положение Чехову позволило приобрести имение Мелихово Серпуховского уезда. Чехов получил громкую славу и как драматург. Но туберкулез заставил Чехова поселиться в Крыму, в окрестностях Ялты. В 1899 - 1900 в издательстве А.Ф. Маркса вышло первое собрание сочинений Чехова . К.И. Чуковский писал: "Если бы... из многотомного собрания его сочинений вдруг каким-нибудь чудом на московскую улицу хлынули все люди, изображенные там... произошла бы ужасная свалка, ибо столь густого многолюдства не могла бы вместить и самая широкая площадь". В 1900 он был избран почетным академиком.

ВЕДУЩИЙ №2: Дар Чехова был оценен Л.Н. Толстым. "Чехов - это Пушкин в прозе". В 1902 Чехов вместе с В.Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание А.М. Горького в почетные академики. Летом 1904 выехал в Германию, на курорт Банденвейлер из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Здесь 2 июня 1904 года он скончался. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

ВЕДУЩИЙ №1: - Но произведения, созданные Чеховым, живут вот уже более ста лет. Одно из них мы сейчас с вами посмотрим.

ИДЁТ ИНСЦЕНИРОВКА «Лошадиная фамилия»

ВЕДУЩИЙ №2:- Если Антон Павлович Чехов - мастер короткого рассказа, то творчество Ивана Сергеевича Тургенева - это своеобразная художественная летопись, запечатлевшая жизнь России в период перехода от феодально-крепостнического к буржуазно-капиталистическому строю.

ИДЁТ ПОКАЗ СЛАЙДОВ О ТУРГЕНЕВЕ

ВЕДУЩИЙ №1: - Крепостной строй показан у Тургенева злом для всех сословий России. Он не был политическим борцом и по многим вопросам расходился с представителями революционной демократии, но его литературная и общественная деятельность была направлена против гнёта и насилия, царивших в России.

ВЕДУЩИЙ №2:- Вся жизнь и творчество Тургенева были неразрывными узами связаны с судьбами России и русского народа. Писатель безмерно любил свою родину, свято верил в свой народ, в его великое предназначение. «Мы…-писал он, -народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в своё будущее» ВЕДУЩИЙ №1: - Литературная деятельность Тургенева имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского, Добролюбова. Известный французский писатель Ги де Мопассан так писал о Тургеневе: « Он был одним из замечательнейших писателей нынешнего столетия и в то же время самым честным человеком, каких только можно встретить». В этих словах воздалась дань уважения великому писателю, замечательному художнику, чьё творчество стало гордостью и славой нашего народа.

ВЕДУЩИЙ №2:- Уходят дни. И вот уж много лет

Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась.

Но смерти для твоих созданий нет,

Толпа твоих видений, о поэт,

Бессмертием навеки озарилась.

Идёт инсценировка «МУМУ».

ВЕДУЩИЙ 2: - У каждого из нас встреча с интересной книгой происходит неожиданно. Вот как встретился с творчеством Ганса Христиана Андерсена известный русский писатель Константин Паустовский: «Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку…

Около ёлки лежала толстая книга - подарок от мамы.

Это были сказки Ганса Христиана Андерсена

Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно сдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть эти картинки, липкие от краски.

Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем, в котором отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку.» (На фоне чтения идёт показ слайдов об Андерсене)

Сейчас мы вновь встретимся с одной из сказок Ганса Христиана Андерсена. А что это будет за сказка, я думаю вы поймёте.

ИДЁТ ИНСЦЕНИРОВКА «Принцесса на горошине»

ВЕДУЩИЙ №2: - Перейти к следующей странички нашей литературной гостиной нам поможет загадка, которую, я думаю, вы без труда отгадаете.

Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди -сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское -Аксаков «Аленький цветочек»)

ВЕДУЩИЙ 2: - Верно, дорогие гости, наш разговор пойдёт о сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек», которая так же является именинницей нашего вечера.

Идёт инсценировка сказки «Аленький цветочек»

ВЕДУЩИЙ №2:- Прошло 65 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но каждый год мы отмечаем самый дорогой для нас праздник - День Победы! Война - это тяжёлая, страшная и грязная работа.

Да, женщины не должны воевать, но они воевали. Наряду с мужчинами на свои хрупкие плечи взвалили они этот тяжкий труд. Они шли по пыльным дорогам войны, вязли в болотах, по-пластунски преодолевали полосы препятствий, ходили в штыковые атаки…

Инсценировка «А зори здесь тихие»

ВЕДУЩИЙ №1: - Им выпало, двадцатилетним,-

Броне чужой наперерез

Шагнуть на рубеже последнем

С винтовками наперевес.

Учитель зажигает свечу на фоне вечного огня

Звучит тихая военная музыка, на её фоне читается текст.

ВЕДУЩИЙ №1: - Это струящееся пламя станет символом вечного огня, вечной памяти тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, тех, кого мы помним сами и научим помнить своих детей и внуков.

Звучит тихая военная музыка, на её фоне читается текст.

ВЕДУЩИЙ №2: -Нам, детям, и внукам тех, кто защищал нашу Родину в сорок первом - сорок пятом, хочется быть уверенными, что и в вашей памяти, и в памяти ваших детей эта война останется вечной и живой раной.

ВЕДУЩИЙ №1: - Когда умирает человек, во всём мире убавляется тепла. Когда уходит из жизни много людей -миллионы, как это было в Великой Отечественной войне, становится очень холодно. Может быть, поэтому зимы 41-45 годов были очень суровыми, по - настоящему лютыми… НО когда мы, вспоминая о погибших в ту страшную войну, принимаем боль и беду тех лет в своё сердце, мы совершаем единственно возможную для человека попытку сохранить это тепло в мире…

ВЕДУЩИЙ 1: Очень страшно становится, если

Слышишь жуткое слово-война.

Над планетой, над целым миром

Тянет черные руки она.

Разве это нужно кому-то,

Чтоб горели огнём города,

Чтобы дети прятались в страхе

И забыли про свет навсегда.

Я хочу, чтоб сияло солнце,

Но не только над нашей страной,

Чтобы дети на всей планете

Улыбались вместе со мной,

Чтобы утром они просыпались

И увидели солнце в окне,

А не чёрный дым пожарищ,

Проползающий по земле.

Пусть во сне не приснится такое,

А приснится лишь мама моя

Или солнышко золотое,

День весенний, родные края.


© 2010-2022