- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 8 класс (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по литературе 8 класс (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Курбатова Г.Н. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на
заседании ШМО
Руководитель
________/Курбатова Г.Н./
Протокол №_______
От «_____»____20___г.
Согласовано
Заместитель
директора по УВР
«____»______20___г.
_______/Чеглакова Л.В./
Принято на заседании педагогического совета
Протокол №________
От «_____»______20__г.
Утверждено и введено в действие
Приказ №___________
От «_____»________20__г.
Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области
_______/Жарких М.В./
Рабочая программа
«Литература»
8 класс
(базовый уровень)
Учитель первой квалификационной категории: Курбатова Г.Н.
Программы общеобразовательных учреждений
Литература 5-11 классы
УДК 372.8:82/821
ББК 74.26
П 78
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровин, И.З.Збарский, В.П.Полухина
ISBN 5-09-015086-9
Москва «Просвещение» 2006
П.Колонтаевка, 2015 год
Содержание
Пояснительная записка___________________________________________3-4
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ _______________5
Содержание учебной программы________________________________6-10
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ____________________11-16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________17
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007, учебного базисного плана МБОУ «Колонтаевская СОШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 8 класса рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 8 класса ученик должен
Знать/понимать
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка4
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика. Телевидение, ресурсы Интернета).
Содержание учебной программы
1 ч. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2 ч.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. 1ч.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. 1ч.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. 1 ч.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. 1 ч.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 4 ч.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. 4 ч.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. 4 ч.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 31 ч.
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. 2 ч.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). 2 ч.
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке. 1 ч.
Теория литературы. Дума (начальное представление). 1 ч.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. 1 ч.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). 1 ч.
Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». 6 ч.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. 1 ч.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. 3 ч.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. 1 ч.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.
ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. 4 ч.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. 1 ч.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. 2 ч.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. 1 ч.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. 2 ч.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. 2 ч.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 19 ч.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. 2 ч.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. 1 ч.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. 1 ч.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. 1 ч.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). 1 ч.
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности. 1 ч.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. 2 ч.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. 2 ч.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 1 ч.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. 2 ч.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе 2 ч.
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11 ч.
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. 3 ч.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. 2 ч.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. 1 ч.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. 4 ч.
щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.
роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
№ урока
Название раздела, темы, урока
Кол-во часов
Домашнее задание
Дата
План
Факт.
Введение.
1
1
1
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа
1
Написать сочинение: «Книга в моей жизни»
Устное народное творчество.
2
2
2
Лирические и хороводные песни. Исторические песни
1
Выучить любую песню. Сообщение о русских исторических песнях
3
3
Частушка как малый песенный жанр. Предания как исторический жанр русской народной прозы
1
Выучить по выбору историческую песню. Сообщение о жизни А.Невского
Из древнерусской литературы.
2
4
4
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя А.Невского как княжеское житие
1
Подготовить письменную характеристику А.Невского. составить словарь устаревших слов
5
5
Внеклассное чтение.
«Повесть о Щемякином суде». Проблемы современности в повести
1
Подготовить ответ на вопрос: «Какое впечатление произвела на вас повесть?»
Из литературы 18 века.
4
6
6
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль
1
Составить хронологическую таблицу, перечитать комедию
7
7
Д.И.Фонвизин. Проблема воспитания истинного гражданина
1
Составить характеристики героев, перечитать отрывки
8
8
Анализ эпизода комедии «Недоросль». Основные правила классицизма
1
Законспектировать с.74-77, ответить на вопросы
9
9
Развитие речи.
Подготовка к домашнему сочинению
1
Написать сочинение по комедии «Недоросль»
10
10
Из литературы 19 века.
И.А.Крылов - поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя»
31
1
Выразительное чтение басни
11
11
Внеклассное чтение.
«Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства
1
Написать небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз»
12
12
К.Ф.Рылеев - декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» -- произведение русского гражданского романтизма
1
Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику
13
13
Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К», «19 октября». Их основные темы и мотивы
1
Выразительное чтение стихотворений
14
14
А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта»
1
Чтение; ответить на вопросы 1-7
15
15
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Формирование характера Гринева
1
Прочитать гл.3-4, кратко рассказать о жизни Гринева до знакомства с пугачевым
16
16
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта
1
Сопоставьте отношение генерала и Пугачева к любовной истории Гринева
17
17
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение правительственного лагеря.
1
Письменно: «Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?
18
18
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Композиция повести. Сюжетные элементы
1
Составить план к теме «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
19
19
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Жизненный путь Гринева. Образ Пугачева
1
Подготовиться к тестированию по повести «Капитанская дочка»
20
20
Тестирование по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
1
Прочитать повесть «Пиковая дама» А.С.Пушкина
21
21
Внеклассное чтение.
