- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сжатие текста. Прием обобщения. Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе
Сжатие текста. Прием обобщения. Подготовка к экзамену по русскому языку в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бахтин С.Ф. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИЁМ ОБОБЩЕНИЯ
ОБОБЩЕНИЕ (ПЕРЕВОД ЧАСТНОГО В ОБЩЕЕ, СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ)
- замена однородных членов обобщающим понятием,
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением,
- обобщение содержания.
1.Прочитайте текст.
Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным - художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были ещё Куприны: один - землемер, другой - грузчик, третий - учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице - писателе Куприне. (По Б. Д. Челышеву)
Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?
Он был «един и многолик ». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным - художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.
2. Прочитайте текст.
Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, кленов, лип. (По Ю. М. Нагибину)
Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).
Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.
3. Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. (По Д. С. Лихачёву)
Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.
4. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?..(По И. Милославскому)
Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).
Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?..
5. Достаточно ли, например, у нас воображения? Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые уголки человеческой души. Без воображения нет образа мира и образа человека. А без этих образов жизнь становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь модели и схемы, а не живые люди. (По материалам сайтов Интернета)
Переведите частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.
Например, достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди схематичными?
6. Прочитайте текст. Сократите его вдвое.
Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать, как эти ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали новый роман Габриэля Гарсии Маркеса. Они были в курсе последних фильмов и премьер, которых я ещё не видел, и книжных новинок, о которых я ещё понятия не имел. (По Д. Гранину)
Эти трое были остроумные на язык. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер. (31 слово)