Дополнительная общеобразовательная программа Литературное краеведение (возраст детей 14-16 лет)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Управление народного образования Администрации города Дубны Московской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

города Дубны Московской области»

Утверждена приказом директора ЦДЮТЭ

№___от «___»______2014г.

Директор ЦДЮТЭ

_______________Самонова Н.Н.



Рекомендовано

педагогическим советом ЦДЮТЭ

протокол №___от «____»______________2014 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ОБЪЕДИНЕНИЕ

«Литературное краеведение»



Возраст детей: 14 - 16 лет



Срок реализации программы: 2 года





Составитель:

Педагог дополнительного образования

Алгиничева Светлана Сергеевна



Дубна

2014 год

Пояснительная записка

Образовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение» имеет туристско - краеведческую направленность. Программа является адаптированной, составлена на основе типовой программы А.П. Радищева «Литературное краеведение» //Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Туризм и краеведение. - М.: Просвещение, 1982 г.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения роли литературы в воспитании и образовании молодого поколения, воспитания у детей чувства патриотизма и сохранения связи поколений. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания обучающихся о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает обучающимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Знакомство с работой сотрудников музеев-усадьб по сохранению природы заповедных мест воспитывает у обучающихся чувство бережливого отношения к природе и побуждает принять участие в мероприятиях по ее охране.

Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у обучающихся стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у обучающихся сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком.

По содержанию деятельности объединение является историко-литературным, так как город Дубна и его окрестности связаны с пребыванием писателей и других деятелей культуры.

Программа является учебной, образовательной, в неё входят знания из различных образовательных областей, обучающимся даются знания по направлениям: литература, краеведение, архивное дело, музееведение.

Изучение программы происходит на материале художественной и документальной литературы, местных периодических изданий и в процессе непосредственного общения с писателями и поэтами, ветеранами, журналистами, деятелями культуры и науки.

Отличие программы от типовой состоит во внесении ряда новых тем.

В учебно-тематический план 1-го года обучения были введены темы: Вводное занятие, Культурная жизнь города Дубны, Город Дубна в художественной и мемуарной литературе.

В учебно-тематический план 2-го года обучения были введены темы: Вводное занятие, Писатели, поэты и наш край, Экспедиция (поход).

Целью программы является развитие личности ребенка как достойного гражданина своего Отечества, ориентированной на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России.

Эта цель может быть достигнута решением следующих задач:

образовательных:

- расширять знания об истории литературы и культуры родного края;

- знакомить с жизнью и творчеством писателей, поэтов, чьи имена связаны с историей города Дубны;

-знакомить с краеведческими источниками и различными формами краеведческой работы;

- знакомить с литературными музеями своего края;

- учить проведению бесед с интересными людьми, писателями, поэтами и их родственниками, с ветеранами войны;

-учить вести записи воспоминаний, записи во время экскурсий;

-учить подбирать и оформлять литературно-краеведческий материал;

-учить вести научно-исследовательскую и поисковую деятельность по изучению культурного наследия родного края;

-учить умению донести до других свои знания;

-учить туристским навыкам.

развивающих:

-развивать интерес к участию в полезной практической деятельности;

--развивать словарный запас обучающихся;

-развивать аналитические способности обучающихся;

-развивать творческие способности обучающихся;

воспитательных:

-воспитывать интерес к литературному творчеству;

-воспитывать самостоятельность, творческий подход к решению любых задач;

-воспитывать чувство патриотизма и необходимости сохранения связи поколений;

-воспитывать чувство бережливого отношения к окружающей природе.

Программа историко-литературного объединения «Литературное краеведение» предназначена для детей 14-16 лет. Данная программа учитывает возрастные особенности детей, использует возможности индивидуального подхода.

К 14-15 годам у подростка происходят изменения в мышлении, он требует фактов и доказательств, больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всё в чёрном, либо в белом цвете. В этот период возрастает способность к логическому мышлению. Способен к сложному восприятию времени и пространства, к проявлению творческого воображения и творческой деятельности, способен прогнозировать последствия своих поступков. Обладает развитым навыком чтения. Среди эмоциональных особенностей подростка можно отметить резкую смену настроения в соответствии с его физическим состоянием. Часто проявляет вспыльчивость. Подросток способен проявить сдержанность, когда находит это нужным. Постепенно начинает обретать уверенность в себе, склонен упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.