«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы
1
Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова
22
22
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше
1
Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника»
23
23
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Композиция и художественные особенности поэмы
1
Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы «Мцыри»
24
24
Тестирование по поэме «Мцыри»М.Ю.Лермонтова
1
Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
25
25
Н.В.Гоголь - великий сатирик. Комедия «Ревизор». История создания
1
Прочитать 1 действие комедии и статью на с.243-245
26
26
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига»
1
Прочитать 3-е действие пьесы, ответить на вопросы на с.228-229
27
27
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Семейство городничего
1
Прочитать 4-е действие пьесы
28
28
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества
1
Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами , предложенными в учебнике
29
29
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление
1
Перечитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель»
30
30
Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека»
1
Подготовить к тестированию
31
31
Тестирование по комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя
1
Подготовить сообщение о М.Е.Салтыкове-Щедрине
32
32
М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор. «История одного города» как сатирическое произведение
1
Прочитать отрывок из «Истории одного города» -- «О корени происхождения глуповцев», с.5-14
33
33
М.Е.Салтыков-Щедрин. Средства создания комического в произведении. Эзопов язык
1
Прочитать рассказ Лескова Н.С. «Старый гений»
34
34
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
1
Подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»
35
35
Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».Художественные особенности рассказа
1
Перечитать рассказ, составить план
36
36
Л.Н.Толстой. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала»
1
Письменная работа на тему «Какую из проблем, поставленных в рассказе, я считаю наиболее важной?»
37
37
Развитие речи.
Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова
1
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе
38
38
А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа
1
Сочинение: «Образы «футлярных» людей в рассказах Чехова
39
39
Внеклассное чтение.
Рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях
1
Подготовиться к контрольной работе
40
40
Контрольная работа на тему: «Литература 19 века»
1
Подготовить выразительное чтение рассказов Бунина «Кавказ» и «Муза» из цикла «Темные аллеи»
Из литературы 20 века.
19
41
41
И.А.Бунин. «Кавказ» -- рассказ из цикла «Темные аллеи»
1
Прочитать статью учебника «Историзм Бунина» и ответить на вопрос 2 (с.66)
42
42
А.И.Куприн:страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье
1
Подготовить сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых
43
43
Развитие речи.
Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна
1
Написать сочинение
44
44
А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории
1
Выразительное чтение стихотворения «Россия»
45
45
Внеклассное чтение.
Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов
1
Выучить стихотворение наизусть
46
46
С.А.Есенин. «Пугачев» -- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания
1
Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев»
47
47
Развитие речи.
Образ Пугачева в фольклоре. Произведениях Пушкина, Есенина
1
Написать сочинение
48
48
И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству
1
Чтение рассказа, ответить на вопросы
49
49
«Писатели улыбаются»: Тэффи. О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко
1
Прочитать поэму Твардовского «Василий Теркин». Подготовить биографию Твардовского
50
50
А.Т.Твардовский. поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни
1
Подготовить инсценирование глав «О награде», «Два солдата»
51
51
А.Т.Твардовский. «Теркин - кто же он такой?». Правда о войне и поэме Твардовского
1
Написать домашнее сочинение по одной из тем
52
52
Внеклассное чтение.
А.П.Платонов. картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»
1
Дочитать рассказ Платонова «Возвращение»
53
53
А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны
1
Подготовиться к уроку-концерту «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
54
54
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина
1
Выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть
55
55
В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» -- рассказ из книги «Последний поклон»
1
Дочитать рассказ до конца. Составить схему системы персонажей рассказа
56
56
В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета
1
Подготовить стихотворения для выразительного чтения И.Анненского, Д.Мережковского, Н.Заболоцкого
57
57
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов
1
Выучить одно стихотворение наизусть; нарисовать иллюстрации к стих. Н.Заболоцкого «Вечер на Оке»
58
58
Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И,Бунин
1
Выучить одно стихотворение наизусть
59
59
Контрольная работа на тему: «Литература 20 века»
1
Прочитать трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»
60
60
Из зарубежной литературы
У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви
11
1
Чтение трагедии; ответить на вопросы 1-7
61
61
У.Шекспир. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира
1
Чтение трагедии, чтение сонетов Шекспира
62
62
У.Шекспир. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы
1
Выучить одно стихотворение наизусть
63
63
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство
1
Чтение комедии; ответить на вопросы 1-6
64
64
Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии Мольера
1
Прочитать «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта
65
65
Внеклассное чтение.
Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества
1
Чтение романа; подготовить художественный пересказ эпизода
66
66
Внеклассное чтение.
В.Скотт - основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события
1
Чтение романа; ответить на вопросы 1-5
67
67
В.Скотт. «Айвенго».
1
Чтение романа; нарисовать иллюстрации
68
68
В.Скотт. «Айвенго»
1
Подготовить отрывок для чтения по ролям
ВСЕГО: 68 часов.
Список литературы
-
Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.:ВАКО, 2004.
-
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература:8 класс: Учебник в 2 ч.. -М.: Просвещение, 2013.
-
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.
-
Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.
-
Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
-
Макарова Б.А. Дидактичекие материалы по литературе 8 класс6 к учебнику В.Я.Коровиной. - Экзамен, -- М.:2009.