Рабочая программа по литературе 8 класс (базовый уровень) 2015-2016 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области



Рассмотрено на

заседании ШМО

Руководитель

________/Курбатова Г.Н./

Протокол №_______

От «_____»____20___г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

«____»______20___г.

_______/Чеглакова Л.В./

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №________

От «_____»______20__г.

Утверждено и введено в действие

Приказ №___________

От «_____»________20__г.

Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области

_______/Жарких М.В./




Рабочая программа

«Литература»

8 класс

(базовый уровень)

Учитель первой квалификационной категории: Курбатова Г.Н.


Программы общеобразовательных учреждений

Литература 5-11 классы

УДК 372.8:82/821

ББК 74.26

П 78

Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,

В.И.Коровин, И.З.Збарский, В.П.Полухина

ISBN 5-09-015086-9

Москва «Просвещение» 2006














П.Колонтаевка, 2015 год


Содержание

Пояснительная записка___________________________________________3-4

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ _______________5

Содержание учебной программы________________________________6-10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ____________________11-16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________17


Пояснительная записка.

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2007, учебного базисного плана МБОУ «Колонтаевская СОШ». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках со второй группой важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе - взаимосвязь литературы и истории. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 8 класса рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).









Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 8 класса ученик должен

Знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка4

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика. Телевидение, ресурсы Интернета).





Содержание учебной программы


1 ч. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2 ч.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. 1ч.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий. 1ч.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2 ч.

Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. 1 ч.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. 1 ч.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 4 ч.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. 4 ч.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. 4 ч.


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 31 ч.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. 2 ч.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений). 2 ч.

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич - главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева - основа песни о Ермаке. 1 ч.

Теория литературы. Дума (начальное представление). 1 ч.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения - зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. 1 ч.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин). 1 ч.

Роман «Капитанская дочка». Гринев - жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова - нравственная красота героини. Швабрин - антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». 6 ч.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести. 1 ч.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. 3 ч.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении. 1 ч.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора - высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.

ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. 4 ч.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении. 1 ч.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. 2 ч.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. 1 ч.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. 2 ч.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. 2 ч.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 19 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя. 2 ч.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. 1 ч.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. 1 ч.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. 1 ч.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники). 1 ч.

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности. 1 ч.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. 2 ч.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. 2 ч.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 1 ч.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. 2 ч.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).


Русские поэты о Родине, родной природе 2 ч.

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11 ч.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. 3 ч.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. 2 ч.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения. 1 ч.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. 4 ч.

щая история, обработанная "" Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко.

роизведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).


Календарно-тематическое планирование


п/п

урока

Название раздела, темы, урока

Кол-во часов

Домашнее задание

Дата

План

Факт.

Введение.

1

1

1

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

1

Написать сочинение: «Книга в моей жизни»

Устное народное творчество.

2

2

2

Лирические и хороводные песни. Исторические песни

1

Выучить любую песню. Сообщение о русских исторических песнях

3

3

Частушка как малый песенный жанр. Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

Выучить по выбору историческую песню. Сообщение о жизни А.Невского

Из древнерусской литературы.

2

4

4

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя А.Невского как княжеское житие

1

Подготовить письменную характеристику А.Невского. составить словарь устаревших слов

5

5

Внеклассное чтение.

«Повесть о Щемякином суде». Проблемы современности в повести

1

Подготовить ответ на вопрос: «Какое впечатление произвела на вас повесть?»

Из литературы 18 века.

4

6

6

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль

1

Составить хронологическую таблицу, перечитать комедию

7

7

Д.И.Фонвизин. Проблема воспитания истинного гражданина

1

Составить характеристики героев, перечитать отрывки

8

8

Анализ эпизода комедии «Недоросль». Основные правила классицизма

1

Законспектировать с.74-77, ответить на вопросы

9

9

Развитие речи.

Подготовка к домашнему сочинению

1

Написать сочинение по комедии «Недоросль»

10

10

Из литературы 19 века.

И.А.Крылов - поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя»

31

1

Выразительное чтение басни

11

11

Внеклассное чтение.

«Обоз». Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности и зазнайства

1

Написать небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз»

12

12

К.Ф.Рылеев - декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» -- произведение русского гражданского романтизма

1

Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику

13

13

Лирика А.С.Пушкина. Стихотворения «Туча», «К», «19 октября». Их основные темы и мотивы

1

Выразительное чтение стихотворений

14

14

А.С.Пушкин. «История пугачевского бунта»

1

Чтение; ответить на вопросы 1-7

15

15

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Формирование характера Гринева

1

Прочитать гл.3-4, кратко рассказать о жизни Гринева до знакомства с пугачевым

16

16

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка. Падение Белогорской крепости. Гибель коменданта

1

Сопоставьте отношение генерала и Пугачева к любовной истории Гринева

17

17

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение правительственного лагеря.

1

Письменно: «Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?

18

18

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Композиция повести. Сюжетные элементы

1

Составить план к теме «Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

19

19

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Жизненный путь Гринева. Образ Пугачева

1

Подготовиться к тестированию по повести «Капитанская дочка»

20

20

Тестирование по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Прочитать повесть «Пиковая дама» А.С.Пушкина

21

21

Внеклассное чтение.