Если в подростковом возрасте на первом месте у детей - общение со сверстниками, то в юношеском возрасте - учеба и профессиональное определение. Активизируется умственная деятельность. В этот период нельзя упускать возможность разговаривать с детьми о профессиональном самоопределении.

Программа рассчитана на 216 часов (6 часов в неделю), на 2 года обучения.

Учебный процесс проходит в форме теоретических занятий, практических занятий в классе, музее, в форме встреч с интересными людьми, жителями нашего города, познавательных экскурсий, учебно - экскурсионных поездок, работы на страничке сайта, литературных экспедиций и походов. Программа предусматривает использование информационных технологий, ведение исследовательской деятельности.

В зависимости от содержания занятий форма работы может быть лекционной (обзорные беседы педагога или доклады обучающихся на заданные темы); семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы); экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов); научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с литературой, подготовка докладов и т. д.); литературно-творческой (дневники, сочинения на темы похода); оформительской (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты и т. д.); организаторско - массовой (проведение литературно-музыкальных утренников и вечеров на краеведческие темы, встречи с писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр, конкурсов и т. д.). Успех работы объединения во многом будет зависеть от умелого сочетания указанных видов и форм занятий.

Занятия могут проводиться с полным составом, с группой обучающихся (2-3 человека) или индивидуально при подготовке исследовательских работ к конференциям.

Последовательность изучения тем может варьироваться.

Прогнозируемые результаты деятельности по программе. Собранные за год материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края или оформления литературно-художественного календаря родной природы. Большой интерес представляет также летопись литературной жизни родного края. Ценные материалы, собранные ребятами, должны прозвучать на конференциях, в местной печати.

Критерии оценивания.

Высокий уровень освоения программы:

по окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:

  • о роли и месте литературы в жизни народа;

  • учреждения культуры города Дубны;

  • литературную историю города Дубны;

  • современную литературную жизнь города Дубны;

  • жизненный и творческий путь писателей-земляков;

  • краеведческие источники и формы краеведческой работы;

  • литературные жанры, их особенности, формы литературно-творческой деятельности;

По окончании первого года обучения обучающиеся должны уметь:

  • вести себя согласно инструкциям по охране труда и правилам этикета при посещении спектаклей, концертов, выставок, экскурсий;

  • вести литературно-краеведческие записи на экскурсии, вести запись воспоминаний;

  • проводить беседы интересными людьми, писателями и их родственниками, ветеранами войны; участвуют в составлении экспозиции музея ЦДЮТЭ;

  • подбирать и оформлять материал для наполнения странички сайта;

  • работать со справочной литературой; поисковыми системами Интернета;

  • имеют туристские навыки.

По окончании второго года обучения обучающиеся должны знать:

  • литературные музеи своего края;

  • жизнь и творчество писателей-земляков;

  • тексты художественной и мемуарной литературы, созданные известными земляками;

  • литературные жанры, их особенности, формы литературно-творческой деятельности;

По окончании второго года обучения обучающиеся должны уметь:

  • самостоятельно пополнять знания о современной литературной жизни своего города;

  • составлять картотеки;

  • создавать интерактивную литературную карту родного края;

  • оформлять стенды, подбирать для них фотографии, оформлять папки и альбомы с материалами походов (экспедиций);

  • под руководством взрослых уметь организовывать и проводить массовые мероприятия;

  • имеют навыки поисковой и исследовательской деятельности; имеют туристские навыки.

Средний уровень освоения программы: обучающиеся освоили теоретический материал, практические задания выполняют с помощью педагога, родителей, сверстников, нерегулярно участвуют в мероприятиях, походах.

Низкий уровень освоения программы: обучающиеся освоили не полностью теоретический материал, практические задания выполняют с помощью педагога, родителей, сверстников, не участвуют в мероприятиях, походах.

Итоги реализации образовательной программы могут быть выявлены анализом полученных обучающимися знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно участвовать в мероприятиях ЦДЮТЭ, викторинах, краеведческих исследовательских конференциях различного уровня.

Для успешной реализации программы необходимо пополнение банка методической литературы, профильных периодических изданий.

