Как я всех люблю!

Литературно-музыкальная  композиция по роману Л.Н.Толстого «Война  и мир». Цели: 1)      воспитывать любовь к  русской классической литературе; 2)      продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого;   3)      развивать коммуникативные и  творческие  способности учащихся. Литературно-музыкальная композиция раскрывает образ любимой героини Л.Н.Толстого - Наташи Ростовой. Декорации: сцена должна быть достаточно свободной: 6 пар танцуют вальс, минует. Возможны драпировки из ткани, нарисованные на...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23



« Как я всех люблю!»


Литературно-музыкальная композиция


по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».










Разработала и провела

Терскова Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории.






Новочеркасск

Цели:

  1. воспитывать любовь к русской классической литературе;

  2. продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого;

  3. развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.

Декорации: сцена должна быть достаточно свободной: 6 пар танцуют вальс, минует. Возможны драпировки из ткани, нарисованные на подставках свечи и т.п.

Музыка

Ведущий: «Война и мир» … Роман Толстого прочитан, но вновь и вновь листаем мы его страницы, пересматриваем сцены, которые остаются в памяти и которые вызвали к жизни немало поэтических строк.

Мы размышляем о героях, чьи судьбы, по словам критика, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». Героиня сегодняшнего разговора - Наташа Ростова, любимая героиня Льва Николаевича Толстого.

Ведущий: Почему именно она?.. Что такое Наташа Ростова? Когда критики, разбирая роман, пытались дать ей характеристику, они каждый раз оказывались в положении Пьера Безухова, которого Марья Болконская просит рассказать о Наташе. « Я решительно не знаю, как отвечать на ваш вопрос, - говорит Пьер. - Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать».

Ведущая: Умна ли она? «Она не удостаивает быть умной», - замечает тот же Пьер. Но она удивительным образом всегда оказывает могущественное влияние на нравственную и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Вопросов, которые мучат этих людей, тяжких вопросов о смысле жизни, нет для неё. Именно поэтому всем существованием своим, каждым поступком, словом, она этот сложный вопрос разрешает - просто тем, что живёт, и тем, как живет.

Наташа: (выходит к краю сцены) Ах, какая прелесть! Соня! Соня! Да посмотри, что за прелесть! Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало… Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже,- и полетела бы. Вот так!

Соня: (за кулисами) Полно. Ты упадёшь, второй час, иди спать.

Наташа: Ах, ты только всё портишь мне … Ах, боже мой!.. Спать, так спать! (уходит).

Ведущий: (официально) 31 декабря, накануне нового 1810 года, был бал у екатерининского вельможи.

Ведущая: Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в восемь утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтобы все: она, мама, Соня - были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей.

Соня: (Выходит, прикалывая ленту)

Наташа: (Выбегает к ней) Ты не сумеешь, Соня! (Поправляет ей причёску, поворачивается к матери). А вы готовы, мама?

Графиня Ростова: Только току приколоть. (Смотрится в зеркало.

Наташа: Не делайте без меня! (Бежит к ней, помогает, забирает зеркало).

Наташа: Не так, не так, Соня! (подбегает к ней, поправляет платье) Вот так, Соня!

Граф: Ну что, девочки, готовы? Дайте, я на вас погляжу, а графиня лучше всех вас, красавица! Идёмте. Соня, тебя будет сопровождать Николай.

(Уходят)

Наташа: (любуется в зеркало) Что за прелесть эта Наташа! Всё, всё в ней есть: умна необыкновенно, мила и, потом, хороша необыкновенно, ловка - плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать удивительный голос…

(Уходит)

Дом вельможи.

Музыка.

Хозяйка дома (центр сцены) встречает гостей.

Ведущий: Граф и графиня Безуховы. Граф Анатоль Курагин.

Хозяйка дома: Очень рады вас видеть.

Ведущий: Борис Друбецкой и Жюли Карагина.

Хозяйка дома: Очень рады вас видеть.

Ведущий: Князь Андрей Болконский.

Хозяйка дома: Очень рады вас видеть.

Пьер Безухов: Князь Андрей!

Князь Андрей: Пьер, как я рад тебя видеть, ты мне дорог, особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…

Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти… Эгоизм, тупоумие, ничтожество во всём. Посмотришь на свет, кажется, что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Я знаю, жизнь моя кончена. (Разговаривая, отходят в правую сторону сцены, ближе к краю).

Пьер Безухов: Мне странно, что вы считаете свою жизнь испорченною. У вас всё, всё впереди… Однако, мой друг, я вижу Ростовых.

Ведущий: Граф и графиня Ростовы.

(Входят граф, графиня, за ними Наташа, Соня и Николай).