«Пиковая дама». Проблема человека и судьбы

1

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

22

22

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри - романтическая поэма о вольнолюбивом юноше

1

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника»

23

23

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Композиция и художественные особенности поэмы

1

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы «Мцыри»

24

24

Тестирование по поэме «Мцыри»М.Ю.Лермонтова

1

Подготовить сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

25

25

Н.В.Гоголь - великий сатирик. Комедия «Ревизор». История создания

1

Прочитать 1 действие комедии и статью на с.243-245

26

26

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и «миражная интрига»

1

Прочитать 3-е действие пьесы, ответить на вопросы на с.228-229

27

27

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Семейство городничего

1

Прочитать 4-е действие пьесы

28

28

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества

1

Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами , предложенными в учебнике

29

29

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Хлестаковщина как общественное явление

1

Перечитать повесть Н.В.Гоголя «Шинель»

30

30

Н.В.Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека»

1

Подготовить к тестированию

31

31

Тестирование по комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя

1

Подготовить сообщение о М.Е.Салтыкове-Щедрине

32

32

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор. «История одного города» как сатирическое произведение

1

Прочитать отрывок из «Истории одного города» -- «О корени происхождения глуповцев», с.5-14

33

33

М.Е.Салтыков-Щедрин. Средства создания комического в произведении. Эзопов язык

1

Прочитать рассказ Лескова Н.С. «Старый гений»

34

34

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

1

Подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»

35

35

Л.Н.Толстой: страницы биографии. Рассказ «После бала».Художественные особенности рассказа

1

Перечитать рассказ, составить план

36

36

Л.Н.Толстой. Проблема самовоспитания, нравственной ответственности каждого за жизнь всех людей в рассказе «После бала»

1

Письменная работа на тему «Какую из проблем, поставленных в рассказе, я считаю наиболее важной?»

37

37

Развитие речи.

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова

1

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о природе

38

38

А.П.Чехов. рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

1

Сочинение: «Образы «футлярных» людей в рассказах Чехова

39

39

Внеклассное чтение.

Рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях

1

Подготовиться к контрольной работе

40

40

Контрольная работа на тему: «Литература 19 века»

1

Подготовить выразительное чтение рассказов Бунина «Кавказ» и «Муза» из цикла «Темные аллеи»

Из литературы 20 века.

19

41

41

И.А.Бунин. «Кавказ» -- рассказ из цикла «Темные аллеи»

1

Прочитать статью учебника «Историзм Бунина» и ответить на вопрос 2 (с.66)

42

42

А.И.Куприн:страницы биографии. Рассказ «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье

1

Подготовить сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых

43

43

Развитие речи.

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна

1

Написать сочинение

44

44

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия». Образ России и ее истории

1

Выразительное чтение стихотворения «Россия»

45

45

Внеклассное чтение.

Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов

1

Выучить стихотворение наизусть

46

46

С.А.Есенин. «Пугачев» -- поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания

1

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачев»

47

47

Развитие речи.

Образ Пугачева в фольклоре. Произведениях Пушкина, Есенина

1

Написать сочинение

48

48

И.С.Шмелев. «Как я стал писателем» -- воспоминание о пути к творчеству

1

Чтение рассказа, ответить на вопросы

49

49

«Писатели улыбаются»: Тэффи. О.Дымов, А.Аверченко, М.Зощенко

1

Прочитать поэму Твардовского «Василий Теркин». Подготовить биографию Твардовского

50

50

А.Т.Твардовский. поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни

1

Подготовить инсценирование глав «О награде», «Два солдата»

51

51

А.Т.Твардовский. «Теркин - кто же он такой?». Правда о войне и поэме Твардовского

1

Написать домашнее сочинение по одной из тем

52

52

Внеклассное чтение.

А.П.Платонов. картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

1

Дочитать рассказ Платонова «Возвращение»

53

53

А.П.Платонов. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны

1

Подготовиться к уроку-концерту «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

54

54

Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина

1

Выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть

55

55

В.П.Астафьев: страницы жизни и творчества. «Фотография, на которой меня нет» -- рассказ из книги «Последний поклон»

1

Дочитать рассказ до конца. Составить схему системы персонажей рассказа

56

56

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Особенности сюжета

1

Подготовить стихотворения для выразительного чтения И.Анненского, Д.Мережковского, Н.Заболоцкого

57

57

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе: И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов

1

Выучить одно стихотворение наизусть; нарисовать иллюстрации к стих. Н.Заболоцкого «Вечер на Оке»

58

58

Поэты Русского Зарубежья об оставленной ими Родине: Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон-Аминадо, И,Бунин

1

Выучить одно стихотворение наизусть

59

59

Контрольная работа на тему: «Литература 20 века»

1

Прочитать трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»

60

60

Из зарубежной литературы

У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви

11

1

Чтение трагедии; ответить на вопросы 1-7

61

61

У.Шекспир. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира

1

Чтение трагедии, чтение сонетов Шекспира

62

62

У.Шекспир. Сонеты. Воспевание поэтом любви и дружбы

1

Выучить одно стихотворение наизусть

63

63

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство

1

Чтение комедии; ответить на вопросы 1-6

64

64

Ж.Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». Черты классицизма в комедии Мольера

1

Прочитать «Путешествия Гулливера» Дж.Свифта

65

65

Внеклассное чтение.

Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

1

Чтение романа; подготовить художественный пересказ эпизода

66

66

Внеклассное чтение.

В.Скотт - основоположник исторического романа. «Айвенго». Главные герои и события

1

Чтение романа; ответить на вопросы 1-5

67

67

В.Скотт. «Айвенго».

1

Чтение романа; нарисовать иллюстрации

68

68

В.Скотт. «Айвенго»

1

Подготовить отрывок для чтения по ролям





ВСЕГО: 68 часов.







Список литературы


  1. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.:ВАКО, 2004.

  2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература:8 класс: Учебник в 2 ч.. -М.: Просвещение, 2013.

  3. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: 8 класс: дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.

  4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  6. Макарова Б.А. Дидактичекие материалы по литературе 8 класс6 к учебнику В.Я.Коровиной. - Экзамен, -- М.:2009.







































© 2010-2022