Учебно-тематический план

первого года обучения


Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические
занятия

Практические
занятия

в классе

на местности

Вводное занятие.

2

2

2

-

Роль и место литературы в жизни народа.

4

4

-

-

Город Дубна в художественной и мемуарной литературе.

36

8

20

8

Культурная жизнь города Дубны.

14

8

2

4

Современная литературная жизнь нашего города.

32

8

8

16

Литературные музеи.

28

0

0

28

Навыки литературно-краеведческой деятельности.

40

20

4

16

Литературно-творческие навыки.

30

6

4

20

Туристские навыки.

30

18

0

12

Экспедиция (поход).

-

-

-

-

Итого:

216

72

40

104



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-йгод обучения

  1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности, правила поведения в классе, во время экскурсии, в транспорте, в походе, правила дорожного движения. Знакомство с ЦДЮТЭ: помещения, работники, мероприятия, специфика учреждения. Обозначаются основные темы, которые будут изучены в процессе прохождения программы.


  1. Роль и место литературы в жизни народа.

Литература как отражение жизни народа. Краткая история литературы. Связь литературы с общественной жизнью.


  1. Город Дубна в художественной и мемуарной литературе. Первое упоминание о г. Дубне в Новгородской Первой летописи Старшего извода. Ф. Колоколов - философ, богослов, литературовед и поэт. Жизнь и творчество поэта Л. Якутина. Памятная доска Л.Якутину. Жизнь и творчество В.В. Лихачёва, члена Союза писателей России. Роман В.В. Лихачёва "Кто услышит коноплянку". Буланов М.И. - педагог и краевед. В.С. Высоцкий в г. Дубне. Памятник В.С. Высоцкому. Физики-лирики.

Практические занятия. Чтение художественных произведений Л. Якутина, В. Лихачёва. Знакомство с краеведческими работами М.И. Буланова. Экскурсии по местам, упомянутым в этих произведениях. Встречи с родственниками авторов и другими людьми, их знавшими. Запись воспоминаний о писателе, краеведе и его времени.

Экскурсия в музей ОИЯИ.


  1. Культурная жизнь города Дубны. Вклад учреждений культуры, городских библиотек в развитие культурной жизни города. Городской художественный совет, отделение союза художников Подмосковья. История возникновения коллектива художников г. Дубны. Художники г. Дубны и их работы. История Дубненского симфонического оркестра. Хоровые коллективы г. Дубны. Театральная жизнь в г. Дубне. «Серебряный псалтырь» - фестиваль православной поэзии и песни.

Практические занятия. Экскурсии в выставочный зал ДК «Октябрь». Посещение концерта хорового коллектива г. Дубны. Знакомство с театральными коллективами Дубны. Составление хронологической таблицы по истории культуры г. Дубны.


  1. Современная литературная жизнь нашего города. Знакомство с литературным клубом дубненских поэтов «Свет маяка». "Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов.

Практические занятия. Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего города". Встречи с дубненскими писателями и журналистами. Проведение конференций по произведениям дубненских писателей и поэтов.. Составление виртуальных альбомов о современных писателях на сайте ЦДЮТЭ.


  1. Литературные музеи. Практические занятия. Посещение музеев: Музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово» (Чеховский район Московской области), Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А.А. Блока «Шахматово» (г. Солнечногорск Московской области), писательский городок «Переделкино» (Московская область), Клуб-музей «Строка, оборванная пулей» (Дмитровский район Московской области), Бежецкий литературно-мемориальный и краеведческий музей (Тверская область), Музейно-литературный центр «Дом поэтов» (Бежецкий район Тверской области).


  1. Навыки литературно-краеведческой деятельности. Поисково-исследовательская работа: запись воспоминаний и преданий, паспортизация этих записей. Работа с книгой и другими литературными источниками: выборка и конспектирование необходимых сведений по заданной теме; составление аннотации к прочитанной книге; работа с каталогом; составление библиографии по нужной теме. Работа в музее.

Практические занятия. Описание и паспортизация литературных памятников. Составление плана усадьбы. Запись воспоминаний и преданий о писателе и его времени. Составление библиографии по теме. Работа с книгой и архивными источниками.