Хозяйка дома: Очень-очень рады вас видеть. Граф, которая ваша дочь? Charmante!

(Все, кроме графини и хозяйки гуляют по сцене)

Хозяйка дома: (Берёт графиню под руку, отходят к левому краю сцены, говорит, указывая в толпу): Вот это голландский посланник, видите, седой. (Указывая на Элен) А вот она, царица Петербурга, графиня Безухова. Как хороша! Не уступит Марье Антоновне, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от неё.

(Указывая на Жюли). А это миллионерка-невеста. А вот женихи: это брат Безуховой - Анатоль Курагин. Как хорош! Не правда ль? Говорят, женят его на этой богатой… А ваш- то кузен, Друбецкой, тоже очень увивается. Не знает, кого выбрать: Жюли Карагину или княжну Марью. Говорят, у них миллионы.

(Указывая на Пьера) А этот-то толстый, фармазон всемирный. С женою-то рядом поставьте: то-то шут гороховый!

Наташа: (Подбегая к матери) Мама, вот знакомый, Болконский, видите, мама? Помните, он у нас ночевал в Отрадном.

Хозяйка дома: А, вы его знаете? Терпеть не могу. Il fait a present la pluie et le beau temps. По нём теперь все с ума сходят. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошёл. И связался со Сперанским, какие-то проекты пишут Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся. Я бы его отделала, коли б он со мной так поступил, как с этими дамами.

(Отходят, на их месте Соня и Николай)

Соня: Мне слишком тяжело думать, что я могу быть причиной раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, - любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю, поэтому я умоляю вас, Николас, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня…

Николай: Соня, в вас есть всё, за что ценят людей, я вам очень признателен. (Целует её руку.)

(отходят, на их месте Наташа)

Музыка. Кавалеры приглашают дам

Наташа: Неужели так никто не подойдёт ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А! Это не она, так и нечего смотреть!» Нет, это не может быть! Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мною.

(Пьер подходит к князю Андрею, который разговаривает с одним из гостей)

Пьер: Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите её.

Князь Андрей: Где?.. (Гостю) Виноват, этот разговор мы доведём в другом месте, а на бале надо танцевать. (Идёт к Наташе)

Графиня: (За это время подошедшая к Наташе) Позвольте вас познакомить с моей дочерью.

Князь Андрей: Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня. Разрешите пригласить вас на вальс? Я хочу вам признаться, что я случайно слышал ваш разговор с кузиной лунной ночью, в тот мой приезд в Отрадное…

Наташа: Правда?

Вальс.

(Все прогуливаются по сцене, делают вид, что разговаривают)

Князь Андрей: (Подходит к правому краю сцены, в сторону) Ежели она подойдет сперва к своей кузине, а потом к матери, то она будет моей женой.

(Наташа подходит сперва к своей кузине, а потом к матери, которые с левой стороны сцены, целует их)

Князь Андрей: Какой вздор иногда приходит в голову! Но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна!

Графиня: Весело ли тебе, Наташа?

Наташа: Так весело, как никогда в жизни, голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! Как я всех люблю!

Элен: (Подходит к Наташе с Анатолем, Соня отходит). О моя восхитительная! Char monte. Нет, это ни на что не похоже, графиня (обращаясь к матери Наташи), никуда не ездить! Нет, я от вас не отстану! На днях у меня мадемуазель Жорж декламирует и соберутся кое-кто и, ежели вы не привезёте своих красавиц, то я вас знать не хочу! А теперь позвольте мне представить брата - Анатоль, он здесь ненадолго, скоро отъезжает в штаб в должности адъютанта главнокомандующего, которую ему выхлопотал ему отец…

Пьер: (Подходя к правому краю сцены, где стоит князь Андрей, указывая на Анатоля) Он всем существом своим был убеждён в том, что никогда в жизни не сделал ничего дурного, так как был не в состоянии думать о том, как его поступки могут отзываться на других. Он был убеждён, что сотворён Богом, чтобы занимать высшее положение в обществе… Между тем, не тщеславен и не честолюбив, сколько раз он портил себе карьеру различными выходками, смеясь над почестями. Одно, что он любил - веселье и женщин. И в этом он не видел ничего неблагородного. У кутил, к числу которых можно отнести Анатоля, есть чувство сознания своей невинности, он считал, что ему всё простится…

Анатоль: (Наташе) Вы танцуете?

Минует.

Все пары сходят со сцены, кроме Наташи и князя Андрея, они в центре сцены.

Князь Андрей: Я наблюдал за вами, вы пользуетесь успехом… Не смущайтесь, это действительно так.

(Князь Андрей делает кивок, Наташа приседает в реверансе.)