  1. Литературно-творческие навыки. Литературные жанры (стихи, рассказы, басни), их особенности. Газетные и эпистолярные жанры (очерки, корреспонденции, дневники, письма), особенности каждого из этих жанров. Формы литературно-творческой деятельности участников объединения: личный дневник, книга похода, летопись своей школы, города; литературно-краеведческий альбом; литературно-музыкальные композиции, посвященные писателям-землякам; литературно-художественный календарь природы родного края и др.

Практические занятия. Зарисовки и записи по наблюдениям дома, в школе, на загородной прогулке: пейзаж, портрет, сцена из жизни школы и др.


  1. Туристские навыки. Подготовка путешествия: разработка маршрута, распределение обязанностей в группе, составление сметы и плана путешествия, оформление путевых документов. Групповое и личное снаряжение туриста, подготовка снаряжения, укладка рюкзака. Значение физической подготовки. Личная гигиена туриста, необходимость предпоходного врачебного осмотра. Доврачебная медицинская помощь в путешествии при кровотечениях, ушибе, вывихе, переломе, ожоге, обморожении, при тепловом или солнечном ударах, при несчастном случае на воде, отравлениях. Состав походной аптечки.

Проведение путешествия: примерный распорядок дня, организация движения (скорость, ритм, нормы дневных переходов, обязанности направляющего и замыкающего), дисциплина и взаимопомощь. Организация привалов и ночлегов. Выбор места для бивака, установка палаток, костры, приготовление пищи. Охрана природы. Соблюдение санитарных правил на биваке. Препятствия в пути, их преодоление. Правила безопасности в пути. Этика в общении с местным населением. Ориентирование в походе при помощи карты и компаса, по местным предметам. Краеведческие навыки (описание маршрута, сбор документального материала, фотографирование).

Тренировочный поход (соблюдение режима и правил похода, исполнение возложенных обязанностей, работа в полевых условиях по темам путешествия).

Учебно-тематический план

второго года обучения


Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические
занятия

Практические
занятия

в классе

на местности

1

Вводное занятие.

2

2


-

2

Наш город в художественной и мемуарной литературе.

32

12

16

4

3

Писатели, поэты и наш край.

34

14

8

12

4

Современная литературная жизнь нашего города.

28

16

8

4

5

Навыки оформительской деятельности

20

4

16

-

6

Навыки культурно-просветительской деятельности

46

10

12

24

7

Литературно-творческие навыки

30

14

12

4

8

Экспедиция (поход).

24

-

-

24

Итого:

216

72

72

72



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-й год обучения


  1. Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения. Правила поведения в классе, во время экскурсии, на транспорте, в походе. Знакомство с планом работы на предстоящий год.


  1. Наш город в художественной и мемуарной литературе. М. Г. Мещеряков «О времени неповторимом и незабываемом», А. А. Тяпкин «Три встречи с Курчатовым», П. Цыров «Быль о Ново-Иваньковской спецзоне», М. Харитонова «Воспоминания о былой Дубне», Г.Н. Тентюкова «В романтическом свете», С. Поликанов. «Разрыв. Записки атомного физика», Ф. Легар «Сказки "золотой клетки"», Г. А. Савельев «От гидросамолётов до суперсовременных ракет», В. М. Лимонин «Воспоминания», С. В. Никоненко «Мои воспоминания» В. С. Барашенков «Сотрудники ОИЯИ 40 лет назад» и др. (по выбору обучающихся).

Практические занятия. Работа над составлением картотеки писателей и других деятелей культуры, связанных с городом Дубна. Создание интерактивной литературной карты родного края.


  1. Писатели, поэты и наш край. А.С. Пушкин, Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин, С.А. Клычков, С.Т. Аксаков, О. Мандельштам, С.Д. Дрожжин, А. Фадеев, М.Пришвин. Обзор творчества. Чтение произведений (по выбору обучающихся).

Практические занятия. Экскурсия в Талдомский историко-литературный музей. Пушкинское кольцо Верхневолжья. Музей-заповедник Абрамцево или Дом-музей С.Д. Дрожжина (по выбору обучающихся).


  1. Современная литературная жизнь нашего города. "Литературные страницы" в местных газетах; выход в свет художественных произведений местных авторов.

Практические занятия. Составление летописи "Современная литературная жизнь нашего города".


  1. Навыки оформительской деятельности. Правила учета, паспортизации и экспонирования литературно-краеведческих материалов. Составление тематико-экспозиционного плана выставки по литературному краеведению.

Практические занятия. Изготовление стендов, витрин, карты походов, литературной карты родного края, оформление фотографий, папок и альбомов с материалами походов и экспедиций.


  1. Навыки культурно-просветительской деятельности. Подготовка лекторов и экскурсоводов по темам и материалам работы кружка.

Практические занятия. Организация и проведение утренников и вечеров, викторин, конкурсов, встреч с писателями и литературно-краеведческим активом других школ и внешкольных учреждений.


  1. Литературно-творческие навыки, туристские навыки (см. программу первого года обучения).

Литература для педагога

  1. Альманах: Отечество: Выпуск седьмой. - 2001

  1. Брускова Е.С. Урок после уроков. - М.: Знание, 1987

  1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: Практическое пособие. - М.: Издательство АРКТИ, 2005

  1. Введение в туристско-краеведческую и экскурсионную работу со школьниками. - М., 1984

  1. Волович В.Г. Как выжить в экстремальной ситуации: Советы туристу, Скопинцев А.Г. Народные спортивные игры. М.: Знание, 1990

  1. Давай поиграем!: Организация и проведение игровых занятий с детьми. - Ростов-на Дону, 2000

  1. Дополнительное образование: Словарь-справочник. - М.: АРКТИ, 2002

  1. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Педагогика, 1982

  1. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. - М., 2002

  1. Мир детства: Подросток. - М.: Педагогика, 1989

  1. Мир детства: Юность. - М.: Педагогика, 1991

  1. Памятка научному руководителю исследовательской работы школьника

  1. Подготовка исследовательских краеведческих работ учащихся в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения "Отечество": Для педагогов дополнительного образования Московской области. - 2009

  1. Радищев А.П. Литературное краеведение//Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Туризм и краеведение. - М.: Просвещение, 1982

  1. Сборник информационно-методических материалов по краеведческой и экскурсионной работе с учащимися: Организация и проведение геологических экспедиций школьников: Опыт работы Челябинской областной станции юных геологов. -М., 1992

  1. Словарь-справочник по педагогике / Под ред Пидкасистого П.И. - М.: Творческий центр, 2004

  1. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей. - М.: Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ, 2002

  1. Туристская карта: Московская область. - М.: ГУГК, 1986

  1. Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников. - М., 1993


Литература для детей и родителей

  1. Александр Яковлевич Березняк: Жизнь и деятельность. - Дубна: Феникс+, 2002

  1. Асташенков П.Т. Подвиг академика Курчатова: Творцы науки и техники. - М.: Знание, 1979

  1. Афанасьев С. Праздники в школе: 1000 советов. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003

  1. Буланов М.И., Седых Н.Н., Тарасова Л.М. Дубна: Родное Подмосковье: Историко-краеведческий обзор. - Дубна.:ГУПТО Тверская областная типография, 2003

  1. Все музеи Москвы и Подмосковья: Справочник. - М., 1993

  1. Георгий Николаевич Флеров: К семидесятилетию со дня рождения. - Дубна: Объединённый институт ядерных исследований, 1983

  1. Города Подмосковья: Книга первая. - М.: Московский рабочий, 1979

  1. Города Подмосковья: Книга вторая. - М.: Московский рабочий, 1980

  1. Города Подмосковья: Книга третья. - М.: Московский рабочий, 1981

  1. Дорогой памяти: Школьные музеи. - 2011

  1. Дубна: календарь знаменательных и памятных дат на 2005 год. - Дубна: Администрация г.Дубны, 2005

  1. Илларионов А.И., Прислонов Н.Н. Дубна. - ИЛАрт, ОСАДизаин, 2004

  1. Как писать отчёт: Пособие по составлению отчётов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах: на правах методических рекомендаций ТССР. - М., 2005

  1. Калейдоскоп школьных дел: 2 выпуск: Сценарии традиционных школьных праздников, праздников народного календаря, ключевых общешкольных дел и тематических вечеров. - М. - Псов: Сфера, 2001