(Расходятся в противоположные стороны на краю сцены)

Наташа: И надо было нам встретиться на этом балу, всё это судьба, всё свелось к этому…

Князь Андрей: Я никогда не испытывал ничего подобного. Я не жил прежде, теперь только живу, но я не могу жить без неё.

Наташа: Ещё тогда в Отрадном, как только я увидала его, я почувствовала что-то особенное.

Князь Андрей: Но может ли она любить меня? Я стар для неё… Но это чувство… Весь мир разделён для меня на две половины: одна - она, и там счастье, надежда, свет, другая - всё, где нет её, там всё уныние и темнота.

Наташа: Со мной такого никогда не бывало! Но мне страшно при нём, что это значит? Значит, что это настоящее?!

Князь Андрей: И чего я боюсь, когда вся жизнь со всеми её радостями открыта мне, я не могу не любить света, и я не виноват в этом! И я очень счастлив!

(Смотрят друг на друга, делают два шага навстречу, останавливаются)

Князь Андрей: Я просил вашей руки…

Наташа: Ах, я так счастлива…

Князь Андрей: Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года?

Наташа: (смотрит прямо) Неужели это правда? Неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое моё дело и слово? Да, что он спросил у меня?

Князь Андрей: Я прошу вас через год сделать моё счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной, и ежели вы убедились бы, что не любите меня, или полюбили бы… В год вы узнаете себя…

Наташа: (Вдруг) Це-лый год! Да отчего же год?.. Отчего год? Это ужасно, ужасно!.. Я умру, дожидаясь года: это нельзя, ужасно. Нет, нет, я всё сделаю, я так счастлива!

(Князь Андрей уходит со сцены. Наташа одна посередине сцены, ближе к краю).

Наташа: (долго молчит, опустив голову.) Поскорее бы он приехал. Его мне надо… Сейчас, сию минуту мне его надо. За что я так пропадаю? Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. Дайте мне его, дайте скорее, скорее. (С трудом удерживая рыдания).

Музыка - охотничий рожок.

Входит Николай, собирающийся на охоту.

Наташа: (Быстро оживляется) Ты едешь? На охоту едешь? Я знала, что нынче такой день, что нельзя не поехать.

Николай: Едем (неохотно), да только за волками: тебе скучно будет.

Наташа: Ты знаешь, что это самое большое удовольствие. Это дурно - сам едет, а нам ничего не сказал.

Николай: Маменька сказала, что тебе нельзя.

Наташа: Нет, я поеду, непременно поеду, вели седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой.

(Уходят)

Ведущая: Через час вся охота была у крыльца… Как только вышли за ограду, все равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу. Наташа скакала, закутанная платками, из-под которых виднелось оживлённое с блестящими глазами лицо.

Ведущий: Как она ездит…а? Хоть бы мужчине впору. Как не дивиться? Смело, ловко!

Ведущий: Затравили волка, зверь был старый, матёрый, с седой спиной. В пасть волку заложили палку, связали ноги, взвалили под визг собак на шарахающуюся и фыркающую лошадь. Наташа, не переводя духа, радостно и пронзительно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным радостным разговором…

Ведущая: К ввечеру Николай с Наташей приняли предложение дядюшки оставить охоту, ночевать у него в его деревне Михайловке. Анисья Фёдоровна потчевала барышню-графинешку, подавая и грибочки, и лепёшечки чёрной муки, и сотовый мёд, яблоки, орехи, курицу. Наташа ела всё, и ей показалось, что подобного она нигде не видала и не едала. Так весело было на душе, так хорошо в этой новой обстановке. Дядюшка взял гитару, спокойно, но твёрдо начал отделывать известную песню.

Музыка: русская народная, балалайка.

Наташа: (Выходит на сцену, на платье накинута шаль) Прелесть, прелесть, дядюшка! Ещё, ещё! Что же это такое?

Танцует.

Ведущий: (в середине танца) Где, как, когда впитала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-фрацуженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Все любовались ею…

Ведущая: Толстой с волнением писал эти страницы «Войны и мира». Он узнавал свою Наташу, рассказывая в романе её судьбу. Иногда любимая героиня совершала поступки, неожиданные для самого писателя. Но всегда оставалась верна себе.

Ведущий: В конце романа, пережившая душевные страдания, всем существом своим Наташа погрузилась в семью и силы её были устремлены на то, чтобы служить мужу и семье. Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя отражением в своей жене». Графиня Ростова «повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший её лучшими в его глазах качествами женщины. И мы хотим, чтобы и вы полюбили её.

Музыка. Все выходят на поклон.



Использованная литература:


  1. Л.Н.Толстой, Роман-эпопея «Война и мир».

  2. Бочаров


© 2010-2022