  1. Каталог предприятий наукограда Дубна. - М. О.: ООО "МоскваПресс", 2009

  1. Книга Памяти. - Дубна: ОИЯИ, 1995

  1. Коркунов В. Жизнь замечательных людей Кимрского края. - Кимры, 1997

  1. Коркунов В. Кимрская старина: Краеведческие очерки. - Кимры: ГП Кимрская типография, 2000

  1. Коркунов В.И. Кимрская старина 2: Краеведческие очерки. - Кимры: ГУП "Кимрская типография", 2003

  1. Крюков Ю. Кимры и кимряки. - Кимры, 1992

  1. Крюков Ю.В. Загадка сельца Пустомазово, или Что случилось с родиной А.Н. Туполева. - Кимры, 1994

  1. Кудинов Н. Кимрская земля: исторические очерки. - Тверь: Булат, 2000

  1. Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Константинова Ю.В. Словарь юного туриста. - М.: ЦДЮТ, 2003

  1. Малюгин М.В. Записки купца Малюгина, Лебедев Н.Г. Статистико-этнографическое описание села Кимры 1865 г.- Кимры, 1993

  1. Материалы второй научной конференции школьников города Дубны Московской области. - Дубна, 2000

  1. Методические рекомендации по сбору краеведческого материала. - Йошкар-Ола, 2006

  1. Минделевич С.В. Туризм для всех, Бирюков А.А. "Пар костей не ломит". - М.: Знание, 1988

  1. Михаил Григорьевич Мещеряков: К 90-летию со дня рождения. - Дубна: ОИЯИ, 2000

  1. Наукоград Дубна. - Отдел туризма и услуг Администрации г. Дубны

  1. Наукоград Дубна. - Тверь: Студия-С, 2006

  1. Наукоград Дубна: 50 лет

  1. Наукоград Дубна: Фотоальбом. - Тверь: Студия-С, 2006

  1. Наукограды Подмосковья. - М.: Современные тетради, 1999

  1. О путях-дорогах фронтовых: Воспоминания дубненцев, участников Великой Отечественной войны. - М., 1999

  1. ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "РАДУГА" им. А.Я. Березняка"

  1. Объединённый институт ядерных исследований в городе Дубна. - Венгрия, 1960

  1. ОИЯИ 40: Хроника. Воспоминания. Размышления. / Под ред. Кадышевского В.Г., Сисакяна А.Н., Жабицкого В.М. - Дубна: ОИЯИ, 1996

  1. От гидросамолётов до суперсовременных ракет: Люди, продукция, технологии, объекты строительства Дубненского машиностроительного завода в левобережной части города Дубны. - Дубна: Феникс+, 2006

  1. Память сердца: Дмитровский район в годы Великой Отечественной войны. - Дмитров: СПАС, 1995

  1. Персин А.И. Словарь юного краеведа. - М., 2008

  1. По северо-западному Подмосковью: Туристская схема. - М.: Главное управление геодезии и картографии при совете министров СССР, 1968

  1. Подмосковье: Фотоальбом. - М.: Московский рабочий, 1978

  1. Покудин В.П. Кашинская писцовая книга 1628-1629 гг.: выпуск первый: Станы Дубенский, Пудицкий, Гостунский, Кимрская дворцовая волость. - Кимры, 2006

  1. Походная туристская игротека: Сборник № 1. - М.: Центральное рекламно-информационное бюро "Турист", 1991

  1. Прислонов Н.Н. Дубна-2010: Календарь знаменательных дат. - Дубна: Междунар. Ун-т природы, о-ва и человека "Дубна", 2010

  1. Родное Подмосковье: Дубна: Учебное пособие. - Дубна: Администрация г. Дубна

  1. Святая проза войны: Научный и художественно-публицистический альманах. - Дубна, 2001

  1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - Тула: ИПО "Л. Т.", 2003

  1. Словарь юного туриста. - М.: ФЦДЮТиК, 2008

  1. Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н., Антошин А.Ю., Жигирева Е.Г., Бекназарова Е.А. История Талдомского района: Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.:Магистр-Пресс, 2005

  1. Тверские памятные даты на 2000 год. - Тверь: ГЕРС, 1999

  1. Шелухо В.Д. Школьные литературные музеи: Справочник-путеводитель. - Минск: Полымя, 1989

  1. Экскурсоводу школьного музея: Методические указания. - М., 1973

  1. Дмитров: Популярный путеводитель. - Тверь: Волга.

  1. Музей-заповедник Дмитровский кремль. - Дмитров: Родники, 2011


Приложение

Практические советы по организации и методике работы с обучающимися по литературному краеведению.

Самоподготовка учителя. Решающее значение для организации литературно-краеведческой работы имеет предварительная самоподготовка учителя, его знакомство с историей и памятниками культуры, с примечательными местами родного края. Не меньшую роль играет знакомство учителя с литературными традициями своего края, его активный интерес к современной культурной жизни своего города. Учитель должен иметь представление об основных центрах собирательской и научно-исследовательской работы по литературоведению и фольклору, быть знакомым с литературой по методике и обмену опытом литературно-краеведческой деятельности, уметь работать с архивными источниками.

Начинать работу по литературному краеведению педагогу следует прежде всего со сбора следующих сведений: какие деятели культуры являются его уроженцами, какие бывали в данном крае? В каких произведениях литературы и искусства отображены люди, исторические события, быт и природа родного края? Какие явления, факты, события, аналогичные тем, которые отражены в изучаемых произведениях, имели место в общественной жизни края? Какую роль сыграли писатели - земляки в создании местной и общенациональной культуры? Источниками таких сведений могут быть художественные произведения, очерки, воспоминания, письма писателей и их современников, литературно-критические статьи в энциклопедиях и периодической печати, монографии и семинарии о писателях, летописи жизни и творчества писателей, справочники и путеводители по родному краю, ученые записки местных вузов, районные и областные газеты и журналы. Большую помощь педагогу могут оказать краеведы, родственники (потомки) писателя и другие люди, близкие писателю.

Систематизация собираемых материалов может выразиться в составлении библиографии на тему "Наш край в художественной, мемуарной и научно-популярной литературе", а также в подготовке картотеки "Писатели и другие деятели культуры и наш край".
Начав с эпизодического привлечения отдельных учащихся к выполнению тех или иных несложных заданий, учитель постепенно сплотит около себя актив увлеченных живым и интересным делом школьников. Почувствовав необходимость специальной подготовки, ребята с охотой возьмутся за систематическую работу в кружке.

Описание и паспортизацию литературных памятников (дома и другие постройки) можно проводить по следующему плану: название памятника; его местонахождение; вид, стиль сооружения, из каких материалов сделан памятник, примерный или точный возраст памятника; состояние памятника (хорошее, удовлетворительное, плохое, указать основные дефекты); подвергался ли данный памятник перестройкам и перепланировкам, если да, то каким и когда; что в нем расположено (живут жильцы, находится склад, пустует и т. д.); в чьем ведении находится памятник, состоит ли на учете как памятник культуры; основные факты жизни и творчества писателя (художника, композитора и др.), связанные с данным памятником. К паспорту прилагаются фотографии памятника, зарисовки и план здания.

Большое значение для охраны памятников культуры имеет учет бывших усадеб, связанных с жизнью писателей и других деятелей культуры. Основным документом паспортизации такого объекта может быть составленный школьниками план усадьбы. Понятно, что эта работа требует серьезной подготовки. На плане точно фиксируется теперешнее состояние усадьбы (общие очертания, существующие ныне здания и другие постройки, аллеи, пруды, беседки, памятные деревья и т. д.). Пунктиром может быть отмечен фундамент, сохранившаяся часть ограды и др. Пунктиром другого цвета следует отметить не существующие ныне объекты, о которых сообщили старожилы. Желательно также со слов этих людей подробно записать, какой вид имела усадьба в прошлом.

Литературная или литературно-художественная карта родного края может выглядеть примерно так: на схематическую карту данной местности наносятся, помимо районных центров и других самых крупных населенных пунктов, и такие, которые связаны с жизнью и деятельностью писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры. Около названий населенных пунктов можно поместить их портреты. Рядом с названиями проставляются номера. На полях карты или на специальной витрине по этим номерам, расположенным по порядку, даются пояснения, с каким деятелем культуры связан данный пункт. Для оживления карты можно прямо на ней нарисовать одним тоном популярные силуэты памятных мест края (дом, ворота, памятник и т.д.). Разноцветными пунктирными линиями можно нанести на карту литературные маршруты по родным местам.

Наиболее популярной и любимой школьниками формой литературно-краеведческой работы являются походы и экспедиции, проводимые с целью приобщения к культуре родного края.

Походы и экспедиции могут быть следующих видов: фольклорные, биографические, по литературным местам, археографические (поиски и собирание старинных книг, древних памятников письменности). Все походы и экспедиции должны иметь цель, понятную участникам кружка; собственно литературная тематика должна находиться в тесной связи с современностью. Походы и экспедиции обогащают ребят навыками самостоятельной деятельности, углубляют и расширяют знания, полученные ранее.
Во многих походах и экспедициях главным объектом изучения являются литературные музеи. Посещению музея предшествует большая подготовка. Помимо общего знакомства с жизнью и творчеством писателя, ребята должны заранее знать, какую работу они будут проводить в музее. Заранее распределяются темы, по которым учащиеся проводят самостоятельную подготовку. Так, например, готовясь к экскурсии в Ясную Поляну, можно взять следующие темы: "Ясная Поляна в жизни и творчестве Л. Н. Толстого"; "Толстой и народ. Л. Н. Толстой в памяти народа"; "Л. Н. Толстой-педагог; "Л. Н. Толстой - великий друг и защитник природы"; "Музей-усадьба Л. Н. Толстого - величайший памятник русской и мировой культуры". Необходимо обратить внимание ребят на роль экскурсовода и на необходимость внимательно прослушать всю его беседу, запомнить основное ее содержание и сделать необходимые по своей теме пометки в записной книжке. Полезно заранее ознакомить учащихся с планом экспозиции музея и дать советы по самостоятельной работе в музее. Большую пользу в дальнейшей работе коллектива могут оказать приобретенные в музее путеводители, фотографии и кинокадры, заснятые в музее, а также записанный на пленку рассказ экскурсовода.

Литературно-творческая деятельность учащихся в походе и экспедиции может иметь различные формы: книга похода (общий походный дневник); личные дневники и записные книжки участников похода; письма; корреспонденции в печать, на радио и др.

Общий походный дневник должен отражать основное содержание похода (экспедиции), жизнь походного коллектива с конкретными характерными эпизодами и характеристиками отдельных участников группы. Он должен быть насыщен конкретными фактами познаваемого, впечатлениями и мыслями.

Оправдывает себя следующая форма ведения общего дневника. На широких полях каждой страницы записываются все основные факты походной жизни, включая дежурства, меню походной кухни, перечисляются названия населенных пунктов, километраж пути, фамилии и имена людей, адреса и т. д. Основное же место страницы занимают литературное описание главных событий похода, экспедиции, содержание работы группы в музеях, беседы с населением, исторические справки о местности и населенных пунктах, различные наблюдения в пути, пейзажные зарисовки. Мысли и впечатления лучше давать от конкретных лиц. Это могут быть выдержки из личных дневников участников похода (экспедиции). Большое значение имеет художественное оформление книги: заголовки; карты отрезков пути на каждый день; зарисовки памятников, характерных деталей построек, костюмов, художественных изделий, бытовой утвари; виды местности и т. д.

Большой смысл имеет ведение литературных записей каждым участником похода (экспедиции). Личный дневник дисциплинирует учащегося, приучает его лучше видеть, больше запоминать, осмысливать познаваемое, разбираться в своих впечатлениях. Записи в личном дневнике ведутся ежедневно, по свежим следам событий. Следует предостерегать ребят от бездумного описания всего подряд. Полезнее выбирать то, что в течение походного дня оставило в памяти наибольший след. Пусть это будет эпизод из жизни походного коллектива, или встреча с интересным человеком, или произведение искусства, увиденное в музее. Большую ценность представляют высказанные в дневнике мысли, впечатления, характеристики.

Обычно в течение дня беглые записи, эскизные наброски, зарисовки ведутся в записной книжке (блокноте), которая в любой момент должна находиться под рукой. Рекомендуется в конце дня выделить время для того, чтобы каждый участник смог собраться с мыслями и записать свои впечатления и наблюдения в дневник.

© 2010-2022